"Из пламя и света рождённое Слово..." О литературной гостиной
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Размышления о том, как театральная педагогика формируе души и умы детей...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_statya.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из пламя и света рождённое слово…» ( Из опыта проведения Литературной гостиной)
Много раз замечала, что самые удивительные вещи случаются с нами тогда, когда мы этого совершенно не ждём. В конце марта, обычным будним днём, я зашла в библиотеку за «Повестью о настоящем человеке» Бориса Полевого: давно родилась мысль поставить литературно-музыкальную композицию к юбилею Великой Победы.
Вошла – и обомлела: на стилизованных под греческие колонны постаментах высились профили моих любимых поэтов и писателей: Н. Гоголя, Л. Толстого, С. Есенина, А. Ахматовой, А. Пушкина, В. Высоцкого. В «дарованной тиши библиотеки» внезапно, как молния, возникла мысль о том, что остро не хватает в спешке будней пленительно-томных, чудесных вечеров с книгой в руках, неспешных разговоров о вечном и немеркнущем:
Всего-то – чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа…
«Пусть будет камерная, салонная атмосфера, в которой «нежный вкус родимой речи// Так чисто губы холодит»,- подумалось мне. А мои ребята? Да, они любят литературу, но готовы ли они к таким старомодным, «витиеватым» формам, как Литературная гостиная?
Об этом я узнаю наверняка только поздним вечером 17 апреля, когда гостиная закроется. А пока нам нужно достойно и серьёзно подготовиться к этому волнительному событию.
Хотелось воссоздать атмосферу Серебряного века – по духу – поэтому зал мы декорировали в сдержанных благородных серо-жемчужных тонах, украсили бронзовыми подсвечниками и чернильницей с пером, которые расположились рядом со стопкой книг на старинной консоли с изогнутыми ножками. Настенные панно с эмблемой Года литературы и поэтическим свитком, напольные канделябры, инсталляции поэтических фигур, неяркий, приглушённый свет, тихая, нежная музыка – вот та форма, в которую должно было «лечь» единственно верное содержание, поэтому к его отбору мы подходили взыскательно и трепетно.
Открылась гостиная великолепной презентацией «Русская литература: классики и современники» (автор – победитель конкурса «Учитель года Дона» М. И. Мирошник), в которое под тончайшее кружево свиридовской «Метели» «выплывали» удивительно точные, талантливые суждения русскихписателей о литературе, её месте и роли в жизни каждого русского человека. Умно, глубоко, талантливо любимые писатели и поэты донесли до каждого из нас простую и ясную мысль:
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга. Да здравствует книга!
Но ведь литература – ещё и память народа. Есть события, которые не могут быть стёрты из наших душ и сердец. В этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Произведения, в которых авторы обращаются к этой святой и трагической теме, не оставляют равнодушными моих учеников. Поэтому они обратились к поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» и инсценировали главу «Смерть и воин». Проникновенно, талантливо, личностно они представили поединок Человека со Смертью, донесли до зрителей трагизм ситуации и мужество русского солдата. Мои ребята убедительно и ярко перевоплотились в героев поэмы А.Т.Твардовского, потому что меткое русское слово поэта дошло до сердца каждого участника постановки.
Отмечая красоту русского слова, самый юный участник Литературной гостиной Артём Миронов отметил роль Учителя в воспитании любви к родному языку:
Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто ребёнок, читающий книжки,
А путешествовать вдаль, без предела,
Начал с учителем, преданным Делу.
От лица учителей-словесников, на которых возложена высокая миссия сопровождения юных читателей в мир Литературы, я выступила перед собравшимися в гостиной. О своём взгляде на современную литературу я говорила, обращаясь к творчеству Дины Рубиной. Думаю, и дети, и и родители, и педагоги убедились, что опасение Е. Замятина, почти столетие назад предположившего, что «будущее нашей литературы – это, скорее всего, её прошлое», оказалось напрасным.
Жизнеутверждающе звучали стихи Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Давида Самойлова. Трепетное исполнение немеркнущей цветаевской исповеди «Мне нравится, что Вы больны не мной» (Панасенко Лиза –вокал, гитарный дуэт – Рома Богдевич и Ваня Пятаков) убедило всех гостей в том, что
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно!
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья…
Не просто слёзы и трепет, а щквал эмоций и рукоплесканий вызвало чтение бессмертного есенинского «Письма к женщине». Восьмиклассник Сергей Сапрыкин так зрело, весомо, прочувствованно исполнил это очень личное и сокровенное произведение, что молодого человека долго не отпускали, горячо благодарили за талант и сердечную щедрость.
И конечно, незабываемые впечатления получили все гости Литературного вечера от встречи с нашим почётным гостем, Членом правления Союза писателей Дона и России, лауреатом золотой медали им. М.А. Шолохова и памятной медали Международного союза славянских журналистов, автором 21 поэтического сборника, поэтом Н.Н.Никоновым. Он читал нам свои стихи, рассказывал о тернистом пути в Литературу, делился сокровенным чувством любви к родной гуковской земле.
И когда прозвучало:
Полёт окончен… Голоса умолкли.
Но так ли это? Кажется, сейчас,
Что музыка сердец звучит, и долго
Жить будет ТВОРЧЕСТВО в душе у нас
всё так и случилось: в ответном слове моя любимая учительница, профессионал, выше которого я не встречала – Надежда Евгеньевна Найдёха – уверила, что
Такие дни напрасно не проходят:
Мы вновь и вновь в мороз иль летний зной
Сойдёмся все в едином хороводе
И ВСЕХ В МИР ТВОРЧЕСТВА ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ!
Ребята горячо благодарили всех, кто своими выступлениями доставил им удовольствие, окружили Н.Н.Никонова с вопросами, обменялись с ним телефонами и условились о встрече в его клубе «Звезда надежд».
Родители с удивлением говорили о том, что сегодня заново открыли своих детей.
Мои коллеги радовались, что мы учим таких светлых, чистых и талантливых детей.
А я с удовлетворением отметила, что мои опасения по поводу жизнеспособности таких причудливых в современном мире затей, как Литературная гостиная , до смешного наивны:
Жизнь коротка и быстротечна,
И лишь литература вечна…
К.Д. Бальмонт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"
Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы....
Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»
Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить и заинтересовать обучающихся жизнью и творчеством А.В. Вампилова...
Музыкально-литературная гостиная "Чародей слова"
Методическая разработка "Чародей слова" посвящена жизни и творчествау Н.В.Гоголя в контексте культурной жизни его эпохи. Музыкальные номера, театрализация, украинские народные песни и костюмы делают м...
сценарий литературной гостиной "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..."
Это мероприятия приурочено к общегимназической неделе словесности...
Литературная гостиная "Слово О Чехове" 10 класс
Материалы литературной гостиной рассказывают о жизни и творчестве А.П. Чехова, о героях его произведений. Мероприятие позволит участникам и гостям гостиной погрузиться в творческий мир Антона Павлович...
Литературная гостиная «Свет Пушкина»
Оформление: портрет АС. Пушкина; книжная выставка; на журнальном столике – свечи, перо, чернильница, рукопись; звукозаписи ( Г. Свиридов«Метель», Чайковский «Времена года», Моцарт «Реквием»)....
Литературная гостиная «Свет вечной любви»
Разработка для школьного мероприятия по литературе...
- Мне нравится (1)