Технология реализации интегрированных образовательных проектов: от выбора объекта до создания визуальной карты.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Михайлова Оксана Валерьевна

Формирование представлений учащихся о современной научной картине мира - одно из главных направлений общего образования. Эти представления формируются благодаря взаимосвязи предметно-научных знаний, предполагающих теоретическое осмысление объекта исследования, и системы обобщенных  знаний о природе, обществе и их познании. Это способствует лучшему осмыслению учащимися накопленных знаний. Поэтому появляется необходимость в педагогической технологии приведения разных знаний в единую конструкцию и процессного собирания имеющегося у учащегося (и педагога) знания в виде единой системы - интегрирующей картины мира. Основной идеей данной технологии является создание единого визуального мысле-деятельностного пространства, в котором один объект раскрывается через призму не одной, а многих наук, преподаваемых в школе. Для этого можно использовать внеурочную деятельность педагога и предметно-пространственную среду, которая является привычной для школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Михайлова Оксана Валерьевна

учитель биологии

ГБОУ «СОШ № 136»

Калининского р-на СПб

Технология реализации интегрированных образовательных проектов: от выбора объекта до создания визуальной карты.

Человеку всегда было свойственно стремление построить целостную картину окружающего его мира, связав воедино пестрое многообразие научных и житейских знаний, увидеть самого себя и свое место в этом мире. Современная научная картина мира основывается на концепции стирания граней между естественнонаучными и гуманитарными науками, на интеграции знаний разных областей вокруг одного объекта (явления) окружающего мира.

Формирование представлений учащихся о современной научной картине мира - одно из главных направлений общего образования. Эти представления формируются благодаря взаимосвязи предметно-научных знаний, предполагающих теоретическое осмысление объекта исследования, и системы обобщенных  знаний о природе, обществе и их познании. Это способствует лучшему осмыслению учащимися накопленных знаний.

Однако, опыт работы в современной школе показывает, что существует противоречие между направленностью содержания образования на развитие у учащихся необходимых в современном мире знаний, умений и личностных качеств и недостаточной разработанностью существующих подходов к реализации формирования представлений о современной научной картине мира. Как бы нами - педагогами не интегрировалась в конструкции урока межпредметность, в сознании ученика все же формируется некая обособленность знаний каждой учебной дисциплины.

Поэтому появляется необходимость в педагогической технологии приведения разных знаний в единую конструкцию и процессного собирания имеющегося у учащегося (и педагога) знания в виде единой системы - интегрирующей картины мира.

Основной идеей данной технологии является создание единого визуального мысле-деятельностного пространства, в котором один объект раскрывается через призму не одной, а многих наук, преподаваемых в школе.

Для этого можно использовать внеурочную деятельность педагога и предметно-пространственную среду, которая является привычной для школьника.

За основу данной технологии взяты:

1.Особенности физиологии ЦНС человека, усваивающей разного рода  информацию правым и левым полушарием.

2. Прием майнд-меппинга - системного мышления и составление ментальных и интеллект карт.

В центре внимания – объект предметно-пространственной среды, вокруг которого выстраивается совместная деятельность нескольких педагогов-предметников и учеников. Продуктом такой совместной деятельности является единое межпредметное информационное поле, своеобразная визуальная карта, на которой объединяются представления о выбранном объекте, преломленные через призму разных наук и областей знаний.

Данный поход имеет несколько принципов:

- ученик творит – учитель направляет;

- межпредметность творческих групп педагогов;

- разновозрастные творческие группы детей;

- визуализация информации;

- небольшой временной диапазон подготовки;

- нестандартность способов представления объекта.

Содержательная и методическая части

  1. Выбор объекта.

А.Предложить детям на выбор несколько объектов, окружающих их в повседневной жизни. Возможно, это будут те объекты, на которые мы не обращаем внимания,проживая свой день (солнце, листва, радуга, снег, небо, облако, дерево и т.п.).Объектами могут быть явления нашего социума, в том числе,  явления внутри субкультур (музыка, театр, картина, мода, война, протест, блокада и т.д.). Выбор осуществляется в виде социологического опроса, в рамках которого учащиеся должны отметить 1-2 интересующих их объекта или дописать свой (по желанию).

Б.Анализ ответов детей, определение наиболее часто встречаемых ответов.

В. Выбор наиболее популярного ответа – то есть объекта комплексного (интегрированного) обучения

  1. Размещение  названия объекта в зону визуализации.

Визуализация объекта – ключевой прием, позволяющий сделать невидимое – видимым, донести смыслы и значения, систематизировать массив информации. В качестве такой зоны визуализации может быть стена в рекреации, коридоре школы (не использовать стендовую зону), актовом зале или кабинете – место свободного доступа для большого количества школьников, их свободного препровождения. Это может быть непривычное расположение информации, которое привлечет к себе внимание (листки на прищепках, натянутая футбольная сетка и т.д.)

  1. Организация творческих групп учащихся.

А. Определение состава творческой группы учителей разных учебных дисциплин, которые в дальнейшем станут кураторами детских коллективов.

Б. Организация учителями-предметниками творческой группы школьников.

Эти группы могут объединять детей разного возраста, способностей, наклонностей. Очень важно желание детей, их запросы и предпочтения на занятие в предложенных областях либо предложенными объектами.

В.Распределение функциональных обязанностей внутри ученических творческихгрупп, в зависимости от детских предпочтений, способностей и наклонностей.

