ПЕДАГОГ ГОДА 2018 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ "ПЕДАГОГ В ПРОСТРАНСТВЕ БУДУЩЕГО"
статья на тему
ПЕДАГОГ ГОДА 2018 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ "ПЕДАГОГ В ПРОСТРАНСТВЕ БУДУЩЕГО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_hodunova.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Педагог в пространстве будущего»
Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана.
Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных, ни грязных подонков!
Не надо бояться тяжёлой задачи,
а надо бояться дешёвой удачи.
Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!
Е. Евтушенко
1. Вместо вступления. «Не надо бояться густого тумана…»
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Это определение такого знакомого чувства для каждого без исключения. Чувства, которое сковывает, не позволяет двигаться вперед, по-новому мыслить.
Чего боится человек? Потери, физической боли, темноты, одиночества - перечислять можно бесконечно долго.
А чего боимся мы, педагоги? Вспоминаю то время, когда я переступила порог школы в новой для себя роли учителя. Страхов очень много. Как меня примут в коллективе (и в учительском, и в детском)? Смогу ли я справиться с нагрузкой, которую ощущаешь, только по-настоящему окунувшись в работу?
Со временем многие страхи забылись, но появлялись новые – «педагогические».
Как помочь слабоуспевающим детям и не «упустить» одаренных, как сделать свой урок успешным и результативным? ФГОС и профстандарт педагога только добавляли тревоги. Какие приёмы использовать, чтобы достичь личностных и метапредметных результатов? А рассуждая о профстандарте, у меня, как у многих других, возникает вопрос: «Соответствую ли я? Какой же учитель нужен в пространстве современности и в пространстве будущем?»
2.Случай из жизни. «Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!»
На уроке русского языка в пятом классе изучаем орфограмму «Ы-И после Ц». Разбираем слова, где после «Ц» всегда пишется «И»: глобализаЦИЯ, автоматизаЦИЯ, экологизаЦИЯ. Смотрим значение трудных для пятиклашек слов в толковом словаре. Задаю стандартный вопрос: «Слышал ли кто-нибудь подобные слова, если да, то где?» Дети в один голос говорят, что в выпусках новостей часто звучат такие слова.
Я каждый раз удивляюсь, когда некоторые мои коллеги-учителя говорят: «Не смотрю новости и живу спокойно!» Но ведь новости - это не только репортажи о войне в Сирии и конфликте на Украине! Это современная экономическая и политическая обстановка, это выводы о том, кто нужен России сейчас и будущем. Это образ современного образования, где обучение - это уже не только процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание творческого подхода, нравственных качеств, внутренней культуры, способности воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребности к самосовершенствованию.
Современному педагогу просто необходимо уметь ориентироваться в информационном пространстве, понимать всю сложность и масштабность задачи, которая стоит перед ним. Нужно уметь отличать правду от лжи. Для этого совсем не обязательно обладать суперспособностями. Достаточно быть честным с собой и другими. Во все времена учитель - навигатор, помогающий ориентироваться в информационном потоке.
3. Интернет - великий и ужасный. «Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных…»
В фильме «Москва слезам не верит» как-то пугающе звучали слова Рудольфа о том, что телевидение заменит всё: кино, театр, книги, газеты. Отчасти герой известного всей стране фильма оказался прав. В наше время даже у телевидения есть конкурент. Это интернет. Сегодня всё больше разговоров о том, что интернет вполне способен заменить учителя. Мы и ученики так много времени проводим на его просторах: ищем информацию, готовимся к урокам, проходим дистанционные курсы, участвуем в конкурсах и олимпиадах. В общем, казалось бы, одни плюсы. Но страшными, лично для меня были слова одного из моих учеников, который не пришел на дополнительное занятие, сказав, что урок по данной теме он может посмотреть в интернете.
Разработчики современных обучающих интернет–платформ, сотрудничающие с ведущими вузами России, вносят неоценимый вклад в доступное и такое удобное дистанционное образование. Но лекции и видеоуроки (качественные и продуктивные) зачастую стоят недёшево, и вопрос доступности у многих отпадает сам собой.
Сказочной небылицей для современных детей являются наши рассказы о школе, в которой мы каких-то 10—15 лет назад получили прекрасное образование без интернета и заветных кнопок «Скачать бесплатно» и «Окей, гугл». Когда при подготовке к сообщению или дискуссии на предстоящем уроке нужно было открыть справочник или энциклопедию, сходить в читальный зал. Когда именно учитель помогал отбирать необходимую информацию, а в специальной программе нельзя было исправить орфографические ошибки. Интернет совсем не учит выбирать и отбирать информацию, а лишь является её источником. А ведь умение самостоятельно отбирать информацию - одно из ключевых познавательных УУД по ФГОС. И без того, кто поможет найти действительно нужное, не обойтись. Для этого необходимо самому хорошо владеть современными технологиями, многое знать, быть открывателем для детей, помогать видеть в обычном важное и учить выбирать главное.
4. Вместо заключения. «Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!»
Много рассуждают о том, что учитель сейчас не авторитет для ученика, а вот раньше… Мне кажется, не имеет место быть никаких «раньше». Во все времена главный принцип воспитания - собственный пример. Дети очень тонко чувствуют фальшь. Нельзя научить ребёнка уважению, если сам ведёшь себя неуважительно по отношению к нему. Нельзя привить любовь к чтению, когда сам читал ничтожно мало. Нельзя научить быть смелым, когда сам постоянно уходишь от трудностей. Личность педагога - ориентир вне времени для ученика.
Следуя словам Е. Евтушенко, можно сказать, что самое главное качество для педагога будущего – способность преодолеть свои страхи. Страх пробовать что-то новое, работать с разными информационными источниками, быть на равных с учеником, уметь говорить правду, пусть горькую и неприятную, но правду. Не бояться изменений, которые с постоянной частотой «обрушиваются» на учителя. Не бояться быть объективным и честным. Это универсальный набор качеств для Педагога в любом «пространстве»: прошлого, настоящего и будущего. Это универсальный набор качеств Человека.
МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»
Ходунова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Педагог года - 2015". Конкурсное эссе "Я - учитель".
Учитель - это не профессия, это образ жизни, а мастерство - не случайная удача, а систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, неудачам...
Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы....
Учитель года - 2017, конкурсное задание "Эссе"
Конкурсное задание "Эссе"...
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВа «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021». КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА...
"Учитель года-2018". Конкурсное задание "Методический семинар"
Почему я выбрала профессию учитель ? Мои педагогические приципы и подходы к образованию , мое понимание миссии педагога в современом мире , смысл деятельности и видение современных проблем я отразила ...
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы...
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...