Программа модульного курса "Экономическая и социальная география мира"
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
Программа составлена в виде модулей по основным разделам курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_modulnogo_kursa.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа модульного курса
«Экономическая и социальная география мира»
10 класс
68 часов
ЧАСТЬ I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
1-й блок-модуль
Современная политическая карта мира
Основные понятия:
- современная типология стран по уровню социально-экономического развития;
- основные возможные критерии типологизации стран мира;
- ВВП на душа населения и ИЧР как показатели уровня социально-экономического развития государств;
- основные группы стран мира по уровню их социально-экономического развития;
- сущность понятий «территория государства и «государственная граница»;
- основные формы правления и территориального устройства государств мира;
- формы государственного режима;
- суверенитет государства;
- геополитика как наука;
- особенности геополитического положения России;
- международные организации – их виды, примеры деятельности;
- региональные конфликты: причины возникновения и меры для их разрешения.
Основные представления:
- современная политическая карта мира;
- причины многоликости современного мира и стран разного типа;
- факторы, вызывающие изменения на политической карте мира;
- влияние международных отношений на современную политическую карту мира;
- важнейшие геополитические изменения на политической карте и причины, их вызывающие.
Основные умения:
- показывать на карте крупнейшие государства мира, страны разных типов и форм устройства;
- называть и показывать на карте «горячие точки» планеты – районы основных региональных и общемировых конфликтов;
- расшифровывать аббревиатуры и определять по ним крупные международные организации;
- читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы.
Место темы в структуре ЕГЭ: А1, А7, А13, А18, А19, А30, В5
2-й блок-модуль
География мировых природных ресурсов
Основные понятия:
- особенности потребностей человека и общества в различных природных ресурсах;
- оценка роли и значение географической среды в жизни общества;
- виды и группы минерально-сырьевых ресурсов;
- особенности размещения природных ресурсов по планете;
- ресурсообеспеченность и хозяйственная оценка природных ресурсов;
- регионы и страны-лидеры по обеспеченности некоторыми видами минерального сырья;
- проблема истощения минеральных ресурсов: причина ее возникновения и пути решения;
- экологические проблемы, связанные с использованием минеральных ресурсов;
- обеспеченность человечества пресной водой;
- распределение водных ресурсов по регионам и странам;
- причины дефицита пресной воды и пути преодоления этого дефицита;
- особенности состава и структуры мировых земельных ресурсов;
- особенности почвенных ресурсов и размещение по планете наиболее ценных и плодородных земель;
- причины, вызывающие изменение площади обрабатываемых земель;
- особенности, состав и запасы лесных ресурсов планеты;
- особенности размещения лесных ресурсов Земли;
- особенности лесопользования и заготовок древесины в различных регионах и странах Земли;
- деградация и сокращения лесного покрова Земли и причины, вызывающие эти явления;
- пути сохранения и восстановления лесных ресурсов;
- место и значение Мирового океана в жизни и деятельности человека;
- виды природных ресурсов Мирового океана;
- перспективы использования природных ресурсов Мирового океана;
- экологические проблемы Мирового океана;
- альтернативные источники энергии;
- рекреационные ресурсы;
- загрязнение окружающей среды;
- решение природоохранных проблем;
- экологическая политика;
- географическое ресурсоведение и геоэкология.
Основные представления:
- география мировых природных ресурсов;
- роль и значение природных ресурсов в жизни людей и хозяйственной деятельности общества;
- закономерности размещения различных природных ресурсов по планете;
- причины обострения проблем, связанных с обеспеченностью человечества природными ресурсами;
- роль географии в решении проблем ресурсообеспеченности.
Основные умения:
- показывать на карте основные и крупнейшие месторождения полезных ископаемых;
- показывать на карте регионы и страны – лидеры по запасам различных природных ресурсов;
- проводить сравнительную оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными природными ресурсами;
- приводить примеры нерационального использования человечеством природных ресурсов и возможные пути их сохранения и восстановления;
- читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы.
Место темы в структуре ЕГЭ: А3, А15, А17, В1, В6, В8
3-й блок-модуль
География населения мира
Основные понятия:
- демографическая история населения Земли;
- особенности изменения численности населения;
- современные процессы воспроизводства населения;
- «демографический взрыв» и «демографическая зима»;
- факторы, влияющие на уровень рождаемости и смертности;
- теория демографического перехода;
- типы воспроизводства населения;
- демографическая политика;
- половозрастная структура населения;
- структура занятости населения Земли;
- «качество жизни»;
- общие закономерности размещения населения на Земле;;
- плотность населения по материкам и различным регионам;
- основные формы расселения населения, сложившиеся в мире;
- роль городов в современном мире;
- урбанизация;
- особенности сельского населения;
- история миграций и их виды;
- причины, вызывающие миграции;
- основные направления миграционных потоков;
- проблемы, вызывающие миграции;
- представление об этносах;
- этнический состав населения;
- роль языка и языковой близости как основы классификации народов;
- национальные проблемы и пути их решения;
- географии мировых религий;
- география распространения основных религий.
