Кейс "Типограф"
методическая разработка (8 класс)

Пронская Светлана Евгеньевна

Практико- значимая работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кейс "Типограф"364.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Практико-значимая работа

Разработка кейса

Типограф

 

 

КЕЙС « ТИПОГРАФ »

разработан слушателем курса «Международные исследования качества образования (PISA) как фактор развития компетенции педагога»

Автор кейса:

Пронская Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия №18,

 

Степень заимствования  https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/12/09/proverochnaya-rabota-po-predmetam-gumanitarnogo

Тайминг: 45 минут

Возраст учащихся: 12-14 лет (5 - 7 класс)

Идея кейса: проверяющий - 1) найти доступ к информации и извлечь ее; 2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя; 3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения. 

ИНСТРУКЦИЯ для ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать текст. На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Нужно будет прочитать текст и выполнить задания к нему. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «О». В других требуется записать краткий ответ в виде предложений. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его.  

Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.  

Желаем успеха!

Прочитайте текст и выполните задания к нему

                                    Типограф

апостол 1

Вплоть до середины ХVI века все книги на Руси писались от руки. Изготовление одного экземпляра требовало огромного труда и занимало очень много времени. К тому же в рукописных книгах неизбежны ошибки. На Стоглавом соборе Иван Грозный негодовал: «Писцы пишут с неправленых переводов, а, написав, не правят же… и по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них». Искажения в священных богослужебных текстах были нетерпимы. Всё это побудило Ивана IV и митрополита Макария озаботиться введением на Руси книгопечатания.

           

Самаяhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0dc871b99c3c36f601b722875acf9d19&ref=rim&n=33&w=200&h=150первая типография в России начала работу около 1553 года. История не сохранила имён первых мастеров, да и книги этой типографии (сгоревшей в одном из московских пожаров) не имели дат выхода в свет – их потому и называют «безвыходными». Эти первые книги анонимной типографии были ещё несовершенны по технике печати: например, строки не имели одинаковой длины.

В 1563-1564 годах дьякон одной из кремлёвских церквей Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец издали на печатном дворе первую книгу с точным указанием места и времени издания. Это был «Апостол» (или Деяния святых Апостолов) – часть Нового Завета, в которой повествуется о жизни и деятельности учеников Иисуса Христа. Книги Ивана Фёдорова отличались высочайшим по тому времени уровнем полиграфии. В течение всего ХVII века «Апостол» 1564 года воспринимался как образец для издателей. В 1565 году был издан «Часословец» («Часовник»), по которому не только вели службу, но и учились читать.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=556737ac9b84a65ad53c6f6de35e2a03&ref=rim&n=33&w=200&h=150

Иван Фёдоров был не только мастером-типографом, но и редактором. Он смело правил переводы книг Священного Писания, заменяя непонятные слова и выражения на доступные обычному читателю. Не исключено, что именно из-за этой редакторской правки его и обвинили в «порче» священных книг. Преследования вынудили Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца перебраться из Москвы в Великое княжество Литовское. Здесь в белорусских землях и на Украине, они продолжили свою просветительскую деятельность.

 В 1574 году во Львове Иван Фёдоров напечатал первую известную нам восточнославянскую (кириллическую) Азбуку, которая стала первым светским учебником. Кроме самой азбуки, в ней содержались тексты для чтения и сведения по грамматике с правилами склонений и спряжений. Заключала книгу краткая хрестоматия – тексты для закрепления и развития навыков чтения и письма. Взятые из Библии, они были подобраны таким образом, что создавали нечто вроде свода этических норм и правил: «Не сотвори насилия убогому», «послушая отца твоего, иже тя родил».

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=935fb5d276507eb9f1fd63e1e8505250&ref=rim&n=33&w=200&h=150

После того, как Иван Фёдоров покинул Москву, дело книгопечатания, начатое им, не заглохло. Продолжали работать типографии в Александровой слободе. Всего во второй половине ХVI века было издано около 20 книг. А в 1634 году опубликовали букварь В.Бурцева, который в течение столетия переиздавали несколько раз. В 1694 году был напечатан букварь Кариона Истомина, снабжённый рисунками к буквам. Всего за вторую половину XVII столетия Печатный двор опубликовал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. Тысячные тиражи таких пособий раскупались за несколько дней.

