Метапредметность
статья на тему
В данной работе представлены пути решения разобщенности предметов в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метапредметность | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметность
В рамках метапредметной олимпиады «Московский учитель» были посещены уроки 5 «А» класса 28.09.2016 (среда).
В 5 «А» классе обучается 26 человека, из них 16 мальчиков и 10 девочек. 2 детей (братья) из неполной асоциальной семьи, 2 - на надомном обучении и 1 инвалид.
В классе есть группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год, растет их активность и во внеклассной познавательной деятельности. Хорошие результаты показывают на предметных олимпиадах.
В классе есть и проблемные в обучении ребята, которые учатся без интереса, не имеют мотивации к обучению. Регулярно проводятся беседы с родителями, с самими ребятами. В классе есть ребята, которые занимаются активно спортом. Многие мальчики ходят в спортивную школу и имеют награды за спортивные достижения.
Класс достаточно общительный, дружный. Есть ребята, которые немного в стороне от коллектива, но это особенности их характера. Коммуникативные навыки сформированы хорошо, ребята грамотно, тактично и логично строят свою речь и доступно выражают свои мысли.
В день посещения 5 А класса, на уроке присутствовало 23 человека, один отсутствовал по причине болезни. В таблице представлены основные данные: учебные предметы, темы, методы и приемы использованные на уроках.
№ | Предмет | Тема урока | Методы | Приемы |
1 | История | Цивилизация. Государство на берегах Нила | контроль и обобщение знаний объяснительно-иллюстративный метод обучения; | заполнение атласа; запись лекционного материала; опрос учащихся |
2 | Русский язык | Существительные | словестный метод и практический; | написание диктанта; взаимопроверка работ; выполнение упражнений в учебнике и у доски. |
3 | Математика | Сложение натуральных чисел и его свойства | словесный и практический; контроль и обобщение знаний | решение задач у доски; математический диктант; |
4 | Английский язык | Множественное число имен существительных | объяснительно-иллюстративный метод обучения; дедуктивный метод. | индивидуально-групповая работа |
5 | Технология (девочки) | Бытовая швейная машина и ее характеристика. Организация рабочего места и подготовка швейной машины к работе. | словестный и практический методы | индивидуально-групповая работа |
Проанализировав таблицу, можно сказать, что на первый взгляд разобщенность предметов незначительна, пересекаются методы и приемы преподнесения учебного материала. Однако, посетив уроки лично, сформировалось мнение, что способ употребления этих методов и приемов у каждого учителя разный и что метапредметные связи отсутствуют. На каждом уроке, учитель организовывал учебный процесс исходя из своих старых наработках, опыта и личного представления о формах ведения урока. Ученику в свою очередь оставалось только подстраиваться под каждого учителя. Учитель диктует – ученик либо слушает, либо нет. Педагоги обращают внимание только на предметное содержание и предметные умения. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, более важными становятся не конкретные знания, а умения добывать эти знания самостоятельно, именно таких практико-ориентированных умений и не хватало на посещенных уроках.
Причина разобщенности предметов состоит в том, что каждый преподаватель видит урок по своему. Ученики попадая в класс попадают в новый мир с новыми принципами и требованиями, несмотря на то, что требования уже определило государство. В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. А в основе метапредметной технологии лежит системно-деятельный подход, что предполагает проведение уроков нового типа.
Вам предлагается фрагмент уроков по пяти посещенным предметам, но сформулированных уже на основе принципов метапредметности.
В качестве фрагмента, выбрано введение темы урока. Так как обучение детей формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися темы урока.
1 Урок Истории
Учитель рисует на доске кошку и задает вопросы: Ребята, посмотрите на рисунок, что вы видете? Какие ассоциации у Вас вызывает это животное? В какой культуре чаще всего вы встречаете это животное? Как бы Вы определили его тему?
Предполагаемые ответы учеников: Кошку. / Дом. Питомец. / К древней культуре Египта. /
Учитель подводит учащихся к тому, что тема посвящена государству Египет.
2 Урок Существительные
Учитель читает загадку и задает вопрос: Зимой и летом одним цветом. (Елка) Ребята, к какой части речи относится ваш ответ?
Предполагаемые ответы учеников: Существительное
Учитель просит записать слово в тетрадь: это и является темой сегодняшнего урока.
3 Урок Математика
Учитель записывает простейшей пример на доске (1+1) и задает вопрос: Ребята, какое действие мы сможем выполнить с данным примером?
Предполагаемые ответы учеников: Сложение
Учитель рисует яблоко и задает вопрос: Сколько здесь блок? / А Если я написую еще одно? / И еще одно?
Предполагаемые ответы учеников: одно / два яблока / три яблока.
А теперь подумайте, о чем будет идти речь на нашем занятии?
4 Урок Английский язык
Учитель указывает на себя и задает вопрос: кто я? / какой частью речи является слово «учитель»? / Сколько учителей в классе?
Предполагаемые ответы учеников: учитель / имя существительное / один
Учитель указывает на учеников и задает вопрос: Кто вы? / Сколько вас?
Предполагаемые ответы учеников: ученики / 12; много;.
А теперь озвучте все ответы, которые были вами даны и определите тему сегодняшнего занятия.
5 Урок Технология
Учитель показывает ткань и задает вопрос: Что это? / Что мы можем из этого сделать? / Как объединить два конца ткани? / С помощью чего мы можем это сделать?
Предполагаемые ответы учеников: Ткань. / Порвать. Сшить. Прошить между собой. / Иглы. Машинки.
И так девочки, а теперь сделайте вывод, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Данные фрагменты уроков составлены на основе системно-деятельного подход, что поможет «избавиться» от разобщенности предметов. Каждый учитель обязан знать новые стандарты и действительно применять их на практике. Таким образом, приходя на уроки наконец-то учениками будет достигнута главная цель - научиться учиться. Самостоятельно, добывать знания и использовать их на практике в реальной жизнь. Учитель должен быть лишь инструментом этого процесса, наставником, а не диктатором. Приходя из класса в класс, от учителя к учителю, ученик будет воспринимать процесс обучения как одно целое, ведь формы и методы будут уже знакомы и направленны на формирование одних и тех же умений. На современных уроках ученики должны научиться общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы; открывать понятия, а затем анализировать способ своей работы с этим понятием. Учителя в свою очередь должны обеспечить целостность представлений учеников об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания, но делать это системно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метапредметный урок по биологии "Функции эндокринных желёз" (ХАОС и ПОРЯДОК)
Конспект и презентация метапредметного урока по биологии 8 класс "Функции эндокринных желёз"...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разьяснения, од...
Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...
БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"
Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...