Сценарий внеклассного мероприятия по функциональной грамотности( естественнонаучное направление)
план-конспект занятия (5 класс)
Как правильно воспринимать информацию вокруг нас?
Современный мир наполняется информацией, которая окружает и сопровождает человека в различных социально-бытовых и учебных ситуациях. Вопрос о том, как ориентироваться в огромном и нарастающем потоке информации с тем, чтобы вычленять необходимое и востребованное именно для определенного места и времени, все более составляет содержание педагогических раздумий и исследований, практик. В школьную программу введена новая учебная дисциплина «Финансовая грамотность», как составляющая часть функциональной грамотности.
Вопрос о формировании функциональной грамотности с первых ступеней образования стал актуальным и в связи со стремлением России попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS.
Тема внеклассного занятия:
«Как правильно и с пользой воспринимать информацию вокруг нас?»
Цель: создать условия для эффективного восприятия некоторой окружающей информации для решения социально-бытовых и учебных задач.
Таинственные превращения и исчезновения
Цель: создать условия для развития естественнонаучной грамотности в части сезонных природных изменений лето-осень на территории проживания обучающихся.
Задачи:
- Актуализировать и систематизировать известную информацию, связанную с сезонными (лето-осень) изменениями в природе на знакомой территории;
- Определить микротемы, входящие в состав темы «Сезонные изменения в природе»;
- Формировать компетенции в области естественнонаучной грамотности в части микротем: « Изменение цвета листьев», «Лиственные и хвойные деревья», «Уборка опавшей листвы», «Перелетные птицы», «Исчезновение насекомых»,« Заморозки на воде», «Температурные изменения»;
- Определить причины и значение для жизнедеятельности человека сезонных изменений;
- Воспитывать ответственное отношение к природным дарам региона проживания;
- Развивать умение работы с графиками, таблицами, материалами для опыта;
- Выявить значение и роль полученной информации в социально-бытовой и учебной сфере жизни обучающихся.
Категория обучающихся: 4 класс
Форма: заочная экскурсия, круглый стол, опытная мини-лаборатория.
Технологии: АМО, сотрудничества, игровая, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Юганская Обь, 2022
Тема: Таинственные превращения и исчезновения
Цель: создать условия для развития естественнонаучной грамотности в части сезонных природных изменений лето-осень на территории проживания обучающихся.
Задачи:
- Актуализировать и систематизировать известную информацию, связанную с сезонными (лето-осень) изменениями в природе на знакомой территории;
- Определить микротемы, входящие в состав темы «Сезонные изменения в природе»;
- Формировать компетенции в области естественнонаучной грамотности в части микротем: « Изменение цвета листьев», «Лиственные и хвойные деревья», «Уборка опавшей листвы», «Перелетные птицы», «Исчезновение насекомых»,« Заморозки на воде», «Температурные изменения»;
- Определить причины и значение для жизнедеятельности человека сезонных изменений;
- Воспитывать ответственное отношение к природным дарам региона проживания;
- Развивать умение работы с графиками, таблицами, материалами для опыта;
- Выявить значение и роль полученной информации в социально-бытовой и учебной сфере жизни обучающихся.
Категория обучающихся: 4 класс
Форма: заочная экскурсия, круглый стол, опытная мини-лаборатория.
