Организация учебной деятельности подростков с учетом нейропсихологических особенностей
учебно-методический материал по теме
Организация учебной деятельности подростков с учетом нейропсихологических особенностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация учебной деятельности подростков с учетом нейропсихологических особенностей | 962.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель мира ребенка может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия. С.В.Ковалев
И зучение межполушарной асимметрии связано с именем американского психоневролога Р. Сперри В 1981 году Р.Сперри получил Нобелевскую премию в изучение различий в деятельности правого и левого полушария головного мозга
Типы функциональной организации полушарий мозга
Правополушарные Восприятие целостное (от общего к частному) Переработка информации мгновенная Интеллект невербальный Деятельность практическая Память непроизвольная, наглядно-образная Мышление наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное , интуитивное Оперирование образами Отличительные черты Синтез текстов и слов из предложений, частей Л учше пишут сочинения, чтение-пересказ Чтение по ролям, нахождение отрывков в тексте, взаимосвязей. Хорошо выполняют задания на время, задания на правописание Ориентированы на результат Преобладают чувства и интуиция Эффективны мозговые штурмы, инсценировки, работа в группах Рекомендуется использование речевых и музыкальных ритмов, схем, таблиц, карточек, фильмов Геометрия, синтез
Левополушарные Восприятие материала дискретное (по частям), важна смысловая сторона речи Переработка информации медленная, последовательная. Интеллект вербальный, логический. Предпочитают работать с теорией. Память произвольная, знаковая. Мышление абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое Отличительные черты Анализ, дробление текстов и слов на части. Восприятие на слух, Эффективна деятельность, требующая отсроченной реакции, выполнение заданий на поиск ошибок, доказательство теорем Рекомендуется индивидуальная работа, работа с тестами Многократное повторение, запоминание посредством заучивания Склонность к анализу результатов, выделению деталей, созданию категорий, алгоритмов
ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ КАДЕТ Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении Отвлекаемость, способность к саморазвлечению Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные Любит самостоятельный выбор Использует интуицию Не любит проверять работу Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций Фокусирован на внешнее Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги. ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ КАДЕТ Видит символы (буквы, слова) Необходимы ясные письменные инструкции Повторяет фактическую информацию Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями Любит проверять работу Любит информацию в письменной форме Анализирует от части к целому Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги.
Аудиалы Часто разговаривают сами с собой, говорят ритмически; разговорчивы , легко повторяют услышанное, при чтении шевелят губами . Л егко отвлекаются на шум, предпочитают счет и письмо, легко осваивают иностранные языки. Обучаются , слушая, хорошо читают новые слова. Эффективнее обучать лекционным методом, используя вариации голоса. Работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает усвоению материала.
Особенности в обучении и поведении Визуалы Н аблюдательны, с трудом запоминают словесные инструкции, но хорошо запоминают образы, не отвлекаются на шум, в чтении успешны, отличаются живой образной фантазией. При обучении следует выделять различными цветами важнейшие аспекты содержания, записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Визуалам результативнее самим читать текст учебника, чем слушать устное объяснение темы учителем. Рабочее место должно быть хорошо освещено. При плохом освещении снижается работоспособность.
Кинестетики При общении стоят близко, стараясь под любым предлогом касаться собеседника, подвижны, имеют хорошо развитую координацию движений, много жестикулируют. Обучаются на практике, имеют хорошую интуицию, слабы в деталях, лаконичны; при чтении водят пальцем по строчке. Помнят общее впечатление. При их обучении следует использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость изложения материала. При объяснении новой темы можно использовать приемы преувеличения значимости событий. Кинестетам важно комфортное состояние тела.
АУДИАЛЫ ВИЗУАЛЫ КИНЕСТЕТЫ Организация обучения Видеть необязательно, достаточно посидеть и послушать — для них важна четкая выкладка по лексике, правильная речь. Хорошо работают в одиночку, индивидуально, вспоминают — также слухом — то, что обсуждали. Эффективнее обучаются при использовании устных объяснений преподавателя и аудиолекций Желательно, чтобы информация была представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах - если нет наглядности, любая информация воспринимается плохо. Необходима яркая образная картинка (именно по такой мысленной картинке помнят информацию). Предпочитают разбирать текст произведения или читать «с листа», чем слушать устное объяснение Лучше воспринимают информацию во время практического выполнения задания Чтобы максимально усвоить информацию, нужна деятельность. На устных предметах таким детям надо давать возможность во время запоминания материала что-то делать руками, например, вертеть в руках ручку В процессе обучения Используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации); Употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия Используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию При выполнении задания Не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; позволить проговаривать действия (так легче справиться с заданием) Разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д . Не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать ...)
АУДИАЛЫ ВИЗУАЛЫ КИНЕСТЕТЫ Организация запоминания Помнят, то что обсуждалось; запоминают слушая. Рекомендуется чтение вслух. Эффективнее обучение в условиях тишины (незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию) Помнят то, что видел, запоминает картинами, важно постоянно видеть объект запоминания. Одновременно необходимо хорошее освещение рабочего места (в сумерках и при плохом освещении снижается работоспособность) Помнят общее впечатление, запоминают, двигаясь; при запоминании соотносить с ранее полученным опытом. Необходим комфорт ( например,тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на работоспособность и результаты деятельности) Организация проверки знаний Можно ждать немедленного повторения услышанного им материала. Подходят в письменные опросы с неограниченным сроком выполнения вопросы «закрытого» типа (по заданной схеме или плану) Можно требовать быстрого решения задач. Подойдут методы устного опроса в игровой форме, задания с «открытыми» вопросами (подразумевающими свободную форму ответа, без предлагаемых вариантов), с фиксированным сроком выполнения Необходимо время для выполнения услышанного материала или выполнения задачи. подойдут методы устного опроса в игровой форме, задания с «открытыми» вопросами (подразумевающими свободную форму ответа, без предлагаемых вариантов), с фиксированным сроком выполнения Замечания Сказать шепотом "ш-ш-ш", делать словесные замечания Покачать головой, сделать замечание взглядом, погрозить пальцем Положить руку на плечо, взять за руку и отвести, т.е. прикоснуться Как посадить на занятие Ближе к учителю, воспитателю, т.к. должен все услышать. Подальше от окна, чтобы не отвлекался на разглядывание. Желательно посадить одного, дать больше места, обеспечить удобную позу.
Формирование мотивации на биохимическом уровне Если познавательные процессы протекают на фоне естественного познавательного интереса и положительных эмоций, то вырабатываются вещества, которые активизируют процесс усвоения знаний, а также делают мышление и запоминание более результативным Если обучение построено на принуждении, негативных эмоциях и создает ситуацию стресса, то вырабатываются вещества, которые снижают способность к учению и запоминанию При невыполнении этих условий, потеря учебной информации – до 32%.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.
В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....
Особенности организации учебной деятельности в классах для детей с ЗПР
Данный материал в виде презентации, в которой даются особенности детей с ЗПР, рассматриваются принципы, на основе которых построено содержание учебного материала в системе коррекционно-развивающего об...
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...
Особенности организации учебной деятельности в специальных коррекционных классах
Особенности организации учебной деятельности в специальных коррекционных классах...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье даются рекомендации о том, как надо подбирать физические упражнения и задания, чтобы они сохраняли и укрепляли здоровье ребенка, а также вызывали интерес у младших школьников к за...
статья "Организация учебной деятельности на уроках английского языка с учетом типов темперамента"
Статья будет интересна учителям, которые понимают важность индивидуального подхода в обучении....
Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика.
Доклад по теме "Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика"...