Выступление "Экологическое воспитание на уроке математики"
опыты и эксперименты (6 класс) на тему

Выступление на семинаре по обмену опытом для педагогических работников образовательных организаций на тему: "Актуальные проблемы экологического образования и воспитания детей среднего и старшего школьного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shulekina_l.i._vystuplenie.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея    

«Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

город Майкоп

Шулекина Людмила Ивановна

 учитель математики

«Экологическое воспитание на уроке математики»

Майкоп, 2018

Все мы дети одного корабля по имени Земля,
а значит, пересесть просто некуда…
Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок –
сразу же приведи в порядок планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны. Наиболее эффективным путём формирования осознания ценности природы и здоровья,  здорового образа жизни  является направляемая и организуемая учителем, воспитателем,  самостоятельная работа. Работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены, а также включение его в практическую деятельность, направленную на сохранение окружающей природы.

  Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Чаще всего экологическое воспитание происходит на уроках экологии, биологии и географии, физкультуре, реже на каких-то других предметах, например на уроке математике. В 2014 году на «Фестивале открытых уроков» в 6 классе мной был проведен открытый урок по теме: «Действия с десятичными числами».

Этот урок был толчком для дальнейшей работы в этом направлении. Уже в этом году мы с ребятами приняли участие в республиканском конкурсе «Ты мне нужен…» и заняли II место. С 2016 года продолжаю работу уже как классный руководитель.

Промежуточный итог

В 2016 году класс участвовал в конкурсе «В защиту первоцветов!» (NABU Кавказ), имеет благодарность за участие. В 2017 году ученик этого класса приняли участие в открытом Всероссийском конкурсе «Экоплакат» в рамках акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!»» и стал победителем регионального этапа. Награжден путевкой в лагерь «Орленок», где участвовал в слете экологов. Еще ученица приняла участие в научно-практической конференции и заняла III место. Ученики класса стали победителями республиканского конкурса творческих работ «Природные фантазии», посвященного Году экологии в России в номинации «Эта удивительная природа».

«В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой»                                                     Лихачёв Дмитрий Сергеевич

 Задача учителей научить наших детей соблюдать эти законы.

План-конспект урока

Тема: «Действия с десятичными числами»

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения при решении упражнений на применение правил сложения и вычитания десятичных дробей и умножения и деления десятичной дроби на натуральное число.

Задачи:

  • Образовательная: актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; закрепить правила сложения и вычитания десятичных дробей и умножения и деления десятичной дроби на натуральное число;
  • Развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа и оценки  предлагаемой информации;
  • Воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
  • Коррекционная: тренировать слухоречевую память, развивать словарный запас,  формировать адекватное социальное поведение, развитие моторики, цвета.

Оборудование: карточки цветной и рельефной унификацией, компьютер, проектор, экран

Тип урока: повторение изученного материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Этапы урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Закрепление знаний и умений

Домашнее задание

Итог урока

Методы, применяемые на уроке: закрепление знаний, технология общения, работа в парах, индивидуальная работа.

Активные формы обучения: фронтальная работа, работа у доски, работа в группах, самостоятельная работа.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Сегодня будем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня необычный урок математики. И пусть мы будем повторять правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножение дроби на натуральное число, правила округления чисел, посвятим мы его очень важной для человека проблеме. О том, как она называется,  узнаем, выполнив успешно задания.

2. Актуализация знаний

Вычисли:

2,2 · 2 = 4,4

1,7 + 1,4 = 3,1

1,5 + 2,6 = 4,1

0,22 · 10 = 2,2

0,7 + 2,6 = 3,3

0,028 · 100 = 2,8

Решите задачи:                                                             Ответы

Занятия в школе длятся 5 ч, сон в 2 раза больше, чем занятия. Прогулка на 3 ч меньше, чем занятия в школе и на 0,5 ч больше, чем подготовка уроков. Досуг  и дополнительные занятия на 0,5 ч больше, чем занятия в школе. Зачем нужно соблюдать режим дня?

