Игровой интегрированный урок биология – ОПК "Библейский букет".
план-конспект занятия (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibleyskiy_buket.docx | 27.38 КБ |
prilozhenie.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игрового интегрированного урока биология – ОПК
"Библейский букет".
Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению.
Основная форма проведения этого урока – игра, на которой учащиеся самостоятельно упражняются в применение полученных знаний и умений, изученных не только на уроке биологии. В данном исследовании преобладает групповая форма работы (команды), причем каждая группа идентичную исследовательскую работу, но направленную на достижение собственных результатов. Количество и набор заданий подбирается на выбор и по уровню работоспособности и подготовки класса.
Цели:
- обобщить и проверить знания учащихся по основным темам биологии;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре, продолжить формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России;
- воспитывать мотивацию к учению, через подбор содержания учебного материала;
- воспитывать любовь к природе, желание сохранять и преумножать ее богатства.
- воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к своей стране;
- развивать умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения, принимать решение командой и брать ответственность на себя;
- показать красоту мира через связь биологии с историей христианства;
- способствовать развитию представлений школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности через принятие командных решений;
- развивать способности школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, развивать информационные умения.
Место урока:
- Обобщающий урок после изучения раздела “Растения” биологии 6 класса;
- Урок могут провести учащиеся 7 класса для учащихся младших классов, начинающих изучать растения.
- При организации предметных недель, как занятие по внеурочной деятельности.
Оборудование: гербарий растений, карточки с заданиями, открытки цветковых растений, проектор, “Вальс цветов” П.И. Чайковского.
Форма урока: Игра/
Ход урока.
Класс разбивается на 2-3 команды.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Мы с вами заканчиваем изучение курса ботаники. Вы знаете, как разнообразен и интересен зеленый растительный мир! Невозможно представить на один миг всю нашу жизнь, весь наш мир без растительного мира!
Растения нас кормят, одевают, лечат, создают нам уют и красоту, дают нам чистый воздух. Природа - украшает жизнь человека.
Но всегда ли разумно используют природу?
Можно получить удовольствие от общения с природой, не сорвав ни единого цветка.
":Давай пройдемся медленно по лугу
И "здравствуй!" скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать". Азербайджанский поэт Самед Вургун. [5],[12]
Сегодня урок у нас не обычный, а игра, игра-соревнование между двумя командами. Мы поговорим о тех растениях, которые были известны и почитаемы с Библейским времен.
Посмотрим, какая команда лучше усвоила биологию. Игру будет судить жюри.
Ребята, необходимое условие выигрыша – не только правильный, но и обстоятельный ответ.
Основная часть урока.
1 тур. Визитная карточка "Первое знакомство"
Команды заранее получили название (Инжир, олива, миндаль). Время выступления каждой команды - не более 2-3 минуты. Представить красочно и ярко значение этого дерева в религии и современной жизни человека. Критерии оценки конкурсов в приложении.
II тур. Разминка.
Конкурс 1. Однолетние, двулетние, многолетние растения.
Задание. Разделите на группы. (Список использованных растений в приложении).
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
Конкурс 2. Формы жизни (травы, кустарники, деревья)
Задание. Разделите на группы.(Список использованных растений в приложении).
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
Конкурс 3. Семейства растений.
Задание. Разделите на группы. (Список использованных растений в приложении).
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
III тур. Ошибка географии
Задание. Перед вами гербарии и части растений. Определите, какие из них по географическому признаку не могли никогда упоминаться в Библии. (пояснение к ответу обязательно). [5]
Гербарии: карликовая березка, осина, секвойя, кедр, бамбук, полынь.
Муляжи или натуральные продукты: картофель, томат, кукуруза, яблоко, гранат, огурец.
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
IV тур. Цветочные поля праздников.
Задание: подберите к праздникам соответствующие растения, опираясь на ваши знания, логику и вкус.
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
Конверт №1. В конверте названия праздников на столе гербарий. Игра на скорость.
ель | Рождество Христово |
краснотал | Вербное воскресенье |
береза | Троица |
Конверт №2. Украсим храм цветами.
