Черный квадрат-пустота или бездна?
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему
Урок МХК , 11 класс . Программа Солодовникова Ю. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyy_kvadrat_k._malevicha_-pustota_ili_bezdna.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока по мировой художественной культуре.
К. Малевич «Черный квадрат на белом» - пустота или бездна?
Урок разработан в рамках программы Ю.А.Солодовникова
Раздел: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX века»
Тема: « Освобождение от формы» (11 класс).
Цель и задачи урока:
Образовательные:
- открыть новые способы понимания и отображения мира (смысловая и эмоциональная нагрузка цвета и формы).
-творчески осмыслить феномен супрематизма.
Воспитательные:
-воспитать навыки коммуникативных способностей;
- воспитать умение работать в группах различного состава;
- умение слушать и слышать других;
- воспитать эмоционально-оценочное отношение к искусству и стремление к самопознанию и творчеству.
Развивающие:
- развить навыки индивидуальной и групповой работы;
-развитие познавательного интереса через примеры и творческую деятельность;
-развить навыки работы с художественным текстом;
-развить навыки ассоциативного и творческого мышления;
Тип урока: углубление, расширение.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал с фрагментами поэзии XIX-XX веков, листы А4, краски, кисти, стаканчики с водой, пенопласт, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, скотч, канцелярский нож…
Ход урока
№ | Материал | Содержание урока | Деятельность учащихся | Время |
1 | Эпиграф на доске: «Наша современность должна понять, что не жизнь будет содержанием искусства, а искусство должно стать содержанием жизни, так как только при этом условии жизнь может быть прекрасна». (Малевич К.С.) | Выберете каждый себе по геометрической фигуре и организуйтесь так, чтобы в каждой группе были все фигуры вне зависимости от цвета. | Организация групп | О.5 |
2 | На доске: ХХ век - время… | Продолжите предложение: « ХХ век – время….» запишите на полосках бумаги. Одно слово на одну полоску. Готовые варианты на доску в хаотичном порядке (не повторяясь!!!) | Работа в группах (готовые варианты на доску в хаотичном порядке) | О,5 |
3 | Стихи: 1группа: -А. Пушкин «Я Вас любил» -И.Бродский «Ниоткуда с любовью,надцатого мартобря…». 2 группа: -А. Пушкин «Я помню чудное мгновенье». -Ф.Хлебников Сверхповесть «Зангези». 3 группа: -Тютчев Ф.И. «Я встретил вас — и все былое» -В.Маяковский «Меня сейчас узнать не могли бы…» 4 группа: -М. Лермонтов «Парус». - Д. Бурлюк. «…Душа — кабак, а небо — рвань…» 5 группа: -Баратынский Е. А.«Муза» -Б. Пастернак «Февраль» | У вас на столах тексты. Сравните стихотворения. Меняется ли язык литературы? Если да, то как? С чем это связано? У вас 1 мин минуты. | Работа в группах. Анализ литературных текстов. | 2 |
4 | - И. Репин « Бурлаки на Волге» (реализм) -К. Моне «Впечатление. Восход солнца». (Импрессионизм) -Ван Гог «Подсолнухи» (постимпрессионизм) -Анри Матисс «Танец» (фовизм) -В. Кандинский «Красная площадь» (абстракционизм) -П. Мондриан. Композиция (неопластицизм) -К. Малевич «Черный квадрат на белом» (супрематизм) | Посмотрите видеоряд. Как меняется язык живописи? С чем это связано? Что становится главным? | Работа индивидуальная в группах. Анализ живописных текстов. | 3 |
5 | На доску: «Абстрактное искусство» | Верно, искусство становится беспредметным, неопределенным, абстрактным. Как вы понимаете слово АБСТРАКТНЫЙ? Абстракция – это неясное, туманное выражение мысли. История авангарда – это история поиска нового. В том числе путем отбрасывания всего лишнего одного за другим: -Импрессионисты выбросили сюжет, -постимпрессионисты отказались от светотени и воздуха, - фовисты отказались от объема, - Кандинский выбросил само изображение, доказав, что цвет самоценен. | 0,5 |
