Технология реализации интегрированных образовательных проектов: от выбора объекта до создания визуальной карты.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Формирование представлений учащихся о современной научной картине мира - одно из главных направлений общего образования. Эти представления формируются благодаря взаимосвязи предметно-научных знаний, предполагающих теоретическое осмысление объекта исследования, и системы обобщенных знаний о природе, обществе и их познании. Это способствует лучшему осмыслению учащимися накопленных знаний. Поэтому появляется необходимость в педагогической технологии приведения разных знаний в единую конструкцию и процессного собирания имеющегося у учащегося (и педагога) знания в виде единой системы - интегрирующей картины мира. Основной идеей данной технологии является создание единого визуального мысле-деятельностного пространства, в котором один объект раскрывается через призму не одной, а многих наук, преподаваемых в школе. Для этого можно использовать внеурочную деятельность педагога и предметно-пространственную среду, которая является привычной для школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология создания межпредметной визуальной карты объекта | 47 КБ |
vystuplenie_konferentsiya_mih.pptx | 302.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Михайлова Оксана Валерьевна
учитель биологии
ГБОУ «СОШ № 136»
Калининского р-на СПб
Технология реализации интегрированных образовательных проектов: от выбора объекта до создания визуальной карты.
Человеку всегда было свойственно стремление построить целостную картину окружающего его мира, связав воедино пестрое многообразие научных и житейских знаний, увидеть самого себя и свое место в этом мире. Современная научная картина мира основывается на концепции стирания граней между естественнонаучными и гуманитарными науками, на интеграции знаний разных областей вокруг одного объекта (явления) окружающего мира.
Формирование представлений учащихся о современной научной картине мира - одно из главных направлений общего образования. Эти представления формируются благодаря взаимосвязи предметно-научных знаний, предполагающих теоретическое осмысление объекта исследования, и системы обобщенных знаний о природе, обществе и их познании. Это способствует лучшему осмыслению учащимися накопленных знаний.
Однако, опыт работы в современной школе показывает, что существует противоречие между направленностью содержания образования на развитие у учащихся необходимых в современном мире знаний, умений и личностных качеств и недостаточной разработанностью существующих подходов к реализации формирования представлений о современной научной картине мира. Как бы нами - педагогами не интегрировалась в конструкции урока межпредметность, в сознании ученика все же формируется некая обособленность знаний каждой учебной дисциплины.
Поэтому появляется необходимость в педагогической технологии приведения разных знаний в единую конструкцию и процессного собирания имеющегося у учащегося (и педагога) знания в виде единой системы - интегрирующей картины мира.
Основной идеей данной технологии является создание единого визуального мысле-деятельностного пространства, в котором один объект раскрывается через призму не одной, а многих наук, преподаваемых в школе.
Для этого можно использовать внеурочную деятельность педагога и предметно-пространственную среду, которая является привычной для школьника.
За основу данной технологии взяты:
1.Особенности физиологии ЦНС человека, усваивающей разного рода информацию правым и левым полушарием.
2. Прием майнд-меппинга - системного мышления и составление ментальных и интеллект карт.
В центре внимания – объект предметно-пространственной среды, вокруг которого выстраивается совместная деятельность нескольких педагогов-предметников и учеников. Продуктом такой совместной деятельности является единое межпредметное информационное поле, своеобразная визуальная карта, на которой объединяются представления о выбранном объекте, преломленные через призму разных наук и областей знаний.
Данный поход имеет несколько принципов:
- ученик творит – учитель направляет;
- межпредметность творческих групп педагогов;
- разновозрастные творческие группы детей;
- визуализация информации;
- небольшой временной диапазон подготовки;
- нестандартность способов представления объекта.
Содержательная и методическая части
- Выбор объекта.
А.Предложить детям на выбор несколько объектов, окружающих их в повседневной жизни. Возможно, это будут те объекты, на которые мы не обращаем внимания,проживая свой день (солнце, листва, радуга, снег, небо, облако, дерево и т.п.).Объектами могут быть явления нашего социума, в том числе, явления внутри субкультур (музыка, театр, картина, мода, война, протест, блокада и т.д.). Выбор осуществляется в виде социологического опроса, в рамках которого учащиеся должны отметить 1-2 интересующих их объекта или дописать свой (по желанию).
Б.Анализ ответов детей, определение наиболее часто встречаемых ответов.
В. Выбор наиболее популярного ответа – то есть объекта комплексного (интегрированного) обучения
- Размещение названия объекта в зону визуализации.
Визуализация объекта – ключевой прием, позволяющий сделать невидимое – видимым, донести смыслы и значения, систематизировать массив информации. В качестве такой зоны визуализации может быть стена в рекреации, коридоре школы (не использовать стендовую зону), актовом зале или кабинете – место свободного доступа для большого количества школьников, их свободного препровождения. Это может быть непривычное расположение информации, которое привлечет к себе внимание (листки на прищепках, натянутая футбольная сетка и т.д.)
- Организация творческих групп учащихся.
А. Определение состава творческой группы учителей разных учебных дисциплин, которые в дальнейшем станут кураторами детских коллективов.
Б. Организация учителями-предметниками творческой группы школьников.
