"Раннее Возрождение в Италии"
методическая разработка по мхк (11 класс) по теме
Методическая разработка по теме "Раннее возрождение" , 11 класс, по программе Л.Г. Емохоновой.
Тема: Раннее Возрождение
Цель урока: Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений художественной культуры, уметь их сравнивать и соотносить с исторической эпохой.
Задачи:
- Уметь оценивать, сопоставлять, феномены культуры и искусства.
- Понимать шедевры мировой художественной культуры.
- Формировать умения работать с информацией.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
ЦОР: презентации: «Раннее Возрождение, «Мазаччо», «Донателло», фильм «Донателло «Давид» ТРК «Культура»
Ход урока.
План урока | содержание | материалы |
1.Оргмомент.
2.Ход урока
| Постановка цели урока. Проверка домашнего задания.
1.Введение в тему. « Я ставлю тебя в центр Вселенной, чтобы тебе было удобно обозревать всё, что делается в мире». Пико дела Мирандола.
Человек получает новую оценку: занимает в мироздании главное место.признание не только нравственной , но и эстетической ценности человеческой личности определило мировоззрение эпохи: гуманизм. Новое ренессансное видение человека продиктовано необходимостью организации новой среды обитания. «Вертикальному» положению человека соответствовал «Горизонтальный» земной мир – «идеальный город» Возрождения: разомкнутое пространство, где человек должен чувствовать себя свободно. Концепция «идеального города « получила воплощение в теоретических трактатах по градостроительству, архитектуре, живописи.
2. Ордер в Архитектуре. Альберти видел «ИГ» со зданиями классического ордера: соблюдение симметрии, соразмерности, регулярности. В планировке выделение центральной оси, в декоре колонны, триумфальные арки, аркады. Арка – всегда открытая, объединяющая городское пространство. Важной составляющей ,по Альберти ,был соборный купол. Его сфера – отображение вселенной с Богом в центре – словно собирала под свою сень всё городское пространство. Ядром «ИГ» была площадь – символ мира открытого по горизонтали на все стороны. Урбанистическая теория Альберти_ город – совокупность архитектурных пространств, а площадь – образ по –новому структурированного мира.
Теория Альберти опиралась на практику величайшего реформатора архитектуры – флорентийца Филиппо Брунелесски. |
Слайд № 3
Слайд №4 – «Идеальный город», рисунок 1460г. Нац.галерея.Урбино Слайд №5 – Лен Батиста Альберти (1404 -1472)
Слайд №6 – Филиппо Брунелесски (1377 – 1446)
|
| Урож Уроженец Флоренции, Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) родоначальник ренессансной арх архитектуры Италии, один из создателей теории перспективы( возводил здания на основе точ точных ма6ематических расчетов).
С начала XV столетия поиску античной архитектуры сопутствовал поиск античной литературы. В обоих случаях открытие и восстановление шло бок о бок с идеями сохранения и реконструкции. Как Петрарка применял свои знания для восстановления текста и завершения литературной формы Ливия, так Брунеллески и другие применяли свои исследования для восстановления архитектурных форм античных зданий. Брунеллески первоначально работал как скульптор и участвовал (но не выиграл) в конкурсе1401 г. на лучший проект бронзовых рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт купола (диаметр основания 42 метра). Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер, котoрый опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый тёмно-красной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный изящным беломраморным световым фонарём, парит над городом как величественный образ Флоренции. |
Слайды № 7,8 Ф.Брунелесски Собор Санта Марие дель Фьоре. |
| Сам собор возводился невероятно долго. строиться в 1296 , и только к 1380 г. здание подвели под под купол. Флорентинцы объявили конкурс на завершение строительства, но теперь здание отли отличалось от первоначального плана и требовалось возвести купол диаметром 42 метра, за эту работу никто не взялся и только через 40 лет Брунелесски решил проблему перекрытия собора. |
Слайд № 9 Изображения собора |
| При возведении купола соблюдена система каркаса и заполнения, присущая готической конструкции, - 8 каменных рёбер – нервюр. Но математический расчёт делался античного купола Пантеона. Венчает купол изящный фонарик, как бы завершающий ось вращения. его украшают сдвоенный коринфские капители и римские консоли, превращённые в завитки – валюты, излюбленный мотив итальянской архитектуры.
