«… Я ПИШУ ДЕМОНА» ОБРАЗ ДЕМОНА В ТВОРЧЕСТВЕ М. А.ВРУБЕЛЯ
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме
Интегрированный урок по литературе и МХК. Урок построен на сопоставлении образа Демона Врубеля и Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_pishu_demona.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«… Я ПИШУ ДЕМОНА»
ОБРАЗ ДЕМОНА В ТВОРЧЕСТВЕ М. А.ВРУБЕЛЯ
ДУХ, НЕ СТОЛЬКО ЗЛОБНЫЙ, СКОЛЬКО СТРАДАЮЩИЙ И
СКОРБНЫЙ, НО ПРИ ВСЁМ ТОМ ДУХ ВЛАСТНЫЙ… ВЕЛИЧАВЫЙ.
М.А. Врубель «Демон»
Слово учителя литературы
Многое в жизни взаимосвязано, иногда самым непостижимым, «демоническим» образом. Поэма Лермонтова «Демон» оказала огромное влияние на многих людей искусства. На её сюжет написаны оперы Фитингофа-Шеля «Тамара» и «Демон» Рубинштейна, музыкальная картина «Демон» Бларамберга, третья симфония Направника, одноимённый балет Цинцадзе. Демоном бредил Поленов. Но с наибольшей силой Демон ворвался в творчество художника Михаила Александровича Врубеля. Демон, однажды вошедший в творческое сознание Лермонтова и Врубеля, не покидал их до самой смерти.
А началось всё со случайных совпадений. Да были ли они случайными?
Сообщение ученика
Слово учителя МХК
(Презентация. Биография Врубеля)
Сообщение ученика (Врубель – иллюстратор Лермонтова).
Слово учителя МХК
- Цель урока – всмотреться в картины Врубеля, сравнить его Демона с Демоном Лермонтова, определить, что взял художник у великого поэта для своего героя и в чём не согласен с ним.
(Кадры презентации)
Учитель МХК
- Иллюстрации Врубеля по своему духу, мощи, драматичности сродни поэме Лермонтова, но нас сейчас более интересуют два живописных полотна – «Демон сидящий» и «Демон поверженный», потому что их главный герой- не портрет лермонтовского духа изгнанья, а плод длительных раздумий, поисков самого художника. Каков же он, Демон Врубеля?
«Демон сидящий».
История создания картины, рассматривание, беседа.
Учитель МХК:
-Каким вы видите Демона?
Прекрасный юноша, поза выражает уныние, безнадёжность. Его лицо красиво, а глаза полны такой тоски, нечеловеческой печали, что в них больно смотреть. Герою тесно в рамках полотна.
Учитель литературы
- Какие строки из поэмы Лермонтова созвучны созданному Врубелем образу?
Начало поэмы
- Если так, то перед нами герой, тоскующий по прежней жизни, по утраченной вере и чистоте. Неужели перед нами раскаивающийся Демон? Каким рисут героя Лермонтов?
Однажды отрёкшийся от Бога герой вряд ли способен вернуться к прежней жизни и идеалам.
- Откуда же печаль и страдание? Что об этом пишет Лермонтов?
Строфа 2, часть 1
Истоки печали Демона в его разладе с самим собой, в абсолютном одиночестве, в понимании бессмысленности и бесцельности своего существования. Таким видел художник героя и так его характеризовал: (эпиграф)
Беседа по картине
Учитель МХК
- Как лермонтовский Демон соткан из противоречий, так и картина построена на контрастах. Определите их.
- В чём своеобразие пейзажа?
- О каких трёх цветах говорит Блок?
Учитель литературы
-Давайте подведём итоги анализа картины.
- Художественный способ характеристики героя построен на контрастах.
- Демоны Врубеля и Лермонтова похожи и в то же время различны.
- Демон красив, молод, но весь облик выражает скорбь, одиночество.
- В центре полотна один Демон, но ему так тесно в формате картины, что создаётся ощущение скованности, придавленности.
