Статья «Интерактивные технологии в образовании»
статья
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы наиболее соответствуют личносто - ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tehnologii_v_obrazovanii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интерактивные технологии в образовании»
Автор статьи
Учитель физики, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 318
Санкт – Петербурга Соболева Екатерина Леонидовна.
ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ - ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ПОГРУЖЕНИЯ по теме «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ МОДНО!»
ПРЕДМЕТ – МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ.
КОЛЛЕКТИВ – УЧАЩИЕСЯ 7-9 классов, администрация, педагоги школы, медицинский персонал.
ВВЕДЕНИЕ. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы наиболее соответствуют личносто - ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей.
К интерактивным методам обучения можно отнести: дискуссию, эвристическую беседу, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповую работу с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.
Мы расскажем об одном из активных методов в обучении – методе проектов, широко используемом на едином Дне Погружения для учащихся 7, 8, 9 классов школы.
Проектную деятельность обучающихся можно рассматривать как одну из развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск (Е.С. Полат).
Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль учителя сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости.
В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Ежегодно, перед весенними каникулами в нашем образовательном учреждении проходит ставший традиционным – День Погружения (в науку, в проблему). В течение целого учебного дня ученики 7-8-9 классов вместе с учителями, библиотекарем и медицинскими работниками школы «погружаются» в изучение определенной темы, посвященной важному событию или актуальной проблеме.
В прошедшем учебном году День Погружения прошел под девизом «Здоровым быть модно!».
Технология учебного погружения выбрана неслучайно, потому что именно она позволяет сосредоточиться на какой-то конкретной, очень значимой теме, событии, дает возможность образовавшемуся небольшому коллективу учеников и учителей прожить, прочувствовать момент совместного творчества, который, бесспорно, если «Погружение» состоялось, прошло удачно, надолго останется в памяти.
Эффективность работы зависит от группового сотрудничества, которое возможно в условиях максимальной доброжелательности и тактичности.
За несколько недель до проведения данного мероприятия все ученики 7-9 классов записались в различные группы-номинации по интересам. В рамках выбранной темы образовались десять творческих лабораторий по 12-15 учеников (группы смешанного возраста, по три человека от каждого класса) в каждой, а руководителями стали по 2 педагога школы:
- Экология и здоровье,
- Привычки и здоровье,
- Здоровье и семья,
- Здоровье и спорт,
- Здоровое питание,
- Нетрадиционная медицина и здоровье,
- Школьная гигиена и здоровье,
- Здоровье и музыка,
- Мода для здоровья,
- Реклама и здоровье.
В День Погружения, 23.03.2012 года в 9.00, в актовом зале школы состоялось торжественное открытие мероприятия. После вступительного слова заместителя директора по УВР, на пленарном заседании всем участникам проекта была представлена презентация на тему «Может ли человек жить вечно?»
Интересные теории великих людей разных эпох о жизни и бессмертии, современные технологии, помогающие человеку продлить жизнь, и, в конце концов, стать долгожителем вдохновила всех на исследовательскую работу.
Через тридцать минут вдохновленные и вооруженные идеями, яркими фломастерами и листами ватмана, фотоаппаратами и флешками участники проекта под руководством учителей поспешили на свои рабочие места, чтобы поскорее погрузиться в работу и через два с половиной часа вернуться в актовый зал с готовым образовательным продуктом - отчетом о проведенном исследовании. Перед школьниками распахнули двери читальный зал школьной библиотеки, кабинеты информатики и все компьютеры, имеющие выход в глобальную сеть.
За работой секций следила редколлегия школьной газеты «Альма Матер», которая по итогам Дня выпустила специальный номер издания.
Выступления всех команд завершилось в актовом зале общественным голосованием и отзывами членов жюри. Презентации и творческие защиты проектов оказались оригинальными, запоминающимися и информативными. Радостная атмосфера сотрудничества, содружества и сотворчества, характерная для людей одной здоровой семьи, царила в этот весенний День.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА, АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
В рамках Дней Погружения решается масса задач, которые можно свести к главной – дать всем участникам проекта возможность реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свои личностные качества.