| Слайд № 10 Изображение конструкции |
| Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер, котoрый опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый тёмно-красной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчаный изящным беломраморным световым фонарём, парит над городом как величественный образ Флоренции. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре или просто Дуомо, до сих пор самая высокая постройка во Флоренции (114,5м). | Слайд №11 Изображение собора и купола |
| Ис Использовался античный ордер и при возведении Воспитательного дома для покинутых Мм младенцев. Гуманное назначение постройки отразись на её приветливом, спокойном облике. Двух этажный фасад протянулся по одной из сторон площади. . Его нижний этаж открывается 9 аркад на стройных изящных колоннах,под арками располаются 9 прямоугольных окон, украшенных трёхугольными фронтонами. Здание создаёт впечатление равновесия и гармонии. Позднее, в 1463-1466 гг., промежутки между арками были украшены цветными керамическими медальонами с рельефами работы флорентийского скульптора Андреа дела Роббиа. Р рельефы изображают спеленатых младенцев. Подобные лёгкие лоджии стали знаковыми для ренессансных зданий. Основа – флорентийский локоть.глубина каждого пролёта равна 9 флор.локтям, что установило соотношение между щириной арки и высотой колонн, высоту второго этажа. Это была новая по форме постройка, в ней было выверено равновесие вертикалей и горизонталей, что придавало лёгкость. В постройке Брунеллески выражена одна из главных особенностей ранней рен. архитектуры: Она предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его росту с их высокими сводами. пред
Р
Новый ренессансный облик приобрела традиционная трёхнефная базилика .В церкви Сан – Спирито реализуется идея разомкнутого пространства «ИГ» . Взяв за основу план латинского креста архитектор прорезает стены полукруглыми нишами – капеллами знатных флорентийских семей, которые выходят в боковые нефы. Проёмы обрамляют колоны коринфского ордера, как и центральный неф.Такие же колонны по периметру трансепта и прямоугольной апсиды превращают грандиозный зал церкви в настоящий лес колонн. Цетральный неф перекрыт плоским кессонированным потолком, а боковые нефы – парусными сводами.Купол покоится на парусах. Всё это придаёт интерьеру церкви черты парадного светского здания. Такой тип базилики становится ориентиром для дальнейшего строительства.
| Слайды №12,13,14 Изображение Дома сирот и элементов конструкции.
Слайды № 15,16 Изображение церкви Санто – Спирито и её утреннего убранства |
| Новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане. Никому другому из мастеров раннего Возрождения не удалось столь органично соединить теоретические представления с их практическим осуществлением. По праву Филиппо Брунеллески считается основоположником архитектуры итальянского Ренессанса |
Слайд №17 Портрет Ф.Брунелесски на надгробье в соборе Санта –Мария дель Фьоре. |
| 3/ Творчество Мазаччо. Открытие законов перспективы в ИЗО связано с именем Мазаччо(1401-1428). Один из крупнейших мастеров флорентийской школы, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кватроченто, Мазаччо продолжил художественные искания Джотто, придавая изображениям невиданную ранее жизненную убедительность. Выстраивая изображение от зрителя, Мазаччо уводит его в живописное трёхмерное пространство при помощи соединения линий центре картины. Впоследствии эту перспективу назовут итальянской. Рассмотрим фресковые росписи капеллы Бракаччо в церкви Санта – Мария дель Кармине во Флоренции.
| Презентация «Мазаччо»
|
| В росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (между 1425 и 1428)- “Изгнание из Рая”, “Чудо со статиром”, “Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню”, “Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью”, Мазаччо, помещая фигуры в пространственно развернутой среде, подчеркивая их телесность обобщенной моделировкой и колоритом, решительно порывает со средневековой традицией.
| Слайд №2 Портрет Мазаччо |
| Церковь Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, где находится капелла Бранкаччи, как многие старинные церкви, отличается на редкость непритязательным фасадом, скрывающим внутри настоящую жемчужину живописи
| Слайд №3 Виды капеллы Бранкаччи |
| «Изгнание из рая» может считаться одним из первых реалистических изображений обнаженного тела в искусстве XV века. В то время как другие живописцы по средневековой традиции изображали человеческие фигуры так, что «ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках» (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость. Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, позы выразительны. Никогда прежде грехопадение прародителей рода человеческого не было показано столь волнующе и драматично.