Когда мы выбираем ассортимент для того или иного случая, немаловажно знать цвет облачения священнослужителей. Их же рекомендовано использовать и в украшении храма.
Задание: из предложенных открыток с цветами разложение по праздникам [3],[6], [8]
Рождество, в воскресенья, в праздники святителей, апостолов и пророков ризы | Золотые, желтые |
На Троицу, Духов День, Вербное Воскресенье, а также в дни памяти преподобных и юродивых | зеленые |
На все праздники Богородицы | Голубые, синие, белые |
На Вознесение и Преображение | Белые |
В дни памяти мучеников | красные |
В Крестопоклонную неделю, в день чествования Креста Господня | Красные и фиолетовые |
V тур. "Дальше, дальше".
Вопросы в приложении
VI тур. Внимательный читатель.
Задание. Каждая команда получает тексты и выделяет все названия растений
(За каждый правильный ответ -1 балл.). Тексты в приложении.
VII Конкурс капитанов
Конкурс 1. "Красная книга" [2], [4].
Задание: из списка (общий список в приложении) выделите маркером те, которые занесены в Красную книгу.
(За каждый правильный ответ -1 балл. Время 1 минута.)
Конкурс 2. Парочки.
Задание: разложить фотографии растений по группам (части растений), какие из них упомянуты в православии.
корень | Ель |
стебель | Кедр |
цветок | Лилия |
лист | Инжир |
плод | Яблоня |
VIII тур. Домашнее задание. Презентация растительного убранства храма.
Рекомендованы храмы: Спас на крови и Казанский Собор г. Санкт – Петербург, Собор Василия Блаженного г. Москва. (Время 3-5 минут). Критерии оценки конкурса в приложении.
IX тур «Крокодил».
Задание: из списка растений необходимо показать своей команде растение без слов. Кто больше угадает за 5 минут
3. Подведение итогов урока.
Закончим урок словами К.Паустовского.
"Человек, знающий, например жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника".
Награждение.
Использованные источники информации:
- Т.А Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В.Суматохин, и др. 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии.
- Ю.Г Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
- Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике.
- Д.И. Трайтак. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии.
- К.Н. Фукарек. Растительный мир Земли.
- http://waking-up.org/religii-mira/prekrasnyie-vestniki-raya-rasteniya-kak-simvolyi-hristianstva-prodolzhenie/
- http://www.amandine.ru/ezo/kak_predstavljajutsja_cvety_v_hristianstve.html
- http://vaterdan.ru/viewtopic.php?f=44&t=707
- http://www.tropinka.orthodoxy.ru/raznoe/cvety.htm
- http://joymylife.org.ua/sunday_school/viktorina.php
- http://mir-biblii.ru/statji/2250-interesnye-fakty-iz-biblii-rasteniya-v-biblii.html
- http://www.denresp.ru/ekologiya-i-priroda/4750-i-dobroe-lizho-im-pokazat.html
Предварительный просмотр:
Приложение.
Список растений [8],[9],[10]
- Аир (Песн.4:14)
- Акация (ситтим)
- Алой (Песн.4:14)
- Бук (Ис.41:19)
- Верба (ива)
- Виноград
- Горчица
- Гофер
- Гранат
- Дуб
- Инжир (Смоковница)
- Ирис
- Каштан
- Кедр (килория)
- Кипарис
- Кипер (Песн.1:13)
- Кориандр (Чис.11:7)
- Корица (Песн.4:14)
- Лавр
- Ладан
- Лен
- Лилия
- Мандрагора (Песн.7:14)
- Маслина
- Миндаль
- Мирт (Ис.41:19)
- Можжевельник (3Цар.19:5)
- Мята и рута (Лк.11:42)
- Нард (Песн.4:14)
- Нарцисс (Песн.2:1)
- Огурцы
- Олива
- Осина
- Падуб (остролист)
- Пальма
- Платан
- Плевел
- Полынь
- Пшеницу
- Роза
- Сикомор (Ис.9:10)
- Теревинф
- Тернии
- Тростник (Пс.67:31)
- Чечевица
- Шафран (Песн.4:14)
- Яблоня
- Ясенец (неопалимая купина)
- Ясень (Ис.44:14)
- Ячмень
V тур. "Дальше, дальше".[8],[9],[10]
Вопросы:
- Плоды этого дерева спасли жизнь царю
- Простое растение, из которого было сделано блюдо, за которое была заплачена большая цена
- Из чего были сделаны пять хлебов (Новый Завет)
- Что выбрасывали, чтобы облегчить корабль? (Новый завет)
- Что добывает добродетельная жена?
