Программа модульного курса "Экономическая и социальная география мира"
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Мелешко Ирина Юрьевна

Программа составлена в виде модулей по основным разделам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_modulnogo_kursa.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Программа модульного курса

«Экономическая и социальная география мира»

10 класс

68 часов

ЧАСТЬ I

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

1-й блок-модуль

Современная политическая карта мира

Основные понятия:

  • современная типология стран по уровню социально-экономического развития;
  •  основные возможные критерии типологизации стран мира;
  •  ВВП на душа населения и ИЧР как показатели уровня социально-экономического развития государств;
  •  основные группы стран мира по уровню их социально-экономического развития;
  • сущность понятий «территория государства и «государственная граница»;
  • основные формы правления и территориального устройства государств мира;
  • формы государственного режима;
  • суверенитет государства;
  • геополитика как наука;
  •  особенности геополитического положения России;
  • международные организации – их виды, примеры деятельности;
  • региональные конфликты: причины  возникновения и меры для их разрешения.

Основные представления:

  • современная политическая карта мира;
  • причины многоликости современного мира и стран разного типа;
  • факторы, вызывающие изменения на политической карте мира;
  • влияние международных отношений на современную политическую карту мира;
  • важнейшие геополитические изменения на политической карте и причины, их вызывающие.

Основные умения:

  • показывать на карте крупнейшие государства мира, страны разных типов и форм устройства;
  • называть и показывать на карте «горячие точки» планеты – районы основных региональных и общемировых конфликтов;
  • расшифровывать аббревиатуры и определять по ним крупные международные организации;
  • читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы.

Место темы в структуре ЕГЭ: А1, А7, А13, А18, А19, А30, В5

2-й блок-модуль

География мировых природных ресурсов

Основные понятия:

  • особенности потребностей человека и общества в различных природных ресурсах;
  • оценка роли и значение географической среды в жизни общества;
  • виды и группы минерально-сырьевых ресурсов;
  • особенности размещения природных ресурсов по планете;
  • ресурсообеспеченность и хозяйственная оценка природных ресурсов;
  • регионы и страны-лидеры по обеспеченности некоторыми видами минерального сырья;
  • проблема истощения минеральных ресурсов: причина ее возникновения и пути решения;
  • экологические проблемы, связанные с использованием минеральных ресурсов;
  • обеспеченность человечества пресной водой;
  • распределение водных ресурсов по регионам и странам;
  • причины дефицита пресной воды и пути преодоления этого дефицита;
  • особенности состава и структуры мировых земельных ресурсов;
  • особенности почвенных ресурсов и размещение по планете наиболее ценных и плодородных земель;
  • причины, вызывающие изменение площади обрабатываемых земель;
  • особенности, состав и запасы лесных ресурсов планеты;
  • особенности размещения лесных ресурсов Земли;
  • особенности лесопользования и заготовок древесины в различных регионах и странах Земли;
  • деградация и сокращения лесного покрова Земли и причины, вызывающие эти явления;
  • пути сохранения и восстановления лесных ресурсов;
  • место и значение Мирового океана в жизни и деятельности человека;
  • виды природных ресурсов Мирового океана;
  • перспективы использования природных ресурсов Мирового океана;
  • экологические проблемы Мирового океана;
  • альтернативные источники энергии;
  • рекреационные ресурсы;
  • загрязнение окружающей среды;
  • решение природоохранных проблем;
  • экологическая политика;
  • географическое  ресурсоведение и геоэкология.

Основные представления:

  • география мировых природных ресурсов;
  • роль и значение природных ресурсов в жизни людей и хозяйственной деятельности общества;
  • закономерности размещения различных природных ресурсов по планете;
  • причины обострения проблем, связанных с обеспеченностью человечества природными ресурсами;
  • роль географии в решении проблем ресурсообеспеченности.

Основные умения:

  • показывать на карте основные и крупнейшие месторождения полезных ископаемых;
  • показывать на карте регионы и страны – лидеры по запасам различных природных ресурсов;
  • проводить сравнительную оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными природными ресурсами;
  • приводить примеры нерационального использования человечеством природных ресурсов и возможные пути их сохранения и восстановления;
  • читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы.