| Слайд №4 Фреска «Изгнание из рая» |
| Анализ знаменитой фрески Мазаччо – "Чудо со статиром". | Слайды № 5,6,7 Фреска «Чудо со статиром» |
| Образ площади и улицы в живописи Мазаччо Анализ фрески «Воскрешение Тавифы и исцеление расслабленного» 1426-1427
| Слайды № 8,9 Фреска «Раздача милостыни» 1426-1427
|
| Анализ фрески «Раздача милостыни» 1426-1427
| Слайд № 10 Фреска «Раздача милостыни» 1426-1427
|
| Анализ фрески «Исцеление тенью»1426-1427
| Слайд №11 Фреска «Исцеление тенью»1426-1427
|
|
Готическая отвлеченность, свойственная многим итальянским мастерам конца XIV – начала XV века, была наконец преодолена в этих композициях.
| Слайд № 12 Изображение стен капеллы с фресками |
| Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи занимают важнейшее место в искусстве итальянского Раннего Возрождения, не имеют себе равных по заключенному в них могучему дыханию жизни, повышенной достоверности изображенного художником мира. Этот мир полон драматической энергии, наделен библейской первозданностью и приметами современного художнику сурового облика Флоренции. Его персонажи обладают не только свойственным искусству Возрождения нравственным величием, но и неповторимой яркостью облика, силой духа и характера. Мазаччо трактует облик созданного им мира с монументальной обобщенностью и необычной для живописи XV в. мощью живописного языка.
| Слайд № 12 |
|
| Слайд № 14 |
| Творчество Донателло
| Презентация «Донателло» |
|
Донато ди Никколо ди Бетто Барди вошел в историю искусств под уменьшительным именем Донателло (1386—1466). Наряду с Джованни Пизано и Микеланджело он является величайшим итальянским скульптором ренессансной поры, чей шестидесятилетний творческий путь составил целую эпоху в истории европейской пластики. Донателло принадлежит к числу самых смелых реформаторов итальянского искусства. Пожалуй, ни один другой скульптор его поколения не соприкоснулся так тесно с духовным миром флорентийского «гражданского гуманизма», не воспринял столь глубоко его новых художественных идей.
| Слайд №2 Скульптура Донателло |
| «720 лир Донателло за рельеф... со сценой, где голову Иоанна Предтечи приносят Царю, сидящему за столом. Этот рельеф, один из двух, переданных Якопо делла Кверча, и главный архитектор кафедрального собора передал заказ Донателло» (Книга счетов строительной комиссии Сиенского собора от 8 октября 1427 года).
| Слайд №3 Купель баптистерия, Сиена Донателло, Кверча делла, Якопо Гиберти, Лоренцо 1417–1434 гг. |
| Анализ бронзового рельефа «Пир Ирода» | Слайды № 4,5,6,7 Фрагменты рельефа |
| Донателло создал гармоничный образ человека Ренессанса, в равной мере эстетический и нравственный. Бронзовая полутораметровая статуя юного Давида - первое изображение свободно стоящего обнаженного человеческого тела в скульптуре Возрождения. | Слайд №8 Скульптура Давида |
|
| Слайд №9 Скульптура в обзоре
Фильм ТРК «Культура» |
| Анализ скульптуры. Значение творения Донателло. | Слайды № 10,11 |
3. | Домашнее задание: стр.16 -26, вопросы в конце параграфа. В тетради: кратко записать сюжет рельефа «Пир ирода», библейский подвиг Давида. |
|
| http://www.bibliotekar.ru/Italia-Vozroz http://images.yandex.ru/yandsearch?p= http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post71263336/ http://www.paradoxplace.com/Perspectives/Italian%20Images/Single%20frames/Portraits/Brunelleschi.htm http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/6.htm http://smallbay.ru/artitaly/masaccio.html http://krotov.info/acts/16/more/vazari_07.html http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200900107 http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0% http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=3969
http:
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rannee_vozrozhdenie.docx | 47.3 КБ |
Презентация разделена на две части, после скачивания необходимо их соединить | 2.7 МБ |
rannee_vozrozhdenie_2chast.pptx | 2.47 МБ |
donatello.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Раннее Возрождение
Цель урока: Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений художественной культуры, уметь их сравнивать и соотносить с исторической эпохой.
