Программа МХК, ИЗО. Интегрированный курс на основе программы Истории.
рабочая программа по мхк (5 класс) по теме
Программа ориентирует на создание авторских учебных программ, на собственный подход к структурированию учебного материала. Предмет МХК носит интегративный и мировоззренческий характер, и комплексный подход к реализации целей можно рассматривать как более рациональный. Специалистов в школах, как правило, нет и предмет МХК обычно идёт в нагрузку к Истории, Литературе, Музыке, ИЗО и т.д. Как учителю изобразительного искусства мне предложено преподавание Мировой художественной культуры. Ознакомившись с программой МХК, столо очевидным общность целей и задач этих предметов:
- развитие чувств и эмоций, образно -ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
-освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях;
-понимание ценности художественного образования как средства развития культуры личности;
-использование приобретённых знаний, умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Всё это необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
После совместного обсужения проблемы с учителем истории, решено было создать общую программу на основе предмета Истории
Культура, как совокупность достижений человечества в различных областях, изучается с разных сторон во всех её связях и многообразии проявлений. Система знаний позволяет подняться до высоких философских обобщений.
Кроме того, необходимость разработки комплексного подхода к курсу предметов истории, мировой художественной культуры и изобразительного искусства вызвана потребностями практики преподавания этих предметов и теми возможностями, которые открывает использование межпредметных связей в обучении. Данная программа защищена на курсах в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования в 2008 году. Надеюсь моя Прграмма станет опорой для создания авторских программ для преподавателя любого предмета в рамках искусства и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по МХК. ИЗО5_klass.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В. Костюченко учитель ИЗО, МХК
г. Барнаул, МБОУ «СОШ№10»
КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИСТОРИИ
МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Пояснительная записка
Одной из тенденций развития современной науки является интеграция различных областей знания в единую, научную картину мира. В связи с этим нельзя недооценивать возможности интеграции школьных курсов истории, культуры и изобразительного искусства для формирования целостного представления об окружающей действительности. Знания и идеи, сообщаемые отдельными предметами, переносятся в другие области, строятся в единый взгляд на мир. Кроме того, необходимость разработки комплексного подхода к курсу предметов истории, мировой художественной культуры и изобразительного искусства вызвана потребностями практики преподавания этих предметов и теми возможностями, которые открывает использование межпредметных связей в обучении.
Программа курса Истории уделяет большое внимание вопросам культуры и искусства, изучение которых строится по следующему плану:
1. Знания об окружающем мире;
2. Религия;
3. Искусство.
Однако изучение культуры стран и народов, требует не только знания их истории, но и специальной теоретической подготовки: знания закономерностей и этапов развития культуры, владение особым понятийным аппаратом, а также некоторыми навыками творческой деятельности. Всё это требует дополнительного времени, особой подготовки учителя и вряд ли может быть реализовано в полной мере в курсе Истории. Помочь здесь может факультативный курс мировой художественной культуры (МХК), где этим вопросам уделяется особое внимание. А практическая деятельность на уроках изобразительного искусства позволяет ещё больше активизировать процесс обучения. Учитель истории не тратит время на объяснение художественных и культурологических понятий, он может обратиться к учащимся с вопросами:
Что такое культура, как вы понимаете?
Что такое религия?
Какие виды искусства вам известны?
Дальнейшая работа строится с опорой на уже сформированные культурологические понятия, которые наполняются конкретным историческим содержанием.
Одним из принципов построения курса МХК является исторический хронологический подход, при котором мировая художественная культура изучается во временной последовательности, как история развития культуры, как часть истории вообще. Этот принцип позволяет проследить зарождение и развитие человеческих знаний об окружающем мире, появление религии, искусства и их развитие на протяжении веков. Изучение культуры даёт возможность расширить содержание изучаемых понятий, выделить общее и особенное в культуре различных стран и народов и таким образом выйти на новый уровень теоретического обобщения. Реализовать это в полной мере можно лишь при параллельном изучении истории и культуры. Интеграция МХК и истории позволяет использовать весь арсенал исторического знания для углубленного изучения мировой культуры и искусства.
