метапредметный миникурс "Графики"
рабочая программа (5, 6 класс)
Инновационная деятельность.
"Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета". (Ю.В. Громыко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метапредметный миникурс "Графики" | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 22 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
«Согласовано» Руководитель МО учителей ___________. Протокол № ___ от «31 » августа 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР ___________ Петров И. П. « 31» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор ______Заиграева Н.В.. «31» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО метапредметному мини курсу
«Графики»
предмет
5-6
класс
основное общее образование
уровень
Составитель:
учитель технологии и
предпринимательской деятельности
Перелыгина О.М.
Высшая категория
г. Улан-Удэ
2020– 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета». (Ю.В. Громыко)
Ведущим способом восприятия у большинства людей является визуальный. Отчасти именно этим объясняется стремление к наглядности при подаче той или иной информации в различных источниках — от учебных пособий до газет, журналов и интернет-контента. Кроме того, представление информации (особенно статистической) в виде диаграмм и графиков позволяет удобно и быстро считывать эту информацию с целью её анализа или прогноза на будущее. Поэтому умение читать графики и диаграммы является одним из базовых для адаптации человека в социуме.
В системе внеурочной деятельности метакурс «Графики» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Задача обучения детей способам работы с графиками определяется важностью графиков в системе обучения. Графическая форма является необходимой средой, которую учащиеся способны воспринимать при условии целенаправленной работы по развитию навыков чтения графиков и умению их составления.
К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за графиком, не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться. Все эти обстоятельства послужили причиной для разработки нового образовательного метакурса «Графики».
Целиком способность ученика "читать" графики зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. Метакурс «Графики» позволяет отрабатывать логические приемы обработки информации; искать, рассматривать, моделировать и анализировать формы сгруппированных данных.
В ходе постепенно усложняющейся практической работы ученик приобретает возможность не только ориентироваться в графических системах, но и развивает способности по составлению графиков. Он неразрывно связан со многими школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных предметов.
Метакурс «Графики» обеспечивает организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Кроме того, метакурс «Графики» способствует преемственности и усвоению особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.
Метапредметный подход при изучении курса обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности, как умение читать и составлять графики. В ходе составления графиков создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. При изучении метакурса учащиеся смогут овладеть необходимыми навыками работы с координатными плоскостями.
Цель изучения метакурса «Графики»:
Цель: Ввести учащихся в мир графиков.
Задачи:
-Познакомить учащихся с основными понятиями графиков.
-Дать представление о различных типах графиков.
-Развивать коммуникативные навыки и творческие способности учащихся.
-Способствовать развитию и формированию навыков чтения и составления графиков.
Учебным планом школы-интерната 22 ОАО «РЖД» предусмотрено изучение метапредметного миникурса «Графики» в 5а, 5б, 6а и 6б классах по 1 часу в неделю в течении 9 недель в каждом классе,
1час*9 недель*4 классов=36 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные результаты:
1.Проявление познавательной активности и интересов в данной области
2.Развитие внимательности и точности при чтении и составлении графиков.
3. Развитие умений работать в команде
4.Коммуникативные умения
Метапредметные результаты:
1.Овладение навыками чтения графиков
2. Овладение навыками построения графиков
3. Умение защищать публично свой проект.
Предметные результаты:
1.Уметь читать графики и находить информацию в них
2.Уметь сравнивать, производить поиск информации и анализировать графическую ситуацию.
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять схемы, различные виды графиков (простых, сложных и т.п.).
Содержание курса:
- Введение. Что такое «Графики»? Классификация графиков
- Диаграмма изображающая при помощи кривых
количественные показатели движения, состояния чего-либо.
- План работ с точными показателями норм и времени выполнения. Работать строго по графику, с опережением графика. Отставание от графика.
- Графический метод решения задачи.
- Художник, занимающийся графикой.
- Составление различных типов графиков. Графики дежурства по школе, столовой, классу и т.п.; графики режимов работ, и т.п.
- Строим графики. Построение графиков функции как зависимость одной переменной от другой. Систематизация и анализ графической информации. Поиск ответов на вопросы: «Когда значение величины было равно данному?», «найти наибольшее или наименьшее значение некоторой величины, т. е. точку на оси координат.
- Чтение графиков.
-определение величины по графику;
-определение величины по диаграмме;
-вычисление величин по графику или диаграмме;
-определение данных из таблиц.
5. Практическое применение графической информации. Применение графиков в различных областях жизни. Минипроект.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Тема | Содержание урока | Кол-во часов |
11 | Введение. Что такое графики? | Графики. Понятие о графиках. Различные типы графиков. | 1 |
22 | Составление графиков | Графики дежурства. Графики работы. Работа с текстом, преобразование текста в график. | 3 |
33-4 | Строим графики | Построение графиков функции как зависимость одной переменной от другой. Систематизация и анализ графической информации. | 2 |
55 | Чтение графиков. | -определение величины по графику; -определение величины по диаграмме; -вычисление величин по графику или диаграмме; -определение данных из таблиц. | 2 |
66 | Практическое применение графиков | Практическое применение графической информации на конкретных жизненных примерах | 1 |
Итого: | 9 |
Литература для учителя:
Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2004.
Смирнова Е. С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5—8 классы/Е. С. Смирнова. — М.: УЦ «Перспектива», 2004.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с
Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя /А. В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метапредметный урок по биологии "Функции эндокринных желёз" (ХАОС и ПОРЯДОК)
Конспект и презентация метапредметного урока по биологии 8 класс "Функции эндокринных желёз"...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разьяснения, од...
Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...
БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"
Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...