Особенности искусства XX века
статья по мхк (11 класс) по теме

Жарова Ирина Николаевна

Особенности искусства XX века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_iskusstva_xx_veka.doc25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности искусства XX века

Особую проблему в курсе мировой художественной культуры представляет изучение искусства XX века – самой малоизученной области.

XX век заставил людей жить в мире скоростей и сжатого уплотненного потока информации. XX век расширил возможности искусства, но и многое сделал труднодоступным для людей: кино заменило театр и оперу, упрощая жанры искусства, в которых надо уметь слушать звучащие голоса, музыку в разном исполнении, это уже особый труд, трудная работа и души, и ума.

Сегодня стало трудно убеждать, что настоящее искусство – вовсе не то, что ублажает тебя и обслуживает, что оно может изменить твою душу, твое отношение ко всему в мире, что до него надо дорасти, учиться с детства понимать его. Уроки мировой художественной культуры в школе должны учить детей ценить не только другого человека, но и любое явление в мире просто за то, что оно неповторимо, а не потому, что из него можно извлечь какую-нибудь пользу. Сложно в наше время развивать у учеников это бескорыстие взгляда и сердца, когда его ежечасно учат держать “ближе к сердцу” какие-то акции. “Мешанина в обществе обязательно пройдет, а тонкость душевной жизни, способность понимать другого человека, быть в родстве с природой, с культурой, историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира и в то же время творчески проявлять себя в этом мире, все то, что может принести художественное и эстетическое развитие – всегда будет необходимо для полноценного человеческого существования, независимо от того, станет ли ребенок художником или изберет совсем другую профессию”.

В наше время, к сожалению, к искусству и к художественному творчеству принято относиться как к чему-то особенному, большинству людей недоступному. “И для такого отношения есть основания: ведь искусство отделено от обыкновенного человека рампой, оркестровой ямой, непроницаемым шифром нотной записи, изощренностью современного стихосложения, масштабами музея и концертного зала”. (6) Много труда надо положить, чтобы научиться создавать искусство и понимать его. Разумеется, нужна и особая одаренность писателей, артистов, музыкантов, живописцев. Это, конечно, особенные люди. Но приобщение к искусству, к художественному творчеству необходимо и тем детям, у которых взрослые не заметили особых талантов.

Многие программы настойчиво рекомендуют “развивать умение отличать ценности от сурогатов, от уродливых явлений “массовой культуры”. Но современная наука, в отличии от художественной критики, все чаще говорит “об упадке” искусства. И не только среди учеников – даже среди преподавателей мировой художественной культуры мало тех, кто признает современное искусство и искусство XX века заслуживающим внимания. Они искренне считают не только авангард, но и даже импрессионизм свидетельством упадка искусства.

Задача учителя научить учащихся разбираться в искусстве XX века, критически отбирать в массовой культуре, поп-культуре вещи не лишенные человеческой современной души, чтобы дети не становились просто потребителями искусства, обывателями. XX век диктует: “Все, что создано, должно быть быстро завернуто в красивую бумагу и быстро продано. Все должны послушно жевать жвачку. Все должны быть винтиками”. Но культура шепчет: “Ты – не винтик, ты можешь многое!” И, если человек задумается об этом, он увидит много прекрасного, услышит неземную музыку, поймет абстрактную живопись и, может, вспомнит о душе.

XX век – век открытий научных, перевернул сознание людей: теория относительности Эйнштейна, тайны атома, рентгеновских лучей, радио, кино, телевидение. Когда интернет станет носителем культуры, наступит XXI век  компьютерно-виртуальный.

В искусстве XX века ощущение переломности звучит у многих авторов, отпад и откат нравственности, зверства, изуверства, жестокость. Огромное многообразное количество направлений искусства XX века представляет очень пеструю картину. Попытка дать единое определение, произвести синтез искусств  пока не дает результата. Искусство XX века на сегодняшний день – это скорее большая симфония XX века. Особенно трудно на уроках мировой художественной культуры говорить с детьми об искусстве XX века. Много нового, неясного, что главное, что красиво, что правильно? XX век снимает многие из этих вопросов. Но уже некоторые итоги пытаются подвести. “Рок-музыка отражает историю XX века”.(7) Каждая эпоха имеет свое музыкальное лицо, в XX веке это рок и джаз. Еще одно новшество XX века – микрофон. С появлением микрофона перестали музицировать голосом, а с песней у каждого народа связаны и национальные особенности, и общение и духовность. В этом вопросе важно выделить умеют ли дети на выставке, концерте смотреть в себя, могут ли они рассказать: какие у них возникают ассоциативные связи, умеют ли они слушать искусство?

Цель урока:

для учителя – дать новый материал;  для ученика – усвоить новые знания.

Виды деятельности на уроке: для учителя – объяснение новой темы;

для ученика – прослушивание нового материала, запоминание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян".

Методическая разработка цикла уроков и презентация к уроку....

Тест по Новой истории, тема "Искусство XIX века". 8 класс

Проверочный тест, предмет - Новая история, тема -  "Искусство XIX века"....

Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству

Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского....

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. «Значительные события русской истории в произведениях В.И.Сурикова».

план- конспект урока по программе Б.М.Неменского 7 класс.Тематическая картина в русском искусстве XiX века...

Презентация к уроку по искусству "Искусство ХХ века"

Презентация предназначена для 6-7-9 классов. Ознакомление с представителями и выдающимися личностями в живописи ХХ века....

Презентация к уроку МХК по теме "Неоклассицизм в искусстве "серебряного века". Мир искусства" (11 класс)

Данная презентация была разработана мной для проведения урока МХК в 11 классе по программе Рапацкой Л.А....

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...