Например, изучая культуру отдельной страны, учащиеся активизируют уже имеющиеся знания учащихся по истории, учитель может спросить:
Где находится данная страна?
Каковы были основные занятия людей?
Когда возникло государство?
Дальнейшее изучение религии, искусства, зарождения научных знаний будет более понятным, а обучение активным, так как эти знания будут связаны с уже имеющимися представлениями во времени и пространстве.
Кроме того, подобный подход позволяет начинать изучение предмета МХК в любом классе, и по любому учебнику истории, опираясь на блок тем, включающих быт и нравы народов мира, культуру, искусство, религию.
Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся.
Основные задачи:
-раскрытие общих понятий истории, культуры, жизни в анализах художественных произведений;
-показ духовной красоты человека;
-раскрытие духовной природы сил, формирующих жанровое развитее в произведениях;
-раскрытие красоты эпохальные стилей и течений;
-восстановление истинной картины истории, взаимосвязь двух ветвей культуры – церковной и светской;
-развитие творческой активности;
- предоставление возможности детям почувствовать сущностное содержание искусства.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, приоритетным для данных предметов является:
-осознание своей культурной и национальной принадлежности;
-установление реальных связей и зависимостей;
-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- овладение основными формами публичных выступлений;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Постепенно учащиеся осознают, что искусство результат и воплощение образа жизни, религии, мировоззрения целых цивилизаций.
Зная каноны разных народов, школьники легко отличают египетские, китайские или греческие изображения. Художественная деятельность на уроках МХК и уроках ИЗО чередуется по формам (лекция, беседа, комбинированный урок, практика, повторение).
После каждой большой темы проводятся уроки игры, конкуры и обязательные выставки детских работ, украшающие и дополняющие интерьер школы.
Учебный план «Интегрированного курса истории, МХК, ИЗО» представлен в содержательном единстве и тематической цельности. Теория на уроках МХК и практика на ИЗО ритмично чередуются. Уроки органично дополняют друг друга. Благодаря урокам МХК время на практическую деятельность на уроках ИЗО увеличивается. На одну тему можно больше использовать времени, тщательно прорабатывать детали. Знания, умения, навыки становятся прочнее и глубже.
Во внеурочное время ученикам предоставляется возможность пополнить свои знания самостоятельно, подготовить доклад, рассказ, принести интересный материал для урока.
Одним из больших преимуществ комплексного подхода является вовлечение учащихся в творческую деятельность непосредственно на уроке (рисование, лепка). Одним из путей активизации этого процесса является привлечение уже имеющихся знаний из курса МХК и известных образов из истории.
Изучение изобразительного искусства должно быть основано на классических примерах, при этом повторяется тот материал, который ранее уже изучался на уроках истории и МХК:
- пещерные и наскальные рисунки - зарождение графики;
- скульптура Древней Греции - пропорции фигуры человека;
- эпоха Возрождения - расцвет живописи и т.д.
Комплексный учебный план предметов истории, МХК, изобразительного искусства позволяет избежать перегрузки учащихся и в то же время:
- увеличить количество времени на изучение материала, повторение и закрепление (исключив дублирование содержания);
- расширить содержательную сторону каждого предмета (за счёт привлечения дополнительного, краеведческого материала);
- рассмотреть его на более высоком уровне сложности (за счёт привлечения теоретического материала);
- применить деятельный подход и активные формы обучения (подготовка докладов, рефератов, творческих работ).
Предлагаемый курс строится из расчёта:
История - 2 часа в неделю;
Мировая художественная культура и изобразительное искусство - по 1 часу;
История Алтая (в рамках национально-регионального компонента) в соответствии с базисным планом - в данном проекте 5 часов в год
При этом предмет история играет междисциплинарную интегрирующую роль, связывая все предметы в единый комплекс, и отправной точкой данного учебного плана.
Тематическая целостность трёх предметов помогает значительно эффективнее приобщить школьников к художественной культуре человечества.
Данный учебный план составлен на основе программ Министерства общего и профильного образования РФ «Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев»:
История – под редакцией С, В. Колпакова, М. В. Пономарёва, А,А. Данилова;
Мировая художественная культура- под редакцией Л.М. Предтеченской;
Изобразительное искусство – под редакцией Б.М. Неменского.
