ММК «Психолого-педагогическое сопровождение детей с выраженными познавательными потребностями»
методическая разработка
Основная идея деятельности кафедры: выявление, обобщение и распространение эффективных моделей образования детей, имеющих выраженные познавательные способности, высокий уровень мотивации к познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_praktiki.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание методической кафедры для разработки и реализации в образовательном учреждении ИОП для школьников с высокими познавательными потребностями
Аминаева Н.В.
МБОУ «ООШ №5»,
учитель иностранных языков
Ключевые слова: команда, выявление и распространение эффективной модели, сопровождение, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.
Опыт работы представлен по направлению «Модернизация содержания и технологий обучения: практики формирования и сопровождения ИОП школьников» на уровне муниципалитета.
Практика «Создание методической кафедры для разработки и реализации в образовательном учреждении ИОП для школьников с высокими познавательными потребностями» является методической на уровне основного общего образования. Данная практика направлена на учителей-предметников, классных руководителей, тьютеров, узких специалистов (психолог).
Для того чтобы эффективно реализовать современный образовательный стандарт и национальный проект «Образование» («Успех каждого ребенка»), в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система выявления и сопровождения детей, имеющих выраженные познавательные способности. В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах, поэтому появилась идея создания данной кафедры в муниципалитете.
Цель практики: создание команды для разработки и распространения в своих образовательных учреждениях индивидуальных образовательных программ.
Задачи:
1. Совместно разработать модель обучения (ИОП), позволяющая учащимся в соответствии с требованиями ФГОС и собственными образовательными потребностями изучать предметный материал в индивидуальном темпе с возможностью выбора способа изучения материала.
2. Создать необходимые организационно-управленческие и технологические условий для применения модели в образовательном процессе.
3. Запустить модель и довести новую образовательную практику до режима функционирования в качестве традиционной практики.
Основная идея деятельности кафедры: выявление, обобщение и распространение эффективных моделей образования детей, имеющих выраженные познавательные способности, высокий уровень мотивации к познавательной деятельности.
Наша практика реализуется через следующие технологии и формы работы: командный подход, сетевая форма организации взаимодействия, интерактивная технология, тренинг, круглый стол.
Основным результатом деятельности кафедры, является совместная разработка модели ИОП. Данную модель педагоги распространяют в своих образовательных учреждениях, так как на сегодняшний день нет определённой формы модели ИОП.
Оценить эффективность представленной практики можно в процессе апробации при внедрении разработанной модели ИОП. Критерий измерения результативности практики: наличие ИОП у всех высокомотивированных школьников в каждом образовательном учреждении муниципалитета.
Примерный план работы
ММК «Психолого-педагогическое сопровождение детей с выраженными познавательными потребностями»
Дата | Форма работы | Содержание |
Октябрь | Семинар-практикум | 1.Обсуждение плана работы 2. Личностные качества педагога, работающего с одаренными детьми. |
Декабрь | Круглый стол | 1. ИОП как условие формирования экзистенциональных навыков ОД. 2. Формирование установки педагога на индивидуальную работу по составлению ИОП. |
Март | Деловая игра | Позиция наставника, коучера, тренера, тьютора. |
Май | Мастер-класс | Представление эффективных моделей работы с детьми, имеющими выраженные познавательные потребности. |
Для развития одарённости в любой области ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одарённых личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одарённой личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, позволяет самореализоваться.
ДИАГНОСТИКА | «Что я должен знать и уметь» |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ | «Что я хочу знать и уметь» |
| «Что я могу» |
РЕАЛИЗАЦИЯ | «Как я буду идти |
| «Чему я должен научиться и |
ФИО ребёнка: Иванов Иван Иванович
Одаренность: академическая
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.
Задачи:
- дальнейшее успешное освоение программного материала;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
- углубить знания по предметам, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
- обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по предметам;
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Образовательный процесс по программе организуется в разных формах и
с помощью разнообразных методов обучения.
Процесс обучения основан на использовании методов:
- «погружения в предмет»,
- «крупноблочной подачи информации»;
- методы творческого характера: поисковые, исследовательские, эвристические, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Технологии:
- проблемное обучение,
- модульное обучение,
- развивающее обучение,
- дифференцированное обучение,
- игровое обучение,
- ИКТ.
Виды занятий – теоретические, практические, контролирующие, творческие, игровые.
Формы организации деятельности:
- семинары,
- конференции,
- практикумы по решению задач,
- турниры,
- математические бои,
- защита творческих проектов,
- индивидуальная научно-исследовательская деятельность.
Оценочные средства:
- Портфолио.
- Лист достижений.
- Самооценка.
Схема самоанализа ученика, обучающегося
по индивидуальному образовательному маршруту.
ФИО______________________________ возраст________________________
1. Какую цель я ставил перед собой в начале года?
___________________________________________________________
2. Какие действия я спланировал для достижения цели?
____________________________________________________________
3. Удалось ли мне реализовать задуманное?
____________________________________________________________
4. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
____________________________________________________________
Мониторинг качества выполнения ИОМ
Критерии | Показатели | Конечный показатель прогрессивного развития |
Соответствие образовательным стандартам | Результаты итоговой и текущей аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п. | Результаты стабильные, или растут |
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса | Динамика удовлетворенности учащихся, родителей. | Рост удовлетворенности |
Рост достижений | Динамика достижений ученика | Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио). |
Прогнозируемый результат | ||
Фактический результат | ||
Примечание |
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- умения применять теоретические знания по математике на практике, решать математические задачи на применение полученных знаний;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании (выступление на окружном семинаре 19.03.2014 г.)
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....
Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....
Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»
Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...
Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа
Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса. Понятие инклюзии...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения
Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микро социальная среда, которая не...