Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
статья
Накопленный материал систематизирован и представлен педагогическому сообществу в виде рабочей программы внеурочной деятельности в 7 классе «Основы проектной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Г.В.,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2
с Екатеринославка Амурской области
Выступление на семинаре
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся»
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование и, в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской и проектной работы с учащимися протекает неоднозначно.
Вспоминаю случай, когда года три назад в качестве члена жюри научно-исследовательской конференции школьников «Ступени» была свидетелем такого выступления. Две ученицы с вдохновением представили подготовленный доклад. Аудитория, зараженная энтузиазмом докладчиков, внимательно слушала. Выступление действительно не лишено было увлекательности. Наступает время подведения итогов и оглашения победителей. Фамилий этих девочек, произведших столь яркое впечатление на публику, со сцены не прозвучали
В чем состоял главный просчет руководителя работы? При всей яркости выступления его нельзя было отнести к проектно-исследовательской работе. Оно представляло собой лишь интересный рассказ о прочитанном и в лучшем случае могло свидетельствовать только об эрудиции учениц, но никак не об ее умении анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения, выводы.
Этот случай заставил и меня изучить основы проектно-исследовательской работы. Накопленный материал был систематизирован и представлен педагогическому сообществу МОУ СОШ №2 в виде рабочей программы внеурочной деятельности в 7а классе «Основы проектной деятельности».
Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Курс обучения рассчитан на 1 год. Объём занятий - 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.
Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе, способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Задачи предмета: научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; работать в команде, выполняя разные социальные роли. А также: развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся, развитие организационных, ораторских умений учащихся, связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями .
Проблемно-мотивационная среда на занятиях создаётся разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
Содержание внеурочного предмета «Основы проектной деятельности»
в 7 классе
Тема 1: Публичная речь (5 часов)
Публичная речь и её виды. Условия успеха оратора. Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом. Как готовиться к выступлению. Как работать над содержанием. (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения).
Тема 2: Презентация (6 часов)
Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей. ». Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.
Тема 3: Создание наглядного пособия (1 час)
Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на филологическую тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.
Тема 4: Лингвистические проекты (9 часов)
Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.
Тема 5: Заочная экскурсия (2 часа)
Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма.
Тема 6: Историко –бытовой комментарий (1 час)
Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового материала.
Тема 7: Создание клипа (3)
Знакомство с передачами «Радионяня». Написание сценария. Запись клипа.
Тема 8: Памятник писателю или литературному герою (1 час)
Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового и иллюстративного материала.
Тема 9:Лингвистическая сказка (3 часа)
Что такое лингвистическая сказка. Выбор темы. Написание сценария. Оформление и запись.
Тема 10: Реклама (2 часа)
Написание сценария в ходе групповой работы по данным схемам или опорным словам, оформление проектов
Тема 11: Телепередача (1 час)
Составление сценария. Самостоятельный отбор материала. Коллективная запись передачи.
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм действий:
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Этот алгоритм помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
Основная трудность в организации проектной деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но организация работы на занятиях данного курса построена таким образом, который позволяет всё-таки избегать больших временных затрат.
Далее слушателям был предложено участие во Всероссийском проекте, приуроченном к Международному дню вторичной переработки zdraelyaisnami. Был показан фрагмент экологического урока «Разделяй с нами» для учеников 7-11 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности
В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....
Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности
В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе....
Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география
Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...
Программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности"- 5 класс
Рабочая программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности" для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В соответствии с ...
Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"
В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....
Рабочая программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по английскому языку 5 класс
Овладение проектной деятельностью позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информацион...