Сон 10 ч, прогулка 2 ч, подготовка к урокам 1,5 ч, досуг и дополнительные занятия 5,5 ч.

Чтобы сохранить здоровье

В 5 классе 20 учащихся. учащихся нуждаются в лечении зубов. Ребят  со здоровыми зубами в 3 раза больше. Сколько ребят со здоровыми зубами?

15 человек

Найди значение выражения  и узнаешь, сколько лет полноценной жизни забирает у курящего человека табак:

5 · 7,24 – 3,24 · 5

У доски

5 · 4 =20 лет

Какова смертельная доза  никотина? Найди значение выражения и узнаешь ответ:

(3,83 · 4 + 1,17 · 4) : 20

У доски

4· 5 : 20 = 1 г

Реши уравнение: х – 20,6 = 43, результат увеличь в 10 раз и ты узнаешь сколько мышц в теле человека.

У доски

63,6 · 10 = 636

3. Закрепление знаний и умений

Учитель: Вы успешно справились со всеми заданиями, и я раскрою необычность урока: мы будем говорить о ЗДОРОВЬЕ.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Слайд 1   Известный итальянский ученый Галилео Галилей утверждал, что «великая книга природы написана математическими символами». А мы заменим слово «природа» на «здоровье» и получим эпиграф нашего урока: «Великая книга здоровья написана математическими символами»

В ходе урока мы будем выявлять те компоненты, которые сопутствуют понятию «здоровье»

Откройте ваши тетради и запишите дату, классная работа.

Работа в группах

Первый компонент мы узнаем, выполнив задание:

Числа в порядке расположи

Прежде чем смело к задачам идти,

И  компонент из букв ты собери

1 группа

Расположите числа в порядке возрастания

0,8

0,92

1,2

1,82

3,5

7,2

8,02

8,45

р

е

ж

и

м

д

н

я

2 группа

Расположите числа в порядке убывания

8,45

8,02

7,5

4,7

2.83

1,09

0,9

0,5

р

е

ж

и

м

д

н

я

Слайд  2 Ключевое слово:  РЕЖИМ ДНЯ

        Фронтальная работа по карточкам

В год каждому человеку требуется 4 зубные щетки и 6 тюбиков зубной пасты. Во сколько обойдется уход за своим здоровьем разумному человеку, если он покупает зубную щетку по 24,4 рубля и зубную пасту по 28,7 рубля?

Карточка

Ответ: 4· 24,4 + 6· 28,7 = 97,6 + 172,2 =269,8

Девочкам 5 класса нравятся аккуратно подстриженные мальчики, поэтому все мальчики, а их в классе 4, раз в месяц ходят в парикмахерскую. Сколько м² ученических голов подстригается за учебный год (9 месяцев), если голова пятиклассника имеет площадь 0,065 м²?

Ответ: 4· 0,065 · 9 = 0,26 · 9 = 2,34 м²

Ученик 5 класса Федя ленится подстригать ногти. Через некоторое время одноклассники стали опасаться садиться с ним за одну парту. До какой длины выросли его ногти, если средняя скорость роста ногтей 0,3 см в месяц, а ленился он 3 месяца?

Карточка

Ответ: 0,3 · 3 = 0,9

Семья из 3 человек расходует в месяц 2 куска мыла. Сколько они потратят денег на мыло в течение года, если стоимость одного куска мыла 8,5 рубля?

Сколько кусков мыла расходует каждый член семьи за год?

Карточка

Ответ: 2 · 8,5 · 12 = 17 ·12 = 204 рубля

2 ·12 : 3 = 8 кусков

Учитель: кто догадался, о каком компоненте идет речь?  О ГИГИЕНЕ

Гигиена названа в честь молодой красивой женщины – богини древнегреческой мифологии Гигиейи.

