Кейс "Типограф"
методическая разработка (8 класс)
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа
Разработка кейса
Типограф
КЕЙС « ТИПОГРАФ »
разработан слушателем курса «Международные исследования качества образования (PISA) как фактор развития компетенции педагога»
Автор кейса:
Пронская Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия №18,
Степень заимствования https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/12/09/proverochnaya-rabota-po-predmetam-gumanitarnogo
Тайминг: 45 минут
Возраст учащихся: 12-14 лет (5 - 7 класс)
Идея кейса: проверяющий - 1) найти доступ к информации и извлечь ее; 2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя; 3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения.
ИНСТРУКЦИЯ для ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать текст. На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Нужно будет прочитать текст и выполнить задания к нему. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «О». В других требуется записать краткий ответ в виде предложений. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его.
Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.
Желаем успеха!
Прочитайте текст и выполните задания к нему
Типограф
Вплоть до середины ХVI века все книги на Руси писались от руки. Изготовление одного экземпляра требовало огромного труда и занимало очень много времени. К тому же в рукописных книгах неизбежны ошибки. На Стоглавом соборе Иван Грозный негодовал: «Писцы пишут с неправленых переводов, а, написав, не правят же… и по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них». Искажения в священных богослужебных текстах были нетерпимы. Всё это побудило Ивана IV и митрополита Макария озаботиться введением на Руси книгопечатания.
Самаяпервая типография в России начала работу около 1553 года. История не сохранила имён первых мастеров, да и книги этой типографии (сгоревшей в одном из московских пожаров) не имели дат выхода в свет – их потому и называют «безвыходными». Эти первые книги анонимной типографии были ещё несовершенны по технике печати: например, строки не имели одинаковой длины.
В 1563-1564 годах дьякон одной из кремлёвских церквей Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец издали на печатном дворе первую книгу с точным указанием места и времени издания. Это был «Апостол» (или Деяния святых Апостолов) – часть Нового Завета, в которой повествуется о жизни и деятельности учеников Иисуса Христа. Книги Ивана Фёдорова отличались высочайшим по тому времени уровнем полиграфии. В течение всего ХVII века «Апостол» 1564 года воспринимался как образец для издателей. В 1565 году был издан «Часословец» («Часовник»), по которому не только вели службу, но и учились читать.
Иван Фёдоров был не только мастером-типографом, но и редактором. Он смело правил переводы книг Священного Писания, заменяя непонятные слова и выражения на доступные обычному читателю. Не исключено, что именно из-за этой редакторской правки его и обвинили в «порче» священных книг. Преследования вынудили Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца перебраться из Москвы в Великое княжество Литовское. Здесь в белорусских землях и на Украине, они продолжили свою просветительскую деятельность.
В 1574 году во Львове Иван Фёдоров напечатал первую известную нам восточнославянскую (кириллическую) Азбуку, которая стала первым светским учебником. Кроме самой азбуки, в ней содержались тексты для чтения и сведения по грамматике с правилами склонений и спряжений. Заключала книгу краткая хрестоматия – тексты для закрепления и развития навыков чтения и письма. Взятые из Библии, они были подобраны таким образом, что создавали нечто вроде свода этических норм и правил: «Не сотвори насилия убогому», «послушая отца твоего, иже тя родил».
После того, как Иван Фёдоров покинул Москву, дело книгопечатания, начатое им, не заглохло. Продолжали работать типографии в Александровой слободе. Всего во второй половине ХVI века было издано около 20 книг. А в 1634 году опубликовали букварь В.Бурцева, который в течение столетия переиздавали несколько раз. В 1694 году был напечатан букварь Кариона Истомина, снабжённый рисунками к буквам. Всего за вторую половину XVII столетия Печатный двор опубликовал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. Тысячные тиражи таких пособий раскупались за несколько дней.