Предлагаем один из вариантов построения подобного курса для V - VII класса средней общеобразовательной школы.
В проекте использованы следующие учебники:
V класс
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
История древнего мира, 5 класс, издательство «Просвещение», 2003г,переиздан в 2010г.
С. А. Ан
История культуры Алтая: 7 класс, издательство «Пикет», 1999г.
(материалы учебника используются в 5 классе)
История | История Алтая | МХК | ИЗО |
ВВЕДЕНИЕ | |||
1. Что изучает история древнего мира | 1. Предмет МХК | 1. Как создается произведение искусства | |
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ | |||
2. Древнейшие люди | 1-2. Алтай в эпоху | 2. Возникновение искусства и религии | 2. Анималистический жанр. |
3. Родовые общины охотников и собирателей | каменного века | 3.Изобразительное искусство первобытного человека | 3-4. Композиция «Охота |
4. Возникновение земледелия и скотоводства |
| первобытного человека» | |
5. Появление неравенства и знати | |||
6. Счет лет в истории | |||
7. Повторительно-обобщающий урок по теме | |||
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | |||
8. Государство на берегах Нила | 3. Религия | 4. Искусство Древнего | 5. Композиция «Египетские боги» |
9. Как жили земледельцы и ремесленники в | населения Алтая в | Египта (архитектура) | 6 Композиция «Иероглифы» |
Египте | эпоху неолита и | 5. Искусство Древнего | |
10. Жизнь египетского вельможи | энеолита | Египта (скульптура и | |
11. Военные походы фараонов | живопись) | ||
12. Религия древних египтян | 6. Письменность и знания | ||
13. Повторительно-обобщающий урок по | Древних египтян | ||
теме | |||
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ | |||
14. Древнее Двуречье | 4. Алтай в эпоху | 7. Культура Древнего | 7. Пропорции фигуры человека |
15. Вавилонский царь Хаммурапи и его | бронзового века | Двуречья (Шмеры и Аккад, | 8-10. Иллюстрация «Ветхий завет» |
законы | Вавилонсое царство) | (по гравюрам Г. Доре), «Райский сад», «Ноев ковчег» | |
16. Финикийские мореплаватели | 8. Культура стран | ||
17. Библейские сказания | Восточного | ||
18. Царство Давида и Соломона | Средиземноморья (Финикия | ||
19. Ассирийская держава | и Палестина) | ||
20. Персидская держава «царя царей» | 9. Культура стран Передней | ||
21. Повторительно-обобщающий урок по | Азии | ||
теме | (Ассирийская держава, Нововавилонское царство) 10 Культура стран Передней Азии (Персидская держава) | ||
ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ | |||
22. Природа и люди Древней Индии | 5.Религия | 11. Культура Древней Индии | 11. Скульптура (статуэтка) |
23. Индийские касты | населения Алтая в | 12. Культура Древнего Китая | 12-13. Пейзаж (живопись на шелке) |
24. Чему учил китайский мудрец Конфуций | эпоху бронзового | 13.Повторительно- | |
25. Первый властелин единого Китая | века | обобщающий урок | |
26. Повторительно-обобщающий урок по | «Культура стран Древнего | ||
теме «Древний восток» | Востока» | ||
ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ | |||
27. Греки и критяне | 14. Крито-микенская | 14. Фигура человека в движении | |
28. Микены и Троя | культура | 15-17 Иллюстрация к мифам | |
29. Поэма Гомера «Илиада» | 15. Мифы Древней Греции | Древней Греции | |
30. Поэма Гомера «Одиссея» | (Космогония, боги) | ||
32. Религия древних греков | 16. Мифы Древней Греции (Героический цикл) 17. Мифы Древней Греции (Троянский цикл) | ||
ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ИХ БОРЬБА С ПЕРСИДСКИМ НАШЕСТВИЕМ | |||
33. Земледельцы Аттики теряют свободу | 6. Алтай в эпоху | 18. Культура Классической | 18. Архитектура акрополя |
34. Зарождение демократии в Афинах | раннего железного | Греции (архитектура) | 19. Скульптура, портрет |
35. Древняя Спарта | века (скифо-сакский | 19. Культура Классической | 20. Вазопись. Декоративное |
36. Основание греческих колоний | период) | Греции (скульптура) | искусство |
37. Олимпийские игры в древности | 20. Культура Классической | ||
