Анатомия учебного проектирования
статья на тему
Метод проектов сегодня является самой устойчивой ступенью на пути к реализации деятельностного подхода в обучении. Это относительно высокий уровень совместной деятельности педагога и ученика. Поэтому, чтобы будущий проект имел колоссальный успех, важно грамотно научиться выстраивать траекторию получения конечного результата – продукта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anatomiya_uchebnogo_proektirovaniya_metod_semi_busin.docx | 62.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Гурова Лариса Борисовна, учитель географии,
руководитель школьного НОУ «АИСТ»
МАОУ «Голышмановская СОШ №1»,
р.п. Голышманово, Тюменская область
«Анатомия учебного проектирования:
метод «семи бусин»
Аннотация. Метод проектов сегодня является самой устойчивой ступенью на пути к реализации деятельностного подхода в обучении. Это относительно высокий уровень совместной деятельности педагога и ученика. Поэтому, чтобы будущий проект имел колоссальный успех, важно грамотно научиться выстраивать траекторию получения конечного результата – продукта.
Ключевые слова: проект, портфолио, идея, уникальность, «скелет проекта», медиа – карта.
Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации современных образовательных стандартов набирает большие обороты. В различных источниках информации можно найти большое количество теоретических подходов к данной технологии, но, вовлекая детей в проектную деятельность, педагогу целесообразно было бы им передать практические навыки, алгоритм определенных действий. Любой проект – это совокупность действий и ресурсов, направленных на решение какой либо проблемы. Поэтому любой проект начинается с проблемы и заканчивается результатом, который отражает весь путь решения проблемы. Как выстроить этот путь, чтобы он был понятным для ученика, составить правильно «скелет» будущего проекта, подобрать ему интересное название и сделать так, чтобы ваш проект был уникальным и привлекательным для других? Данные вопросы помогли мне выстроить алгоритм проектной деятельности всех участников процесса. Этим алгоритмом стал метод «семи бусин». Авторская методика представлена в ожерелье из семи цветных бусин, где каждая бусина соответствует составляющей проекта. А вот захочется вам «примерить» на себя эти бусы или нет, зависит от автора проекта или целой команды. Кроме того, в данной методике отводится отдельное место колористике. Цвет бусин помогает ребенку быстрее запомнить составляющие проекта. Давайте рассмотрим этот прием более детально.
Первая бусина красного цвета символизирует проблему, с которой должен начинаться проект. Где ее искать? Существует несколько источников, например, проблему можно найти в СМИ, в любой статистике, законах, указах, постановлениях. Проблему можно выявить в результате проведения анкетирования, социологического опроса. После того как проблема обозначена, генерируется идея – основная тема, замысел будущего проекта. Существует ряд методик формирования идеи. Это известные методы «шести шляп», «мозговой штурм», метод аналогий, стратегия Уолта Диснея. После того, как идея сгенерирована, она обязательно должна получить оценку со стороны автора проекта, на сколько идея проекта сможет решить главную проблему? Вторая бусина оранжевого цвета обозначает гипотезу. Гипотеза - это то, что пoдлeжит пpoвepкe нa иcтиннocть, yтвepждeниe o нaличии (или oтcyтcтвии) тex или иныx пpичиннo-cлeдcтвeнныx cвязeй мeждy oпpeдeлeнными пpoцeccaми или явлeниями. Начинать прописывать гипотезу можно со слов: «если…,то…», «при условии, что…», «так, как…». Третья, желтая бусина в нашем ожерелье – это цели и задачи, то, что мы должны получить к концу проекта и каким путем. формулировку цели начинать необходимо с глагола: уточнить, выявить, показать, исследовать, обосновать, выявить. Для оценки идеи проекта используют SMART – цель, в основе которой лежит аббревиатура, состоящая из первых букв терминов на английском языке: конкретность (specific). измеримость (measurable), достижимость (achievable), выгодность (rewarding), временные рамки (time). Задачи – точные формулировки, поддерживающие цель. Задачи как и цель начинаются с глагола. Зеленая бусина - это объект и предмет исследования. Очень часто в своих работах ученики допускают ошибки, путая эти два понятия. Объект – это то, что подлежит исследованию, а предмет, это определенные стороны объекта: свойства, особенности, которые будут исследоваться в пределах объекта, не выходя за его рамки, нечто уже, чем объект. Например, если за объект исследования взять магнит, то за предмет можно взять свойства магнита. Пятая голубая бусина – механизм реализации проекта. Что необходимо сделать? Намечаем события, план действий, мероприятия, если это необходимо для проекта. Шестая бусина, синего цвета символизирует результат исследования, продукт – достижение поставленной цели. результат обычно содержит как количественные показатели (сколько?), так и качественные (как хорошо?). С помощью синей бусины можно выяснить подтвердилась ли гипотеза, выдвинутая в начале работы или нет. Итак, проект готов, результаты получены! Сейчас нужно сделать так, чтобы о вашем проекте узнали другие. Это и будет продвижение проекта – фиолетовая бусина. Составляем медиа – карту, рассказываем о проекте в социальных сетях: ВК, Твиттер, Facebook, Instagram, ОК, You Tube. Конечно же, для школьников главным практическим выходом проекта являются научно-практические конференции и конкурсы. Важнейшая часть проекта, нацеленная заведомо на определенный эффект от жюри и аудитории – это его защита, презентация. автор проекта должен быть готов к публичному выступлению, самопрезентации, иметь отрепетированную речь. учитывать время выступления (5-7 минут) и соблюдать требования к составлению презентации. Что должно содержать портфолио проекта: аннотацию, паспорт проекта, научную статью, тезисы, презентацию.
Сегодня существует масса возможностей для реализации проектных идей. ГлобалЛаб — это безопасная онлайн - среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах. Веб-проекты на данной платформе поможет вам составить специальный конструктор. Это интересно, увлекательно и доступно для всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии учебного проектирования. Исследовательский проект. Проблемы реализации.
Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вк...
Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...
Статья «Об использовании метода учебного проектирования на занятиях в программе ADOBE PHOTOSHOP CS5»
В статье педагог делится своим опытом работы по использованию метода учебного проектирования на занятиях в программе Adobe Photoshop CS5....
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
Учебное проектирование в начальной школе
Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников в режиме учебного проектирования...
Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка и литературы учителем
В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель, согласованные м...
ПУБЛИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03.Анатомия
ПУБЛИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03.Анатомия...