- Растение с одеждой, прекрасней чем у царя
- Из этого растения изготовлялась дорогая благовонная мазь
- Упавшая звезда имела название этого растения
- Иисус сравнивал с этим растением сынов лукавого
- Давид сравнивает нечестивых с этим растением
- Плоды, какого растения не должен есть назорей?
- Цвет этого растения, Соломон сравнивает с сединой
- Плоды этого дерева собирал пророк Амос
- Дерево на которое залез человек, чтобы увидеть Господа
- С этим растением Господь сравнивал Царство Небесное
- С этими растениями в Откровении Иоанн сравнивает двух Божьих свидетелей
- Дерево из которого сделан ковчег
- Этим деревом славился Ливан
- Дерево ставшее причиной смерти сына царя
- Благословляя своих сыновей, Иаков сравнил одного из них с этим деревом
- Плоды этого дерева Бог запретил есть
- Во временаДавида из этого дерева изготовляли музыкальные инструменты
- Дерево, которое было в саду Божьем (этим деревом славится Киев)
- У Моисея с этого растения было плавсредство )
- Горькое растение, в Библии – символ скорби? (Полынь)
- Из какого дерева был сделан жезл Аарона? (Из миндаля)
- Какими фруктами был украшен Храм Соломона? (Гранатом)
- Из какого дерева был сделан ковчег завета для скинии? (Из акации)
- Ягоды – национальная эмблема Израиля, символ мира и благоденствия? (Виноград)
- В ветвях какого дерева запутался Авессалом, когда бежал от царя Давида? (В ветвях дуба)
- Из какого дерева первые люди сделали себе одежду? (Из смоковницы)
Ответы:
- Смоковница Исаия 38 гл
- Чечевица Быт 25:28-34
- Ячмень Иоанн 6:9
- Пшеницу Деян 27:38
- Лен Прит 31:13
- Лилия Лк 12:27
- Нард Мк 14:3
- Полынь Отк 8:11
- Плевел Мт 13:38
- Терние 2-е цар 23:6
- Виноград Числа 6:1-4
- Миндаль Екл 11:5
- Сикомора Амос 7:14
- Миндаль Екл 11:5
- Горчица Мф 13:31
- Смоковница Лк 19:4
- Маслина Откр 11:4
- Гофер Исх 25:10
- Кедр
- Дуб 2-я цар 18 гл
- Теревинф Быт 49:21
- Дерево познания добра и зла Быт 2:17-22
- Кипарис 2-я цар 6:5
- Каштан Иезек 31:8
- Тростник Исх 2:3
- Полынь
- Из миндаля
- Гранатом
- Из акации
- Виноград
- В ветвях дуба
- Из смоковницы
Критерии оценивания 1, 8, 9 туров.
- Уложились во время;
- Дисциплина во время своего и чужого выступления;
- Точность соответствию задания.
VI тур. Внимательный читатель. [11]
- Иные растения вызывали у авторов и персонажей Библии эстетическое наслаждение и служили предметом имитации: «гранатовые яблоки» (3 Цар. 7:18), лилии (Песн. 2:1; 3 Цар. 7:19) и огурцы (3 Цар. 7:24).
- Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца. (Третья книга Царств 7:18)
- А в притворе венцы на верху столбов сделаны на подобие лилии, в четыре локтя… (Третья книга Царств 7:19)
- Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем. (Третья книга Царств 7:24)
- Апокалиптическое значение ввиду своей горечи приобретает полынь (Отк.8:11).
- Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. (Откровение Иоанна Богослова 8:11)
- Весьма многозначен терн. Из горящего терновника с Моисеем разговаривал Бог (Исх.3:2), но терновый венок был возложен на голову страдающего Христа (Мф.27:29).