Место темы в структуре ЕГЭ: А3, А15, А17, В1, В6, В8

3-й блок-модуль

География населения мира

Основные понятия:

  • демографическая история населения Земли;
  • особенности изменения численности населения;
  • современные процессы воспроизводства населения;
  • «демографический взрыв» и «демографическая зима»;
  • факторы, влияющие на уровень рождаемости и смертности;
  • теория демографического перехода;
  • типы воспроизводства населения;
  • демографическая политика;
  • половозрастная структура населения;
  • структура занятости населения Земли;
  • «качество жизни»;
  • общие закономерности размещения населения на Земле;;
  • плотность населения по материкам и различным регионам;
  • основные формы расселения населения, сложившиеся в мире;
  • роль городов в современном мире;
  • урбанизация;
  • особенности сельского населения;
  • история миграций и их виды;
  • причины, вызывающие миграции;
  • основные направления миграционных потоков;
  • проблемы, вызывающие миграции;
  • представление об этносах;
  • этнический состав населения;
  • роль языка и языковой близости как основы классификации народов;
  • национальные проблемы и пути их решения;
  • географии мировых религий;
  • география распространения основных религий.

Основные представления:

  • география населения мира;
  • роль и значение языка как важнейшего показателя особенностей этнического состава населения;
  • роль и значение религии в жизни и развитии человеческого общества;
  • причины разнообразия основных мировых цивилизаций; философских и социальных, природных и экономических основ их развития;
  • необходимость особой заботы человечества о природных и культурных объектах, внесенных в список Мирового наследия человечества;
  • закономерности развития общества в целом и отдельных цивилизаций, религиозных и этнических групп.

Основные умения:

  • показывать на картах: районы компактного проживания крупнейших этносов и народов мира, районы распространения мировых религий;
  • основные мировые цивилизации;
  • показывать объекты – культурные и природные, включенные в список Мирового наследия;
  • составлять характеристики объектов или явлений;
  • анализировать таблицы, схемы, справочники и другие источники географической информации.

Место темы в структуре ЕГЭ: А11, А12, А20, В29, В7, С7

4-й блок-модуль

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Основные понятия:

  • общие черты и закономерности мирового хозяйства;
  • НТР и ее главные черты;
  • составные части НТР и их главные особенности;
  • основные пути развития составных частей  НТР на современном этапе развития общества;
  • международное географическое разделение труда;
  • основные стадии развития общества и соответствующие им типы хозяйственных структур;
  • изменения, происходящие в отраслевой структуре хозяйства в эпоху НТР;
  • роль, значение и виды главных экономических центров различных государств;
  • две группы факторов, влияющих на размещение производства;
  • основные факторы, определяющие размещение отраслей мирового хозяйства;
  • изменение влияния различных факторов на географию и размещение мирового хозяйства в эпоху НТР;
  • глобализация и интегрирование мирового хозяйства в эпоху НТР;
  • роль и место транснациональных корпораций (ТНК) в современной мировой экономике;
  • проблемы взаимоотношений России и крупнейших международных экономических организаций;
  • причины появления и сущность антиглобалистических движений.

Основные представления:

  • мировое хозяйство;
  • территориальная структура НТР и типы экономических районов;
  • историчность мирового хозяйства;
  • международная специализация как высшая форма географического разделения труда;
  • причины развертывания во второй половине XX века НТР;
  • различия эволюционного и революционного пути развития технологий и техники в эпоху НТР;
  • влияние НТР на отраслевой состав и территориальную структуру мирового хозяйства;
  • влияние различных факторов на особенности размещения отраслей мировой экономики;
  • причины и особенности глобализации и интегрирования мирового хозяйства;
  • антиглобалистические настроения среди части общества.

Основные умения:

  • показывать на картах: крупнейшие экономические районы разных типов; особенно значимые технополисы и технопарки; страны – члены крупнейших международных экономических организаций;
  • составлять характеристики или описания объектов и явлений, связанных с мировым хозяйством;
  • анализировать таблицы, схемы, справочники и другие источники информации о мировом хозяйстве.