Технологии: АМО, сотрудничества, игровая, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Приветствует, создает положительную атмосферу для сотрудничества через отсылку к погоде, собственные позитивные чувства от знакомства, интерес к эмоциональному состоянию обучающихся. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Делятся своими чувствами и эмоциями. |
Этап постановки учебно-проблемных задач | Учитель ставит проблему: ШАГ 1. В видеофрагменте «Осенняя прогулка» учитель делает акценты на различных изменениях в природе, которые произошли на переходе из лета в осень. Ставит проблемные вопросы, обращаясь к обучающимся. На сколько вопросов они смогут ответить? Смогут ответить правильно? ШАГ 2. Учитель фиксирует вопросы из видеофрагмента для более внимательного зрительного восприятия, Предъявляя вопросы в свободном порядке. Учитель предлагает выстроить вопросы в хронологическом порядке, как они были озвучены в видео. ШАГ 3. Учитель предлагает ответить на вопросы, основываясь на собственные знания, опыт ученика. Принимает ответы. Учитель подводит промежуточный итог: Ученики обладают знаниями, но они не достаточны для того, чтобы глубже проникнуть в таинства природы. | Реагируют на поставленную проблему. Соглашаются ответить на вопросы, исходя их собственного опыта и знаний. Воспринимают информацию от учителя. Расставляют вопросы в том порядке очередности, как они следовали в видео. Высказываются по предложенным вопросам. |
Этап целеполагания | Учитель создает условия для постановки цели занятия: «Как вы считаете, все ли тайны природы мы с вами знаем? Хотите ли вы узнать больше, почему же в природе нашего региона происходят некоторые изменения? Как влияют природные изменения на жизнь человека? Какова тема нашей с вами встречи?» Учитель предлагает решить ребус в мини-группах (Приложение 1): Таинственные превращения и исчезновения. «С какой целью мы сегодня с вами сегодня собрались исходя из темы?» Для обучающихся цель: раскрыть причины некоторых таинственных превращений и исчезновений в природе на смене лета в осень, выявить их роль в жизни человека на территории проживания. | Отвечают, вступают в эффективный диалог. Делают предположения и выводы. Ученики решают ребусы, предполагают и формулируют тему занятия. Ученики предполагают и формулируют цель занятия. |
Этап предъявления плана работы | «Сегодня мы с вами отправимся на интенсив- курс «Школы магии природы» и постараемся узнать больше ответов на поставленные вопросы, - слова учителя, - по окончании интенсив-курса вам будут вручены дипломы выпускников, а к диплому мы с вами сделаем приложение, где укажем вопросы, на которые мы сможем дать развернутые ответы, основанные на полученных знаний и навыках по естественнонаучной грамотности. В конце занятия мы подведем итог». Учитель сообщает о возможности задать вопрос на протяжении всего урока (прием «Парковка вопросов») | Ученики воспринимают полученную информацию и вступают в эффективную и интерактивную коммуникацию. Ученики принимают поставленную модель работы на занятии. |
Этап самостоятельного применения | «Я вас приглашаю на первый урок, на котором мы проведем опыт и вы попробуете догадаться, почему же листья летом зеленые, а осенью - желтые» (Эксперимент с листом растения, тканью и кубиком) Учитель цитирует отрывок из рассказа В.Бианки «Сентябрь»: «Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле…» По окончании опыта учитель задает вопрос: Почему от зеленого листа ткать окрашивается, а от сухого желтого- нет? По необходимости учитель разъясняет понятие ХЛОРОФИЛЛ (с греческого хлорос- зеленый, филлон - лист). На следующем этапе учитель предлагает картинки с графиками восхода и заката солнца в Нефтеюганском районе. Учитель предлагает ответить на вопрос: Почему же листья опадают с деревьев? В контексте полученной информации о длине светового дня. Учитель ставит следующую проблему: по какой причине некоторые деревья остаются зелеными круглый год? | Ученики принимают учебную задачу и соглашаются принять участие в опыте. Слушают и воспринимают По итогам опыта анализируют и формулируют выводы о присутствии некоего вещества в листьях, которое окрашивает лист в зеленый цвет. Ученики принимают и анализируют предоставленную информацию, делают выводы о различной длине светового дня. Ученики делают выводы о закономерностях между длиной светового дня и жизнедеятельности деревьев. Ученики пытаются найти ответ на поставленный вопрос, выполняя упражнение «Ловля ошибок» (работа в парах). |
