Игровой интегрированный урок биология – ОПК "Библейский букет".
план-конспект занятия (6 класс)

Черкашина Наталья Борисовна
Урок – игра проводится в конце учебного года на уроке биологии. Идея занятия – использовать для повторения растения, упомянутые в Библии. Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению. Основная форма проведения этого урока – игра, на которой учащиеся самостоятельно упражняются в применение полученных знаний и умений, изученных не только на уроке биологии. В данном исследовании преобладает групповая форма работы (команды), причем каждая группа идентичную исследовательскую работу, но направленную на достижение собственных результатов. Количество и набор заданий подбирается на выбор и по уровню работоспособности и подготовки класса. Место урока: обобщающий урок после изучения раздела “Растения” биологии 6 класса; при организации предметных недель, как занятие по внеурочной деятельности для учащихся 12-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibleyskiy_buket.docx27.38 КБ
Файл prilozhenie.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игрового интегрированного урока биология – ОПК

"Библейский букет".

Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению.

Основная форма проведения этого урока – игра, на которой учащиеся самостоятельно упражняются в применение полученных знаний и умений, изученных не только на уроке биологии. В данном исследовании преобладает групповая форма работы (команды), причем каждая группа идентичную исследовательскую работу, но направленную на достижение собственных результатов. Количество и набор заданий подбирается на выбор и по уровню работоспособности и подготовки класса.

Цели:

  • обобщить и проверить знания учащихся по основным темам биологии;
  • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре, продолжить формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России;
  • воспитывать мотивацию к учению, через подбор содержания учебного материала;
  • воспитывать любовь к природе, желание сохранять и преумножать ее богатства.
  • воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к своей стране;
  • развивать умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения, принимать решение командой и брать ответственность на себя;
  • показать красоту мира через связь биологии с историей христианства;
  • способствовать развитию представлений школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности через принятие командных решений;

- развивать способности школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, развивать информационные умения.

Место урока:

  1. Обобщающий урок после изучения раздела “Растения” биологии 6 класса;
  2. Урок могут провести учащиеся 7 класса для учащихся младших классов, начинающих изучать растения.
  3. При организации предметных недель, как занятие по внеурочной деятельности.

Оборудование: гербарий растений, карточки с заданиями, открытки цветковых растений, проектор, “Вальс цветов” П.И. Чайковского.

Форма урока: Игра/

Ход урока.

Класс разбивается на 2-3 команды.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Мы с вами заканчиваем изучение курса ботаники. Вы знаете, как разнообразен и интересен зеленый растительный мир! Невозможно представить на один миг всю нашу жизнь, весь наш мир без растительного мира!

Растения нас кормят, одевают, лечат, создают нам уют и красоту, дают нам чистый воздух. Природа - украшает жизнь человека.

Но всегда ли разумно используют природу?

Можно получить удовольствие от общения с природой, не сорвав ни единого цветка.

":Давай пройдемся медленно по лугу

И "здравствуй!" скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать". Азербайджанский поэт Самед Вургун. [5],[12]

Сегодня урок у нас не обычный, а игра, игра-соревнование между двумя командами. Мы поговорим о тех растениях, которые были известны и почитаемы с Библейским времен.

Посмотрим, какая команда лучше усвоила биологию. Игру будет судить жюри.

Ребята, необходимое условие выигрыша – не только правильный, но и обстоятельный ответ.

Основная часть урока.

1 тур. Визитная карточка "Первое знакомство"

Команды заранее получили название (Инжир, олива, миндаль). Время выступления каждой команды - не более 2-3 минуты. Представить красочно и ярко значение этого дерева в религии и современной жизни человека. Критерии оценки конкурсов в приложении.

II тур. Разминка.

Конкурс 1. Однолетние, двулетние, многолетние растения.

Задание. Разделите на группы. (Список использованных растений в приложении).

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

Конкурс 2. Формы жизни (травы, кустарники, деревья)

Задание. Разделите на группы.(Список использованных растений в приложении).

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

Конкурс 3. Семейства растений.

Задание. Разделите на группы. (Список использованных растений в приложении).

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

III тур. Ошибка географии

Задание. Перед вами гербарии и части растений. Определите, какие из них по географическому признаку не могли никогда упоминаться в Библии. (пояснение к ответу обязательно). [5]

Гербарии: карликовая березка, осина, секвойя, кедр, бамбук, полынь.

Муляжи или натуральные продукты: картофель, томат, кукуруза, яблоко, гранат, огурец.

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

IV тур. Цветочные поля праздников.

Задание: подберите к праздникам соответствующие растения, опираясь на ваши знания, логику и вкус.

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

Конверт №1. В конверте названия праздников на столе гербарий. Игра на скорость.

ель

Рождество Христово

краснотал

Вербное воскресенье

береза

Троица

Конверт №2. Украсим храм цветами.

Когда мы выбираем ассортимент для того или иного случая, немаловажно знать цвет облачения священнослужителей. Их же рекомендовано использовать и в украшении храма.

Задание: из предложенных открыток с цветами разложение по праздникам [3],[6], [8]

Рождество, в воскресенья, в праздники святителей, апостолов и пророков ризы

Золотые, желтые

На Троицу, Духов День, Вербное Воскресенье, а также в дни памяти преподобных и юродивых

зеленые

На все праздники Богородицы

Голубые, синие, белые

На Вознесение и Преображение

Белые

В дни памяти мучеников

красные

В Крестопоклонную неделю, в день чествования Креста Господня

Красные и фиолетовые

V тур. "Дальше, дальше".

Вопросы в приложении

VI тур. Внимательный читатель.

Задание. Каждая команда получает тексты и выделяет все названия растений

(За каждый правильный ответ -1 балл.). Тексты в приложении.

VII Конкурс капитанов

Конкурс 1. "Красная книга" [2], [4].

Задание: из списка (общий список в приложении) выделите маркером те, которые занесены в Красную книгу.

(За каждый правильный ответ -1 балл. Время 1 минута.)

Конкурс 2. Парочки.

Задание: разложить фотографии растений по группам (части растений), какие из них упомянуты в православии.

корень

Ель

стебель

Кедр

цветок

Лилия

лист

Инжир

плод

Яблоня

VIII тур. Домашнее задание. Презентация растительного убранства храма.

Рекомендованы храмы: Спас на крови и Казанский Собор г. Санкт – Петербург, Собор Василия Блаженного г. Москва. (Время 3-5 минут). Критерии оценки конкурса в приложении.

IX тур «Крокодил».

Задание: из списка растений необходимо показать своей команде растение без слов. Кто больше угадает за 5 минут

3. Подведение итогов урока.

Закончим урок словами К.Паустовского.

"Человек, знающий, например жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника".

Награждение.

Использованные источники информации:

  1. Т.А Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В.Суматохин, и др. 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии.
  2. Ю.Г Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
  3. Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике.
  4. Д.И. Трайтак. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии.
  5. К.Н. Фукарек. Растительный мир Земли.
  6. http://waking-up.org/religii-mira/prekrasnyie-vestniki-raya-rasteniya-kak-simvolyi-hristianstva-prodolzhenie/
  7. http://www.amandine.ru/ezo/kak_predstavljajutsja_cvety_v_hristianstve.html
  8. http://vaterdan.ru/viewtopic.php?f=44&t=707
  9. http://www.tropinka.orthodoxy.ru/raznoe/cvety.htm
  10. http://joymylife.org.ua/sunday_school/viktorina.php
  11. http://mir-biblii.ru/statji/2250-interesnye-fakty-iz-biblii-rasteniya-v-biblii.html
  12. http://www.denresp.ru/ekologiya-i-priroda/4750-i-dobroe-lizho-im-pokazat.html



Предварительный просмотр:

Приложение.

Список растений [8],[9],[10]

  1. Аир (Песн.4:14)
  2. Акация (ситтим)
  3. Алой (Песн.4:14)
  4. Бук (Ис.41:19)
  5. Верба (ива)
  6. Виноград
  7. Горчица
  8. Гофер
  9. Гранат
  10. Дуб
  11. Инжир (Смоковница)
  12. Ирис
  13. Каштан
  14. Кедр (килория)
  15. Кипарис
  16. Кипер (Песн.1:13)
  17. Кориандр (Чис.11:7)
  18. Корица (Песн.4:14)
  19. Лавр
  20. Ладан
  21. Лен
  22. Лилия
  23. Мандрагора (Песн.7:14)
  24. Маслина
  25. Миндаль
  26. Мирт (Ис.41:19)
  27. Можжевельник (3Цар.19:5)
  28. Мята и рута (Лк.11:42)
  29. Нард (Песн.4:14)
  30. Нарцисс (Песн.2:1)
  31. Огурцы
  32. Олива
  33. Осина
  34. Падуб (остролист)
  35. Пальма
  36. Платан
  37. Плевел
  38. Полынь
  39. Пшеницу
  40. Роза
  41. Сикомор (Ис.9:10)
  42. Теревинф
  43. Тернии
  44. Тростник (Пс.67:31)
  45. Чечевица
  46. Шафран (Песн.4:14)
  47. Яблоня
  48. Ясенец (неопалимая купина)
  49. Ясень (Ис.44:14)
  50. Ячмень

