Формирование метапредметных результатов на уроках биологии
презентация к уроку

Стандартом образования определены ожидаемые от ребенка метапредметные результаты: способность ставить и формулировать для себя цели действий, умение извлекать нужную информацию из разных источников, анализировать ееи проводить в систему, умение выделять ключевую мысль в прочитанном и т.д. В предлагаемом материале рассматриваются способы формирования метапредметных результатов на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_metapredmetnyh_rezultatov.pptx526.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование метапредметных результатов школьников при реализации ФГОС ООО по биологии Учитель биологии: Новикова Е.В.

Слайд 2

Система планируемых результатов Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению Метапредметные Освоенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, личностные качества

Слайд 3

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Слайд 4

Метапредметные результаты должны отражать: Умение правильно определять цели своего обучения, ставить задачи Владение основами самоконтроля и самооценки Формирование учебных умений познавательной направленности, умение преобразовывать форму представления информации из одного вида в другой Речевое развитие учащихся Формирование коммуникативных умений Владение информационно-компьютерными технологиями

Слайд 5

Важным условием, обеспечивающим способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, является формирование у него правильного мышления и, как следствие, формирование универсальных учебных действий логической направленности. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Слайд 6

Понятие – это мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними.

Слайд 7

Работа с понятиями Необходимым условием успешного усвоения понятий является умение выделять признаки Пример задания. Определите, какое понятие лишнее. Объясните выбор. Клен Осина Рябина Дуб

Слайд 8

Работа с понятиями Варианты ответов: Рябина – плодовое дерево Дуб, у него самый толстый ствол Дуб- самый высокий Осина цветет до распускания листьев И т.д

Слайд 9

Работа с понятиями Выберите два понятия по общему признаку. Жаба Тритон Лягушка Квакша Саламандра Лягушка-бык

Слайд 10

Работа с понятиями Пример задания. Выберите признаки, характерные для растений класса однодольных и двудольных: 1) в семени две семядоли 2) в семени одна семядоля 3) корневая система стержневая 4)корневая система мочковатая 5) жилкование листьев сетчатое 6) жилкование листьев параллельное

Слайд 11

Работа с понятиями Прочитайте фрагмент рассказа и ответьте на вопросы. Осина Еще в детстве мне очень нравились высокие стройные осины, росшие вблизи нашего дома. Нравился горьковатый запах осин, трепетание зеленой листвы. Даже в самый тихий, безветренный летний день листья осины дрожали. Покрытые зеленоватой горькой корою, деревья казались живыми существами – они точно шептались, переговаривались между собой. Какую особенность осины отмечает автор? Можно ли объяснить эту особенность дерева?

Слайд 12

Обучение сравнению Сравнение – это мыслительная операция, которая предполагает выявление сходства или различия признаков объектов, явлений. Основания для сравнения ученики могут: 1) получить готовыми 2) выбирать из предложенных 3) найти самостоятельно Следовательно, по меньшей мере три вида обучающих заданий и в каждом многообразие вариантов.

Слайд 13

Обучение сравнению Пример задания. Назовите признаки (основания), по которым можно описывать листья Назовите изменяющиеся признаки Выберите два любых признака и сравните по ним два листа. Сформулируйте свой ответ в форме сложносочиненного предложения. Вариантов ответов так много, поэтому можно предложить ученикам записать несколько суждений за определенное время, потом предложить поменяться тетрадями, выбрать у соседа самые интересные и их прочитать.

Слайд 14

Обучение составлению определений В процессе обучения важно научить составлять определения, а не давать их в готовом виде.

Слайд 15

Правила составления определений 1. Определение не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким. 2. Определение не должно быть отрицательным 3. Определение не должно делать круга, т.е. понятие нельзя определять через само понятие. 4. Определение должно быть ясным и понятным

Слайд 16

Обучение составлению определений Назовите ошибки, допущенные в определениях Анализатор – это система нервных образований у высших позвоночных животных и человека. Эмбриология – это наука, изучающая эмбриональное развитие организма. Аэроб- организм, неспособный жить в бескислородной среде.