38. Победа греков над персами в | Греции | ||
Марафонской битве | |||
39. Нашествие персидских войск на Элладу | |||
40. Повторительно-обобщающий урок | |||
ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V в. до н.э. | |||
41. В гаванях Афинского порта Пирей | 7. Скифо-сибирский | 21. Древнегреческий театр | 21-22. Композиция «В театре» |
42. В городе богини Афины | стиль в | 22. Литература Древней | |
43. Афинская демократия при Перикле | изобразительном искусстве | Греции | |
МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В ГУ в. до н.э. | |||
44. Города Эллады подчиняются Македонии | 23. Культура Эллинизма | 23-25. Композиция по выбору: | |
45. Поход Александра Македонского на | 24. Научные знания в | «Жизнь и быт древнего грека», | |
Восток | Древней Греции | «Олимпийские игры», | |
46. В древней Александрии Египетской | 25. Повторительно- | «Греческие воины» | |
47. Повторительно-обобщающий урок по | обобщающий урок | (обобщающие уроки) | |
теме «Древняя Греция | «Культура Древней Греции» | ||
РИМ ОТ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСПОДСТВА НАД ИТАЛИЕЙ | |||
48. Древнейший Рим | 26. Легенды и мифы | 26. Пропорции лица человека | |
49. Завоевание Римом Италии | Древнего Рима | 27. Костюм римлянина | |
50. Устройство Римской республики | 27. Религия Древних римлян | ||
РИМ - СИЛЬНЕЙШАЯ ДЕРЖАВА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ | |||
51. Войны Рима с Карфагеном | 28. Культура Древнего Рима | 28-30. Архитектурный пейзаж: | |
52. Установление господства Рима во всем | (Архитектура) | «Улицы города», | |
Средиземноморье | «Мост», | ||
53. Рабство в Древнем Риме | Арка» | ||
54. Повторительно-обобщающий урок | |||
ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ | |||
55. Земельный закон братьев Гракхов | 29. Культура Древнего Рима | ||
56 Восстание Спартака | (скульптура и живопись) | ||
57. Единовластие Цезаря в Риме | |||
58. Установление империи в Рим | |||
МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ | |||
59. Соседи Римской империи в первые века | 8. Алтай в эпоху | 30. Литература Древнего | |
нашей эры | раннего железного | Рима | |
60. В Риме при императоре Нероне | века (хунно- | ||
61. Первые христиане и их учение | сарматский период) | ||
62. Расцвет Римской империи | |||
63. «Вечный город и его жители» | |||
РАЗГРОМ РИМА ГЕРМАНЦАМИ И ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДЕ | |||
64. Римская империя при Константине | 31-32. Новый завет | 31-33. Иллюстрация к Новому | |
65. Взятие Рима готами | 33. Повторительно- | завету: | |
66. Восточная Римская империя при | обобщающий урок | «Благовещение» | |
Юстиниане | «Культура Древнего Рима» | «Рождество» | |
67. Повторительно-обобщающий урок по | «Воскресение» | ||
теме «Древний Рим» | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
68. Значение древнего мира в истории человечества | 34. Значение культуры | 34. Изобразительное искусство | |
древнего мира в истории | древнего мира | ||
человечества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...
Презентация. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Презентация наглядно раскрывает содержание интергированного курса....
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО....
Рабочая программа по искусству (интегрированный курс на английском языке) для 9-ых классов
Данная рабочая программа разработана на основе примерных программ основного общего образования по Искусству и Английскому языку, а также федерального компонента государственного стандарта основн...
Рабочая программа Предмет: «Физическая культура» Составлена на основе программы Петровой Т. В., М., Вента - Граф,2012 г. Класс:2,3,4
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по интегрированному курсу "Английский язык и история ФГОС". Студия-проект "Две стороны одной медали"
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом и продолжает более чем пол...