Проблемы детской одаренности
статья на тему
Из опыта работы по формированию готовности педагогов к работе с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_detskoy_odarennosti.docx | 24.72 КБ |
o_rabote_kafedry_odarennye_deti.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы подготовила Снегирева М.Н.
МАОУ "Гимназия №30"
Проблемы одаренных детей
Технологии и программы работы с одаренными детьми
Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к школе
Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы
Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность
Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы
Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием
Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами
6. Стремление к совершенству
Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Требования к учителю, работающему с одаренными детьми
(критерии американской программы "Astor")
1. быть доброжелательным и чутким;
2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
4. иметь широкий круг интересов и умений;
5. иметь еще какое-либо образование помимо педагогического;
6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
7. иметь живой и активный характер;
8. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Семь принципов специализации учебных программ,
применительно к одаренным и талантливым детям
1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству
Наиболее важные способности и умения,
подлежащие развитию у одаренных детей
1. Познавательные способности и навыки
- Владение большим объемом информации.
- Богатый словарный запас.
- Перенос усвоенного на новый материал.
- Установление причинно-следственных связей.
- Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
- Умение делать выводы.
- Умение интегрировать и синтезировать информацию.
- Умение улавливать сложные идеи.
- Умение замечать тонкие различия.
- Чувствительность к противоречиям.
- Использование альтернативных путей поиска информации.
- Анализ ситуаций.
- Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
- Умение предвидеть последствия.
- Умение рассуждать.
- Построение гипотез.
- Применение идей на практике.
- Способность к преобразованиям.
- Критичность в мышлении.
- Высокая любознательность.
2.Творческие способности
- Способность рисковать.
- Дивергентное мышление.
- Гибкость в мышлении и действиях.
- Быстрота мышления.
- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
- Богатое воображение.
- Восприятие неоднозначных вещей.
- Высокие эстетические ценности.
- Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
- Реалистическая Я-концепция.
- Уважение к другим.
- Эмпатическое отношение к людям.
- Терпимость к особенностям других людей.
- Склонность к самоанализу.
- Терпимое отношение к критике.
- Готовность делиться вещами и идеями.
- Настойчивость в выполнении задания.
- Независимость в мышлении и поведении.
- Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
- Соревновательность.
- Чувство юмора.
- Чуткость к анализу нравственных проблем.
- Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация.
Программы работы с одаренными детьми
1. Программа С.Каплан
- При составлении таких программ, по мнению С.Каплан (США), необходимо выдерживать следующие требования:
- глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися;
- междисциплинарный подход при формулировании проблематики;
- интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;
- насыщенность содержания;
- направленность на развитие продуктивного, критического мышления.
2. Педагогика индивидуализации
- Приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся.
- Сопряжение индивидуализации и коллективной партикуляризации. Необходимость объединять учеников в разнородные группы навязывается самой жизнью. Например, путем организации школьных средств массовой информации (газеты, радио), советы учеников, разработки проектов и т.д.
3. "Свободный класс" Гилфорда
- Система свободных, не организуемых жестко занятий, предполагает эффективное использование учебного времени, помещения и учебной программы.
- Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами.
- Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала и оборудования. Детям предоставлена возможность диктовать, иллюстрировать, оформлять в виде книг свои собственные сочинения.
- Учебный процесс в свободном классе представляет из себя некую комбинацию свободной деятельности ребенка и занятий чтением, математикой, естествознанием, музыкой и т.д.
4. "Три вида обогащения учебной программы" Рензулли
- учебная программа позволяет учащимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.
- основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
5. "Таксономия целей обучения" Блума
- Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций одаренных детей.
- Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план.
- Таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.
Предварительный просмотр:
Снегирева М.Н.
МАОУ "Гимназия №30"
города Кургана
Курганской области
Сегодня одаренные дети - завтра успешные взрослые
Из опыта работы
гимназической межпредметной каферы
"Одаренные дети"
Одаренные дети - будущее России
Цели работы кафедры «Одаренные дети»:
- определение стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми
- гармонизация отношений в системе “учитель – одаренный ученик – родитель”
- решение проблем педагогической поддержки одаренных детей
Стратегию методической деятельности межпредметной кафедры нашей гимназии разработала Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ Курганской области. В гимназии для всех педагогов проводился постоянно действующий семинар «Организация психолого-педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей»
В рамках этого семинара педагоги были ознакомлены с классификацией одаренности, принципами выявления одаренных детей (по рекомендациям Д.Б.Богоявленской).