Выполните задания

Задание № 1 Определи тему текста. Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А)  древние книги

Б)   развитие книгопечатания

В)   жизнь Ивана Фёдорова

Г)  создание первых учебников

 

 

Составляющая ФГ

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Находить и извлекать информацию

Область содержания

Чтение для повышения уровня образования

Развитие книгопечатания

Контекст

Уровень сложности

Образовательный

Низкий

Правильный ответ

Б

Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.

Задание № 2 Почему первая типография называлась анонимной? Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.

                А)  не имели авторства

                Б)  сгорели в одном из пожаров

                В)  не были совершенны по технике печати

                Г) не имели дат выхода в свет

Составляющая ФГ

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Интегрировать и интерпретировать

информацию

Область содержания

Чтение для повышения уровня образования

Развитие книгопечатания

Контекст

Уровень сложности

Образовательный

Средний

Правильный ответ

А

Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.

 

Задание № 3 О каких недостатках рукописного способа письма говорится в тексте?

       1______________________________________________________________            

       2______________________________________________________________

       3______________________________________________________________

Составляющая ФГ

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Интегрировать и интерпретировать

информацию

Область содержания

Чтение для получения образования

Развитие книгопечатания

Контекст

Уровень сложности

Образовательный

Средний

Правильный ответ

2 балла –  ответ принимается, указаны три недостатка:

  • Процесс был трудоёмким/ написание книг требовало огромного труда
  • Занимало много времени
  • Неизбежны были ошибки

1 балл – ответ принимается, указано два недостатка

0 баллов – ответ не принимается

 

Задание № 4 Продолжите фразу.

«Безвыходными» называли книги, которые _____________________________________ _____________________________________________________________________________  

  

Составляющая ФГ

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Находить и извлекать информацию

Область содержания

Чтение для получения образования

Развитие книгопечатания

Контекст

Уровень сложности

Образовательный

Средний

Правильный ответ

1 балл – ответ принимается. Дописаны слова: «не имели дат выхода в свет»

0 баллов – ответ не принимается, дописаны другие слова

 

 Задание № 5 В каком значении употреблено в тексте слово ТИПОГРАФ?

                А)  одна из наборных машин, отливающих сразу целые строки

                Б)  владелец типографии

                В)  человек, занимающийся типографским делом

                Г) большой еловый жук-короед, опасный вредитель

Составляющая ФГ

Читательская грамотность

Компетенция (виды деятельности)

Объяснять лексическое значение слова

Область содержания

Развитие книгопечатания

Контекст

Уровень сложности

Личностный

Средний

Правильный ответ

В

Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.

 

 

 

 Задание № 6. Что могли узнать и чему научиться ученики, обучаясь по Азбуке Ивана Фёдорова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Составляющая ФГ

Читательская  грамотность

Компетенция (виды деятельности)

Интерпретация и извлечение нужной информации

Область содержания

Развитие книгопечатания

Контекст

Уровень сложности

Личностный

Средний

Правильный ответ

2 балла – ответ принимается, указано, что ученики могли

  • Узнать (познакомиться)   русскую азбуку (алфавит)
  • Научиться читать
  • Научиться писать
  • Научиться (овладеть/ освоить) правилам грамматики
  • Закрепить навыки письма и чтения
  • Узнать (получить представление, познакомиться) об этических нормах и требованиях

1 балл – ответ принимается, дано 4 правильных ответа

0 баллов – ответ не принимается

 

Задание № 7 О чём говорят данные, представленные в таблице?

Количество грамотных людей в ХVI веке

1677 год

Москва

36 % дворян и посадских людей

90-е годы

Москва

52% дворян и посадских людей

80-90-е годы

Соликамск

49 % посадских людей

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Составляющая ФГ

Математическая грамотность

Компетенция (виды деятельности)

Интерпретация и извлечение нужной информации;

Область содержания

Количество

Контекст

Уровень сложности

Личностный

Высокий

Правильный ответ

 2 балла – ответ принимается, выделены основные составляющие таблицы.

В XVII веке среди дворян и посадских значительно возросло число грамотных людей. Если в 1677 году в Москве было 36% грамотных, то в 90-х годах – уже 52%. Рост уровня грамотности характерен не только для столицы. В Соликамске в 80-90-х годах грамоту знали 49% посадских людей.

0 баллов – ответ не принимается, указаны не все составляющие или есть фактические ошибки.