Задачи:
- Уметь оценивать, сопоставлять, феномены культуры и искусства.
- Понимать шедевры мировой художественной культуры.
- Формировать умения работать с информацией.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
ЦОР: презентации: «Раннее Возрождение, «Мазаччо», «Донателло», фильм «Донателло «Давид» ТРК «Культура»
Ход урока.
План урока | содержание | материалы |
1.Оргмомент. 2.Ход урока | Постановка цели урока. Проверка домашнего задания. 1.Введение в тему. « Я ставлю тебя в центр Вселенной, чтобы тебе было удобно обозревать всё, что делается в мире». Пико дела Мирандола. Человек получает новую оценку: занимает в мироздании главное место.признание не только нравственной , но и эстетической ценности человеческой личности определило мировоззрение эпохи: гуманизм. Новое ренессансное видение человека продиктовано необходимостью организации новой среды обитания. «Вертикальному» положению человека соответствовал «Горизонтальный» земной мир – «идеальный город» Возрождения: разомкнутое пространство, где человек должен чувствовать себя свободно. Концепция «идеального города « получила воплощение в теоретических трактатах по градостроительству, архитектуре, живописи. 2. Ордер в Архитектуре. Альберти видел «ИГ» со зданиями классического ордера: соблюдение симметрии, соразмерности, регулярности. В планировке выделение центральной оси, в декоре колонны, триумфальные арки, аркады. Арка – всегда открытая, объединяющая городское пространство. Важной составляющей ,по Альберти ,был соборный купол. Его сфера – отображение вселенной с Богом в центре – словно собирала под свою сень всё городское пространство. Ядром «ИГ» была площадь – символ мира открытого по горизонтали на все стороны. Урбанистическая теория Альберти_ город – совокупность архитектурных пространств, а площадь – образ по –новому структурированного мира. Теория Альберти опиралась на практику величайшего реформатора архитектуры – флорентийца Филиппо Брунелесски. | Слайд № 3 Слайд №4 – «Идеальный город», рисунок 1460г. Нац.галерея.Урбино Слайд №5 – Лен Батиста Альберти (1404 -1472) Слайд №6 – Филиппо Брунелесски (1377 – 1446) |
Урож Уроженец Флоренции, Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) родоначальник ренессансной арх архитектуры Италии, один из создателей теории перспективы( возводил здания на основе точ точных ма6ематических расчетов). С начала XV столетия поиску античной архитектуры сопутствовал поиск античной литературы. В обоих случаях открытие и восстановление шло бок о бок с идеями сохранения и реконструкции. Как Петрарка применял свои знания для восстановления текста и завершения литературной формы Ливия, так Брунеллески и другие применяли свои исследования для восстановления архитектурных форм античных зданий. Брунеллески первоначально работал как скульптор и участвовал (но не выиграл) в конкурсе1401 г. на лучший проект бронзовых рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт купола (диаметр основания 42 метра). Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер, котoрый опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый тёмно-красной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный изящным беломраморным световым фонарём, парит над городом как величественный образ Флоренции. | Слайды № 7,8 Ф.Брунелесски Собор Санта Марие дель Фьоре. | |
Сам собор возводился невероятно долго. строиться в 1296 , и только к 1380 г. здание подвели под под купол. Флорентинцы объявили конкурс на завершение строительства, но теперь здание отли отличалось от первоначального плана и требовалось возвести купол диаметром 42 метра, за эту работу никто не взялся и только через 40 лет Брунелесски решил проблему перекрытия собора. | Слайд № 9 Изображения собора | |
При возведении купола соблюдена система каркаса и заполнения, присущая готической конструкции, - 8 каменных рёбер – нервюр. Но математический расчёт делался античного купола Пантеона. Венчает купол изящный фонарик, как бы завершающий ось вращения. его украшают сдвоенный коринфские капители и римские консоли, превращённые в завитки – валюты, излюбленный мотив итальянской архитектуры. | Слайд № 10 Изображение конструкции | |
Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер, котoрый опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый тёмно-красной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчаный изящным беломраморным световым фонарём, парит над городом как величественный образ Флоренции. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре или просто Дуомо, до сих пор самая высокая постройка во Флоренции (114,5м). | Слайд №11 Изображение собора и купола | |
Ис Использовался античный ордер и при возведении Воспитательного дома для покинутых Мм младенцев. Гуманное назначение постройки отразись на её приветливом, спокойном облике. Двух этажный фасад протянулся по одной из сторон площади. . Его нижний этаж открывается 9 аркад на стройных изящных колоннах,под арками располаются 9 прямоугольных окон, украшенных трёхугольными фронтонами. Здание создаёт впечатление равновесия и гармонии. Позднее, в 1463-1466 гг., промежутки между арками были украшены цветными керамическими медальонами с рельефами работы флорентийского скульптора Андреа дела Роббиа. Р рельефы изображают спеленатых младенцев. Подобные лёгкие лоджии стали знаковыми для ренессансных зданий. Основа – флорентийский локоть.глубина каждого пролёта равна 9 флор.локтям, что установило соотношение между щириной арки и высотой колонн, высоту второго этажа. Это была новая по форме постройка, в ней было выверено равновесие вертикалей и горизонталей, что придавало лёгкость. В постройке Брунеллески выражена одна из главных особенностей ранней рен. архитектуры: Она предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его росту с их высокими сводами. пред
Р
Новый ренессансный облик приобрела традиционная трёхнефная базилика .В церкви Сан – Спирито реализуется идея разомкнутого пространства «ИГ» . Взяв за основу план латинского креста архитектор прорезает стены полукруглыми нишами – капеллами знатных флорентийских семей, которые выходят в боковые нефы. Проёмы обрамляют колоны коринфского ордера, как и центральный неф.Такие же колонны по периметру трансепта и прямоугольной апсиды превращают грандиозный зал церкви в настоящий лес колонн. Цетральный неф перекрыт плоским кессонированным потолком, а боковые нефы – парусными сводами.Купол покоится на парусах. Всё это придаёт интерьеру церкви черты парадного светского здания. Такой тип базилики становится ориентиром для дальнейшего строительства. | Слайды №12,13,14 Изображение Дома сирот и элементов конструкции. Слайды № 15,16 Изображение церкви Санто – Спирито и её утреннего убранства | |
Новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане. Никому другому из мастеров раннего Возрождения не удалось столь органично соединить теоретические представления с их практическим осуществлением. По праву Филиппо Брунеллески считается основоположником архитектуры итальянского Ренессанса | Слайд №17 Портрет Ф.Брунелесски на надгробье в соборе Санта –Мария дель Фьоре. | |
3/ Творчество Мазаччо. Открытие законов перспективы в ИЗО связано с именем Мазаччо(1401-1428). Один из крупнейших мастеров флорентийской школы, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кватроченто, Мазаччо продолжил художественные искания Джотто, придавая изображениям невиданную ранее жизненную убедительность. Выстраивая изображение от зрителя, Мазаччо уводит его в живописное трёхмерное пространство при помощи соединения линий центре картины. Впоследствии эту перспективу назовут итальянской. Рассмотрим фресковые росписи капеллы Бракаччо в церкви Санта – Мария дель Кармине во Флоренции. | Презентация «Мазаччо» | |
В росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (между 1425 и 1428)- “Изгнание из Рая”, “Чудо со статиром”, “Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню”, “Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью”, Мазаччо, помещая фигуры в пространственно развернутой среде, подчеркивая их телесность обобщенной моделировкой и колоритом, решительно порывает со средневековой традицией.
| Слайд №2 Портрет Мазаччо |
Церковь Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, где находится капелла Бранкаччи, как многие старинные церкви, отличается на редкость непритязательным фасадом, скрывающим внутри настоящую жемчужину живописи | Слайд №3 Виды капеллы Бранкаччи | |
«Изгнание из рая» может считаться одним из первых реалистических изображений обнаженного тела в искусстве XV века. В то время как другие живописцы по средневековой традиции изображали человеческие фигуры так, что «ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках» (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость. Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, позы выразительны. Никогда прежде грехопадение прародителей рода человеческого не было показано столь волнующе и драматично. | Слайд №4 Фреска «Изгнание из рая» | |
Анализ знаменитой фрески Мазаччо – "Чудо со статиром". | Слайды № 5,6,7 Фреска «Чудо со статиром» | |
Образ площади и улицы в живописи Мазаччо Анализ фрески «Воскрешение Тавифы и исцеление расслабленного» 1426-1427 | Слайды № 8,9 Фреска «Раздача милостыни» 1426-1427 | |
Анализ фрески «Раздача милостыни» 1426-1427 | Слайд № 10 Фреска «Раздача милостыни» 1426-1427 | |
Анализ фрески «Исцеление тенью»1426-1427 | Слайд №11 Фреска «Исцеление тенью»1426-1427 | |
Готическая отвлеченность, свойственная многим итальянским мастерам конца XIV – начала XV века, была наконец преодолена в этих композициях. | Слайд № 12 Изображение стен капеллы с фресками |
Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи занимают важнейшее место в искусстве итальянского Раннего Возрождения, не имеют себе равных по заключенному в них могучему дыханию жизни, повышенной достоверности изображенного художником мира. Этот мир полон драматической энергии, наделен библейской первозданностью и приметами современного художнику сурового облика Флоренции. Его персонажи обладают не только свойственным искусству Возрождения нравственным величием, но и неповторимой яркостью облика, силой духа и характера. Мазаччо трактует облик созданного им мира с монументальной обобщенностью и необычной для живописи XV в. мощью живописного языка.
| Слайд № 12 | |
| Слайд № 14 | |
Творчество Донателло | Презентация «Донателло» | |
Донато ди Никколо ди Бетто Барди вошел в историю искусств под уменьшительным именем Донателло (1386—1466). Наряду с Джованни Пизано и Микеланджело он является величайшим итальянским скульптором ренессансной поры, чей шестидесятилетний творческий путь составил целую эпоху в истории европейской пластики. Донателло принадлежит к числу самых смелых реформаторов итальянского искусства. Пожалуй, ни один другой скульптор его поколения не соприкоснулся так тесно с духовным миром флорентийского «гражданского гуманизма», не воспринял столь глубоко его новых художественных идей. | Слайд №2 Скульптура Донателло | |
«720 лир Донателло за рельеф... со сценой, где голову Иоанна Предтечи приносят Царю, сидящему за столом. Этот рельеф, один из двух, переданных Якопо делла Кверча, и главный архитектор кафедрального собора передал заказ Донателло» (Книга счетов строительной комиссии Сиенского собора от 8 октября 1427 года). | Слайд №3 Купель баптистерия, Сиена Донателло, Кверча делла, Якопо Гиберти, Лоренцо 1417–1434 гг. | |
Анализ бронзового рельефа «Пир Ирода» | Слайды № 4,5,6,7 Фрагменты рельефа | |
Донателло создал гармоничный образ человека Ренессанса, в равной мере эстетический и нравственный. Бронзовая полутораметровая статуя юного Давида - первое изображение свободно стоящего обнаженного человеческого тела в скульптуре Возрождения. | Слайд №8 Скульптура Давида | |
| Слайд №9 Скульптура в обзоре Фильм ТРК «Культура» | |
Анализ скульптуры. Значение творения Донателло. | Слайды № 10,11 | |
3. | Домашнее задание: стр.16 -26, вопросы в конце параграфа. В тетради: кратко записать сюжет рельефа «Пир ирода», библейский подвиг Давида. | |
http://www.bibliotekar.ru/Italia-Vozroz http://images.yandex.ru/yandsearch?p= http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post71263336/ http://www.paradoxplace.com/Perspectives/Italian%20Images/Single%20frames/Portraits/Brunelleschi.htm http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/6.htm http://smallbay.ru/artitaly/masaccio.html http://krotov.info/acts/16/more/vazari_07.html http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200900107 http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0% http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=3969
http: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений художественной культуры, уметь их сравнивать и соотносить с исторической эпохой. Задачи: Уметь оценивать, сопоставлять, феномены культуры и искусства. Понимать шедевры мировой художественной культуры. Формировать умения работать с информацией.
