Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Межпредметные связи на уроках информатики»
Старункина Е.А. (starunkina@mail.ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №13» г. Арзамаса Нижегородской обл.
Одной из основных целей общего образования является формирование представления об окружающей действительности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у обучающихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания более значимыми и применимыми.
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Каждый учитель знает, что от организации активности в обучении во многом зависит успех урока. Необходимо способствовать созданию интереса, который ведет к активной деятельности учащихся. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки, их навыки конкретизируются, становятся более жизненными (Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский).
Межпредметные связи - есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Виды межпредметных связей:
- косвенная теоретическая связь (используются аналогии, примеры из других областей);
- практическая связь (задачи из других школьных предметов, решение которых осуществляется с помощью методов и средств информатики).
Умения, приобретаемые на уроках информатики, могут носить четко выраженный прикладной характер, тогда как содержание и решение задач требует также знаний по другим учебным предметам. Основополагающая цель прикладной направленности преподавания информатики – формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями математики, химии, физики, географии и т.д., посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д. Учитель с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей.
Результаты использования межпредметных связей:
- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;-
- даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
- формирует комплексный подход к учебным предметам;
- повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
- формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
- формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
- позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся
- расширяет кругозор учащихся,
- приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
В своей работе я стараюсь реализовать межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в форме задач метапредметного характера, что позволит обучающимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в современном обществе, быть востребованными и успешными.
Ярким примером межпредметныж связей является УМК Босовой за 5-9 класс.
Очень естественно осуществляется связь информатики и истории, при изучении тем «Хранение информации», «Носители информации». При изучении файловой системы ребята в качестве примера рассматривают иерархическую структуру династии Рюриковичей. Табличные информационные модели представляем в виде таблиц истории образования городов Золотого кольца России. На уроке обобщения по теме «Хранение и обработка БД» (9 класс) при выполнении практической работы наряду с описанием типов полей, простых и сложных запросов предлагаю создать по теме «Великая Отечественная Война 1941-1945 гг.» базу данных «Полководцы» (ФИО, биография, сражения, награды, фото). Для решения логических задач берем задания из олимпиадных материалов по математике. Ученики находят решение математических задач в табличном редакторе Excel. Система КОМПАС специально предназначена для обучения компьютерному черчению в школах. Я использую данную систему не только на уроках информатики, но и на факультативных занятиях по математике в 5 классе. При изучении темы «Прямоугольник», «Ломанная», «Прямоугольный параллелепипед» дети параллельно знакомились с САПР, учились строить чертежи геометрических фигур, наносили размеры. При изучении темы информатики «Обработка числовой информации в электронных таблицах» опираемся на алгебраические примеры из 9 класса — свойства квадратичных, степенных функций, парабола, гипербола. Задачи алгоритмизации и программирования, привязываю к примерам задач из алгебры. Например: «Решение квадратных уравнений с помощью языка программирования Pascal» и т. д.
В профильных 10-11-ых классах на уроке информатики обучающиеся изучают язык программирования Паскаль. Для отработки навыков написания программ используются задачи из курса физики, химии, математики, экономики.
При изучении темы "Моделирование" в 10 классе учащиеся создают модели процессов влияния физической нагрузки на функциональные возможности сердца; создают модели своих биоритмов и биоритмов известных людей в разные моменты их жизни.
Использование межпредметных связей на уроках информатики показывает, что повышается познавательный интерес обучающихся, а как следствие – познавательная и творческая активность школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметные связи - важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а так же позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.
Список литературы
- Победоносцева М. Г. Развитие межпредметных связей информатики в условиях введения новых ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования/М. Г.Победоносцева, М. И. Шутикова // Информатика и образование, 2012.
- Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
- Межпредметные связи http://pedsovet.org/ component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4949/Itemid,343/
- Основы информатизации учебного процесса http://www.rusedu.info/ Article63.html
- Утенков С.А., «Межпредметные связи на уроках информатики» http://fizmat.ruza-gimnazia.ru/?set=content&mc=9
- ФГОС: Начальное общее образование [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
В статье описан опыт использования межпредметных связей на уроках информатики и ИКТ и МДК Технология обработки на металлорежущих станках для профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)...
Учет межпредметных связей на уроках информатики
Краткое описание возможных межпредметных связей информатики с другими школьными предметами...
Межпредметные связи на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. Учитель математики, начинающий реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести изме...
Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"
Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...
Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...
Активные методы обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что о...
Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках информатики в рамках реализации ФГОС.
Мотив достижения - это стремление личности добиваться спехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.Показатели развития мотивации к обучению выступают...