Искусство предвосхищает будущее. Урок 2
презентация к уроку по мхк (9 класс) на тему

Шевченко Елена Леонидовна

Урок искусства в 9 классе по программе Сергеевой Г.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 9_iskusstvo_predvoskhishchaet_budushchee_urok_2.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство предвосхищает будущее Урок 2. Предсказания в искусстве Учитель Шевченко Е.Л.

Слайд 2

Вспомните В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Чем интересна работа художника XVIII в. Ж.-Э. Лиотара «Шоколадница»?

Слайд 3

Вспомните Что предсказал Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой»?

Слайд 4

Вспомните Назовите русского художника, разработавшего теорию влияния цвета на эмоции человека? Основоположником какого направления в живописи он является?

Слайд 5

Хаотично закольцованная манера письма этого художника не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока. Вспомните названия его картин.

Слайд 6

Вспомните Какой музыкальный жанр представляет собой некую образную модель строения Вселенной?

Слайд 7

Предсказания в искусстве Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п.

Слайд 8

Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis — откровение — это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

Слайд 9

Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. А. Дюрер. Четыре всадника. Гравюра

Слайд 10

Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель. Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Четвертый всадник – это Смерть. Чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники. В Библии эти всадники являются по очереди, и художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции. А. Дюрер. Четыре всадника

Слайд 11

В Библии эти всадники являются по очереди, и художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо неминуемо ворвутся в реальный мир. А. Дюрер. Четыре всадника

Слайд 12

Франсиско Гойя (1746-1828) испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

Слайд 13

Ф. Гойя. Скорбное предчувствие будущего. Офорт

Слайд 14

Серия офортов Ф.Гойи «Капричос». «Капричос» состоит из 80 офортов. Гравюры «Капричос» были опубликованы в 1799 г., в последний год XVIII столетия – Эпохи Просвещения, когда каждый уважающий себя интеллектуал бесконечно верил во всесилие человеческого разума. Сон разума рождает чудовищ.

Слайд 15

Офорт – вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Офорт – способ гравирования и оттиск, полученный этим способом.

Слайд 16

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» 1814г.

Слайд 17

Андрей Вознесенский «Я — Гойя!» Я — Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое. Я — горе. Я — голос Войны, городов головни на снегу сорок первого года. Я — голод. Я — горло Повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой... Я — Гойя! О грозди Возмездья! Взвил залпом на Запад я пепел незваного гостя! И в мемориальное небо вбил крепкие звезды — как гвозди. Я — Гойя.

Слайд 18

Б. Кустодиев. Большевик

Слайд 19

Б. Кустодиев. Большевик Гигант с оловянными глазами с красным стягом в руках, как безумный Гулливер, не видя ничего ни перед, ни под собой, шагает «Вперед! Без страха и сомненья» по людскому муравейнику, и каждый его шаг – страшно представить! – будет стоить сотен и сотен человеческих жизней. На пути «большевика» теперь, - всего через один шаг! – здание храма! И, надо понимать, что оно под напором этого Гулливера не устоит. «Свобода, свобода, эх, эх без креста!» - написал за два года до этого А.Блок. Год создания «Большевика» (1920), ознаменовался окончанием Гражданской войны. Б.Кустодиев попытался доступными ему средствами предупредить соотечественников о возможной беде.

Слайд 20

К. Юон. Новая планета

Слайд 21

Предсказания в музыке В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874—1954). Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной. Задание. Послушайте музыку Ч. Айвза. Какое впечатление она произвела на вас?

Слайд 22

Домашнее задание (на выбор) Рассмотрите картину К. Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня. Посмотрите кинофильм «Андрей Рублев» (режиссер А. Тарковский, композитор В.Овчинников). Попытайтесь объяснить, почему фильм, в котором Русская земля, истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей, голодом, произволом, жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства.

Слайд 23

Чарльз АЙВЗ (1874-1954) Вопрос, оставшийся без ответа для камерного ансамбля (1906) В «Вопросе, оставшемся без ответа» нет ни цитат, ни сложных ритмических конструкций, а вся партитура помещается на нескольких страницах. Айвз добивается здесь огромной выразительности, лишь умело «расслаивая» разные типы звукового материала, разные «музыки». Одна из них – это чистый фон струнных, постоянно, несмотря ни на что, тянущих свой хорал, составленный из простых аккордов. « Это – молчание друидов , – пишет Айвз, – которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат ». Семь раз труба задает «вечный вопрос существования», который каждый раз звучит совершенно одинаково. И хотя партия трубы «вписывается» в метрическую сетку струнных, ритм ее вопроса оказывается инородным, принадлежащим другому миру. « Поиски неведомого ответа , – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука) ». Игра флейт никак не скоординирована со струнными и происходит как бы «поперек» них, совершенно в ином темпе и движении. По материалам: С.Павлишин «Чарльз Айвз»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку искусство 9 класс по теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения

Презентация к теме:    Искусство предвосхищает  будущее.  Дар предвосхищения.Цель :Познакомить с  произведениями  искусства , предвосхищавшие   историческ...

Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения. 9 класс

Презентация к уроку "Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения"  9 класс...

Искусство предвосхищает будущее

Урок искусства в 9 классе по программе Г.П. Сергеевой...

Урок музыки "Искусство предвосхищает будущее"

Характерной чертой организации учебно-исследовательской познавательной деятельности является ориентация на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления. Эта ...

Презентация к уроку искусство "Искусство предвосхищает будущее"

В данной презентации представлен материал к уроку по теме....

Контрольная работа по теме «Искусство предвосхищает будущее»

Контрольная работа для учащихся 9 класса по предмету искусство (МХК) по теме: "Искусство предвосхищает будущее". ...

9 класс. Тест по теме «Искусство предвосхищает будущее».

Тест по теме «Искусство предвосхищает будущее».9 класс....