ММК «Психолого-педагогическое сопровождение детей с выраженными познавательными потребностями»
методическая разработка

Аминаева Надежда Владимировна

Основная идея деятельности кафедры: выявление, обобщение и распространение эффективных моделей образования детей, имеющих выраженные познавательные способности, высокий уровень мотивации к познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_praktiki.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Создание методической кафедры для разработки и реализации в образовательном учреждении ИОП для школьников с высокими познавательными потребностями

Аминаева Н.В.

МБОУ «ООШ №5»,

учитель иностранных языков

Ключевые слова: команда, выявление и распространение эффективной модели, сопровождение, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.

Опыт работы представлен по направлению «Модернизация содержания и технологий обучения: практики формирования и сопровождения ИОП школьников» на уровне муниципалитета.

Практика «Создание методической кафедры для разработки и реализации в образовательном учреждении ИОП для школьников с высокими познавательными потребностями» является методической на уровне основного общего образования. Данная практика направлена на учителей-предметников, классных руководителей, тьютеров, узких специалистов (психолог).

Для того чтобы эффективно реализовать современный образовательный стандарт и национальный проект «Образование» («Успех каждого ребенка»), в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система выявления и сопровождения детей, имеющих выраженные познавательные способности. В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах, поэтому появилась идея создания данной кафедры в муниципалитете.

Цель практики: создание команды для разработки и распространения в своих образовательных учреждениях индивидуальных образовательных программ.

Задачи:

 1. Совместно разработать модель обучения (ИОП), позволяющая учащимся в соответствии с требованиями ФГОС и собственными образовательными потребностями изучать предметный материал в индивидуальном темпе с возможностью выбора способа изучения материала.

2. Создать необходимые организационно-управленческие и технологические условий для применения модели в образовательном процессе.

3. Запустить модель и довести новую образовательную практику до режима функционирования в качестве традиционной практики.

Основная идея деятельности кафедры: выявление, обобщение и распространение эффективных моделей образования детей, имеющих выраженные познавательные способности, высокий уровень мотивации к познавательной деятельности.

Наша практика реализуется через следующие технологии и формы работы: командный подход, сетевая форма организации взаимодействия, интерактивная технология, тренинг, круглый стол.

Основным результатом деятельности кафедры, является совместная разработка модели ИОП. Данную модель педагоги распространяют в своих образовательных учреждениях, так как на сегодняшний день нет определённой формы модели ИОП.

Оценить эффективность представленной практики можно в процессе апробации при внедрении разработанной модели ИОП. Критерий измерения результативности практики: наличие ИОП у всех высокомотивированных школьников в каждом образовательном учреждении муниципалитета.

Примерный план работы

ММК «Психолого-педагогическое сопровождение детей с выраженными познавательными потребностями»

Дата

Форма работы

Содержание

Октябрь

Семинар-практикум

1.Обсуждение плана работы

2. Личностные качества педагога, работающего с одаренными детьми.

Декабрь

Круглый стол

1. ИОП как условие формирования экзистенциональных навыков ОД.

2. Формирование установки педагога на индивидуальную  работу по составлению ИОП.

Март

Деловая игра

Позиция наставника, коучера, тренера, тьютора.

Май

Мастер-класс

Представление эффективных моделей работы с детьми, имеющими выраженные познавательные потребности.

Для развития одарённости в любой области ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одарённых личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одарённой личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, позволяет самореализоваться.

ДИАГНОСТИКА

«Что я должен знать и уметь»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

«Что я хочу знать и уметь»


ОСМЫСЛЕНИЕ

«Что я могу»

РЕАЛИЗАЦИЯ

«Как я буду идти 
к поставленной цели»


ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА

«Чему я должен научиться и 
что мне нужно доработать»

ФИО ребёнка: Иванов Иван Иванович

Одаренность: академическая

Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.

Задачи:

  • дальнейшее успешное освоение программного материала;
  • поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
  • углубить знания по предметам, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по предметам;
  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

Сотрудничество с  психологом  образовательного учреждения

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).

Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой

«Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

6

Социометрия. Автор -  Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

1

Разработка индивидуального маршрута ученика.

1 неделя октября

 Завуч школы;  руководитель НОУ, ученик, классный руководитель

2

Составление индивидуального учебного плана по математике

1 неделя октября

3

Выбор элективных курсов и занятий дополнительного образования

1 неделя

сентября

3

Выбор темы исследовательской работы по математике.

2 неделя октября

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября

5

Беседа с родителями.

Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Позиция родителей при проектировании ИОМ

  1. Анкетирование родителей.
  2. Ознакомление родителей с ИОМ ученика.
  3. Презентация курсов
  4. Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами.

Прогнозирование - индивидуальный учебный план

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Математика

  • Успешные контрольные работы
  • Результативное участие в предметных олимпиадах
  • Интерес к предмету

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение элективных курсов.

Результативное участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады.

Участие в НПК

Английский язык

  • Успешные контрольные работы
  • Интерес к предмету

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение элективных курсов.

Результативное участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады.

Индивидуальный план работы

Мероприятия

Форма участия

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Практические занятия по развитию  навыков научно-исследовательской деятельности

Практические занятия

Октябрь-декабрь

Развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетенций

Практические занятия по развитию логики и мыслительных качеств

Практические занятия

Октябрь

Участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады по математике

очная

Октябрь

Выход на муниципальный уровень

Участие в олимпиаде на муниципальном уровне

очная

Ноябрь

Призер муниципального этапа

Участие на НПК

очная

Победитель, призер

Проектирование – индивидуальная образовательная программа

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьных этапах Всероссийской олимпиады.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий

« Занимательная математика» ДО.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике.

1. Индивидуальные консультации учителей.

2. Индивидуальная работа.

Подготовка к участию в НПК.

Разработка исследовательской работы.

Подготовка к участию в городских мероприятиях (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Этап 3 - «Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем,  руководителем НОУ и учителями - предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем НОУ, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Этап 4 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»

Портфолио за 2020-2021 учебный год

Олимпиады

Заочные, очные,

дистанционные

олимпиады

Муниципальные конкурсы, соревнования

НПК

Образовательный процесс по программе организуется в разных формах и

с помощью разнообразных методов обучения.

Процесс обучения основан на использовании методов:

  •  «погружения в предмет»,
  •  «крупноблочной подачи информации»;
  •  методы творческого характера: поисковые, исследовательские, эвристические, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Технологии:

  •  проблемное обучение,
  •  модульное обучение,
  •  развивающее обучение,
  •  дифференцированное обучение,
  •  игровое обучение,
  •  ИКТ.

Виды занятий – теоретические, практические, контролирующие, творческие, игровые.

Формы организации деятельности:

  • семинары,
  •  конференции,
  •  практикумы по решению задач,
  •  турниры,
  • математические бои,
  •  защита творческих проектов,
  •  индивидуальная научно-исследовательская деятельность.

Оценочные средства:

  1. Портфолио.
  2. Лист достижений.
  3. Самооценка.

Схема самоанализа ученика, обучающегося

по индивидуальному образовательному маршруту.

ФИО______________________________ возраст________________________

1. Какую цель я ставил перед собой в начале года?

___________________________________________________________

2. Какие действия я спланировал для достижения цели?

____________________________________________________________

3. Удалось ли мне реализовать задуманное?

____________________________________________________________

4. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

____________________________________________________________

Мониторинг качества выполнения ИОМ

Критерии

Показатели

Конечный показатель прогрессивного развития

Соответствие образовательным стандартам

Результаты итоговой и текущей аттестации.

Успеваемость.

Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.

Результаты стабильные, или растут

Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса

Динамика удовлетворенности учащихся, родителей.

Рост удовлетворенности

Рост достижений

Динамика достижений ученика

Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио).

Прогнозируемый результат

Фактический результат

Примечание

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • умения применять теоретические знания по математике на практике, решать математические задачи на применение полученных знаний;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»

Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа

Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса.  Понятие инклюзии...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.    Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микро социальная среда, которая не...