Педагогические технологии театрального творчества в современном формате универсальных коллабораций
статья
В статье представлен опыт реализации ДООП "Театральное искусство" на базе студии "Театральная шкатулка", реализуемой в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya._novye_mesta._teatr.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии театрального творчества
в современном формате
универсальных коллабораций
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
МАОУ «Гимназия №42» города Кемерово – школа комплекс, в структуре которой осуществляет свою деятельность подразделение дополнительного образования.
В 2023 году в подразделении дополнительного образования МАОУ «Гимназия №42» открылись новые места в области театрального искусства по типовой модели «Арт-пространство» и реализуются на базе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральное искусство» (базовый уровень, возраст 7 – 14 лет, художественная направленность).
До 01 июня 2023 года всё оборудование было получено и по рекомендациям регионального модельного центра Кемеровской области мы стали использовать оборудование с первого дня лета. Для этого на мы разработали краткосрочную программу на основе тем и разделов программы «Театральное искусство», цель которой знакомство с Федеральным проектом через возможности театральной деятельности и реализовали её в рамках разновозрастного отряда (ДООП «Мир искусства»).
Педагогическая технология - Театральный «МИКС»
Итак! Открытие новых мест в дополнительном образовании! Как рассказать учащимся и их родителям о новой театральной студии о возможностях театра и о реализуемой программе? Так как возраст учащихся начинается с 7 лет, мы связались с классными руководителями параллели 1 классов и всех пригласили на День защиты детей.
Удачно совместив 1 июня – День защиты детей и открытие новых мест, мы устроили настоящий театрализованный праздник. Необычный театрализованный микс собрал на творческой сцене детей, родителей и наставников-педагогов. Миниатюрные театрализованные постановки разработали заранее, на каждой площадке рассказали об одном из видов театра, затем подготовили вместе с детьми выступление-презентацию о своём театральном жанре. Все на театральные площадки совместили с направлениями деятельности педагогов.
В драматическом театре для детей юные артисты подготовили и разыграли сценку «Иван-царевич и баба яга» и «Кощей бессмертный и Василиса Прекрасная.
Уникальные бумажные модели из театра моды удивили экспериментальными костюмами «Летнее настроение», которые сделали вместе с художественной мастерской «Радуга».
Интерактивный театр, в состав которого вошли умники и умницы из разновозрастного отряда «Техно» загадали загадки о театре
Самое весёлое представление подготовили артисты кукольного театра с премьерой русской народной сказки «Репка».
Солисты музыкального театра показали танцевальную композицию под песню «Чёрный кот».
А «Театр масок» произвел настоящий фурор! Ребята туристического клуба сделали настоящий подарок - дефиле в масках. Каждый актёр сделал свою маску сам и продемонстрировал её зрителям.
В этот день каждый смог попробовать стать артистом! Все вместе узнали о театральных жанрах, и после каждого выступления ведущий напоминал зрителям, что это стало возможным благодаря Федеральному проекту «Успех каждому ребёнку» национального проекта «Образование» и приглашал записаться в театральную студию.
По окончании праздника, каждый получил визитную карточку на бесплатное обучение по программе «Театральная шкатулка» в рамках Федеральному проекту «Успех каждому ребёнку» национального проекта «Образование» с 01 сентября 2023 года (с указанием реквизитов педагога и способам записи)
Педагогическая технология – «Театрализованный марафон»
В августе перед началом учебного года мы понимали, что необходим добор учащихся до 90 человек. На помощь пришёл «Театральный марафон» организованный для детей жилого района «Лесная Поляна» и их родителей.
Дети разных возрастов приняли участие в творческих театральных событиях уникального десятидневного марафона с 14 по 25 августа. Каждый день открывались новые театральные площадки, на которых юные артисты знакомились с историей и видами театров, посещали закулисье, пробовали себя в ролях кукловодов, мимов, комиков. Здесь многие побывали на кастинге сценических профессий и выбрали для себя практическую работу в сфере театрального искусства!
Самой яркой театральной площадкой, по мнению участников, стала работа с гримом и реквизитом, где создавались новые, неповторимые образы для сценических миниатюр и мини спектаклей!
Масштабность театрального марафона стала возможной благодаря новой музыкальной аппаратуре и сценическому оборудованию, полученными в рамках проекта. График работы мастер-классов мы оформили в виде афиши и представили в социальных сетях группы классных руководителей и жителей «Лесная Поляна», и на досках объявлений. Кроме этого мы дали возможность детям посещать не все мастер-классы, а по их выбору и возможностям. Так к 25 августа у нас был готов списочный состав всех 6 групп. И педагог имел возможность пообщаться с каждым ребёнком до начала учебного года.
