Базы данных и статистика в школе
статья

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в единое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество.Осуществляется переход с бумажных носителей на интерактивные сети. Развиваются существующие и создаются новые информационные технологии в школах. Информатизация в школе предполагает не только установку в ней персональных компьютеров и обучение компьютерной грамотности – она не будет происходить без перестройки всего процесса образования на базе использования информационных и компьютерных технологий, деятельности учеников и учителей в условиях доступа к безграничному миру информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Базы данных в современной школе17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное пространство школы обеспечивает обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса на внутреннем и внешнем уровнях.

Внутренний уровень: ‒

  • администрация;
  • учителя; ‒
  • учащиеся; ‒
  • родители; ‒
  • медик,
  • психолог,
  • логопед, ‒
  • социальные педагоги

Внешний уровень:

  • педагогическое сообщество;
  • управляющие структуры;
  • Интернет

Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяет повысить качество образования и доступность образовательного процесса. Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечет за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

‒ контроль знаний;

‒ лабораторный практикум;

‒ наглядность на уроке;

‒ самообразование (сетевое взаимодействие).

Информатизация школы позволяет через дистанционное обучение реализовать потребности учащихся школ, а также находящихся на надомном обучении. у которых ограничена возможность посещать школу: дети-инвалиды, заболевшие, временно уехавшие с семьей и др., а также повышает конкурентоспособность выпускников школы, создав одинаковые возможности и условия с жителями областного центра. Развитие глобальных информационных сетей, в свою очередь, требует организации весьма специфичной коммуникативной деятельности школьников с использованием современной техники. Поэтому очень важен вопрос возможности подключения и работы в сети Интернет. Разработка базы данных начинается с построения информационно-логической модели данных. Для этого, прежде всего, нужно определить информационные объекты базы данных. Исходя из потребностей административной работы в школе, можно выделить следующие объекты:

  • учащиеся,
  • классы,
  • параллели,
  • этапы обучения (начальная школа, средняя школа, старшая школа),
  • учителя и методические объединения

Следующим этапом разработки базы данных является анализ объектов и выявление документов – источников данных. Для таких целей используются:

  • классные журналы,
  • личные карточки обучающихся,
  • личные дела учителей,
  • учебный план и др.

Содержание хорошей базы данных не исчерпывается одними таблицами. Одним из средств, облегчающих работу с базой данных. являются формы ввода-вывода. Эти формы позволяют осуществлять первоначальную загрузку записей в таблицы, выполнять их просмотр, а также производить их корректировку. При этом содержание таблиц отображается в удобном виде – в виде документа. Одним из эффективных инструментов обработки данных являются запросы. Запрос в отличие от формы, которая имеет дело лишь с полями имеющихся в базе данных таблиц, может создавать временные таблицы, в которые можно включать данные, как из реальных таблиц, так и производить вычисления над записями этих таблиц. Запросы на выборку удобных для поиска данных по определенному признаку: например, если надо вывести информацию обо всех учениках, проживающих по определенному адресу, определенного года рождения, социальной группы и т.п.

Для вывода данных из таблиц в виде печатного документа в MS Excel предназначены отчеты. Отчеты используются для оформления справок ученикам, а также для формирования зачетных и экзаменационных ведомостей, а также других ведомостей: например, ведомостей для инструктажа по технике безопасности, использования льготного питания и выдачи литературы учащимся.

Наконец, кроме описанных выше элементов, в базе данных ИС Параграф, использующейся в Санкт-Петербурге, используется также кнопочная форма для управления работой с базой данных. Развитая система кнопочных форм позволяет максимально удобно ориентироваться в объектах базы данных и наиболее рационально их использовать. Хотя процессы создания базы данных и ее наполнения достаточно трудоемки, следует отметить, что базу данных можно создавать не единовременно, а постепенно добавляя в нее новые элементы и пополняя ее содержанием. В этом смысле, база данных не является законченным произведением, а вполне допускает внесение в нее изменений и дополнений. После создания базы данных учеников, использовать ее было несколько непривычно – в ней много различных тонкостей, и поначалу казалось, что намного проще работать с обыкновенными личными делами и списками класса. Однако в школе очень часто возникают ситуации, когда необходимо быстро получить справку о каком-то конкретном человеке, список ребят, едущих в поездку или список телефонов некоторых родителей. Наличие в базе различных макетов позволило быстро извлекать из множества данных об ученике (учениках) только нужные. Средства поиска позволяют выбрать в отчет учеников разных классов, объединенных каким-либо общим критерием (например, определенного возраста). Раньше для создания такого списка приходилось выписывать данные из списков разных классов. В настоящее время, с развитием информационных технологий в России, документооборот предприятий имеет нарастающую тенденцию перехода от бумажной к электронной форме. Все большее количество электронных документов приобретает официальный статус и становятся полноценной заменой физических источников. Ценность такого перехода очевидна: помимо упрощения техники изготовления, копирования и редактирования документа, ускоряется и сам процесс документооборота – если подключить к этому использование современных коммуникаций. Но на пути развития электронного документооборота в школе, как правило, стоит два серьезных препятствия: недостаточное финансирование развития информационных технологий в сфере образования и неподготовленность педагогических кадров к работе с современными технологиями электронного документооборота. К техническим и программным средствам для ведения электронного журнала предъявляются низкие требования: достаточно любого персонального компьютера с установленным на него ПО для управления электронными таблицами. К дополнительным преимуществам ведения классного журнала в электронной форме, помимо традиционных преимуществ электронного документа перед бумажным, можно отнести: автоматизация рутинных вычислительных процессов (вычисление итоговой оценки, даты уроков, дополнительных характеристик учебного процесса); «прозрачность» перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса, объективность выставления промежуточных и итоговых оценок; возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом; облегченность документирования процесса исправления учащимися оценок; высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных. Системы управления базами данных

Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных....

База данных 11 класс. Самостоятельные практические работы. Проектирование и обработка двухтабличной базы данных.

Предлагается два вырианта самостоятельной практической работы по теме "Базы данных". 11класс. Работу можно провести как "Зачётная практическая работа по теме База Данных"Перед выполнением самостоятель...

Урок информатики «Базы данных. Системы управления базами данных»

План-конспектУрока по информатике и ИКТТема: «Базы данных. Системы управления базами данных»11 классУчитель: Торопов Александр Евгеньевич...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Обучение учащихся 8-9 классов созданию БАЗЫ ДАННЫХ ( MS ACCESS) на примере база данных "Библиотека школы"

Для обучения работы в среде MS ACCESS была поставлена задача создать базу данных Библиотека школы. Тема имеет общие подходы к изучению и практическому использованию Систем управления базами данны...