сценарий литературной гостиной "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..."
классный час по литературе (8 класс) по теме

Это мероприятия приурочено к  общегимназической неделе словесности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nam_ne_dano_predugadat.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ГИМНАЗИЯ № 20»

СЦЕНАРИЙ

ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА

ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ

К НЕДЕЛЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Подготовила :

учитель русского языка и литературы

Храмеева Светлана Алексеевна

Донской

2011 г.

Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

  1. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Это писал Федор Иванович Тютчев, но сегодня мы будем говорить не о поэте Тютчеве, а о Слове.
  2. Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры.
  1. Особенно остро это ощущается здесь, в России. Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение.  
  2. Вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова.
  1. Есть восточная мудрость: «Говорить с глупым, терять слова. Не говорить с умным – терять себя». Мудрый человек не будет терять слов и себя.
  2. От своего рождения человек включен в семью. Общество, народ, государство. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец.
  1. Слушаем урок, который дает сыну мать: Митрофан и госпожа Простакова из комедии Фонвизина «Недоросль»

(в речи героев есть устаревшие слова  и обороты, которые мы не употребляем. Назовите их. _________________________________

П. Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись.

М. Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только  чтоб  был последний раз.

П. Придет час воли Божией.

М. час моей воли пришел! Не хочу учиться, хочу жениться! Вот я сел!

П. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой. Софьины денежки  было бы куда класть.

М. Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай, что писать.

Ц. задача. Изволил ты, на приклад идти по дороге со мною. Ну  хоть  возьмем  с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

М (пишет) Трое…

Ц. а дороге, на приклад, триста рублей

М (пишет) Триста…

Ц. дошло дело до дележа. Смекни-тко, по   чему на брата?

М (вычисляя шепчет) Единожды три – три. Единожды нуль- нуль.

П. что, что до дележа?

М. вишь, триста рублёв, что нашли, троим разделить.

П. врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги. Ни с кем не делись. Все себе возьми. Митрофанушка. Не учись этой дурацкой  науке. Лишь тебе мученье,  а все вижу,  пустота.

К. Шабаш, право, Панфутьич.

М. ступай-ка теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.

К. начнем, благословясь. За мною со вниманием. «Аз есмь червь»

М. «Аз есмь червь»

К. «Азм есть скот»

М. «Азм есть скот»

К. «А не человек»

М. «А не человек»

В. Ай, ай, ай. Теперь я вижу, уморить хотят ребенка. Дай волю этим проклятым злодеям.

П. Правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье опасно для твоей головушки, так, по мне, перестань.

М. А по мне и подавно.

К. Конец и богу слава.

С. До моих ушей дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытен был бы я послушать.

П. это гамматика? Что ж в ней знает Митрофан?

М. Много. Существительна да прилагательна.

П. дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

М. дверь? Котора дверь?

П. котора дверь? Вот эта.

М. эта ?  Прилагательна

П. почему же?

М.  потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана неделя  дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

С. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагется к глупому человеку?

М.  и ведомо

П. мне поверь, батюшка, что , конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Без наук люди живут и жили.

1. нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…

П. один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка!

М. Да отвяжись, матушка, как навязалась….

1. вот злонравия достойные плоды.

2. известен факт, что один из современников Фонвизина после знакомства с комедией все сделал для того, чтобы стать образованным человеком.

1. на какие слова вы обратили внимание?

2. какие крылатые выражения услышали?

(госпожа  Простакова говорила  с речевыми ошибками. Исправьте их

Родители поддакивали дурным склонностям сына.

Простакова безответно относилась к своим словам.

Пользуясь положением хозяйки, она упраздняла для сына препятствия

Цельный ряд вопросов задавала Простакова  учителям.

  1. Другому недорослю, современнику Митрофан Простакова, отец говорил другие слова. Другие слова – другая судьба.

________________

Б. Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?

М. да вот пошел семнадцатый годок.  Петруша родился в тот год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще …

Б. добро, пора его на службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни (пишет письмо)

М. не забудь, Андрей Петрович, поклониться и от меня князю, я дескать, надеюсь. Что он не оставит Петрушу своими милостями.

Б. что за вздор! К какой стати стану я писать князю?

М. да ведь начальник Петруши – князь. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

Б. записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится  Петруша , служа  в Петербурге? Мотать, да повесничать7 нет, пускай послужит он в армии, да  потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Где его пашпорт? Подай его сюда.

Вот тебе  письмо. Ты едешь в Оренбург служить под началом  моего старинного товарища. Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников, за  их лаской не гоняйся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а  честь смолоду

Игра.

  1. Митрофан и Петр – ровесники с разной судьбой. Разные слова говорили им родители.
  2. А   какие  еще можно  вспомнить  пословицы для наказа, совета?
  1. Вот еще  два ровесника. Современника – Чацкий и Молчалин. Разные судьбы, разные слова, разная гражданская позиция.

( что завещал отец  Молчалину – ясно.  А что отец Чацкого мог завещать сыну? )

________________________________

Ч. Нам, Алексей Степаныч, с вами

Не удалось сказать двух слов.

Ну образ жизни вам каков?

М. по мере я трудов и сил…

Три награжденья получил.

Ч. Взманили  почести и знатность?