Тема проекта «Здоровым быть модно!» выбрана неслучайно. В течение Дня мы говорили о здоровье.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников ужасающая. Поэтому наша главная общая задача – свести к минимуму риски для здоровья учеников в процессе обучения. В школе всем должно быть комфортно психологически и физически.
В рамках подготовки к данному мероприятию и педагогическому консилиуму по данной теме среди учащихся 5 – 11 классов силами сотрудников Санкт-Петербургского Центра медицинской профилактики было проведено анкетирование «Двигательная активность учащихся» и «Питание учащихся в школе и дома».
Мониторинг учащихся, темы, затронутые в анкетах, желание учащихся начать Открытый разговор на обозначенную тему, стремление учителей, отработать новую активную форму поиска и представления материала способствовали выбору данной темы Дня и оказались актуальными для школьников любой ступени обучения.
Разговор с учителями продолжился на расширенном педагогическом совете по теме «Формирование здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений» в Музее гигиены Санкт – Петербурга с привлечением врачей Центра профилактики и сотрудников Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Педагогического Образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель краткосрочного проекта «Здоровым быть модно!» состояла в развитии деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование здорового образа жизни основных участников образовательного процесса.
Работа в проекте позволила расширить кругозор учащихся и преподавателей в области сохранения и укрепления здоровья, в связи с вышесказанным в ходе реализации проекта быть решены следующие задачи:
- Обобщены и углублены знания учащихся о влиянии среды на здоровье человека,
- Сформированы умения, связанные с оценкой состояния окружающей среды,
- Выработаны навыки обработки полученной информации, установления причинно-следственных связей, формулирования и разрешения поставленных проблем,
- Подобраны и апробированы современные эффективные формы работы с молодежью,
- Сформировано отношения школьников к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ЭТАПА:
- Подготовительный этап
- разработка методической базы проекта (Приложение 1.
Презентация Дня Погружения),
- оповещение участников,
- формирование групп учащихся смешанного состава.
- Основной этап
- пленарное заседание участников проекта,
- проектная работа в группах под руководством учителей – модераторов,
- презентация образовательного продукта - проекта группой по номинациям
(Приложение 2.
Презентация одной из групп учащихся).
- Заключительный (итоговый) этап
- торжественное закрытие Дня,
- награждение команд – победителей,
- издание специального номера школьной газеты по теме Дня
(Приложение 3.
Специальный выпуск газеты «Альма Матер»),
- анкетирование участников проекта
(Приложение 4.
Анализ анкетирования учащихся школы),
- подготовка к Педагогическому консилиуму по теме «Формирование
здорового образа жизни учащихся в образовательном учреждении».
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА - ОПИСАНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ .
Результаты данного проекта носят, в большей степени, отсроченный характер.
Тем не менее их стоит выделить:
- Внедрение технологии активного обучения;
- Повышение приоритета здорового образа жизни;
- Стабилизация показателей уровня здоровья школьников;
- Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные технологии информатизации образования".
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очеви...
Презентация к семинару "Интерактивные технологии в образовании"
Презентация к семинару "Интерактивные технологии в образовании"...
Интерактивные технологии в образовании
Интерактивные технологии в образовании...
Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка...
Статья "Интерактивные технологии обучения на уроках английского языка"
Актуальность использования интерактивных технологийсостоит в том, что в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили активные методы обучения, основанные на механизме инт...
Статья "Интерактивные технологии работы на уроке"
Главные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter&ra...
Статья. Интерактивные технологии в образовании
Матлаева Алла Михайловнаучитель биологии и химии ГБОУ школы № 398Красносельского района г. Санкт-Петербурга Интерактивные технологии в образовании...