Выполните задания
Задание № 1 Определи тему текста. Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А) древние книги
Б) развитие книгопечатания
В) жизнь Ивана Фёдорова
Г) создание первых учебников
Составляющая ФГ | Читательская |
Компетенция (виды деятельности) | Находить и извлекать информацию |
Область содержания | Чтение для повышения уровня образования Развитие книгопечатания |
Контекст Уровень сложности | Образовательный Низкий |
Правильный ответ | Б Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ. |
Задание № 2 Почему первая типография называлась анонимной? Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А) не имели авторства
Б) сгорели в одном из пожаров
В) не были совершенны по технике печати
Г) не имели дат выхода в свет
Составляющая ФГ | Читательская |
Компетенция (виды деятельности) | Интегрировать и интерпретировать информацию |
Область содержания | Чтение для повышения уровня образования Развитие книгопечатания |
Контекст Уровень сложности | Образовательный Средний |
Правильный ответ | А Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ. |
Задание № 3 О каких недостатках рукописного способа письма говорится в тексте?
1______________________________________________________________
2______________________________________________________________
3______________________________________________________________
Составляющая ФГ | Читательская |
Компетенция (виды деятельности) | Интегрировать и интерпретировать информацию |
Область содержания | Чтение для получения образования Развитие книгопечатания |
Контекст Уровень сложности | Образовательный Средний |
Правильный ответ | 2 балла – ответ принимается, указаны три недостатка:
1 балл – ответ принимается, указано два недостатка 0 баллов – ответ не принимается |
Задание № 4 Продолжите фразу.
«Безвыходными» называли книги, которые _____________________________________ _____________________________________________________________________________
Составляющая ФГ | Читательская |
Компетенция (виды деятельности) | Находить и извлекать информацию |
Область содержания | Чтение для получения образования Развитие книгопечатания |
Контекст Уровень сложности | Образовательный Средний |
Правильный ответ | 1 балл – ответ принимается. Дописаны слова: «не имели дат выхода в свет» 0 баллов – ответ не принимается, дописаны другие слова
|
Задание № 5 В каком значении употреблено в тексте слово ТИПОГРАФ?
А) одна из наборных машин, отливающих сразу целые строки
Б) владелец типографии
В) человек, занимающийся типографским делом
Г) большой еловый жук-короед, опасный вредитель
Составляющая ФГ | Читательская грамотность |
Компетенция (виды деятельности) | Объяснять лексическое значение слова |
Область содержания | Развитие книгопечатания |
Контекст Уровень сложности | Личностный Средний |
Правильный ответ | В Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ. |
Задание № 6. Что могли узнать и чему научиться ученики, обучаясь по Азбуке Ивана Фёдорова?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составляющая ФГ | Читательская грамотность |
Компетенция (виды деятельности) | Интерпретация и извлечение нужной информации |
Область содержания | Развитие книгопечатания |
Контекст Уровень сложности | Личностный Средний |
Правильный ответ | 2 балла – ответ принимается, указано, что ученики могли
1 балл – ответ принимается, дано 4 правильных ответа 0 баллов – ответ не принимается |
Задание № 7 О чём говорят данные, представленные в таблице?
Количество грамотных людей в ХVI веке
1677 год | Москва | 36 % дворян и посадских людей |
90-е годы | Москва | 52% дворян и посадских людей |
80-90-е годы | Соликамск | 49 % посадских людей |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составляющая ФГ | Математическая грамотность |
Компетенция (виды деятельности) | Интерпретация и извлечение нужной информации; |
Область содержания | Количество |
Контекст Уровень сложности | Личностный Высокий |
Правильный ответ | 2 балла – ответ принимается, выделены основные составляющие таблицы. В XVII веке среди дворян и посадских значительно возросло число грамотных людей. Если в 1677 году в Москве было 36% грамотных, то в 90-х годах – уже 52%. Рост уровня грамотности характерен не только для столицы. В Соликамске в 80-90-х годах грамоту знали 49% посадских людей. 0 баллов – ответ не принимается, указаны не все составляющие или есть фактические ошибки.
|