М. нет-с, свой талант у всех

Ч. А у вас?

М. два-с: умеренность и аккуратность

Вам не дались чины,  по службе неуспех?

Ч. Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

М Татьяна Юрьевна рассказывала что-то

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом  разрыв…

Ч. С ней век мы не встречались

Слыхал, что вздорная

М. да это полно, так ли-с

Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом

Все ей друзья и все родные

К татьяне юрьевне хоть раз бы съездить вам

Ч. На что же

М. так частенько там

Мы покровительство находим, где не метим

Ч. Я езжу к женщинам, да только не за этим

М. ну право, чтобы вам в Москве у нас служить

И награжденье брать, и весело пожить?

Ч. Когда в делах – я от веселья прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа

М. в мои лета не должно сметь

Свои суждения иметь

Ч. Помилуйте, мы с вами не ребяты

Зачем же мнения чужие только святы?

М. ведь надобно ж зависеть от других?

Ч. Зачем же надобно?

М. в чинах мы небольших

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где поведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была

Ч. Молчалины блаженствуют на свете?

1. комедия Грибоедова – чудесный кристалл точного русского слова и глубокой мысли.

2. кто мыслит четко, тот и говорит ярко.

(игра)

 муз Свиридова к повести «Метель»

  1. Александр Сергеевич Грибоедов и Александр Сергеевич Пушкин – современники.
  2.  Грибоедов получил прекрасное домашнее образование, был одним из образованнейших людей того времени.
  1. Пушкин учился в лицее, впервые  организованном в России для воспитания и образования государственных мужей.
  2. И Грибоедов и Пушкин  поступили на гражданскую  службу – в коллегию иностранных дел
  1. Грибоедов был блестящим дипломатом. Он принял в свое ведение дела по дипломатическим отношениям с Турцией и Ираном. Огромна его заслуга в заключении перемирия с Ираном.
  2. Пушкин к службе на Кавказе относился весьма вольно.  Вот образец его донесения из командировки по борьбе с саранчой: Саранча летела,  летела. Села. Всё съела. И улетела»
  1. Грибоедов и Пушкин видели свое призвание в литературе. «Все, чем я до сих пор занимался, - для меня дела посторонние… я чувствую необходимую потребность писать» - говорил Грибоедов.
  2. Жизнь обоих оборвалась трагически. Грибоедов пал жертвой политической провокации. Осведомленные современники прямо указывали на преступную роль, которую сыграли в гибели Грибоедова англичане, боровшиеся за влияние в Иране.
  1. Пушкин был убит в результате светских интриг, защищая честь своей семьи. Оба они горячо желали служить Отечеству и литературе.
  2. Их гражданская позиция высока и значительна. Их литературная деятельность гениальна. Их слово ярко, чисто и вечно.

(стихотвор. Пушкина)

Слова бывают разные…
И …чистые и …грязные…
Одно от тяжких бед излечит,
Другое душу искалечит…
Бывает слово как палач –
Отнимет жизнь и ввергнет в плач…
Со зла ронять их не спеши...
Они касаются души…
Когда же с уст они слетают,
Они духовность повреждают…

Слова, слова, вы так разнообразны -
Беспочвенны бываете и так пусты!
В строениях, вы, часто безобразны,
Неуважительно просты!

О, если б звуки опустели,
Что производят вас на слух,
Тогда б народы онемели,
Что наполняют вами дух!

Принять бы вам целебный душ,
Да в выражениях оборвать хвосты...
Ведь слова - почва людских душ,
Какой владеешь почвой ты?

  1. Самсонова
  2. Бондаренко
  3. Простакова – Соболева
  4. Митрофан – Новосельцев
  5. Цыфиркин – Пунин
  6. Кутейкин – Кичигин
  7. Вральман – Устич
  8. Стародум – Со
  9. Правдин – Ширнин
  10. Петр гринев – Гореликов
  11. Авдотья васильевна – Губарева
  12. Андрей петрович –Губенко
  13. Чацкий – Кисляков
  14. Молчалин – Макеев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"

Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы....

Открытый урок речевой культуры в 6 классе "Как наше слово отзовется"

Разработка урока включает разнообразные задания, используется игровая технология....

Литературная гостиная "Нам не дано предугадать..."

Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…»(по творчеству Ф.И. Тютчева)Цель: расширение знаний по жизни и творчеству русского поэта;            обучение выразительно...

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»

В статье рассматриваются проблемы чистоты русского языка, необходимости избавления от сквернословия...

Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…» (по творчеству Ф.И. Тютчева)

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕТема: Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…»(по творчеству Ф.И. Тютчева).Цели: ·       рас...

СЦЕНАРИЙ Литературной гостиной «Наши мамы разные – все они прекрасные!» В рамках праздника День Матери среди воспитанников учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Новосибирской области

СЦЕНАРИЙЛитературной гостиной«Наши мамы разные – все они прекрасные!»В рамках праздника День Матери среди воспитанников учреждений, подведомственных Министерству труда и социального ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа « Как наше слово отзовется: особенности и трудности написания сочинения " Общекультурной направленности

Программа направленана совершенствование речевого общения в целом, письменного общения, на расширение знаний обучающихся об особенностях функционирования слова в речи и обеспечивает в преподавании еди...