Место темы в структуре ЕГЭ: А14, А28

5-й блок-модуль

География отраслей мирового хозяйства

Основные понятия:

  • отраслевой состав мирового хозяйства;
  • изменение в темпах развития отдельных отраслей в эпоху НТР;
  • отрасли топливной промышленности;
  • география отраслей топливной промышленности;
  • пути транспортировки основных видов топлива;
  • электроэнергетика и ее роль в мировой экономике в эпоху НТР;
  • размеры и структура выработки электроэнергии в мире;
  • основные способы выработки электроэнергии: традиционные и альтернативные;
  • страны-лидеры по выработке электроэнергии;
  • тенденции и перспективы электроэнергетики;
  • роль и место металлургии в мировой экономике до начала НТР и в настоящее время;
  • особенности сырьевой базы металлургии и ее влияние на географию отрасли;
  • изменения, происходящие в отраслевой структуре и размещения отраслей металлургии;
  • государства-лидеры в черной и цветной металлургии;
  • история возникновения машиностроения как отрасли;
  • причины лидирующего положения в мировой экономике в эпоху НТР;
  • изменения, происходящие в отраслевой структуре машиностроения;
  • особенности территориальной структуры машиностроения и изменения, происходящие в эпоху НТР;
  • основные машиностроительные регионы мира и их специализация;
  • страны-лидеры машиностроения и отдельных производств и отраслей;
  • причины быстрого развития химической  промышленности в эпоху НТР;
  • отраслевая и территориальная структура химической промышленности;
  • изменения, происходящие в химической промышленности в эпоху НТР;
  • особенности географии химической промышленности и важнейших отраслей;
  • страны-лидеры по выпуску химической продукции;
  • место и значение в мировой экономике лесной, легкой и пищевой промышленности;
  • уровень развития и особенности отраслевой и территориальной структуры изучаемых отраслей обрабатывающей промышленности;
  • основные изменения и тенденции развития, характерные для изучаемых отраслей в эпоху отраслей;
  • место и роль сельского хозяйства в мировой экономике;
  • особенности структуры сельского хозяйства, типы производства и аграрные отношения в сельском хозяйстве;
  • уровень развития, условия выращивания или разведения, хозяйственное значение и особенности размещения ведущих отраслей сельского хозяйства;
  • основные тенденции и направления развития сельского хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
  • значение транспорта, его место и роль в мировой экономике;
  • структура транспорта, его основные виды, показатели, характеризующие работу транспорта;
  • особенности, уровень развития, роль транспорта в мировой экономике;
  • география различных видов транспорта;
  • страны-лидеры по основным видам транспорта;
  • история и особенности формирования, современный уровень развития и динамика всемирных экономических отношений (ВЭО);
  • многообразие форм ВЭО;
  • основные тенденции и перспективы развития ВЭО и их формы в эпоху НТР;
  • международный туризм;
  • причины быстрого развития международного туризма в эпоху НТР;
  • современные виды международного туризма – их особенности, уровень развития, географию;
  • география международного туризма и его виды, регионы, страны-лидеры

Основные представления:

  • отрасли мирового хозяйства;
  • основные сдвиги и изменения, произошедшие в структуре мирового хозяйства;
  • тенденции, определяющие развитие и размещение отраслей мировой экономики в эпоху НТР;
  • причины и факторы, определяющие современное состояние и перспективы отраслей мировой экономики;
  • усиление интеграционных процессов и развитие межгосударственных отношений в эпоху НТР;
  • различия транспорта и его особенности в странах разного типа;
  • степень вовлеченности стран мира в ВЭО;
  • международный туризм как феномен эпохи НТР;
  • причины возрастания роли экологических и социальных факторов в развитии и размещении отраслей мирового хозяйства.

Основные умения:

  • показывать на картах – лидеры основных отраслей мировой экономики; важнейшие города, промышленные объекты и транспортные центры; регионы выращивания сельскохозяйственных культур; основные транспортные магистрали и пути перевозки;
  • составлять характеристику отраслей мировой экономики;
  • читать и анализировать схемы, таблицы, справочники, карты и делать на их основе выводы;
  • находить соответствие между понятиями, определениями и географическими и хозяйственными объектами.

