Формирование экологической культуры школьников
статья

Чекашкина Ольга Викторовна

Формирование экологической культуры школьников в МБОУ "Инсарская СОШ №1"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры школьников

        Наша природа просит о помощи. Но не всегда мы можем определить, как помочь ей? Как научиться слышать, как сохранить природу для будущих поколений? Аурелио Печчеи, один из авторов идеи устойчивого развития на Земле, отвечает: «В меру своих сил попытаться улучшить положение вещей в мире и, что самое важное, никогда не поступать с другими людьми и вообще с живыми существами так, как я не хотел бы, чтобы они поступали со мною».

Одним из ключевых условий устойчивого развития общества является экологическая культура, обеспечивающая гармоничные взаимоотношения общества и природы. В широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры. Базис ее составляют универсальные, духовные ценности, экологические и нравственные приоритеты. В педагогике экологическая культура общества представляется как система диалектически взаимодействующих элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности.

Деятельность по формированию экологической культуры складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.

        Экологическим просвещением в МБОУ «Инсарская СОШ №1» занимаются учителя и ученики. Знания о бережном отношении к природе, дети получают на уроках, внеклассных занятиях, на встречах с представителями разных профессий. Старшеклассники, подготовленные учителями, проводят уроки в начальной школе. Вместе с младшими школьниками ухаживают за растениями и животными, помогают зимующим птицам, устраивают выставки, экологические акции, трудовые десанты.

        В школе стало традицией проводить в декабре мероприятия, посвященные проблемам охраны природы. В 2016 году – «Не спешите выбрасывать свое будущее!», «Сохранить природу – сохранить жизнь». В 2017 году - экоуроки «Экологические подсказки», «Оставь добрый след на Земле!». В 2018-19 учебном году  - экоуроки «Вода и здоровье», «Сосчитай свой экологический след». Школа приняла участие во Всероссийских экологических акциях «Сделаем вместе!», «Вода и здоровье». Выполненная работа получила высокую оценку: коллектив школы стал победителем Акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» и получил диплом за работу во Всероссийской Акции «Вода и здоровье».

        Старшеклассники вместе с учителем экологии Чекашкиной О.В. провели в 4-6 классах экологические уроки «Сосчитай свой экологический след». Что такое экологический след? Какой след оставляет на планете каждый из нас? Отвечая на вопросы, школьники сосчитали свой след: выбрали из анкеты соответствующее образу жизни утверждения и провели сложение и вычитание баллов. В результате определили: большинство анкетируемых удовлетворяет свои потребности в ущерб будущему планеты.

        Как уменьшить свой экологический след? Что сделать для разумного потребления еды, бумаги, воды, пластика, электричества? В ходе «мозгового штурма» были выявлены  меры по сокращению потребления ресурсов и организации утилизации отходов и  определён стиль экологичного образа жизни: Сократить потребление. Снова использовать. Переработать. Отказаться от лишнего.

        Все вместе сделали вывод: отходам можно подарить вторую жизнь. Важным условием сбора вторичного сырья является раздельный сбор мусора в каждом доме и дальнейшая его переработка. Полученные на экоуроке знания дети закрепили на школьных выставках «Что такое мусор?», «Как уменьшить свой экологический след».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии

Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...

Современные тенденции формирования экологической культуры школьников

В настоящее время нетъемлемым компонентом общечеловеческой культуры является культура экологическая. то есть культура  наших взаимоотношений с природой, стиль жизни. который должен стать нормой. ...

План работы по формированию экологической культуры школьников

План работы по формированию экологической культуры школьников...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Использование технологии развития критического мышления в формировании экологической культуры школьника

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат общечеловеческие ценности. Тот или иной уровень экологической культуры - ...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...