О работе с одаренными детьми
статья
Выступление на курсах повышения квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rabote_s_odarennymi_detmi.docx | 116.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренность — конечно, дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность — пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный — философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
Программа "Одарённые дети"
Обоснование программы
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в нашей школе.
В течение последних пяти лет в школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения на педсоветах, заседаниях предметных МО, совещаниях при директоре.
Девизом данной программы являются следующие слова:
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь».
Цель программы : создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию,самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
· выявление одаренных обучающихся;
· создание банка данных «Одаренные дети»;
· разработка индивидуальных форм работы;
· внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
· использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
· создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
· развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы обучающихся на уроке .
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
В соответствии с данной программой разрабатываются формы и методы работы.Основными являются следующие:
МО учителей английского языка в свою очередь участвует в реализации программы «Одаренные дети».
Развить творческие способности обучающихся помогают следующие виды деятельности:
1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.
2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.
3. Использование творческих заданий, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.
4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.
1 Урок - основа для работы с одаренными детьми
Работая с одаренными детьми таким образом, учителя нашего МО выбирают следующие методы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный
и формы:
-классно-урочная (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания, творческие задания);
-консультирование по возникшей проблеме;
-дискуссия;
-игра.
Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры; проекты; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.
Всё это дает возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности, позволяют им раскрыть себя, и даёт стимул для дальнейшего саморазвития.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
выделить среди ребят детей с необычными способностями, давать им задания, требующие максимальной работоспособности и применения своих навыков и умений.
Проводятся также уроки-интервью, во время которых одаренные дети выступают в роли журналистов и ведут не только опрос, но и готовят различные сообщения по разным темам с дополнительным материалом из разных источников.(9класс-тема «Проблемы подростков»).
Ученики нашей школы постоянно принимают участие в разных конкурсах: «Мультитест» (63 уч-ся), «Sapenty Sat» (12 уч-ся), «Британский бульдог» (58), «Предметный чемпионат» (23).5-ой Всероссийской дистанционной олимпиаде, (9) во Всероссийской олимпиаде «Школьные дни» (15).
В 2016-17 у. г. была проведена предметная неделя английского языка в школе.
Понедельник – конкурс стенгазет
Вторник – конкурс сочинений (7-8 классы)
Среда – кроссворды по страноведению (6 классы)
Четверг – страноведческая мини-олимпиада (9 классы)
Пятница – «веселые уроки» в начальной школе
Суббота – подведение итогов недели
Современные педагогические методики и технологии, используемые в работе, среди которых личностно - ориентированный подход к обучению, технология разноуровневого обучения, проектная методика помогают повысить интерес учащихся к предмету. Все учителя МО используют проектный метод в своей работе. Учащиеся 4 класса выполняли проект по теме «Мой питомец», 8В и 8М классы – «Планеты солнечной системы» (учитель Гузилова Н. В.), 10А класс делал проекты на тему «Английский в условиях глобализации» (учителя Князева , Пупырина, ).
и «Университеты мира» ( Дудник, Лососков).
В рамках образовательного учреждения проводилась работа по повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков. Проводятся уроки в нетрадиционной форме, например, урок-соревнование « Играем и разговариваем по-английски» учителем Гузиловой Н. В., урок английского языка «Английский дом» учителем Князевой Е. Г. На уроках используются инсценировки диалогов, полилогов, фрагментов из художественных произведений. Во 2 классе проводился праздник английского алфавита (учителя Гузилова Н. В.и Каткова А. Н.). Игровая форма уроков применялась и другими учителями например, игра «Путешествие в зоопарк» в 3 классе, игра «Здоровый образ жизни» в 5х классах. Князева Е. Г. проводила викторину на тему «Английский дом» - составление лучшего рассказа с иллюстрациями. Постоянно осуществляется руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся. Учащиеся 7А класса подготовили проектную работу по теме «Праздники страны изучаемого языка. Традиции, нравы, обычаи». Учитель Дудник А. Н. проводила конкурсы чтецов, учитель Каткова - конкурсы на лучший рисунок, постер. Все учителя проводят заочные экскурсии по странам изучаемого языка. Гузилова Н.В. проводила конкурс рассказов-загадок о животных в 4-А классе.
Учащиеся 9В класса успешно защитили проекты по английскому языку:
Аветисян Кристина – «Женщины – монархи в Британской истории», Заярная Алина – «Шекспир – родоначальник английской литературы», Иванова Екатерина – «Влияние группы «Биттлз» на современную музыку», Скачкова Валерия – «Английские пословицы и поговорки и их сравнение с русскими», Яковлева Юлия – « Стоунхендж – английская тайна»,
При проведении уроков были представлены возможности современных
компьютерных технологий.
Проведение внеклассных мероприятий для повышения мотивации учащихся.
Учителя МО провели следующие внеклассные мероприятия:
Дудник А. Н. – «500 лет со дня рождения Шекспира»
Гузилова Н. В.- «Современная английская музыка»;
Пупырина И. Н.- "По музеям Лондона»;
Каткова А. Н.- "Британские монархи».
Лососвов Н, В, - конкурс стихов на английском языке
Результативность учащихся МБОУ «СШ № 2» в 2016-2017 учебном году
Школьная олимпиада – 57 участников
7 класс – 12 участников
1место – Дараганова Дарья -7В/Лососков Н. В.,
2 место – Литовченко Егор – 7Б/Князева Е. Г.
3 место – Фокин Павел – 7Б/ Князева Е. Г.
8 класс – 15 участников
1место – Григорьева Эвелина – 8М/ Гузилова Н. В,
2 место – Сироткина Анастасия – 8М/Гузилова Н. В.
3 место – Иванова Дарья 8А/Гузилова Н. В.
9 класс: 13 участников
1 место – Шилова Татьяна – 9А/ Князева Е.Г . .
2 место – Заярная Алина – 9В/ Дудник А, Н.
3 место –Краснояров Даниил – 9А/Князева Е, Г.
10 класс: 10 участников
1место – Шлюшенков Иван –10М/ Гузилова Н. В,
2 место – Устьянцева Марина – 10М/Гузилова Н. В.
3 место – Нефатенкова Алена – 10А/ Пупырина И. Н.
Мерзлякова Александра -10А/ Князева Е. Г.
11 класс: 7 участников
1место – Надточей Даниил –11М/ Гузилова Н. В,
2 место – Попова Марина – 11М/Гузилова Н. В.
3 место – Барановский АртурF– 11М/ Гузилова Н. В.
Романова Анастасия -11А/ Дудник А. Н.
В городской олимпиаде приняла участие команда школы в количестве 9 человек, 7 из которых стали призерами. 11 класс – Попова Марина и Надточей Даниил /Гузилова Н. В.; 10 класс – Шлюшенков Иван, Устьянцева Марина / Гузилова Н. В., Мерзлякова Александра /Князева Е. Г.; 8 класс - Григорьева Эвелина, Сироткина Анастасия /Гузилова Н. В.
Далее команда нашей школы приняла участие в городской олимпиаде школьников и студентов, проводимой на базе МГУТУ им. Разумовского, где лучший результат был у/ Поповой Марины -4 место /учитель Гузилова.
В 2017 году учащиеся МБОУ СШ №2 участвовали в г городской олимпиаде школьников и студентов, проводимой на базе политехнического техникума. Так как данная олимпиада всегда проводится по типу ЕГЭ, то нашей целью было дать возможность учащимся 11 класса проверить свои знания перед настоящим экзаменом.
В 2016-17 учебном году учащиеся нашей школы приняли участие во множестве других олимпиад и конкурсов: «Мультитест», «Британский бульдог», предметный чемпионат, 5-ой Всероссийской дистанционной олимпиаде, во Всероссийской олимпиаде «Школьные дни». Многие учащиеся показали неплохие результаты.
2 учащихся 9В класса участвовали в научно-практической конференции «Школа-наука-ВУЗ». По ее результатам Заярная Алина заняла 3 место (учитель Дудник А. Н.).
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми детьми по английскому языку свидетельствует о необходимости ее продолжения и открывающихся возможностях для дальнейшего совершенствования. Работа с одаренными учащимися – одна из главных задач. Задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и найти свой путь для самореализации. Английский язык обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности и в том числе для выявления одаренных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...