Основные представления:
- география населения мира;
- роль и значение языка как важнейшего показателя особенностей этнического состава населения;
- роль и значение религии в жизни и развитии человеческого общества;
- причины разнообразия основных мировых цивилизаций; философских и социальных, природных и экономических основ их развития;
- необходимость особой заботы человечества о природных и культурных объектах, внесенных в список Мирового наследия человечества;
- закономерности развития общества в целом и отдельных цивилизаций, религиозных и этнических групп.
Основные умения:
- показывать на картах: районы компактного проживания крупнейших этносов и народов мира, районы распространения мировых религий;
- основные мировые цивилизации;
- показывать объекты – культурные и природные, включенные в список Мирового наследия;
- составлять характеристики объектов или явлений;
- анализировать таблицы, схемы, справочники и другие источники географической информации.
Место темы в структуре ЕГЭ: А11, А12, А20, В29, В7, С7
4-й блок-модуль
Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Основные понятия:
- общие черты и закономерности мирового хозяйства;
- НТР и ее главные черты;
- составные части НТР и их главные особенности;
- основные пути развития составных частей НТР на современном этапе развития общества;
- международное географическое разделение труда;
- основные стадии развития общества и соответствующие им типы хозяйственных структур;
- изменения, происходящие в отраслевой структуре хозяйства в эпоху НТР;
- роль, значение и виды главных экономических центров различных государств;
- две группы факторов, влияющих на размещение производства;
- основные факторы, определяющие размещение отраслей мирового хозяйства;
- изменение влияния различных факторов на географию и размещение мирового хозяйства в эпоху НТР;
- глобализация и интегрирование мирового хозяйства в эпоху НТР;
- роль и место транснациональных корпораций (ТНК) в современной мировой экономике;
- проблемы взаимоотношений России и крупнейших международных экономических организаций;
- причины появления и сущность антиглобалистических движений.
Основные представления:
- мировое хозяйство;
- территориальная структура НТР и типы экономических районов;
- историчность мирового хозяйства;
- международная специализация как высшая форма географического разделения труда;
- причины развертывания во второй половине XX века НТР;
- различия эволюционного и революционного пути развития технологий и техники в эпоху НТР;
- влияние НТР на отраслевой состав и территориальную структуру мирового хозяйства;
- влияние различных факторов на особенности размещения отраслей мировой экономики;
- причины и особенности глобализации и интегрирования мирового хозяйства;
- антиглобалистические настроения среди части общества.
Основные умения:
- показывать на картах: крупнейшие экономические районы разных типов; особенно значимые технополисы и технопарки; страны – члены крупнейших международных экономических организаций;
- составлять характеристики или описания объектов и явлений, связанных с мировым хозяйством;
- анализировать таблицы, схемы, справочники и другие источники информации о мировом хозяйстве.
Место темы в структуре ЕГЭ: А14, А28
5-й блок-модуль
География отраслей мирового хозяйства
Основные понятия:
- отраслевой состав мирового хозяйства;
- изменение в темпах развития отдельных отраслей в эпоху НТР;
- отрасли топливной промышленности;
- география отраслей топливной промышленности;
- пути транспортировки основных видов топлива;
- электроэнергетика и ее роль в мировой экономике в эпоху НТР;
- размеры и структура выработки электроэнергии в мире;
- основные способы выработки электроэнергии: традиционные и альтернативные;
- страны-лидеры по выработке электроэнергии;
- тенденции и перспективы электроэнергетики;
- роль и место металлургии в мировой экономике до начала НТР и в настоящее время;
- особенности сырьевой базы металлургии и ее влияние на географию отрасли;
- изменения, происходящие в отраслевой структуре и размещения отраслей металлургии;
- государства-лидеры в черной и цветной металлургии;
- история возникновения машиностроения как отрасли;
- причины лидирующего положения в мировой экономике в эпоху НТР;
- изменения, происходящие в отраслевой структуре машиностроения;
- особенности территориальной структуры машиностроения и изменения, происходящие в эпоху НТР;
- основные машиностроительные регионы мира и их специализация;
- страны-лидеры машиностроения и отдельных производств и отраслей;
- причины быстрого развития химической промышленности в эпоху НТР;
- отраслевая и территориальная структура химической промышленности;
- изменения, происходящие в химической промышленности в эпоху НТР;
- особенности географии химической промышленности и важнейших отраслей;
- страны-лидеры по выпуску химической продукции;
- место и значение в мировой экономике лесной, легкой и пищевой промышленности;
- уровень развития и особенности отраслевой и территориальной структуры изучаемых отраслей обрабатывающей промышленности;
- основные изменения и тенденции развития, характерные для изучаемых отраслей в эпоху отраслей;
- место и роль сельского хозяйства в мировой экономике;
