Реализация междисциплинарных связей электротехники и математики как средство повышения качества подготовки специалистов.
статья
Реализация междисциплинарных связей электротехники и математики как средство повышения качества подготовки специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_po_matematike.docx | 119.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация междисциплинарных связей электротехники и математики как средство повышения качества подготовки специалистов
Подготовила: Р.А.Наумёнок,
преподаватель математики
Ключевые слова: ФГОС СПО, междисциплинарные связи, внеаудиторная самостоятельная работа, ИКТ- технологии.
Со второй половины XX века в России началось резкое развитие и рост интеграции наук и технологий в обществе и междисциплинарные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением данных интеграционных процессов. Эти связи играют важную роль в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО нового поколения.
Образовательные программы среднего профессионального образования в Череповецком металлургическом колледже направлены на создание, поддержание и ежегодное обновление условий, обеспечивающих качественную подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена в соответствии с требованиями современного рынка труда, с учетом запросов предприятия-заказчика ПАО «Северсталь», особенностей развития региона, современной техники и технологий, способных быстро адаптироваться на рабочем месте в ходе модернизации и перевооружения металлургической промышленности России.
В ходе реализации образовательных программ СПО отдается приоритет практикоориентированности обучения на всех этапах образовательного процесса, созданию условий для овладения студентами универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими социальной мобильности и устойчивости на рынке труда будущих выпускников колледжа.
Что такое междисциплинарные связи и какова их роль в реализации выше названных целей?
Междисциплинарные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретной дисциплины и выступающий в качестве средства объединения знаний по дисциплине в целостную систему, расширяющую пределы данной дисциплины без потери его качественных особенностей.
В процессе освоения образовательной программы СПО преподаватели и мастера производственного обучения используют следующие типы междисциплинарных связей:
1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой.
2. Исследовательско-междисциплинарные связи проблемного характера возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных дисциплинарных подходов, в различных аспектах.
3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Применение связей данного типа требует использования методов анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления, методов решения эвристических и ситуационных задач.
4. Опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной дисциплины используются при изучении другой.
Данные связи реализуются в Череповецком металлургическом колледже при помощи:
- создания методических указаний для проведения лабораторных и практических работ;
- проведения интегрированных уроков;
- разработки творческих проектов студентами;
- разработки и проведения комплексных экзаменов.
Реализация междисциплинарных связей дисциплин «Электротехника» и «Математика» хорошо просматривается при изучении темы «Сложные электрические темы», где в ходе работы по расчету сложных электрических цепей постоянного тока используются методы Гаусса и Крамера для решения систем линейных уравнений. Рассмотрим один из примеров на данную тему.
Рисунок 8- Сложная цепь постоянного тока
Рисунок 1- Сложная цепь постоянного тока
Дано: E1=48 В E2=12 В E3=24 В r1=4 Ом r2=1,5 Ом r3=2,5 Ом
r4=1,5 Ом r5=3 ОМ r6=1 Ом r7=2 Ом r01=r02=r03=0.5 Ом
Найти: Найти токи всех ветвей.
Решение:
- Выбираем направление контурных токов I11 I22 I33 (например, по часовой стрелке).
- Определяем контурные Э.Д.С. для каждого контура:
E11=E1-E3=24B
E22=-E1=12В
E33=E3=24В
- Определяем собственные сопротивления контуров:
R11=r1+r4+r01+r5+r3+r03=12 Ом
R22=r2+r02+r6+r5=6 Ом
R33=r3+r03+r6+r7=6 Ом
- Определяем собственные сопротивления контуров
R21=R12=3 Ом
R31=R13=r03+r3=3 Ом
R32=R23=r6= 1 Ом
- Составляем систему контурных уравнений, одинаковую для всех цепей, состоящих из 3 контуров.
E11=I11R11-I22R12-I33R13
E22=-I11R21+I22R22-I33R23
E33=-I11R31-I22R32+I33R33
Подставляем числовые данные и решаем систему методом Крамера
24=12I11-3I22-3I33
-12=-3I11+6I22-1I33
24=-3I11-I22+6I33
Составим и вычислим определитель ∆ матрицы системы:
В определителе ∆ заменим первый столбик, соответствующий неизвестной I11, на столбец свободных членов. Получим
В определителе ∆ заменим второй столбик, соответствующий неизвестной I22, на столбец свободных членов. Получим
В определителе ∆ заменим третий столбик, соответствующий неизвестной I33, на столбец свободных членов. Получим
Для нахождения значений I11, I22, I33 используем формулы Крамера:
Значит, токи для исходной схемы равны:
I1 = I11 = 3.714 A
I2 = I22 = 0.857 A
I7 = I33 = 6 A
I3 = I33 – I11 = 2.286 A
I5 = I11 – I22 = – 2.857 A
I6 = I33 – I22 = 5.143 A
Выполним проверку полученных результатов с помощью пакета Mathcad:
Мониторинг учебных достижений студентов показывает, что такой способ изучения материала способствует повышению качества подготовки специалистов за счет прочного освоения элементы профессиональных компетенций и формирования общих компетенций:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценит их эффективность и качество.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Аналогичные подходы можно использовать не только при закреплении изученного материала и проведении практических работ, но и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
Использование на занятиях конкретных, практически значимых заданий с прикладной и междисциплинарной направленностью дает возможность студентам глубже освоить материал, познакомиться с современными идеями имитирования в учебном процессе деятельности, которая осуществляется в реальной жизни.
Работа по представленному направлению реализации междисциплинарных связей возможна лишь в тесном сотрудничестве с преподавателями-предметниками, которые понимают, что эффективность ее зависит от выполнения следующих требований:
-иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлекать знания из других дисциплин;
-обеспечить высокую активность и интерес студентов;
-способствовать пониманию студентами сущности изучаемых понятий и явлений;
-сопровождаться формулировкой мировоззренческих выводов.
Использование междисциплинарных связей в учебном процессе существенно расширяет творческий потенциал преподавателя, повышает его профессиональный интерес, позволяет в короткие сроки повысить качество обучения, расширить кругозор студентов, повысить уровень подготовки специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" (методический доклад)
Современных образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содейсвуют развитию творческих способностей учащихся. В методическом докладе приводятся примеры использова...
"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" презентация
Презентация является приложением к методическому докладу с аналогичным названием....
Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов.
Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов.В настоящее время обсуждаются основные направления развити...
Междисциплинарные задачи как средство повышения качества подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике
Аннотация: в статье рассматриваются задачи междисциплинарного обучения и функции междисциплинарных задач в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации....
«Межпредметные связи в обучении математики как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»
Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных ди...
Создание системы профилактики низкой успеваемости как средство повышения качества подготовки к ГИА по математике.
Основные причины низкого качества знаний учащихся, как подсказывает опыт, следующие:отсутствие мотивации;низкие способности;педагогическая запущенность учащихся;большой перерыв в учебе;отрицательное в...
2020 г. Межрегиональная заочная педконференция Актуальные задачи и пути повышения качества подготовки специалистов смз, г. Красноярск
2020 г. Межрегиональная заочная педконференция Актуальные задачи и пути повышения качества подготовки специалистов смз, г. Красноярск...