Для решения проблемы ученикам предлагается текст с заведомо сделанными фактическими ошибками. Учитель предлагает найти ошибки или неверную информацию в тексте. На этапе взаимопроверки учитель озвучивает правильный вариант текста. Предлагает сделать выводы и ответить на вопрос в контексте полученной информации. Учитель подводит промежуточные итоги по ответам на вопросы и предлагает перейти на следующий урок. Учитель проводит эксперимент с почвой и краской. Учитель комментирует свои действия. По окончании эксперимента задает вопрос: Назовите причину, почему люди стараются очистить поверхность от опавших листьев? Учитель подводит промежуточные итоги по ответам на вопросы и предлагает перейти на следующий урок. Учитель вводит детей на следующий этап занятия через стихотворение А.Усачева «Незнакомые насекомые» Незнакомые насекомые К Божьей коровке пришли насекомые Между собою не очень знакомые. Шмель рядом с Мухой уселся неловко – Их не представила Божья коровка. Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком, Только Кузнечик с Жуком незнаком. В полном молчанье уселись на лавки Две малолетние Стрекозявки. Рядом пристроился мрачный Сверчок, Выпил нектару стакан – и молчок. Пышно хозяйка уставила стол, Но разговор у букашек не шёл: Молча все гости напились, наелись, | Ученики делают выводы и отвечают на вопрос в контексте полученной информации. Ученики соглашаются и следуют за учителем. Ученики наблюдают, анализируют и делают выводы о возможных причинах. В листьях скапливаются вредные вещества, которые со временем попадают в почву, особенно на территориях жизнедеятельности человека. Ученики соглашаются и следуют за учителем. Ученики принимают учебную задачу и готовятся к работе над следующим вопросом Слушают и воспринимают |
И разошлись, расползлись, разлетелись. Очень неловко бывает общаться, Если не знаешь, как обращаться! «Итак, следующий вопрос о тайнах природы звучит так: Почему количество насекомых уменьшается к зиме? Куда исчезают все насекомые зимой?» Учитель использует прием «Жокей и лошадь» и делит класс на жокеев (насекомые) и лошадей (среды обитания). Задача: найти каждому жокею свою лошадь. Как только все пары соединились, учитель проверяет правильность соотнесения насекомых той или иной среде обитания. Учитель предлагает ответить на вопрос основании полученной информации. Учитель подводит промежуточные итоги по ответам на вопросы и предлагает перейти на следующий урок. «Давайте поиграем в пазлы» - предлагает учитель. Объединяет детей в мини-группы. Одной группе раздает пазл из очень крупных элементов в количестве 3 штук, другой группе раздает большее количество элементов. Засекает время и предлагает группам собрать пазлы. Очевидно, что первая группа справляется с заданием много быстрее. Учитель предлагает пофантазировать и всем представить, что элементы пазла- это частицы воды, которые при низкой температуре сближаются и вода становиться льдом, т.е. жидкость становится твердым веществом. Научным языком говоря, при понижении температуры движение частиц замедляется и расстояние между частицами уменьшается. Тогда как в жидком состоянии движение ускоряется. Так как объем воды в луже значительно меньше, то она замерзает быстрее. | Ученики принимают форму работы и объединяются в пары. Принимают поправки, которые делает учитель, корректируют свои пары. Ученики анализируют и делают выводы о том, что исчезновение насекомых связано с их средами обитания. Ученики соглашаются и следуют за учителем. Ученики принимают учебную задачу, наблюдают и делают выводы через наглядный образец о том, что меньшее количество пазлов собираются вместе быстрее, то проводят аналогии с частицами воды, которые в меньшем объеме быстрее превращаются в лед. |
Учитель подводит промежуточные итоги по ответам на вопросы и предлагает перейти на следующий урок. Учитель предлагает проникнуть в еще одну тайну природы: Почему одни птицы улетают из нашего региона, а другие прилетают? Учитель при помощи наглядности демонстрирует виды некоторых птиц, которые встречаются на территории проживания учеников: кедровка, утка, синица, лебедь. В мешочках приготовлены макеты и натуральные продукты, которыми питаются представленные птицы. Задача для учеников- зрительно не видя, что в мешочке, угадать рацион питания птиц. Учитель убирает постепенно тот корм, который исчезает осенью и предлагает сделать выводы о еще одной причине отлета птиц из нашего региона. Учитель предлагает поиграть и раскрыть еще одну тайну перелета птиц из одного края в другой. Игра «Под зонтом»: учитель встает под зонт и предлагает присоединиться к нему, ученики понимают со временем, что не все умещаются под одним зонтом. Кому-то не хватает места. На этом основании учитель предлагает сделать вывод. Почему же птицы прилетают в наш регион, ведь зимой здесь холодно? Учитель подводит промежуточные итоги по ответам на вопросы и предлагает перейти на следующий урок. А сейчас мы с вами отправимся