- особенности структуры сельского хозяйства, типы производства и аграрные отношения в сельском хозяйстве;
- уровень развития, условия выращивания или разведения, хозяйственное значение и особенности размещения ведущих отраслей сельского хозяйства;
- основные тенденции и направления развития сельского хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
- значение транспорта, его место и роль в мировой экономике;
- структура транспорта, его основные виды, показатели, характеризующие работу транспорта;
- особенности, уровень развития, роль транспорта в мировой экономике;
- география различных видов транспорта;
- страны-лидеры по основным видам транспорта;
- история и особенности формирования, современный уровень развития и динамика всемирных экономических отношений (ВЭО);
- многообразие форм ВЭО;
- основные тенденции и перспективы развития ВЭО и их формы в эпоху НТР;
- международный туризм;
- причины быстрого развития международного туризма в эпоху НТР;
- современные виды международного туризма – их особенности, уровень развития, географию;
- география международного туризма и его виды, регионы, страны-лидеры
Основные представления:
- отрасли мирового хозяйства;
- основные сдвиги и изменения, произошедшие в структуре мирового хозяйства;
- тенденции, определяющие развитие и размещение отраслей мировой экономики в эпоху НТР;
- причины и факторы, определяющие современное состояние и перспективы отраслей мировой экономики;
- усиление интеграционных процессов и развитие межгосударственных отношений в эпоху НТР;
- различия транспорта и его особенности в странах разного типа;
- степень вовлеченности стран мира в ВЭО;
- международный туризм как феномен эпохи НТР;
- причины возрастания роли экологических и социальных факторов в развитии и размещении отраслей мирового хозяйства.
Основные умения:
- показывать на картах – лидеры основных отраслей мировой экономики; важнейшие города, промышленные объекты и транспортные центры; регионы выращивания сельскохозяйственных культур; основные транспортные магистрали и пути перевозки;
- составлять характеристику отраслей мировой экономики;
- читать и анализировать схемы, таблицы, справочники, карты и делать на их основе выводы;
- находить соответствие между понятиями, определениями и географическими и хозяйственными объектами.
Место темы в структуре ЕГЭ: А16
ЧАСТЬ II
Региональная характеристика мира
6-й блок-модуль
Зарубежная Европа
Основные понятия:
- роль и место стран Зарубежной Европы в мировой в мировых экономике и политике;
- субрегионы Зарубежной Европы и их характеристика;
- факторы и показатели, которые объединяют страны Зарубежной Европы в единый регион;
- уровень обеспеченности и география природных условий и ресурсов стран Зарубежной Европы;
- население стран Зарубежной Европы – численность, структура, география, особенность, вклад в развитие мировой цивилизации;
- современный уровень развития экономики: структура, география, тенденции;
- основные проблемы, присущие странам Зарубежной Европы, и направления ее развития.
Основные представления:
- особенности географии и экономики стран Зарубежной Европы;
- роль и место стран в мировой экономической и политической системах;
- критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
- факторы и признаки, определяющие направление развития стран Зарубежной Европы;
- причины, влияющие на специализацию хозяйства стран;
- современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Зарубежной Европы.
Основные умения:
- показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
- самостоятельно составлять характеристику государств;
- определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
- находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.
Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10
7-й блок-модуль
Зарубежная Азия. Австралия
Основные понятия:
- Роль и место стран Зарубежной Азии и Австралии в мировой экономике и политике;
- Особенности регионального состава Зарубежной Азии и с присущими ей контрастами – природными, демографическими, экономическими, политическими;
- факторы, определяющие экономико-географические особенности стран Зарубежной Азии и современной Австралии;
- география и уровень обеспеченности региона природными ресурсами, природные условия;
- показатели, характеризующие население – численность, воспроизводство, состав, размещение, вклад в развитие мировой цивилизации;
- основные черты и особенности экономики стран Зарубежной Азии и Австралии;
- выделить ведущие отрасли хозяйства региона;
- основные направления и тенденции развития стран региона.
Основные представления:
- особенности географии и экономики стран Зарубежной Азии и Австралии;
- роль и место стран в мировой экономической и политической системах;
- критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
- факторы и признаки, определяющие направление развития стран Зарубежной Азии и Австралии;
- причины, влияющие на специализацию хозяйства стран;
- современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Зарубежной Азии и Австралии.
Основные умения:
- показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
- самостоятельно составлять характеристику государств;
- определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
- находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.
Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10
8-й блок-модуль
Африка
Основные понятия:
- роль и место Африки в мировой экономике;
- уровень обеспеченности и особенности размещения природных ресурсов и условий;
- важнейшие показатели, характеризующие население и его проблемы – численность, воспроизводство, состав, размещение, вклад в развитие мировой цивилизации;
- основные контрасты, присущие Африки – природные, демографические, экономические, политические;
- основные направления и тенденции развития Африки;
- субрегионы и государства Африки.
Основные представления:
- особенности географии и экономики стран Африки;
- роль и место стран Африки в мировой экономической и политической системах;
- критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
- факторы и признаки, определяющие направление развития стран Африки;
- причины, влияющие на специализацию хозяйства стран;
- современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Африки.
Основные умения:
- показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
- самостоятельно составлять характеристику государств;
- определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
- находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.
Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10
9-й блок-модуль
Северная Америка
Основные понятия:
- факторы, определившие экономический расцвет и лидерство США в мировом хозяйстве;
- особенности населения США и его вклад в развитие мировой цивилизации;
- важнейшие черты структуры и размещения по территории США промышленности и сельского хозяйства;
- особенности развития отдельных макрорегионов и частей страны;
- главные черты внешнеэкономических связей США;
- место Канады в мировой экономической системе;
- факторы, определяющие современные особенности экономико-географического состояния Канады;
- основные черты структуры и географии хозяйства Канады;
- выделить ведущие отрасли хозяйства Канады.
Основные представления:
- особенности географии и экономики стран Северной Америки;
- роль и место США и Канады в мировой экономической и политической системах;
- критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
- факторы и признаки, определяющие направление развития стран Северной Америки;
- причины, влияющие на специализацию хозяйства стран Северной Америки;
- современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Северной Америки.
Основные умения:
- показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
- самостоятельно составлять характеристику государств;
- определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
- находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.
Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10
10-й блок-модуль
Латинская Америка
Основные понятия:
- роль и место Латинской Америки в мировой экономике;
- уровень обеспеченности и особенности размещения природных ресурсов и условий в странах Латинской Америки;
- основные показатели, присущие населению – численность, воспроизводство, состав, размещение, вклад в мировую цивилизацию;
- важнейшие черты и особенности экономики стран Латинской Америки;
- основные контрасты, присущие Латинской Америке – природные, демографические, экономические, политические;
- основные направления и тенденции развития стран Латинской Америки.
Основные представления:
- особенности географии и экономики стран Латинской Америки;
- роль и место стран в мировой экономической и политической системах;
- критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
- факторы и признаки, определяющие направление развития стран Латинской Америки;
- причины, влияющие на специализацию хозяйства стран;
- современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Латинской Америки.
Основные умения:
- показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
- самостоятельно составлять характеристику государств;
- определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
- находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.
Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10
ЧАСТЬ III
Глобальные проблемы человечества
11-й блок-модуль
Глобальные проблемы человечества
Основные понятия:
- глобальные проблемы человечества;
- сущность и особенности проблемы сохранения мира и разоружения человечества;
- современное состояние проблемы мира на Земле и пути его сохранения;
- сущность и причины возникновения экологической проблемы;
- проявления и современное состояние экологической проблемы;
- пути решения экологических проблем;
- суть и причины в возникновения демографической проблемы;
- связь демографической проблемы с демографической ситуацией в развивающихся странах;
- возможные пути решения демографической проблемы;
- суть и последствия продовольственной проблемы;
- связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами;
- размещение стран, для которых эта проблема актуальна;
- пути решения продовольственной проблемы;
- причины появления и сущность энергетической и сырьевой проблем;
- география энергетической и сырьевой проблем;
- глобальность и относительность данных проблем;
- возможные пути решения энергетической и сырьевой проблем;
- значение о Мировом океане;
- роль и значение Мирового океана для человечества;
- важнейшие проблемы Мирового океана и пути их решения;
- география проблем Мирового океана.
Основные представления:
- принципы, по которым происходит выделение глобальных проблем человечества;
- социальные и политические основы всех ведущих проблем;
- взаимосвязи глобальных проблем и их взаимозависимости;
- проблемы, ставшие или становящиеся глобальными в последние годы;
- основные меры и пути, позволяющие решать глобальные проблемы.
Основные умения:
- показывать на картах регионы и страны, где наиболее ярко проявляются различные глобальные проблемы;
- объяснять социальную, политическую. Экономическую основу большинства глобальных проблем;
- анализировать современное состояние и тенденции развития глобальных проблем;
- определять возможные пути решения глобальных проблем.
Место темы в структуре ЕГЭ: А4, А5, А17, С5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» предназначена для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» предназначена для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).Рабочая программа по географии со...
Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...
Рабочая программа по экономической и социальной географии мира 10 класс учебник В.П.Максаковский
Рабочая программа по географии...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...