Место темы в структуре ЕГЭ: А16

ЧАСТЬ II

Региональная характеристика мира

6-й блок-модуль

Зарубежная Европа

Основные понятия:

  • роль и место стран Зарубежной Европы в мировой в мировых экономике и политике;
  • субрегионы Зарубежной Европы и их характеристика;
  • факторы и показатели, которые объединяют страны Зарубежной Европы в единый регион;
  • уровень обеспеченности и география природных условий и ресурсов стран Зарубежной Европы;
  • население стран Зарубежной Европы – численность, структура, география, особенность, вклад в развитие мировой цивилизации;
  • современный уровень развития экономики: структура, география, тенденции;
  • основные проблемы, присущие  странам Зарубежной Европы, и направления ее развития.

Основные представления:

  • особенности географии и экономики стран Зарубежной Европы;
  • роль и место стран в мировой экономической и политической системах;
  • критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
  • факторы и признаки, определяющие направление развития  стран Зарубежной Европы;
  • причины, влияющие на специализацию хозяйства  стран;
  • современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Зарубежной Европы.

Основные умения:

  • показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
  • самостоятельно составлять характеристику государств;
  • определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
  • находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.

Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10

7-й блок-модуль

Зарубежная Азия. Австралия

Основные понятия:

  • Роль и место стран Зарубежной Азии и Австралии в мировой экономике и политике;
  • Особенности регионального состава Зарубежной Азии и с присущими ей контрастами – природными, демографическими, экономическими, политическими;
  • факторы, определяющие экономико-географические особенности стран Зарубежной Азии и современной  Австралии;
  • география и уровень обеспеченности региона природными ресурсами, природные условия;
  • показатели, характеризующие население – численность, воспроизводство, состав, размещение, вклад в развитие мировой цивилизации;
  • основные черты и особенности экономики стран Зарубежной Азии и Австралии;
  • выделить ведущие отрасли хозяйства региона;
  • основные направления и тенденции развития стран региона.

Основные представления:

  • особенности географии и экономики стран Зарубежной Азии и Австралии;
  • роль и место стран в мировой экономической и политической системах;
  • критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
  • факторы и признаки, определяющие направление развития  стран Зарубежной Азии и Австралии;
  • причины, влияющие на специализацию хозяйства  стран;
  • современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Зарубежной Азии и Австралии.

Основные умения:

  • показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
  • самостоятельно составлять характеристику государств;
  • определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
  • находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.

Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10

8-й блок-модуль

Африка

Основные понятия:

  • роль и место Африки в мировой экономике;
  • уровень обеспеченности и особенности размещения природных ресурсов и условий;
  • важнейшие показатели, характеризующие население и его проблемы – численность, воспроизводство, состав, размещение, вклад в развитие мировой цивилизации;
  • основные контрасты, присущие Африки – природные, демографические, экономические, политические;
  • основные направления и тенденции развития Африки;
  • субрегионы и государства Африки.

Основные представления:

  • особенности географии и экономики стран Африки;
  • роль и место стран Африки в мировой экономической и политической системах;
  • критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
  • факторы и признаки, определяющие направление развития  стран Африки;
  • причины, влияющие на специализацию хозяйства  стран;
  • современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Африки.

Основные умения:

  • показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
  • самостоятельно составлять характеристику государств;
  • определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
  • находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.

Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10

9-й блок-модуль

Северная Америка

Основные понятия:

  • факторы, определившие  экономический расцвет и лидерство США в мировом хозяйстве;
  • особенности населения США и его вклад в развитие мировой цивилизации;
  • важнейшие черты структуры и размещения по территории США промышленности и сельского хозяйства;
  • особенности развития отдельных макрорегионов и частей страны;
  • главные черты внешнеэкономических связей США;
  • место Канады в мировой экономической системе;
  • факторы, определяющие современные особенности экономико-географического состояния Канады;
  • основные черты структуры и географии хозяйства Канады;
  • выделить ведущие отрасли хозяйства  Канады.