Слайд 17

Обобщение понятий Одна из задач учителя – научить устанавливать связи между понятиями: часть-целое, целое-часть, вид-род, род –вид

Слайд 18

Установите связи между понятиями: часть-целое, целое-часть, вид-род, род –вид: Ядро-хромосомы Рыба – осетр Аминокислоты – белки

Слайд 19

Установите связи между понятиями: В состав молекулы воды входят атомы водорода и кислорода. Вода встречается в природе в виде водяного пара, жидкости и льда. Вода весенних ручьев может быть талой и дождевой.

Слайд 20

Установите отношения между понятиями и выберите, какой из схем соответствует каждый пример: А)Масленок, подберезовик, съедобные грибы, грибы Б) Грибы, съедобные, ядовитые, масленок, бледная поганка 1) 2)

Слайд 21

Найдите обобщающее понятие и объясните свой выбор: Головня Спорынья трутовик

Слайд 23

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ – РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 24

Проектное обучение

Слайд 25

Цель проектного обучения: создание условий для развития и умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся.

Слайд 26

Моделирование

Слайд 27

Модели Предметные Информационные

Слайд 28

Примеры предметных моделей: .- При изучении темы «Строение клетки» предлагается проводить занятия по моделированию растительной клетки с использованием пластилина. Этот прием, возможно, использовать, как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Важным свойством модели в данном случае является наличие в ней творческой фантазии. Чтобы представить клетку в объеме используем небольшой воздушный шарик, заполняем жидкостью (водой), вовнутрь помещаем плотный прозрачный полиэтилен, на котором маркером рисуем органоиды клетки. Подобные задания возможно применять и на других уроках «Типы соцветий», «Строение цветка»

Слайд 29

Моделируя, учащиеся «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель. Проводя такие занятия, преподаватель довольно легко может определить, насколько ученик понимает предмет.

Слайд 30

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму. Очень эффективно использовать информационные модели при изучении семейств растений Класса Однодольные и Двудольные растения (6 класс), где в опорном конспекте по учебному материалу в виде значков, символов кодируется большой объем информации, но легко расшифровываются учениками, особенно когда эти символы выбирают и предлагают сами дети.

Слайд 31

2. Игровое моделирование. В ходе изучения темы «Связи живого и неживого» детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем детям дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено. В 6 классе при изучении Царства Грибы детям присваивается имя шляпочного, плесневого, гриба-паразита, ядовитого или съедобного гриба. Ведущий должен собрать в «корзину» грибы одной из групп (съедобные или ядовитые, трубчатые или пластинчатые, плесневые, грибы-паразиты) или по принципу «четвертый лишний» исключить из корзины лишний объект, пояснив свое решение.

Слайд 32

Использование моделирования на уроках биологии дает следующие возможности : – получить целостное представление об изучаемом объекте; – осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса; – делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности; – компактно и системно обучать структурированию знаний и логике; – организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания; – избавлять учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала; – сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом; – объединить деятельность учителя и учащегося для значительного облегчения их совместной работы .

Слайд 33

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь .

Слайд 34

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы в учебной группе "Автор"....

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии в 7 - 11 классах с использованием мультимедийного диска "Навигатор"

В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие – педагогические технологии. Определений педагогических технологий довольно много. Одна  из  формулировок  такова:Педаго...

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии.

Достижение метапредметных результатов обучения ставит перед учителем  задачи, связанные с развитием личных качеств, способностей, умений. Разрабатывая урок, учитель формулирует и обосновывает, ка...

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии

Метапредметный подход заложен в основу образовательных стандартов. Овладение им предполагает использование полученных на уроках биологии навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихс...

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии

На примере темы "Анализаторы" показывается формирование метапредметных результатов на уроках биологии. С этой целью составленны 15 заданий разной сложности. В результате у обучающихся формир...