Методы эвристического обучения и примеры использования их на уроках технологии.
методическая разработка по теме
В материале представлен методический материал, подготовленный Скомороховой Ларисой Владимировной,учителем технологии МБОУ СОШ № 26 г. Ногинска, который я использую в своей практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_obucheniya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ МЕТОДОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Наименование метода | Краткая характеристика метода | Пример использования |
1. Когнитивные методы обучения (методы учебного познания) | ||
1.1 Метод вживания | Метод, при котором ученик "переселяется" в изучаемый объект, чтобы почувствовать и познать его изнутри. | При изучении инструментов для ручных работ: "Представьте себе, что вы ножницы, ваши ноги-это лезвия, руки- кольца, голова- гвоздик…Ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне понять, увидеть ответы. |
1.2 Метод смыслового видения | Метод позволяющий понять (увидеть) внутреннюю сущность объекта, используя для этого вопросы. | При изучении оборудования для влажно-тепловых работ (утюг). Задают вопрос: "Какова причина его происхождения? Почему он такой, а не другой? Зачем ему гладкая поверхность?.. |
1.3 Метод образного видения | Метод эмоционально-образного исследования объекта, выраженный в словесной или графической образной форме. | В разделе "моделирование" (при изучении силуэтов). Предлагается, глядя на модели платьев, нарисовать или описать, на какие геометрические фигуры они похожи. |
1.4 Метод символического видения | Отыскание или построение учеником связей между объектом и его символом. При этом важно толкование детьми созданных «символов». | В разделе "Вязание". Учитель предлагает рассмотреть образец связанный крючком. Каким символом можно изобразить столбик? Столбик с накидом? Столбик с двумя накидами?.. |
1.5 Метод эвристических вопросов | Метод, при котором поиск сведений о каком-либо событии или объекте происходит с помощью ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? | В разделе "конструирование" при построении чертежей основы юбки, ночной сорочки, платья задаются следующие вопросы: "Где на чертеже линия талии? Зачем нужны вытачки? Что такое пройма?.. Кто и когда надевает халат?.. |
1.6 Метод сравнения | Сравнение версий разных учеников, их версий с аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, сравнение различных аналогов между собой. | В разделе "материаловедение". Учитель предлагает сравнить тонкую батистовую ткань и времена года. Ученикам задают вопросы: Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что не подлежит сравнению и попытайтесь все же сравнить несравнимое… |
1.7 Метод эвристического наблюдения | Добывание и конструирование знаний с помощью наблюдений. Важна новизна полученных результатов по сравнению с уже имеющимися. | При ВТО вытачек. Ученик самостоятельно заутюживает вытачки, а затем ему предлагают сделать тоже самое, но используя проутюжильник. Наблюдая за процессом, они делают выводы. |
1.8 Метод фактов | Поиск фактов, отличие их от не фактов с помощью восприятия образовательных объектов органами чувств. | При раскрое деталей факт – линия среза будет ровной, если: работу выполнять стоя – это не факт (проверяем), а если при этом ножницы держим не на весу, а вырезаем на столе – это факт. |
1.9 Метод эвристического исследования | Метод, при котором предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по алгоритму с целью получения своего собственного результата. | В разделе "конструирование" воротник-объект исследования. Предлагается самостоятельно исследовать объект по плану: цели исследования – из истории воротников, рисунки, факты о модных тенденциях – возникшие вопросы – версии ответов – выводы. |
1.10 Метод конструирования понятий | Формулирование изучаемых понятий, начиная с сопоставления и обсуждения уже имеющихся представлений о них. | Сопоставляя и обсуждая детские представления о "конструкторе" формулируем понятие "конструирование одежды" и "художник-конструктор" |
1.11 Метод конструирова-ния правил | Создание, «открытие» учениками правил в результате исследования по указанному алгоритму, который зависит от поставленной задачи. | Кулинария. Первоначальная задача – как вести себя за столом. Исследовать статьи об этикете, обнаружить особенности, сформулировать правила поведения за столом для младших школьников. |
1.12 Метод гипотез | Развитие навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности по отношению к версиям ответов на вопрос или проблему опираясь на логику и интуицию. | В разделе "кулинария" ученикам предлагается задача типа "что произойдет, если исчезнет соль". Они предлагают свои версии, точки зрения на темы: Зачем она нужна? Разве солить пищу необходимо? Есть много соли вредно… |
1.13 Метод прогнозиро-вания | Применяется прогноз к реальному или планируемому процессу, а спустя заданное время сравнивается с реальностью, делаются выводы. | При подготовке изделия к примерке. Предложить задание: сметать изделие большими стежками, без закрепок и подумать, что произойдет во время примерки. Затем прогноз сравнить с реальностью. |