Ключом удачной организации работы в такой творческой группе является правильное распределение ролей внутри нее. Прирожденные лидеры, творческие натуры, успешные тайм-менеджмейкеры, увлеченные «ботаники», умелые «самоделкины» - каждому найдется своя роль в создании одного продукта.

  1. Организация работы с информацией об объекте. Для того, чтобы создать яркое информационное поле, отражающее выбранный объект, нужно организовать деятельность сразу в нескольких направлениях.
  1. «Удиви меня» - интеллектуальная составляющая. Потребуется найти интересные, малоизвестные, наконец шокирующие фактыо выбранном объекте.
  2. «Посмотри на меня» - творческая составляющая, эмоциональная визуализация. Здесь уместен любой продукт: поделки, модели из подручных материалов, картины и коллажи – все, что может выдать детская фантазия, что может составить визуально-эмоциональный  портрет объекта, позволит выразить свое отношение к объекту.
  3. «Бери и делай» - деятельностная составляющая. Стихи, эксперименты, театральная постановка, парад моделей, походы в музеи или на предприятия – все способы создания этого объекта здесь и сейчас, в этой школьной среде. Подойдет любой способ «оживления» выбранного объекта.
  1. Объединение информации и ее размещение в зоне визуализации.
  2. Рефлексия. Закрепление впечатления. Финальная «вишенка на торте» должна быть обязательно! Здесь отлично подойдет акция, полезные перемены или маленькая тематическая творческая гостиная, наконец, ярмарка – все, что может превратить выбранный объект в маленький школьный праздник.

Такой подход позволяет показать на одном объекте, как работает система неразрозненных знаний из различных областей наук, а знаний, являющихся частью одного целого – единой научной картины мира; дает полное системное представление о предметах, являющихся частью привычной среды школьника. Кроме того, такая деятельность ученика будет способствовать более качественному формированию его ценностных ориентиров, поднимет рефлексию школьника на новый уровень и повысит его познавательную активность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология реализации интегрированных образовательных проектов: от выбора объекта до создания визуальной карты Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 136 Калининского района Санкт-Петербурга Направление: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся Номинация: инновационная модель Автор: Михайлова О.В. учитель биологии, классный руководитель

Слайд 2

Современная научная картина мира - это концепция стирания граней между науками разных областей.

Слайд 3

Однако, существует противоречие между развитием у учащихся знаний, умений и личностных качеств и подходов к систематизации информации и формирования представлений о современной научной картине мира.

Слайд 4

Необходима педагогическая технология приведения знаний из различных областей наук в единую конструкцию и процессного собирания имеющегося у учащегося (и педагога) знания в виде единой системы - интегрирующей картины мира .

Слайд 5

ЦЕЛЬ Создание единого визуального мысле-деятельностного пространства, в котором один объект раскрывается через призму не одной, а многих наук, преподаваемых в школе .

Слайд 6

Восприятие информации ЦНС

Слайд 7

Интеллект-карты

Слайд 8

Средства внедрения технологии

Слайд 9

Визуальная карта

Слайд 10

ПРИНЦИПЫ организации деятельности

Слайд 11

МЕТОДИКА 1.Выбор объекта. А. Предложить детям на выбор несколько объектов, окружающих их в повседневной жизни. Возможно, это будут те объекты, на которые мы не обращаем внимания, проживая свой день. Б. Анализ ответов детей, определение наиболее часто встречаемых ответов. В. Выбор наиболее популярного ответа – то есть объекта комплексного (интегрированного) обучения.

Слайд 12

2.Размещение названия (символа) объекта в зону визуализации. Визуализация объекта – ключевой прием, позволяющий сделать невидимое – видимым, донести смыслы и значения, систематизировать массив информации

Слайд 14

3. Организация творческих групп А . Определение состава творческой группы учителей разных учебных дисциплин, которые в дальнейшем станут кураторами детских коллективов. Б . Организация учителями-предметниками творческой группы школьников. В .Распределение функциональных обязанностей внутри ученических творческих групп, в зависимости от детских предпочтений, способностей и наклонностей.

Слайд 16

5.Объединение информации и ее размещение в зоне визуализации. 6.Рефлексия. Закрепление впечатления.

Слайд 18

Прогнозируемые образовательные результаты

Слайд 19

Возможные риски, минусы подхода 1. Нехватка свободного времени у учителя для такого рода деятельности. 2. Проблема с определением специальной зоны визуализации на территории школы

Слайд 20

Способы минимилизации рисков. 1.Стимуляция деятельности педагога поощрения деятельности учителя 2. Использование в качестве зоны визуализации любого физического места в образовательном учреждении (от лестничных ступенек до потолка).

Слайд 21

Социальная значимость технологии 1.Развитие системного мышления ученика 2 . Профилактика психологического «выгорания педагога»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ МО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОНННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕОХРАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ПЛАН РАБОТЫМО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОНННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА«ЗДОРОВЬЕОХРАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школь...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»

Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию  проекта "Вместе"...

Дифференцированное обучение-инновационная технология реализации новых образовательных стандартов.

Я хочу представить вашему вниманию приемы уровневой дифференциации, с использованием» «Конструктора задач», разработанные Илюшиным,  которые позволяют мне активизировать мыслите...

Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....

проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации рабо...

Выступление на тему "Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике"

Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике...