ПЕДАГОГ ГОДА 2018 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ "ПЕДАГОГ В ПРОСТРАНСТВЕ БУДУЩЕГО"
статья на тему
ПЕДАГОГ ГОДА 2018 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ "ПЕДАГОГ В ПРОСТРАНСТВЕ БУДУЩЕГО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Педагог в пространстве будущего»
Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана.
Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных, ни грязных подонков!
Не надо бояться тяжёлой задачи,
а надо бояться дешёвой удачи.
Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!
Е. Евтушенко
1. Вместо вступления. «Не надо бояться густого тумана…»
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Это определение такого знакомого чувства для каждого без исключения. Чувства, которое сковывает, не позволяет двигаться вперед, по-новому мыслить.
Чего боится человек? Потери, физической боли, темноты, одиночества - перечислять можно бесконечно долго.
А чего боимся мы, педагоги? Вспоминаю то время, когда я переступила порог школы в новой для себя роли учителя. Страхов очень много. Как меня примут в коллективе (и в учительском, и в детском)? Смогу ли я справиться с нагрузкой, которую ощущаешь, только по-настоящему окунувшись в работу?
Со временем многие страхи забылись, но появлялись новые – «педагогические».
Как помочь слабоуспевающим детям и не «упустить» одаренных, как сделать свой урок успешным и результативным? ФГОС и профстандарт педагога только добавляли тревоги. Какие приёмы использовать, чтобы достичь личностных и метапредметных результатов? А рассуждая о профстандарте, у меня, как у многих других, возникает вопрос: «Соответствую ли я? Какой же учитель нужен в пространстве современности и в пространстве будущем?»
2.Случай из жизни. «Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!»
На уроке русского языка в пятом классе изучаем орфограмму «Ы-И после Ц». Разбираем слова, где после «Ц» всегда пишется «И»: глобализаЦИЯ, автоматизаЦИЯ, экологизаЦИЯ. Смотрим значение трудных для пятиклашек слов в толковом словаре. Задаю стандартный вопрос: «Слышал ли кто-нибудь подобные слова, если да, то где?» Дети в один голос говорят, что в выпусках новостей часто звучат такие слова.
Я каждый раз удивляюсь, когда некоторые мои коллеги-учителя говорят: «Не смотрю новости и живу спокойно!» Но ведь новости - это не только репортажи о войне в Сирии и конфликте на Украине! Это современная экономическая и политическая обстановка, это выводы о том, кто нужен России сейчас и будущем. Это образ современного образования, где обучение - это уже не только процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание творческого подхода, нравственных качеств, внутренней культуры, способности воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребности к самосовершенствованию.
Современному педагогу просто необходимо уметь ориентироваться в информационном пространстве, понимать всю сложность и масштабность задачи, которая стоит перед ним. Нужно уметь отличать правду от лжи. Для этого совсем не обязательно обладать суперспособностями. Достаточно быть честным с собой и другими. Во все времена учитель - навигатор, помогающий ориентироваться в информационном потоке.
3. Интернет - великий и ужасный. «Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных…»
В фильме «Москва слезам не верит» как-то пугающе звучали слова Рудольфа о том, что телевидение заменит всё: кино, театр, книги, газеты. Отчасти герой известного всей стране фильма оказался прав. В наше время даже у телевидения есть конкурент. Это интернет. Сегодня всё больше разговоров о том, что интернет вполне способен заменить учителя. Мы и ученики так много времени проводим на его просторах: ищем информацию, готовимся к урокам, проходим дистанционные курсы, участвуем в конкурсах и олимпиадах. В общем, казалось бы, одни плюсы. Но страшными, лично для меня были слова одного из моих учеников, который не пришел на дополнительное занятие, сказав, что урок по данной теме он может посмотреть в интернете.
Разработчики современных обучающих интернет–платформ, сотрудничающие с ведущими вузами России, вносят неоценимый вклад в доступное и такое удобное дистанционное образование. Но лекции и видеоуроки (качественные и продуктивные) зачастую стоят недёшево, и вопрос доступности у многих отпадает сам собой.
Сказочной небылицей для современных детей являются наши рассказы о школе, в которой мы каких-то 10—15 лет назад получили прекрасное образование без интернета и заветных кнопок «Скачать бесплатно» и «Окей, гугл». Когда при подготовке к сообщению или дискуссии на предстоящем уроке нужно было открыть справочник или энциклопедию, сходить в читальный зал. Когда именно учитель помогал отбирать необходимую информацию, а в специальной программе нельзя было исправить орфографические ошибки. Интернет совсем не учит выбирать и отбирать информацию, а лишь является её источником. А ведь умение самостоятельно отбирать информацию - одно из ключевых познавательных УУД по ФГОС. И без того, кто поможет найти действительно нужное, не обойтись. Для этого необходимо самому хорошо владеть современными технологиями, многое знать, быть открывателем для детей, помогать видеть в обычном важное и учить выбирать главное.
4. Вместо заключения. «Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!»
Много рассуждают о том, что учитель сейчас не авторитет для ученика, а вот раньше… Мне кажется, не имеет место быть никаких «раньше». Во все времена главный принцип воспитания - собственный пример. Дети очень тонко чувствуют фальшь. Нельзя научить ребёнка уважению, если сам ведёшь себя неуважительно по отношению к нему. Нельзя привить любовь к чтению, когда сам читал ничтожно мало. Нельзя научить быть смелым, когда сам постоянно уходишь от трудностей. Личность педагога - ориентир вне времени для ученика.
Следуя словам Е. Евтушенко, можно сказать, что самое главное качество для педагога будущего – способность преодолеть свои страхи. Страх пробовать что-то новое, работать с разными информационными источниками, быть на равных с учеником, уметь говорить правду, пусть горькую и неприятную, но правду. Не бояться изменений, которые с постоянной частотой «обрушиваются» на учителя. Не бояться быть объективным и честным. Это универсальный набор качеств для Педагога в любом «пространстве»: прошлого, настоящего и будущего. Это универсальный набор качеств Человека.
МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»
Ходунова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/16/picture-33908.jpg)
Конкурс "Педагог года - 2015". Конкурсное эссе "Я - учитель".
Учитель - это не профессия, это образ жизни, а мастерство - не случайная удача, а систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, неудачам...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603617-1425501455.jpg)
Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995442-1516013932.jpg)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВа «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021». КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/08/picture-1014551-1520459163.jpg)
"Учитель года-2018". Конкурсное задание "Методический семинар"
Почему я выбрала профессию учитель ? Мои педагогические приципы и подходы к образованию , мое понимание миссии педагога в современом мире , смысл деятельности и видение современных проблем я отразила ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695997-1445803287.jpg)
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695997-1445803287.jpg)
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...