Самостоятельная работа

Выполнив самостоятельную работу, расшифруем фразу, которая поможет отгадать новый компонент.

Каждый решает уравнение, находит  ответ в столбце и узнает букву. Расшифровывать будем вместе.

   1) х – 2,9 = 2,1         2) у – 5,1 = 3,4

3) х + 4,1 = 5,2         4) 4,9 – у = 3,5

5) х :  5 = 1,5            6) 2,5 : х = 5

7) 2х=1,4             8) у + 2,4 = 3,7

9) 3у = 2,7            10) 9х = 5,4

Ответы

Буква

5

К

8,5

У

9,3

Ш

1,4

А

7,5

Т

0,5

Ь

0,7

М

6,1

А

0,9

Л

0,6

О


Ключевое слово: КУШАТЬ МАЛО

Слайд 3   Эти слова принадлежат американскому ученому Бенджамину Франклину. Как  вы понимаете смысл этих слов?  А всякую ли пищу можно есть?

Слайд 4    СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

Известный русский публицист и литературный критик Дмитрий Иванович Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания  у большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение.

«Умеренность – союзник природы», - говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, разнообразным и полноценным.

Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион  понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.

Слайд 5  Учитель:  Следующий компонент «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Учитель: как называется этот компонент? СПОРТ

Слайд 6    Чтобы отгадать следующий компонент послушайте вашу одноклассницу

Ни мороз мне не страшен, ни жара,
Удивляются даже доктора
Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано 
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день.

О чем идет речь? ЗАКАЛИВАНИЕ

Для закаливания мы используем солнечные ванны (загорание), воздушные ванны (когда гуляем на воздухе), закаливаемся водой. Самый доступный вид закаливания в быту: умывание лица, рук, шеи. Ножные ванны (вечером), обливания ног холодной водой, обтирания.

Если хочешь быть здоров - закаляйся!

Быть закаленным, значит редко болеть, не бояться холодной воды, ветра, холода, совершать прогулки при любой погоде. Можно ли всего этого добиться? Нужно только захотеть!

Повторение

Средняя продолжительность жизни женщин 75 лет, что составляет  жизни мужчин. На сколько лет в среднем дольше живут в России женщины? На 15 лет

Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни?

Верно, мужчины имеют большую расположенность к вредным привычкам.

Вот мы отгадали еще один компонент «ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

4. Домашнее задание

Придумайте или найдите задачи на любой компонент, относящийся к понятию «здоровье».

5. Итог урока                 Слайд 7

Заканчивается наш урок, подведем итоги.

Вам было интересно?

Что нового вы узнали?

А как настроение?

Влияет ли настроение на здоровье?

Вот и последний компонент «ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ»

Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: страх, злоба, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность.

Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества.

Таким образом, математика может помочь сохранить и укрепить здоровье.

Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.

      Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к природе, к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности вносить посильные изменения в окружающий мир природы,  быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний.

Литература

  1. Выгодская  В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс.- М.: ВАКО, 2009. – 544 с.
  2. Математика: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.- 304 с.
  3. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила.5-11 классы/авт.-сост. О.В.ПАнишева. – Волгоград:Учитель, 2009. – 219 с.

     https://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках математики.

Исторический материал с этнокультурными и национально-региональными компонентами, который можно использовать на уроках математики в 5-6 классах....

духовно-нравственное воспитание на уроках математики

в своей работе отразила опыт работы по данному направлению, показала значимость духовно-нравственного воспитания в современное время, приведён дидактический материал, который используется на уроках....

Патриотическое воспитание на уроках математики

В наши дни наблюдается потеря интереса к сознательному участию в социальных процессах. Это результат ослабления патриотического воспитания.Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением н...

патриотическое воспитание на уроках математики.

Данный материал используется на уроках математики в 5 классе. Я нашла таким образом соединение математики и патриотического воспитания. Разработка предназначенна для устной работы на уроках....

реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики

Статья на тему:"Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"...

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики...