Статья "Обучение финансовой грамотности в рамках изучения курса экономической и социальной географии"
материал (11 класс)

Ретенгер  Анна  Андреевна

Публикация "Обучение финансовой грамотности в рамках курса экономической и социальной географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx251.12 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение финансовой грамотности в рамках курса экономической и социальной географии

Экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности её населения. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом [1].

На сегодняшний день в России финансовая грамотность находится на недостаточно высоком уровне. В услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, ориентируются не все россияне. По результатам исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2012 г. в решении задач на финансовую грамотность российские школьники заняли десятое место среди 18 стран — участниц теста [3]. Лидером рейтинга стал Китай.

Повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации является актуальной проблемой и требует не эпизодических, а системных и комплексных решений. Одним из путей решения проблемы может стать введение в содержание изучаемых школьниками и студентами дисциплин материалов, способствующих формированию финансовой компетентности обучаемых.

Курс экономической и социальной географии мира имеет значительные перспективы в плане интеграции с модулями по финансовой грамотности, являясь метапредметным по сути, соединяющим воедино стороны природной, социальной, культурной и хозяйственной жизни человека, позволяющим транслировать и развивать компетенции, направленные на адекватное восприятие и деятельность в различных социально-экономических условиях жизни.

В рамках урока географии рекомендуется использовать контекстные образовательные задачи, познавательные и логические задания, проблемные вопросы и ситуации, творческие работы, географические практикумы, межпредметные семинары и конференции, организовывать проектную деятельность учащихся, направленную на решение, например, географических задач геоэкономического содержания, а также задач, способствующих формированию финансовой грамотности. Познавательная деятельность обучающихся, в том числе по формированию финансовой грамотности, традиционно организуется во внеурочное время. Это факультативы, кружковая работа, финансовое и социальное проектирование, детское предпринимательство, познавательные, деловые и ролевые игры, а также тематические и дискуссионные клубы и т. п. Формой, в которой возможно получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, является финансовое проектирование. Финансовая составляющая может также входить в социальный проект [1].

Примеры технологий и приёмов по формированию финансовой грамотности

Урок «Всемирные экономические отношения»

Кейс «Обмен валюты»: на каникулах семья Ивановых собралась отдыхать на Кипре. Перед отъездом они отправились менять рубли на валюту этой страны. Придя к пункту обмена валюты одного из банков, они увидели на электронном табло курсы валют на этот день.

В какой ячейке на табло отображался курс нужной для семьи Ивановых валюты? Выберите один правильный ответ.https://ledps.ru/image/catalog/image/catalog/article/Tablo-kursov-valyut-R-38-2.jpg

1) Доллар покупка

2) Доллар продажа

3) Евро покупка

4) Евро продажа

Беседа на тему: «Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Способы инвестирования в драгоценные металлы».

Дебаты «Польза и риски банковских карт?»

Урок «Южная Европа»

Кейс «Маша планирует путешествие:

Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по станам Южной Европы. В интернете нашла советы путешественнику. Она точно знает, что нельзя верить всему тому, что пишут на страницах интернета. Изучите советы, которые она нашла и выполните задания после текста:

  • Знакомьтесь с национальной кухней
  • Выбирайте местные и сезонные блюда
  • Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту
  • Всегда оформляйте туристическую страховку
  • Если вы едете в Европу, выгоднее взять с собой доллары

Вопросы: Какие из предложенных советов помогут вашей семье сэкономить? (Ответ обоснуй для одной из стран Южной Европы). Составь свои советы по минимизации финансовых затрат для путешественника (для одной из стран Европы на выбор) [1].

Урок «Состав населения»

Беседа: Что такое пенсия и как ее сделать достойной?  

Ситуационная задача: «Зайти на сайт Пенсионного фонда России в раздел «Пенсионный калькулятор», задать разные параметры пенсии.

Мини-исследования «Проблемы занятости и безработицы в странах мира» [1].

Ситуационная задача «Налоги и налогообложение»: зарплата любого наёмного работника облагается подоходным налогом. Работодатель делает взносы на формирование будущей пенсии ПФ (22%), в фонд социального страхования ФСС (2,9%), в фонд обязательного медицинского страхования ФФОМС (5,1%). Ты работаешь в компании и получаешь заработную плату 35 000р на руки. Учитывая то, что работодатель исправно платит за тебя все налоги и отчисления, рассчитай следующие суммы: сумма НДФЛ, сумма зарплаты до налогообложения, сумма ПФР, сумма ФФОМС, сумма ФСС.

Урок «Топливно-энергетический комплекс»

Ситуационная задача: определите в денежном эквиваленте расходы на топливо, электроэнергию и газ, рассчитайте какая часть бюджета вашей семьи уходит на оплату этих коммунальных услуг. Предложите варианты экономии.

Урок «Лесная и деревообрабатывающая промышленность»

Ситуационная задача: Группа делится на команды–семьи. Командам предлагается проанализировать рынок строительных материалов как импортного, так и отечественного производства. Определить, какие страны специализируются на выпуске строительных материалов. Оценить конкурентоспособность отечественных и импортных товаров. Далее составить смету строительства личного дома, соизмеримую со среднестатистическим доходом семьи. Учесть возможность получения различных видов кредита и возможные риски, связанные с разными способами кредитования.

Тема урока «Япония»

Фронтальная беседа на тему «Страхование»:

- Что такое страхование?

- Что может быть страховым риском?

- Какие виды страхования вы бы предложили жителям Японии с чётом особенностей географического положения и природы этой страны (ответ: защита при стихийных бедствиях: землетрясения, тайфуны, наводнения)

Урок «Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда»

Ситуационная задача: представьте, что у вас на руках есть 150 тысяч рублей, чтобы они приносили дополнительный доход, ты решаешь вложить их в полезное дело. Проанализируйте таблицу «Акции» и ответьте на вопросы:

- Какого права у нас не будет, если мы приобретём привилегированную акцию Сбербанка России?

- Цена какой акции растёт быстрее всего?

- Возможна ли ситуация, что ситуация, что, приобретая акции успешной компании, мы не получим дивиденды, и почему?

- Какими способами можно заработать на акциях?

Урок «США»

Мини-проект «Воображаемое путешествие в США». Обучающимся предлагается составить маршрут воображаемого путешествия в Соединённые штаты Америки: определить маршрут путешествия. Рассчитать финансовые затраты: оформление загранпаспорта, визы, затраты на перелёт, культурную программу, расходы на питание и проживание, страхование. Найти способы экономии в путешествии.

Урок «География транспорта мира»

Практическая работа «Стартап»

Задание:

  1. Ознакомьтесь с технологией создания стартапа
    2. Предложите идею стартапа в сфере транспорта
    3. Обоснуйте цель (миссию) стартапа
    4. Дайте название вашему стартапу
    5. Выберите девиз стартапа
    6. Нарисуйте логотип стартапа
    7. Презентуйте стартап

Урок «География сельского хозяйства и рыболовства»

Круглый стол «Как покупать продукты питания». Предварительно обучающимся выдаётся домашнее задание – сформулировать 5 правил экономии при покупке продуктов питания, в ходе круглого стола происходит обсуждение этих идей.

Таким образом, финансовая грамотность может быть не только ресурсом достижения общих целей и результатов образования в целом, но и содержательным элементом курса географии, не нарушая их целостности, а способствуя органичной связи с действительностью, жизненными потребностями.

Литература

  1. Царева, Л. А. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по географии 10—11 классов / Л. А. Царева, Т. Л. Степанова. — М. : Вентана-Граф, 2018. — 89 с
  2. Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA–2012) [Электронный ресурс] / Министерство финансов РФ, Министерство образования и науки РФ, Финансовая служба по надзору в сфере образования и науки, Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения, OECD URLhttps://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/ 02/main/PISA_2012.pdf (дата обращения: 22.09.2017)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа модульного курса "Экономическая и социальная география мира"

Программа составлена в виде модулей по основным разделам курса....

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год 10 класс, курс "Экономическая и социальная география мира"

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год10 класс, курс "Экономическая и социальная география мира"Программа: Авторская программа по географии. 10 класс/ Под редакцией Максаковског...

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год 11 класс, курс "Экономическая и социальная география мира"

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год11 класс, курс "Экономическая и социальная география мира"Программа: Авторская программа по географии. 10 класс/ Под редакцией Максаковског...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса ( изучение предмета на  базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса (изучение предмета на профильном  уровне).Рабочая программа по географии со...

Интеллектуальная игра "Знатоки географии" по курсу «Экономической и социальной географии Кемеровской области

Итоговое занятие по курсу «Экономическая и социальная география Кемеровской области»Интеллектуальная игра по курсу «Экономическая и социальная география Кемеровской области»Зад...