Гуманитарное образование в современной школе
статья на тему
Выступление на педагогической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanitarnoe_obrazovanie_v_sovremennoy_shkole.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогической конференции:
«Гуманитарное образование в современной школе»
Подготовила: Тимофеева М. В.
МБОУ «Инсарская СОШ№1»
Инсарского муниципального района
Уважаемый президиум! Уважаемые учителя и гости педагогической конференции!
Нет на свете профессии более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям, чем наша учительская. Учитель - это призвание, это состояние души, это огромная, важная часть жизни.
Но нелегок учительский хлеб, особенно учителя русского языка и литературы: он и преподаватель, он и читатель, и мыслитель, и врачеватель душ. Он тот центр, к которому тянутся за идеалом.
Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдающееся во всем цивилизованном мире. Новое мышление- это , прежде всего, отстаивание общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которые веками вырабатывало человеческое сознание. Это вдруг прочувствованная ностальгия по добру, красоте, гармонии, благородной прекрасной и земной участи человека, стремящегося быть лучше, чище, достойнее.
К сожалению, современный учитель-словесник работает в условиях такого духовного и нравственного слома, который в России вряд ли когда- либо наблюдался.
В средствах массовой информации часто слышим: «Стране нужны инженеры». Люди, считающие так, не ставят под сомнение, что гуманитарное образование необходимо инженеру так же, как и техническое. Просто, я считаю, они не договаривают фразу до конца, им кажется, что это очевидно. Оказывается, нет.
Работая учителем, сталкиваюсь с родителями, которые убеждены, что гуманитарные дисциплины сейчас не нужны, читать «Войну и мир» не надо, осваивать языковые нормы не стоит. Такие родители не видят главное: язык, особенно представленный в своих лучших образцах - художественных произведениях, играет большую роль в становлении человека. Через него в наше сознание попадают представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, с его помощью мы познаем окружающий мир и самореализуемся. Он связующая нить между поколениями, настоящий хранитель нашей истории и культуры.
Школьные уроки по-прежнему остаются прекрасной средой для формирования полноценной личности ребенка. Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, учителю, человеку знающему и умеющему правильно, точно, красиво выражать мысли. Ученики вместе с наставником усваивают огромные массивы информации, учатся ориентироваться в культурных понятиях, примериваются к различным ситуациям, выбирают стратегию собственного развития.
Ученик развивается в интеллектуальных конкурсах, олимпиадном движении, через исследовательскую и проектную деятельность. В течение учебного года в нашей школе успешно реализуется дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями.
Уроки же русского языка и литературы для формирования личности бесценны. Знакомясь с системой языка, ее единицами, путешествуя по страницам учебника литературы, ребята замирают от восхищения перед этой совершенной конструкцией.
Само понятие « своя культура» становится близким. Ребята (почти как Илья Ильич Обломов в монологе « А кто он такой, другой?») осознанно оценивают себя, сограждан и современное общественное устройство, ищут «развилки исторического и культурного развития», с помощью слова моделируют будущее, находят в текстах и классифицируют открытые мыслителями ценности, самоопределяются, ведут диалог.
«Чистоту нравственного чувства» дает гуманитарное образование, обеспечивая духовное здоровье нации и человечества. И как актуальны сегодня слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Эти слова помогают мне в моей работе, придают силу и уверенность в том, что для моих учеников литература и русский язык не останется просто учебным предметом, а станет частью их существования, что они смогут почувствовать и оценить притягательную силу слова.
Общество ставит перед нами новую задачу - требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления.
Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником. Педагог должен быть образцом речи, должен подавать своим ученикам пример владения языком, пример умелого использования его огромных возможностей.
Уважаемые учителя! Давайте попробуем создать образ современного учителя. Кто он? Профессионал, оптимист, организатор, трудяга, воспитатель, новатор, он - генератор новых идей. Он не считается с личным временем. Скорей бы в школу учить, помогать, убеждать. Даже слова рифмуются сами собой, потому что в любые времена учитель был, есть и будет ключевой фигурой, активным участником всех инновационных начинаний, ведущих к успеху, знаниям. Знаниям языка, литературы, традиций и культуры своей малой Родины. Только личность, обладающая основами гуманитарного образования, способна обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие новой России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка качества образования в современной школе
Почему сегодня проблема оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О...
Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.
В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс...
"Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе"
Педагогический совет "Духовно- нравственное воспитание и образование учащихся". Где рассматривается концепция по духовно- нравственному воспитанию....
Проект "Гуманитарное образование в петербургской школе"
Проект был представлен на районном этапе конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012...
Научно-исследовательская работа "Концепция социально-гуманитарного образования в современной российской школе"
Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах....
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)
В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...
«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...