ОБОРУДОВАНИЕ
Несколько слов об оборудовании! Тем более что в методических рекомендациях при закупках 2023 года театрального оборудования не предусматривалось. Что купили и для чего?
В программу введён раздел «Кукольный театр», на основании социального заказа родителей, именно для этого были закуплены три театральные ширмы разного формата. Все они многофункциональные, одна из них разбирается как конструктор и является частями декорации к разным мини-постановкам, другая может быть выставочным стеллажом, третья как самостоятельная декорация «замок» к разным сказкам. Кроме этого разделы программы «Введение в мир театра», «Сценическая речь», «Постановка спектакля» связаны с постановкой сценического образа, речью, мимикой, интонацией. И маленьким детям (7-10 лет) интереснее отрабатывать образы в диалоге и общении, так как детей в группе по 15 человек, есть возможность каждому юному театралу поработать на своей ширме с куклами и отобразить театральный образ по заданию педагога.
Второй блок оборудования связан с музыкальной аппаратурой – микшерный пульт, акустическая система, микрофоны, в том числе головные, сегодня используются в театральной студии на всех занятиях, связанных с постановкой спектаклей, мюзиклов и миниатюр.
Ну и конечно светодиодные прожекторы (специально разработанные для мероприятий, требующих компактного освещения), которые дополняют общий фон постановочных театральных событий. С таким оборудованием тоже учатся работать юные театралы, которые не попали в основной состав актёров в спектакле.
СОВРЕМЕННЫЕ СЦЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ну а теперь, остановимся на возможностях современной коллаборации в рамках театрального творчества, которые мы успели освоить за время реализации проекта. Региональный модульный центр нашей области, познакомил нас с медиа-планом проекта. Мы воспринимаем медиа-план как стимул к активной деятельности. Мы понимали, что описание обычных занятий, где отрабатываются знания, умения и навыки, формируются компетенции, не всегда подходят для публикации, так появились идеи интеграции усилий и форматов – коллаборации.
Педагогическая технология «Коллаборация: вокал и театр»
Современные вокальные и сценические технологии дали новые возможности музыкальным театрам, появилось много интересных идей и использования оборудования для удобства артистов на сцене. На сценической театральной площадке «Музыкальный театр» объединились два педагога и рассказали о разновидностях микрофонов, звуковых колонок и светового оборудования на сцене.
На практике каждый участник занятия смог попробовать себя артистом, примерив головной микрофон. На пульте управления звукооператоры смогли отрегулировать звук в зале. Самое интересное досталось группе монтажёров света, которые украсили каждое выступление разными подсветками. Надо отметить, что у некоторых ребят вокалистов уже был опыт работы на сцене, и они с удовольствием поделились своими знаниями с юными театралами!
Педагогическая технология «Коллаборация: ИЗО и театр»
Мастерская «Театральная афиша» объединила педагогов по изобразительному творчеству и театру. В мастерской сначала разобрались зачем нужна театральная афиша, как с помощью афиши собрать достаточное количество зрителей на спектакль и не заполнить зал зрителями. При этом, как отмечает важно чтобы она была яркой, интересной и привлекала внимание.
Над дизайном афиши должны работать опытные профессионалы, которые точно знают, что нужно зрителю, чтобы принять положительное решение на предмет похода в театр на конкретное представление. Как правило, афиши яркие и описывают ключевые достоинства шоу. Именно над такими дизайнерскими афишами увлечённо работали юные художники и театралы. Использовали в работе над афишей интересный прием в искусстве, позволяющий соединить в одной композиции несколько разнородных элементов (фотографии, картон, бумага, журнальные вырезки и т.д) – коллаж.
Во время практической работы ребята узнали, как переводится слово «афиша», когда и где появились первые театральные афиши в мире и в России, когда появилась первая печатная афиша. По итогам работы каждая группа презентовала свою афишу, её предназначение и маркетинговую привлекательность.
Педагогическая технология «Коллаборация: ДПИ и театр моды»
Необычную сценическую коллекцию создали во время театральной мастерской «Театр моды». Идеей коллекции стали символы наступившего лета – голубое небо, ромашки, зелёные листья. Цветная плотная бумага, цветы по собственному замыслу, клей – и первый костюм готов, добавили фантазии и творчества и появились сценические наряды. Подготовили моделей к показу и продемонстрировали всем итоги своего творчества. Сказочности коллекции на сцене добавили новые прожекторы с цветным сценическим светом.
А потом, костюмы смогли померить все гости и сделать на память фотографию в формате «Лето».