Пико делла Мирандола , гуманист XV века « Я ставлю тебя в центр Вселенной, чтобы тебе было удобно обозревать всё, что делается в мире».
Школа Пьеро делла Франчески . «Идеальный город»,1460. Национальная галерея, Урбино .
Леон Батиста Альберти, а втор трактата «Десять книг о зодчестве» теоретика искусства и архитектуры.
Филиппо Брунелесски 1377 - 1446
Уроженец Флоренции Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) родоначальник ренессансной архитектуры Италии , один из создателей теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов ). Брунелесски не порывал с традициями, о придавал сооружениям новый художественный облик. Ранняя постройка Брунеллески купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции - это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает».
Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт купола ( диаметр в основания 42 метра). Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер, котoрый опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый тёмно-красной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный изящным беломраморным световым фонарём, парит над городом как величественный образ Флоренции.
Собор возводился невероятно долго. Начал строиться в 1296 , и только к 1380 г. здание подвели под купол. Флорентинцы объявили конкурс на завершение строительства, но долгожданная постройка несколько отличалась от первоначально задуманного проекта, и диаметр основания будущего купола составил 42 м, такую задачу решить никто не взялся . «Великое вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские земли ». Леон Батиста Альберти
При возведении купола соблюдена система каркаса и заполнения, присущая готической конструкции, - 8 каменных рёбер – нервюр. Но математический расчёт делался античного купола Пантеона. Венчает купол изящный фонарик, как бы завершающий ось вращения. его украшают сдвоенный коринфские капители и римские консоли, превращённые в завитки – валюты, излюбленный мотив итальянской архитектуры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одновременно с возведением купола архитектор построил в 1421 - 44 гг.первое в истории рен.зодчества здание детского приюта – Оспедале дель и Инноченти (что в переводе с итальянского означает «госпиталь и приют невинных » ).
Здесь тоже использовался античный ордер. Двух этажный фасад протянулся по одной из сторон площади. . Его нижний этаж открывается 9 аркад на стройных изящных колоннах , под арками располаются 9 прямоугольных окон, украшенных трёхугольными фронтонами. Здание создаёт впечатление равновесия и гармонии.
Позднее , в 1463-1466 г.г. промежутки между арками были украшены цветными керамическими медальонами с рельефами работы флорентийского скульптора Андреа дела Роббиа . Рельефы изображают спеленатых младенцев . Подобные лёгкие лоджии стали знаковыми для ренессансных зданий.
Новый ренессансный облик приобрела традиционная трёхнефная базилика .В церкви Санто – Спирито реализуется идея разомкнутого пространства «ИГ» . Взяв за основу план латинского креста архитектор прорезает стены полукруглыми нишами – капеллами знатных флорентийских семей которые выходят в боковые нефы.
Проёмы обрамляют колоны коринфского ордера, как и центральный неф. Такие же колонны по периметру трансепта и прямоугольной апсиды превращают грандиозный зал церкви в настоящий лес колонн. Купол покоится на парусах . Всё это придаёт интерьеру церкви черты парадного светского здания. Такой тип базилики становится ориентиром для дальнейшего строительства.
Новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане. Н икому другому из мастеров раннего Возрождения не удалось столь органично соединить теоретические представления с их практическим осуществлением. По праву Филиппо Брунеллески считается основоположником архитектуры итальянского Ренессанса.
Домашнее задание: Ответить на вопросы в конце параг рафа ( стр.21, использовать иллюстрации из рабочей тетради) Мини – проект «Величайший зодчий xv столетия» ( по желанию)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Донато ди Никколо ди Бетто Барди вошел в историю искусств под уменьшительным именем Донателло (1386—1466). Наряду с Джованни Пизано и Микеланджело он является величайшим итальянским скульптором ренессансной поры, чей шестидесятилетний творческий путь составил целую эпоху в истории европейской пластики. Донателло принадлежит к числу самых смелых реформаторов итальянского искусства. Пожалуй, ни один другой скульптор его поколения не соприкоснулся так тесно с духовным миром флорентийского «гражданского гуманизма», не воспринял столь глубоко его новых художественных идей.