V тур. "Дальше, дальше".[8],[9],[10]

Вопросы:

  1. Плоды этого дерева спасли жизнь царю
  2. Простое растение, из которого было сделано блюдо, за которое была заплачена большая цена
  3. Из чего были сделаны пять хлебов (Новый Завет)
  4. Что выбрасывали, чтобы облегчить корабль? (Новый завет)
  5. Что добывает добродетельная жена?
  6. Растение с одеждой, прекрасней чем у царя
  7. Из этого растения изготовлялась дорогая благовонная мазь
  8. Упавшая звезда имела название этого растения
  9. Иисус сравнивал с этим растением сынов лукавого
  10. Давид сравнивает нечестивых с этим растением
  11. Плоды, какого растения не должен есть назорей?
  12. Цвет этого растения, Соломон сравнивает с сединой
  13. Плоды этого дерева собирал пророк Амос
  14. Дерево на которое залез человек, чтобы увидеть Господа
  15. С этим растением Господь сравнивал Царство Небесное
  16. С этими растениями в Откровении Иоанн сравнивает двух Божьих свидетелей
  17. Дерево из которого сделан ковчег
  18. Этим деревом славился Ливан
  19. Дерево ставшее причиной смерти сына царя
  20. Благословляя своих сыновей, Иаков сравнил одного из них с этим деревом
  21. Плоды этого дерева Бог запретил есть
  22. Во временаДавида из этого дерева изготовляли музыкальные инструменты
  23. Дерево, которое было в саду Божьем (этим деревом славится Киев)
  24. У Моисея с этого растения было плавсредство )
  25. Горькое растение, в Библии – символ скорби? (Полынь)
  26.  Из какого дерева был сделан жезл Аарона? (Из миндаля)
  27.  Какими фруктами был украшен Храм Соломона? (Гранатом)
  28. Из какого дерева был сделан ковчег завета для скинии? (Из акации)
  29. Ягоды – национальная эмблема Израиля, символ мира и благоденствия? (Виноград)
  30. В ветвях какого дерева запутался Авессалом, когда бежал от царя Давида? (В ветвях дуба)
  31.  Из какого дерева первые люди сделали себе одежду? (Из смоковницы)

Ответы:

  1. Смоковница Исаия 38 гл
  2. Чечевица Быт 25:28-34
  3. Ячмень Иоанн 6:9
  4. Пшеницу Деян 27:38
  5. Лен Прит 31:13
  6. Лилия Лк 12:27
  7. Нард Мк 14:3
  8. Полынь Отк 8:11
  9. Плевел Мт 13:38
  10. Терние 2-е цар 23:6
  11. Виноград Числа 6:1-4
  12. Миндаль Екл 11:5
  13. Сикомора Амос 7:14
  14. Миндаль Екл 11:5
  15. Горчица Мф 13:31
  16. Смоковница Лк 19:4
  17. Маслина Откр 11:4
  18. Гофер Исх 25:10
  19. Кедр
  20. Дуб 2-я цар 18 гл
  21. Теревинф Быт 49:21
  22. Дерево познания добра и зла Быт 2:17-22
  23. Кипарис 2-я цар 6:5
  24. Каштан Иезек 31:8
  25. Тростник Исх 2:3
  26. Полынь
  27. Из миндаля
  28. Гранатом
  29. Из акации
  30. Виноград
  31. В ветвях дуба
  32. Из смоковницы

Критерии оценивания 1, 8, 9 туров.

  • Уложились во время;
  • Дисциплина во время своего и чужого выступления;
  • Точность соответствию задания.

VI тур. Внимательный читатель. [11]