в космос и раскроем следующую тайну природы – почему же солнце светит ярко осенью, но не греет так, как летом? | Ученики соглашаются и следуют за учителем. Ученики принимают учебную задачу и готовятся к работе над следующим вопросом Ученики наблюдают, участвуют в игре «Кот в мешке». Соотносят птиц и их рацион питания. На доске формируют пары: Кедровка- кедровые орехи, утка-рыба, моллюск, синица- сухие ягоды+насекомых+белый хлеб+зерна, Лебедь- моллюск, лягушка, рыбы, насекомые. Анализируют, делают выводы и отвечают на вопрос. Ученики принимают задачу и принимают участие в игре. По итогам игры анализируют и делают выводы о том, что птицы перелетают из одного региона в другой, из одной станы в другую по причине конкуренции за место. Ученики соглашаются и следуют за учителем. Ученики принимают учебную задачу и готовятся к работе над следующим вопросом. |
Учитель демонстрирует макет солнечной системы, разъясняет законы природы (земля вертится вокруг солнца и вокруг своей оси). Учитель демонстрирует на макете солнца и Земли каким образом изменяется градус луча падения солнца на Землю. Предлагает измерить расстояние при различном угле наклона солнца. Предлагает сделать выводы и ответить на вопрос в контексте полученной информации. Учитель подводит промежуточные итоги и подводит занятие к завершению. | Ученики наблюдают, анализируют, делают выводы о том, что при большем угле наклона луча , расстояние до Земли увеличивается , поэтому прогревание Земли уменьшается. | |
Этап рефлексии и подведения итогов урока | Спрашивает, было ли занятие полезно для учеников. Какие вопросы можно было бы добавить кроме предложенных? Почему в таблице вопросов осталось свободное место? | Ученики размышляют и отвечают. Ученики предполагают, что вопросов-загадок в природе огромное множество. |
Ученики размышляют и отвечают. | ||
Учитель принимает точку зрения, по необходимости, направляет к общим выводам вопросами или примерами. | ||
Ученики заполняют таблицы и проводят самооценку. | ||
Рефлексия организуется через заполнение «приложения к диплому» (Приложение 2). Желающие ученики могут озвучить свои сильные стороны или проблемные. | Ученики благодарят учителя за занятие. Принимают дипломы. | |
Учитель подводит итоги и благодарит за проделанную работу. Вручает дипломы об окончании первого курса «Школы магии природы». | Прощаются. | |
Желает успехов ученикам. Прощается. |
Приложение 1
Приложение 2
Вопросы | Степень умения ответить на вопрос | ||
Почему листья деревьев меняют цвет к осени и вскоре падают с дерева? | Хорошо отвечу | Отвечу, но с трудом | Затрудняюсь ответить |
Почему не все деревья сбрасывают листву осенью и сохраняют зеленый цвет круглый год? | Хорошо отвечу | Отвечу, но с трудом | Затрудняюсь ответить |
Почему люди стараются убрать опавшую листву осенью? | Хорошо отвечу | Отвечу, но с трудом | Затрудняюсь ответить |
Почему количество насекомых уменьшается к зиме? Куда исчезают все насекомые зимой? | Хорошо отвечу | Отвечу, но с трудом | Затрудняюсь ответить |
Почему осенью вода в луже замерзает, а в реке – нет? | Хорошо отвечу | Отвечу, но с трудом | Затрудняюсь ответить |
Почему одни птицы улетают из нашего региона, а другие прилетают? | Хорошо отвечу | Отвечу, но с трудом | Затрудняюсь ответить |
Почему солнце осенью светит, но не греет как летом? | Хорошо отвечу | Отвечу, но с трудом | Затрудняюсь ответить |
Хорошо отвечу | Отвечу, но с трудом | Затрудняюсь ответить | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "День пенсионной грамотности"
Внеклассное мероприятие :"День пенсионной грамотности"...
Сценарий внеклассного мероприятия, направленного на профилактику вредных привычек.
Данная публикация способствует формированию у старшеклассников потребности в здоровом образе жизни;выработки умения психологически противодействовать психоактивным веществам;привлекает вни...
Сценарий внеклассного мероприятия гражданско-патриотического направления "О подвигах, о доблести о славе".
Данная методическая раработка может быть использована как на уроках (литература, история), так и во внеурочной деятельности: классные часы, внеклассные мероприятия. Она может быть использована целиком...
внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы
внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы с применеием обущающих структур по сингапурской методике обучения...
Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»
Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....
Сценарий внеклассного мероприятия к Международному дню грамотности
Мероприятие рассчитано для проведения учащимися. К сценарию предагался видеоряд....
план мероприятий по функциональной грамотности
План мероприятий ОО по функциональной грамотности...