Эти группы могут объединять детей разного возраста, способностей, наклонностей. Очень важно желание детей, их запросы и предпочтения на занятие в предложенных областях либо предложенными объектами.
В.Распределение функциональных обязанностей внутри ученических творческихгрупп, в зависимости от детских предпочтений, способностей и наклонностей.
Ключом удачной организации работы в такой творческой группе является правильное распределение ролей внутри нее. Прирожденные лидеры, творческие натуры, успешные тайм-менеджмейкеры, увлеченные «ботаники», умелые «самоделкины» - каждому найдется своя роль в создании одного продукта.
- Организация работы с информацией об объекте. Для того, чтобы создать яркое информационное поле, отражающее выбранный объект, нужно организовать деятельность сразу в нескольких направлениях.
- «Удиви меня» - интеллектуальная составляющая. Потребуется найти интересные, малоизвестные, наконец шокирующие фактыо выбранном объекте.
- «Посмотри на меня» - творческая составляющая, эмоциональная визуализация. Здесь уместен любой продукт: поделки, модели из подручных материалов, картины и коллажи – все, что может выдать детская фантазия, что может составить визуально-эмоциональный портрет объекта, позволит выразить свое отношение к объекту.
- «Бери и делай» - деятельностная составляющая. Стихи, эксперименты, театральная постановка, парад моделей, походы в музеи или на предприятия – все способы создания этого объекта здесь и сейчас, в этой школьной среде. Подойдет любой способ «оживления» выбранного объекта.
- Объединение информации и ее размещение в зоне визуализации.
- Рефлексия. Закрепление впечатления. Финальная «вишенка на торте» должна быть обязательно! Здесь отлично подойдет акция, полезные перемены или маленькая тематическая творческая гостиная, наконец, ярмарка – все, что может превратить выбранный объект в маленький школьный праздник.
Такой подход позволяет показать на одном объекте, как работает система неразрозненных знаний из различных областей наук, а знаний, являющихся частью одного целого – единой научной картины мира; дает полное системное представление о предметах, являющихся частью привычной среды школьника. Кроме того, такая деятельность ученика будет способствовать более качественному формированию его ценностных ориентиров, поднимет рефлексию школьника на новый уровень и повысит его познавательную активность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная научная картина мира - это концепция стирания граней между науками разных областей.
Однако, существует противоречие между развитием у учащихся знаний, умений и личностных качеств и подходов к систематизации информации и формирования представлений о современной научной картине мира.
Необходима педагогическая технология приведения знаний из различных областей наук в единую конструкцию и процессного собирания имеющегося у учащегося (и педагога) знания в виде единой системы - интегрирующей картины мира .
ЦЕЛЬ Создание единого визуального мысле-деятельностного пространства, в котором один объект раскрывается через призму не одной, а многих наук, преподаваемых в школе .
Восприятие информации ЦНС
Интеллект-карты
Средства внедрения технологии
Визуальная карта
ПРИНЦИПЫ организации деятельности
МЕТОДИКА 1.Выбор объекта. А. Предложить детям на выбор несколько объектов, окружающих их в повседневной жизни. Возможно, это будут те объекты, на которые мы не обращаем внимания, проживая свой день. Б. Анализ ответов детей, определение наиболее часто встречаемых ответов. В. Выбор наиболее популярного ответа – то есть объекта комплексного (интегрированного) обучения.
2.Размещение названия (символа) объекта в зону визуализации. Визуализация объекта – ключевой прием, позволяющий сделать невидимое – видимым, донести смыслы и значения, систематизировать массив информации
3. Организация творческих групп А . Определение состава творческой группы учителей разных учебных дисциплин, которые в дальнейшем станут кураторами детских коллективов. Б . Организация учителями-предметниками творческой группы школьников. В .Распределение функциональных обязанностей внутри ученических творческих групп, в зависимости от детских предпочтений, способностей и наклонностей.
5.Объединение информации и ее размещение в зоне визуализации. 6.Рефлексия. Закрепление впечатления.
Прогнозируемые образовательные результаты
Возможные риски, минусы подхода 1. Нехватка свободного времени у учителя для такого рода деятельности. 2. Проблема с определением специальной зоны визуализации на территории школы
Способы минимилизации рисков. 1.Стимуляция деятельности педагога поощрения деятельности учителя 2. Использование в качестве зоны визуализации любого физического места в образовательном учреждении (от лестничных ступенек до потолка).
Социальная значимость технологии 1.Развитие системного мышления ученика 2 . Профилактика психологического «выгорания педагога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ МО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОНННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕОХРАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ПЛАН РАБОТЫМО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОНННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА«ЗДОРОВЬЕОХРАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школь...
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»
Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию проекта "Вместе"...
Дифференцированное обучение-инновационная технология реализации новых образовательных стандартов.
Я хочу представить вашему вниманию приемы уровневой дифференциации, с использованием» «Конструктора задач», разработанные Илюшиным, которые позволяют мне активизировать мыслите...
Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....
Выступление на тему "Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике"
Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике...
Создание благоприятных условий для форми-рования у учащихся мотивационной основы для получения среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий технической направленности через реализацию дополнительной образовательной программы предп
Практика реализации программы дополнительного образования «Формирование инженерных компетенций у обучающихся при конструировании, моделировании и техническом творчестве в ходе реализации програм...