1.14 Метод ошибок | Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на использование их для углубления образовательных процессов. | При выполнении влажно-тепловых работ, если не соблюдать температурный режим - может произойти опал изделия. Как исправить? - аппликация, замена детали при наличии ткани… |
1.15 Метод конструирова-ния теорий | Метод теоретического обобщения проделанной работы несколькими способами, обеспечивающими развитие образовательного процесса. | При выполнении практической работы по материаловедению. "Определение вида ткани, долевой и поперечной нити, лицевой и изнаночной стороны". |
2. Креативные методы | ||
2.1 Метод придумывания | Создание неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. | Лоскутная пластика. При составлении эскизов можно придумать много разных вариантов, меняя элементы местами, элемент можно выполнить в другой технике. |
2.2 Метод «Если бы…» | Описание или зарисовка картины о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, это позволит лучше понять устройство реального мира. | Ученикам предлагается составить описание о том, что произойдет, если в мире исчезнут краски или столовые приборы или фурнитура. |
2.3 Метод образной картины | Метод, при котором восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, чтобы произошло его целостное видение. | При изучении натуральных волокон растительного происхождения возникает вопрос: Приносит ли вред окружающей среде производство шелковых тканей? Представьте себя "куколкой". Какой образ у вас возникает при этом?.. Ученик может почувствовать, ощутить смысл изображаемой реальности. |
2.4 Метод случайных ассоциаций | Изменение объекта, улучшение его свойств, генерирование новых идей, опираясь на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям. | Предлагаем ученикам изучить слово "фартук", опираясь на случайные ассоциации для решения проблемы выбора ткани. Например: "фартук", "кухня", "посуда", "Дося", "поросенок", "праздник", "жирные пятна"… |
2.5 Метод гиперболизации | Увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. | При изучении темы " кулинария" предлагаем детям приготовить самый тонкий бутерброд или самый толстый бутерброд или самый сладкий чай... |
2.6 Метод агглютинации | Метод соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов. | При изучении материаловедения предлагаем детям изобразить прозрачную краску для ткани. |
2.7 «Мозговой штурм» (А.Ф.Осборн) | Сбор как можно большего числа идей в результате обсуждения. На этапе генерации идей всяческая критика запрещена. В итоге отбирают идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями. | При изучении темы "Свойства тканей" предлагаем детям вопрос, который требует нетрадиционного решения, например: Как определить, сколько метров ткани в рулоне, не разматывая его? Работа ведется в группах: анализируют проблемные ситуации, оценивают идеи в непринужденной обстановке и отбирают те, которые не были отвергнуты контридеями. |
2.8 Метод синектики (Д.Ж. Гордон) | Обсуждение общих признаков проблемы, выдвижение и отсеивание первых решений, выбор альтернативы, поиск новых аналогий. | В разделе "рукоделие" учитель предлагает рассчитать необходимое количество пряжи на изготовление изделия, если известно, сколько ниток израсходовано на один рукав. |
2.9 Метод морфологичес-кого ящика | Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. | При изучении технологии вышивания, для поиска новых идей: положить на стол краски, ткань и нитки мулине. Задание: Что из этого всего можно сделать? |
2.10 Метод инверсии | Метод, при котором применяется принципиально противоположная идея решения при рассмотрении объекта изнутри. | При изучении лоскутной техники со вкусом подобрать ткани по цвету можно например: если выбирать их из большого количества лоскутков, прикладывая их друг к другу. Но на самом деле решению проблемы поможет изучение цветового круга. |
2.11 Метод разнаучного видения | Нахождение новых граней проблемы и способов ее решения с позиций разных наук и социальных практик. | При изучении кулинарных работ выполнить следующее задание: "Опишите суп глазами повара, диетолога, туриста, экономиста, литератора, математика, химика… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.
Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....
Презентация «Инновационные технологии, методы и приёмы в формировании стрессоустойчивости школьников на уроках технологии»
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют раз...
Примеры потребления эл. энергии. Урок технологии 8 класс
Презентация к уроку технологии "Примеры потребления электорэнергии" . Урок 8 класс Тема: "Электортехнические работы в быту"...
Методы эвристического обучения и примеры использования данных методов на уроках технологии
При разработке творческого урока необходимо использовать методы эвристического обучения: когнитивные (методы учебного познания) и креативные методы....
Обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий...
"Облако слов". Примеры использования инфографики на уроках литературы.
На уроках литературы ученики приобретают навык анализа персонажей — героев произведений. Привычным способом работы является, например, составление цитатных характеристик. Хочется разнообразить п...
Мастер-класс. МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художе...