Педагогическая технология «Коллаборация: ДПИ и театр масок»
Для тех, кто увлекается драматическим искусством, занимается в театральных студиях, полезно разобраться в вопросе «Что такое театр масок?». Участники театральной мастерской «Театр масок» начали с самого простого: с простой черной маски... А потом узнали о театральных масках в древности, масках клоунов и актеров итальянской "комедии масок", о масках в современных шоу и театрах, и что у каждой маски свой характер.
Но, покорила всех практическая часть занятия, где каждый смог не только померить маску, но и сделать неповторимую маску своими руками. Важным событием творческого дня стал показ и презентация масок на сцене.
Педагогическая технология «Коллаборация: ДПИ и театр кукол»
Юные дизайнеры студии «Декор» создали коллекцию вязаных кукол, а юные артисты студии «Театральная шкатулка», провели для них актёрский мастер-класс на творческие ассоциации созданных ими кукол.
Целью интегрированного занятия стало желание «оживить» коллекцию вязанных кукол, и в соответствии с образом игрушки, придумать историю жизни куклы, её круг общения.
Этап реализации индивидуального задания положительно повлиял на отработку звуков в словах трудных для произношения, расширил словарный запас, не просто было детям придумать историю своему герою! В работе в парах - ребята вспоминали пословицы и поговорки по теме, что помогло приобщить их, к культурным традициям и обычаям. Предложенные задания интегрированного занятия, помогли учащимся создать не только запоминающийся образ жизни сельской глубинки, но и придумать текст, развить память и актёрские навыки. Так, интегрированное занятие помогло объединить несколько направлений художественной направленности и воспитания.
Современная сценическая технология «Коллаборация: Робототехника и театр»
В рамках проекта открыты новые места по двум направленностям ДООП «Робототехническая лаборатория» в 2022 году и ДООП «Театральное искусство» в 2023 году.
Чтобы подробнее рассказать о проекте педагоги решились на необычный интерактив. Студия «Театральная шкатулка» придумала для ребят робототехников мини-спектакль «Театр роботов», где рассказала об интересных фактах и историях о современных роботах. В свою очередь техники из «Робототехнической лаборатории» провели для юных артистов викторину и конкурс на лучшее управление роботом по дистанции. А изготовили костюмы роботов педагоги, учащиеся и родители 6 класса вместе со своим классным руководителем.
Так интерактивное занятие помогло ребятам и их родителям лучше узнать суть и задачи каждого творческого объединения, возможности и достижения каждой студии! А интерактивный подход к Федеральному проекту «Успех каждого ребёнка» позволил побывать сразу и в театре, и в мире роботов!
Самое главное, что мы поняли после двух лет реализации Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», что над созданием новых мест и продвижением проекта должен работать не один педагог, а команда единомышленников.
Главным результатом всей театральной творческой деятельности в нашей образовательной организации является «Семейный Фестиваль».
Семейный фестиваль - это традиционное событие, которое предлагает совместную деятельность детей и взрослых в процессе большого театрального творчества. Семейный Фестиваль МАОУ «Гимназия №42» объединяет больше тысячи участников во время подготовки и для большого театрализованного костюмированного шоу на большой сцене Государственной Филармонии Кузбасса три раза в год:
- Открытие (сентябрь – октябрь)
- Новогодняя сказка (декабрь - январь)
- Закрытие (апрель – май)
Театральный микс на сцене и в холле всегда общей темой, и все стараются с помощью различных театральных жанров изобразить главную идею. Участников Фестиваля всегда много - родители, дети, педагоги, гости! Они же актёры и они же благодарные зрители! (Q-код на видео)
Для освещения всей деятельности в рамках реализации проекта мы создали страничку НС портале (Q-код на страницу), открыли рубрику в детском информационном журнале «Созвездие талантов» (показать) и ведём страничку на сайте учреждения(Q-код на страницу).
Так национальные проекты России в образовании позволяют открывать новые грани возможностей для учреждений, творческих студий и каждого ребёнка! А Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» в нашем учреждении, позволил привлечь к театральной деятельности и новым сценическим технологиям детей с разными интересами и педагогов разных направленностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные инновационные педагогические технологии как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано
Современные инновационные педагогические технологиикак мотивация к творчеству в классе специального фортепиано...
Педагогический проект "Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка".
Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 8-14 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Выразительность речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сцени...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Современные педагогические технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
В помощь молодому педагогу при подготовке и разработке методических материалов....
Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"
Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...
Современные педагогические технологии в работе педагога дополнительного образования руководителя школьной театральной студии
Статья рассказывает о том, какие современные технологии эффективны при постановке спектакля в школьной театральной студии...