6 | В 1910 году Александр Николаевич Скрябин попытался соединить эмоциональную выразительность цвета и звука. В симфонической поэме «Прометей» он ввел так называемую цветовую строчку, исполняемую на первом в мире «световом клавире», где каждому звуку соответствовал определенный цвет. Предлагаю и вам попробовать перевести звук в цвет. Переместитесь, пожалуйста, по цвету ваших фигур и организуйте новые группы. | Организация новых групп по цвету. | 0,5 0,5 |
7 | А. Скрябин симфоническая поэма «Прометей» | У вас на столах листочки и краски. Слушаем с вами симфоническую поэму Скрябина «Прометей» и пробуем перевести звуки в цвет Помните, у нас абстрактное искусство – никаких определенных образов. | Слушание музыки. Создают цветовую композицию. (Индивидуальная работа) | 2 |
8 | Слайд: К. Малевич «Черный квадрат на белом» | Как вы помните, наш видеоряд закончился «Черным квадратом» Малевича, созданным ещё в начале прошлого века, но до сих пор притягивающий к себе и исследователей, и любителей живописи. «Черный квадрат» считают символом русского авангарда, иконой искусства XX века. Когда мы говорим « Черный квадрат» Малевича, то сразу появляются множество вопросов, споров и разногласий. Сегодняшняя тема нашего урока: К. Малевич «Черный квадрат на белом» - пустота или бездна? | 0,5 |
9 | Организуйте группы соответственно по фигурам. Квадраты к квадратам, треугольники к треугольникам и т.д. | Организация групп | 0,5 |
10 | Текст с символикой фигур, цвета, историей создания «Черного квадрата» | Прочтите текст и дайте свою трактовку картины Малевича «Черный квадрат». Запишите на листочке: «Черный квадрат –это…» У вас 3мин. | Работа с информационным текстом. | 3 |
11 | Раздаточный материал для творчества на столе. Проектор: Картины Малевича и фотография выставки «0.10» | Супрематизм стал исходной точкой для других направлений, оказав влияние на развитие конструктивизма, минимализма, интернационального стиля и дизайна. Сейчас я вам предлагаю стать такими же творцами-демиургами, каким представлял себя Малевич и создать свои супрематические произведения. 1группа: Создайте интерьер комнаты в духе супрематизма. 2 группа: Создайте дизайн посуды в духе супрематизма. 3 группа: Создайте супрематическую аппликацию или коллаж. 4 группа: Создайте в духе супрематизма костюм, обувь или аксессуар. 5 группа: Разработайте дизайн машины в супрематическом стиле (или архитектуру) | Работа в группах. Создание и презентация своего продукта. | 6 |
12 | Рефлексия | Что нового вы сегодня узнали? Какие открытия совершили? | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В черном квадрате?.. Игры креативных людей. (Классный час)
Материал готовился к первому классному часу. Класс 11, дети в нем креативные, увлекающиеся. Решила дать им возможность подумать, высказаться и... настроиться на изучение литературы и искусства Серебря...
Тема урока: Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные». «Детективное агентство «Черный кот».
Данная статья представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе. Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: М.Т. Барано...
Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"
Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....
Урок по теме "Черная металлургия" 9 класс
Конспект урока в 9 классе по теме Черная металлургия...
урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"
Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....
Разработка внеклассного мероприятия по истории для 5-6 классов"Черный ящик"
Внеклассное мероприятие по истории "Черный ящик" для учащихся 5-6 классов. Разработка +презентация....
Разработка классного часа в 7 классе "Чернобыль... Черная быль... Черная боль..."
Разработка классного часа в 7 классе в предверии очередной трагической годовщины аварии на Чернобыльской АЭС. При подготовке разработки использовались материалы сайтов Интернет...
Комментарии
.
.