- И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. (Книга Исход 3:2)
- и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Св. Евангелие от Матфея 27:29)
- Библия неоднократно упоминает о употребляемых в пищу растениях. Это ячмень, из которого делали хлеб (2 Цар. 14:30; Иез. 4:12; Ин. 6:9).
- И сказал Авессалом слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнем. (Вторая книга Царств 14:30)
- И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале. (Иезекииль 4:12)
- здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? (Св. Евангелие от Иоанна 6:9)
- И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя. (Книга Руфь 1:22)
- Так была она со служанками Воозовыми и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила у свекрови своей. (Книга Руфь 2:23)
- Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его. (Первая книга Царств 6:13)
- За ним Шамма, сын Аге, Гараритянин. Когда Филистимляне собрались в Фирию, где было поле, засеянное чечевицею, и народ побежал от Филистимлян… (Вторая книга Царств 23:11)
- И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство. (Книга Бытие 25:34)
- И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. (Книга Исход 15:27)
- Ной начал возделывать землю и насадил виноградник… (Книга Бытие 9:20)
- Во время блуждания по пустыне израильтяне вспоминали такие растения Египта как огурец, лук, чеснок и дыню Чис. 11:5)
- Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок… (Книга Числа 11:5)
- Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов… (Книга Бытие 43:11)
- И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Книга Бытие 3:7)
- Из льна изготавливались одежды священников: как верхние, так и нижние (Лев. 16:4; Лев. 19:19).
- священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их… (Книга Левит 16:4)
- Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся. (Книга Левит 19:19)
- Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. (Книга Бытие 6:14)
- И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим; длина его два локтя с половиною, ширина его полтора локтя и высота его полтора локтя… (Книга Исход 37:1)
- В качестве строительного материала упомянуты кедр (Ис. 41:19; 3 Цар. 7:2),
- И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах. (Третья книга Царств 7:2)
- посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе… (Исаия 41:19)
- и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные. (Третья книга Царств 6:34)
- и масличное дерево (Ис. 41:19; 3 Цар. 6:31).
- Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. (Третья книга Царств 6:31)
- посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе… (Исаия 41:19)
- Библия упоминает поклонение древних иудеев дубравам (4 Цар. 18:4; Ис. 1:29).
- он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. (Четвёртая книга Царств 18:4)
- Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе… (Исаия 1:29)
- В ветвях дуба запутался своими волосами Авессалом и потому был пойман своими врагами (2 Цар. 18:10).
- И увидел это некто и донес Иоаву, говоря: вот, я видел Авессалома висящим на дубе. (Вторая книга Царств 18:10)
- Под сихемским дубом (которое в Вульгате толкуется Терпентинное дерево) Иаков закапывал чужих богов (Быт. 35:4).
- И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. (Книга Бытие 35:4)
- Тем не менее, теревинф упоминается в синодальном переводе и под собственным именем (Ис. 6:13; Быт. 49:21),
- Неффалим — теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. (Книга Бытие 49:21)
- И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее. (Исаия 6:13)
- хотя в последнем случае в Вульгате в аналогичном фрагменте упомянут олень. Третьим после дуба и теревинфа деревом, под которым кадили назван тополь (Ос. 4:13).
- На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. (Осия 4:13)
- Неоднозначное отношение было к изделиям из винограда (вино, уксус, изюм). Назореям оно запрещалось (Чис. 6:3),
- то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод… (Книга Числа 6:3)
- а для учеников Христа его вкушение было обязательно как элемент Вечери (Мф.26:28).
- ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Св. Евангелие от Матфея 26:28)
- Первым начинает использование вина в ритуальных целях Мелхиседек (Быт. 14:18)
- и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего… (Книга Бытие 14:18)
- В религиозных церемониях использовались иссоп ( Исх. 12:22; Пс. 50:9; Ин. 19:29),
- и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. (Книга Исход 12:22)
- Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. (Псалтирь 50:9)
- Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. (Св. Евангелие от Иоанна 19:29)
- фимиам и мирра (Лк. 7:38).
- и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Св. Евангелие от Луки 7:38)
- Пальмовыми ветвями жители Иерусалима встречали Иисуса Христа (Пальмовое воскресение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Цель урока обобщить, систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследс...
Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)
Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....