Купель баптистерия, Сиена Донателло , Кверча делла , Якопо Гиберти , Лоренцо 1417–1434 гг. «720 лир Донателло за рельеф... со сценой, где голову Иоанна Предтечи приносят Царю, сидящему за столом. Этот рельеф, один из двух, переданных Якопо делла Кверча , и главный архитектор кафедрального собора передал заказ Донателло» (Книга счетов строительной комиссии Сиенского собора от 8 октября 1427 года).
Пир Ирода. Рельеф купели баптистерия в Сиене . 1423—27 Бронза, позолота. 60 х 60 см Баптистерий, Сиена
Донателло, развивая идеи Филиппо Брунеллески, создал так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, тщательного разграничения планов и постепенного понижения рельефности. Находящиеся на первом плане фигуры и объекты не только даны объемно, но и зрительно воспринимаются как находящиеся перед плоскостью рельефа, в реальном пространстве, в то время как фон решен как «сплющенный рельеф» , с пространственными планами, переданными средствами перспективы.
Действие начинается в глубине, и завершается на переднем плане. Эмоциональное напряжение достигает кульминации: царь Ирод в Ужасе отшатнулся от протягиваемого ему воином блюда с окровавленной головой Иоанна Крестителя, один из сотрапезников обращается к нему со с ловами укора, другой закрыл лицо рукой, два мальчика в нижнем левом углу также отпрянули от страшного зрелища, выражая охвативший их ужас.
Донателло заключает всю сцену в раму, перерезая ею фигуры и архитектуру. Этим он хочет показать, что изображение может быть продолжено влево и вправо и что пространство развертывается не только вглубь, но и в стороны. Такой повышенный интерес Донателло к пространству был вызван стремлением обрести в рельефе достаточно широкое поле действия для фигур, долгие столетия остававшихся скованными золотым либо гладким абстрактным фоном.
Б ронзовая полутораметровая статуя юного Давида - первое изображение свободно стоящего обнаженного человеческого тела в скульптуре Возрождения. Донателло создал гармоничный образ человека Ренессанса, в равной мере эстетический и нравственный.
Статуя «Давида» была создана в наиболее классический период творчества мастера, вероятно, для фонтана посредине внутреннего двора палаццо Риккарди-Медичи . Впервые она упоминается, стоящей на этом месте, в отчете о свадьбе Лоренцо Медичи в 1469 году. После падения Медичи и конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор Палаццо Веккьо и установили на мраморной колонне, в 1777 передали в Галерею Уффици, сейчас хранится в Национальном музее Флоренции.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, впоследствии самый знаменитый царь Израильский - один из самых распространенных героизированных образов Итальянского Ренессанса, в целом тема героя-победителя – излюбленная тема этой эпохи. У Донателло обнаженное тело впервые увидено глазами гуманиста, как совершенное творение природы, наделенное живой, естественной красотой, скульптор гениально переработал античные образцы в духе своего времени.
После «Давида» Донателло обнаженная фигура стала неотъемлемой частью нового гуманистического искусства. В статуе Давида сохраняются отголоски готики - в постановке фигуры, характерного готического изгиба тела, движении тонких, в лице, склоненное и прикрытое полями шляпы. Но все же в этой статуе Донателло воплотил смелый порыв, динамизм, одухотворенность. По сути эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения и знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства.
Источники: http://www.donatelo.ru/ http://www.iconart.info/masterpiece.php?lng
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.
Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы: 1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...
Технологическая карта открытого урока истории по теме «Культура Раннего Возрождения в Италии».
......
Урок истории в 7 классе "Гуманизм и Возрождение в Италии".
Разработка урока в 7 классе с приложением и презентацией. К учебнику "Всеобщая история" О. Даниловой...
Методическая разработка на тему «Искусство Возрождения в Италии», 9 класс
Конспект урока с презентацией...
Контрольно-измерительные материалы "Возрождение. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения"
Вопросы по теме "Раннее Возрождение"...
Культура раннего Возрождения в Италии.
Культура раннего Возрождения в Италии....