  1. Иные растения вызывали у авторов и персонажей Библии эстетическое наслаждение и служили предметом имитации: «гранатовые яблоки» (3 Цар. 7:18), лилии (Песн. 2:1; 3 Цар. 7:19) и огурцы (3 Цар. 7:24).
  2. Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца.  (Третья книга Царств 7:18)
  3. А в притворе венцы на верху столбов сделаны на подобие лилии, в четыре локтя… (Третья книга Царств 7:19)
  4. Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем.  (Третья книга Царств 7:24) 
  5. Апокалиптическое значение ввиду своей горечи приобретает полынь (Отк.8:11).
  6. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.  (Откровение Иоанна Богослова 8:11)
  7. Весьма многозначен терн. Из горящего терновника с Моисеем разговаривал Бог (Исх.3:2), но терновый венок был возложен на голову страдающего Христа (Мф.27:29). 
  8. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.  (Книга Исход 3:2)
  9. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!  (Св. Евангелие от Матфея 27:29)
  10. Библия неоднократно упоминает о употребляемых в пищу растениях. Это ячмень, из которого делали хлеб (2 Цар. 14:30; Иез. 4:12; Ин. 6:9).
  11. И сказал Авессалом слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнем.  (Вторая книга Царств 14:30)
  12. И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале.  (Иезекииль 4:12)
  13. здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?  (Св. Евангелие от Иоанна 6:9) 
  14. И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя.  (Книга Руфь 1:22) 
  15. Так была она со служанками Воозовыми и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила у свекрови своей.  (Книга Руфь 2:23)
  16. Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его.  (Первая книга Царств 6:13)
  17. За ним Шамма, сын Аге, Гараритянин. Когда Филистимляне собрались в Фирию, где было поле, засеянное чечевицею, и народ побежал от Филистимлян… (Вторая книга Царств 23:11)
  18. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.  (Книга Бытие 25:34)
  19. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.  (Книга Исход 15:27)
  20. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник… (Книга Бытие 9:20)
  21. Во время блуждания по пустыне израильтяне вспоминали такие растения Египта как огурец, лук, чеснок и дыню Чис. 11:5)
  22. Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок… (Книга Числа 11:5)
  23. Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов… (Книга Бытие 43:11)
  24. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.  (Книга Бытие 3:7)
  25. Из льна изготавливались одежды священников: как верхние, так и нижние (Лев. 16:4; Лев. 19:19).
  26. священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их… (Книга Левит 16:4)
  27. Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся.  (Книга Левит 19:19)
  28. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.  (Книга Бытие 6:14)
  29. И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим; длина его два локтя с половиною, ширина его полтора локтя и высота его полтора локтя… (Книга Исход 37:1)
  30. В качестве строительного материала упомянуты кедр (Ис. 41:19; 3 Цар. 7:2),
  31. И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах.  (Третья книга Царств 7:2)
  32. посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе… (Исаия 41:19)
  33. и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные.  (Третья книга Царств 6:34)
  34. и масличное дерево (Ис. 41:19; 3 Цар. 6:31).
  35. Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками.  (Третья книга Царств 6:31)
  36. посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе… (Исаия 41:19)
  37. Библия упоминает поклонение древних иудеев дубравам (4 Цар. 18:4; Ис. 1:29).
  38. он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.  (Четвёртая книга Царств 18:4)
  39. Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе… (Исаия 1:29)
  40. В ветвях дуба запутался своими волосами Авессалом и потому был пойман своими врагами (2 Цар. 18:10).
  41. И увидел это некто и донес Иоаву, говоря: вот, я видел Авессалома висящим на дубе.  (Вторая книга Царств 18:10)
  42. Под сихемским дубом (которое в Вульгате толкуется Терпентинное дерево) Иаков закапывал чужих богов (Быт. 35:4).
  43. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема.  (Книга Бытие 35:4)
  44. Тем не менее, теревинф упоминается в синодальном переводе и под собственным именем (Ис. 6:13; Быт. 49:21),
  45. Неффалим — теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.  (Книга Бытие 49:21)
  46. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее.  (Исаия 6:13)
  47. хотя в последнем случае в Вульгате в аналогичном фрагменте упомянут олень. Третьим после дуба и теревинфа деревом, под которым кадили назван тополь (Ос. 4:13).
  48. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши.  (Осия 4:13)
  49. Неоднозначное отношение было к изделиям из винограда (вино, уксус, изюм). Назореям оно запрещалось (Чис. 6:3),
  50. то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод… (Книга Числа 6:3)
  51. а для учеников Христа его вкушение было обязательно как элемент Вечери (Мф.26:28).
  52. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.  (Св. Евангелие от Матфея 26:28)
  53. Первым начинает использование вина в ритуальных целях Мелхиседек (Быт. 14:18)
  54. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего… (Книга Бытие 14:18)
  55. В религиозных церемониях использовались иссоп ( Исх. 12:22; Пс. 50:9; Ин. 19:29),
  56. и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.  (Книга Исход 12:22)
  57. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.  (Псалтирь 50:9)
  58. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.  (Св. Евангелие от Иоанна 19:29)
  59. фимиам и мирра (Лк. 7:38).
  60. и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.  (Св. Евангелие от Луки 7:38)
  61. Пальмовыми ветвями жители Иерусалима встречали Иисуса Христа (Пальмовое воскресение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....