Метапредметные связи. Как русский язык помогает изучать другие предметы?
статья на тему
Всю жизнь нам приходится учиться. Вот и у меня некоторое время назад появилась необходимость выяснить, чем же выражение "межпредметные связи" отличается от выражения "метапредметные связи"? Как можно использовать полученные знания в моей работе? Попробуем разобраться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_svyazi.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметные связи.
Как русский язык помогает изучать другие предметы?
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»
(Т. Эдисон)
Метапредметный подход заложен в основу новых образовательных стандартов. В соответствии с ними современные педагоги должны сделать следующее:
-сформировать у выпускников политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях,
-научить школьников при помощи метапредметных технологий видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки,
-дать возможность ребятам определить, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.
Иными словами, сегодняшний молодой человек, выходящий из стен школы, должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать её, классифицировать, применять на практике и т.д., то есть должен овладеть метапредметными компетенциями, формируемыми на уроках, известные нам как УУД.
В Программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.
Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования.
Однако для того, чтобы говорить на одном языке, необходимо определиться с кругом понятий. На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то». Очевидно, что в определении этих двух понятий прослеживаются различия.
А значит, метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная возможность объединения знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.
В школе на уроках и во внеурочной деятельности для наиболее эффективной реализации метапредметных связей можно использовать такие методы, как исследовательский, интегративный и проектный. Расположены они в таком порядке не случайно – по степени участия учителя в определении цели и задачи в учебном процессе.
Необходимо подробнее сказать о преимуществах интегративного и проектного метода. Какие метапредметные умения формируют у школьников?
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются следующие метапредметные умения:
аналитические,
учебно-информационные,
коммуникативно-речевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;
умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
умение извлекать информацию из различных источников;
умение составлять план;
умение отбирать материал по заданной теме;
умение составлять письменные тезисы;
умение подбирать цитаты;
умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение использовать различные средства наглядности;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение оформлять научно-исследовательские работы;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Ещё один метод, который становится всё более популярным, - проектный.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Применение разнообразных приемов, методов, технологий в обучении – не является самоцелью. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Каждый учитель, получая возможность использовать тот или иной инструмент, старается применить его на практике. В данном случае попробуем понять, каким же образом можно реализовать метапредметные связи в отношении русского языка и других дисциплин. Иными словами, ответим на вопрос: «Как русский язык помогает изучать другие предметы?»
Одной из составляющих программы по русскому языку является формирование словарного запаса учащихся. Работу по формированию лексического запаса учащихся необходимо проводить на каждом уроке. Во-первых, это подготовка детей к восприятию классических текстов. Предварительно можно предложить ученикам выяснить значение непонятных слов. Такая работа обогащает словарный запас учащихся, подготавливает языковой материал для восприятия художественной литературы. Кроме того происходит экскурс в прошлое языка (особенно при работе над архаизмами), тем самым познается история и традиции нашей страны. Такой же прием можно использовать при изучении новой лексики, фразеологизмов и крылатых выражений. Предложить в правую колонку вписать крылатое выражение, угадав его по описанию из левой колонки. Всё это выводит учащихся на новый интеллектуальный уровень. Исследовательская деятельность на уроках формирует метапредметные умения. Нужно работать со справочной литературой, анализировать и делать выводы, формировать свою речь, организовывать собственную деятельность. Часто для формирования лексического запаса школьников используют комплексный анализ текста. На этом этапе учащиеся учатся применять свои знания и правильно оформлять речь.
Формирование коммуникативных способностей возможно лишь на базе прочных теоретических знаний и сформированных речевых навыков. Хорошо известно, что учебная деятельность обеспечивает высокую динамику в овладении новой лексикой и новым грамматическим материалом. Именно в ходе систематического обучения речевые способности получают мощный импульс развития, происходит активное наращение словаря, связанного с предметной областью. Происходит активное «взросление» речи ребенка, который стремится говорить так, как говорит учитель, как написано в учебнике. Усложняется синтаксическая структура речи, формируется способность построения развернутых монологических высказываний.
Преподавание школьных учебных предметов в большей части образовательных организаций России ведется на русском языке. Итоговая аттестация всех уровней для всех без исключения обучающихся проходит также на русском языке. Следовательно, от качества освоения русского языка зависит общая и специальная грамотность человека (в том числе, математическая, естественнонаучная, инженерно-техническая и т. д.), его последующее развитие в качестве полноправного члена общества и профессиональная реализация в избранной сфере трудовой деятельности. Качественное освоение русского языка гражданами Российской Федерации тем самым является важнейшей для государства задачей.
Таким образом, учебная деятельность на уроках русского языка становится не просто сильнейшим импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы, развивающей среды для формирования метапредметных умений, применение которых возможно как на уроках, так и в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квалификационная работа "Связь обучения русскому языку с логопедией"
Выпускная квалификационная работа (реферат) на тему: «Связь обучения русскому языку с логопедией в специальной (коррекционной) школе VIII вида»...
Достижение планируемых предметных и метапредметных результатов по русскому языку при работе с текстом
Русский писатель и педагог Л.Н.Толстой советовал учителю: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее». Но сегодня мало любить и знать свой предмет. Как научить умению учит...
Презентация Урок русского языка «Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации"
Определение речевой ситуации трёх текстов.Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией.Стилистика – наука о стилях речи....
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...
План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.
План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели: проследить историю развития системы подчи...
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...
Русский язык в кругу других славянских языков
Цели и задачи: познакомить обучающихся с историй возникновения славянских языков, доказать их родственность; развивать навыки составления сочинений разных типов, формировать навыки перевода славянских...
Комментарии
Оригинальность материала
Уважаемые коллеги, этот материал является, по большому счёту, реферированием чужих мыслей. Я нисколько не претендую на оригинальность. Возможно, кому-то статья просто сэкономит время. Спасибо.