- Демона окружает яркий, пронизанный солнцем пейзаж, но в нем нет души, он окаменел
- Мир на картине согрет солнцем, но он Демона веет холодом.
Демон Врубеля – фигура трагическая. Он символизирует вечную борьбу добра изла, мучительные противоричия человеческого духа, неудовлетворённость собой и целым миром, беспредельное одиночество. Это действительно «Печальный Демон, дух изгнанья», вызывающий у зрителей сострадание, а не злой дух Лермонтова, «царь познанья и свободы», злобный и коварный.
Слово учителя МХК
- «Демон сидящий» никого не оставляет равнодушным, она заставляет вглядываться, вдумываться, сочувствовать и сопереживать. Демониана Врубеля не завершается этой картиной. Ещё долгие годы на холстах, обрывках бумаги в глине появляются его черты. И вот рождается новая картина _ «Демон поверженный»
Сообщение ученика о создании картины.
Учитель МХК
- Врубель хотел, чтобы его новая картина потрясала зрителей, и она действительно потрясает. Чем? Опишите картину.
Перед нами фантастическое существо с изломанным телом в россыпи павлиньих перьев. Дико и жалко его искривлённое страданием лицо –
-Но изломано тело, а сломлен ли его дух?
Нет. Страшен взгляд его горящих глаз. В них ярость, гнев, отчаяние.
Учитель литературы
-Какие строки из поэмы вспоминаются, когда вы смотрите на это полотно?
Но если лермонтовский Демон, потерпев поражение в борьбе за душу Тамары, способен на новое зло, то Демону Врубеля уже не подняться никогда: слишком страшно его падение.
Учитель литературы
- Подводим итоги нашего урока. Что объединяет Демонов Врубеля?
Трагизм судьбы. Их души полны муки и страданий от одиночества, их раздирают противоречия между неприятием мира и невозможностью его изменить.
- Что взял Врубель для своих Демонов из поэмы Лермонтова и в чём его образы противоречат лермонтовскому персонажу?
Влияние лермонтовского произведения на художника велико. И всё же Демон Врубеля более человечен, его трудно представить в роли коварного искусителя, сеющего смерть, раздоры и злобу. Оба Врубелевских Демона вызывают у зрителей понимание, жалость, сострадание, а герой Лермонтова внушает чувство опасности и страха
Заключительное слово учителя МХК
Влияние Демона на судьбу Врубеля.
Рефлексия
- Вы показали себя вдумчивыми, способными к эмпатии учениками. Возможно, у вас появились какие-то мысли, вам хочется выплеснуть свои чувства. Вслух ли письменно сделайте это. Это может быть два-три слова или два-три предложения.
Домашнее задание
1. Повторить основные факты жизни Гоголя;
2. Прочитать повесть «Невский проспект» Гоголя;
3. Итогом изучения произведений первой половины 19 века будет письменная работа. Среди предлагаемых тем –тема нашего урока. Работу над ней можно уже начинать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок литературы и мхк "Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля" 9 класс
Поэт и художник обратились к одной и той же теме, "вечной" в литературе. Урок рассказывает об общем в изображении Демона Лермонтовым и Врубелем, а также также рассказывает об отличиях творческого мето...
Тенденция взаимопроникновения искусств: словесного и изобразительного (на примере творчества А.Блока и М.Врубеля)
Данная презентация была представлена на конкурс творческих работ в городе Сарове и заняла первое место в районном НОУ....
Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля.
Анализ творчества Лермонтова М. Ю. и М.А. Врубеля...
Зачет по творчеству Врубеля М.А.,Тропинина,Сурикова.
Зачет по творчеству Врубеля М.А.,Тропинина,Сурикова...
"Творчество В.Васнецова, М.Нестерова, М.Врубеля (19-20 вв.). "
Исторический текстовый и иллюстративный материал....
Презентация к уроку литературы в 10-м классе "Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля"
Презентация к уроку литературы в 10-м классе...
Произведения М. Ю. Лермонтова в творчестве М. Врубеля
Произведения М.Ю. Лермонтова в творчестве М. Врубеля...