Содержание психолого-педагогического мониторинга развития личности
одаренного ребенка
- Аутопсихологическая компетентность (образ «Я», самооценка, уровень притязаний);
- Когнитивная сфера (интеллектуальное развитие, креативность, обучаемость, познавательный стиль);
- Мотивационная сфера (познавательная активность, мотивация учения, мотивация достижения успеха, социальная активность);
- Эмоционально-волевая сфера (тревожность, уровень субъективного контроля);
- Коммуникативная сфера (коммуникативная компетентность, социальный статус в группе).
Для выявления одаренных детей в гимназии использовались специальные методы диагностики
Психологическая диагностика развития детской одаренности
- Когнитивная сфера (тесты креативности Вильямса, тесты творческого мышления Дж. Гилфорда и Э. Торренса);
- Мотивационная сфера (определение интенсивности и уровня познавательной потребности (Юркевич В.С.), карта интересов (А.И.Савенков);
- Аутопсихологическая компетентность («Я»-концепция одаренных детей (О.Н.Финогенова);
- Комплексная экспертная диагностика детской одаренности (методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева), шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли), определение уровня проявлений способности ребенка (А.Н.Сизанов)
В процессе работы на кафедре "Одаренные дети" решались актуальные задачи
Задачи | Результат |
Провести психолого-педагогический мониторинг детской одаренности | Апробированы методики выявления детской одаренности: «Я-концепция одаренных детей» О.Финогенова Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка (по шкале Вильямса) Определение уровня познавательной потребности - опросник С.Юркевича Анкета для родителей «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А.Н.Сизанов) |
Создать условия для самореализации одаренных в интеллектуальном, спортивном, творческом отношении детей | Городской конкурс художественного слова «Богат талантами мой Зауральский край» Конкурс художественных творческих программ «Жизнь прекрасна» Всероссийский конкурс «Роза ветров» Городская олимпиада по музыке Первенство города Кургана по гандболу, баскетболу, гимнастике Всероссийская вокально-хоровая ассамблея Всероссийская олимпиада школьников Городская научно-практическая конференция «Знание-поиск-творчество-труд» |
Отслеживать успешность обучающихся, проявивших высокую результативность в различных видах деятельности | 1,2 и 3 место «Богат талантами мой Зауральский край» Победители и призеры 2 и 3 этапа ВОШ по физической культуре 1 место по гандболу в первенстве города Кургана 1 место по баскетболу 1 место по гимнастике Призер 2 и 3 тура ВОШ по географии Призер Всероссийского конкурса «Роза ветров» 4 и 5 место в городской научно-практической конференции «Знание-поиск-творчество-труд» И Т.Д. |
Продуктивно сотрудничать с родителями обучающихся | Привлечение родителей обучающихся к организации конкурсов, соревнований, фестивалей, к награждению одаренных детей. Награждение родителей на общешкольном собрании грамотами и благодарственными письмами за поддержку талантливой молодежи |
Оказать методическую помощь педагогам | Изучение требований ФГОС к результатам учебной деятельности, научной и методической литературы по проблеме одаренности. Семинар «Организация психолого-педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей» (Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ Курганской области) Рекомендации для педагогов по выявлению лидерской одаренности (Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.Лосева + «Карта одаренности» А.Савенкова) |
Личное участие педагогов в инновационной деятельности гимназии, города, области… | Выступление в рамках методической декады по теме «Методические находки» Участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года» Открытое мероприятие – мастер-класс «Изготовление сувенира «Дерево счастья» Открытые уроки |
Образовательным продуктом работы кафедры стал целый пакет диагностического инструментария:
- Методики выявления детской одаренности О.Финогенова, А.Савенкова, С.Юркевича, А.Сизанова
- Рекомендации для педагогов по выявлению лидерской одаренности (Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.Лосева + «Карта одаренности» А.Савенкова)
- Индивидуальные образовательные планы и маршруты для одаренных детей по некоторым предметам
- Банк данных «Одаренные дети» по предметам
…Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К проблеме развития детской одаренности
Из опыта работы учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 города Сальска И.А.Лиманской и М.П.Серединой....
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Родителям о детской одаренности. Рекомендации родителям одаренных детей.
Консультация для родителей: "Если в семье одаренный ребенок"....
Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"
В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...
Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...