Компоненты и функции педагогического общения
статья
От стиля общения педагога зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_komponenty_i_funktsii_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркова Марина Юрьевна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков
Кировского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Компоненты и функции педагогического общения».
Когнитивный компонент:
- знание общих закономерностей структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и персептивной сторон общения;
- методик исследования общения и межличностных отношений;
- основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения.
Информационная власть, которой обладает учитель по мере познания предмета общения, позволяет ему "осуществить успокоение" силой логики, те. всесторонне
продумать поиск выхода из сложившейся трудной ситуации, обеспечить снижение ее остроты и напряжения.
Регулятивный компонент:
- умение передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов;
- организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности;
- понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение другого человека;
- корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению;
- управлять собственным психическим состоянием, поведением и развитием.
Аффективный компонент:
- эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.
Духовный компонент:
- сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния.
Духовные способности - это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. Невозможно понять духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния. Духовно богатый учитель в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием.
А.А.Леонтьев выделяет следующие дидактические функции педагогического общения:
- функция мотивации;
- функция презентации знаний;
- функция привлечения внимания и регулирования психической активности учащихся,
- функция постановки задачи или конечной цели.
- функция управления интеллектуальной деятельностью учащихся;
- функция переноса знаний и умений на новый материал;
- функция контроля за успехами учащихся;
- функция обеспечения обратной связи.
От стиля общения педагога зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
- взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
- наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
- ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой
- отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
- использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
- единством делового и личностного общения
- включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.
2) Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно, истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя – важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.
Сознательное формирование своего стиля педагогического общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно – индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...
Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...
«Конфликты в педагогическом общении" - педагогический совет
выступление на педагогическом совете о причинах и последствиях конфликтов в образовательном процессе и способах разрешения конфликтных ситуаций...
Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.
Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...
"Педагогическое общение как особый вид творчества" педагогический совет по воспитательной работе
Педсовет направлен на совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Обучает технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Психология общения. Стили педагогического общения.
стили педагогического общения. психология. психология общения...