Основные представления:

  • особенности географии и экономики стран Северной Америки;
  • роль и место США и Канады в мировой экономической и политической системах;
  • критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
  • факторы и признаки, определяющие направление развития стран Северной Америки;
  • причины, влияющие на специализацию хозяйства  стран Северной Америки;
  • современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Северной Америки.

Основные умения:

  • показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
  • самостоятельно составлять характеристику государств;
  • определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
  • находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.

Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10

10-й блок-модуль

Латинская  Америка

Основные понятия:

  • роль и место Латинской Америки в мировой экономике;
  • уровень обеспеченности и особенности размещения природных ресурсов и условий в странах Латинской Америки;
  • основные показатели, присущие населению – численность, воспроизводство, состав, размещение, вклад в мировую цивилизацию;
  • важнейшие черты и особенности экономики стран Латинской Америки;
  • основные контрасты, присущие Латинской Америке – природные, демографические, экономические, политические;
  • основные направления и тенденции развития стран Латинской Америки.

Основные представления:

  • особенности географии и экономики стран Латинской Америки;
  • роль и место стран в мировой экономической и политической системах;
  • критерии и принципы выделения различных регионов и объединения в них государств мира;
  • факторы и признаки, определяющие направление развития  стран Латинской Америки;
  • причины, влияющие на специализацию хозяйства  стран;
  • современные интеграционные процессы и их влияние на развитие хозяйства стран Латинской Америки.

Основные умения:

  • показывать на картах: регионы и страны мира, входящие в их состав; столицы и крупные города, крупные реки, важные промышленные объекты, сельскохозяйственные регионы и транспортные пути крупных государств и регионов;
  • самостоятельно составлять характеристику государств;
  • определять с помощью карт, схем, таблиц, других источников информации специализацию хозяйств регионов и стран;
  • находить соответствия между понятиями, определениями и государствами.

Место темы в структуре ЕГЭ: А8, В9, В10

ЧАСТЬ III

Глобальные проблемы человечества

11-й блок-модуль

Глобальные проблемы человечества

Основные понятия:

  • глобальные проблемы человечества;
  • сущность и особенности проблемы сохранения мира и разоружения человечества;
  • современное состояние проблемы мира на Земле и пути его сохранения;
  • сущность и причины возникновения экологической проблемы;
  • проявления и современное состояние экологической проблемы;
  • пути решения экологических проблем;
  • суть и причины в возникновения демографической проблемы;
  • связь демографической проблемы с демографической ситуацией в развивающихся странах;
  • возможные пути решения демографической проблемы;
  • суть и последствия продовольственной проблемы;
  • связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами;
  • размещение стран, для которых эта проблема актуальна;
  • пути решения продовольственной проблемы;
  • причины появления и сущность энергетической и сырьевой проблем;
  • география энергетической и сырьевой проблем;
  • глобальность и относительность данных проблем;
  • возможные пути решения энергетической и сырьевой проблем;
  • значение о Мировом океане;
  • роль и значение Мирового океана для человечества;
  • важнейшие проблемы Мирового океана и пути их решения;
  • география проблем Мирового океана.

Основные представления:

  • принципы, по которым происходит выделение глобальных проблем человечества;
  • социальные и политические основы всех ведущих проблем;
  • взаимосвязи глобальных проблем и их взаимозависимости;
  • проблемы, ставшие или становящиеся глобальными в последние годы;
  • основные меры и пути, позволяющие решать глобальные проблемы.

Основные умения:

  • показывать на картах регионы и страны, где наиболее ярко проявляются различные глобальные проблемы;
  • объяснять социальную, политическую. Экономическую основу большинства глобальных проблем;
  • анализировать современное состояние и тенденции развития глобальных проблем;
  • определять возможные пути решения глобальных проблем.

Место темы в структуре ЕГЭ: А4, А5, А17, С5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса ( изучение предмета на  базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса (изучение предмета на профильном  уровне).Рабочая программа по географии со...

Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...