ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ НА СЛУЖБЕ ФГОС
статья на тему
Предварительный просмотр:
Сенькина Е.В.
ГБОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ НА СЛУЖБЕ ФГОС
Вступление
Десять лет назад Марк Пренски в своей статье «На горизонте» впервые употребил два новых термина: «цифровые аборигены» (digital natives) и «цифровые иммигранты» (digital immigrants). Суть терминов сводится примерно к следующему: все те, кто родился приблизительно до 1980 года, — цифровые иммигранты, т.е. люди, общающиеся с электроникой и компьютерами на «вы». Цифровые аборигены соответствующим образом появились на свет после 1980 года в окружении цифровой техники. Согласно Пренски, эти люди совершенно иначе усваивают информацию — не из книг, а из компьютерных игр и приложений внутри цифровых гаджетов.
В связи с этим у наших детей и подростков формируются другие механизмы запоминания. Доказано, что дети, пользующиеся интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Формируется клиповое сознание и мышление. Восприятие мира становится другим.
Обладают цифровые аборигены и другими отличительными признаками. Например, их внимание все время рассеяно. Выражаясь компьютерным языком, они постоянно переключаются между задачами: ответили на CMC, посмотрели короткое видео в YouTube (на длинное не хватает внимания), написали две строчки статуса в Facebook, отвлеклись на чьи-то чужие фотографии там же, и так далее, и тому подобное.
Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!
Немецкий профессор, психотерапевт, исследователь мозга, автор книги «Цифровое слабоумие» Манфред Спицер считает, что у современных детей атрофируется мозг. Однако существуют американские исследования, доказывающие, что скорость психических процессов у детей увеличивается, из чего делается вывод – дети становятся умнее. Есть также исследования, которые подтверждают, что у детей, пользующихся интернетом, выше IQ.
По мнению Марка Пренски, парадокс современного образования состоит в том, что «цифровых аборигенов» в школах обучают «цифровые иммигранты». В классах у учеников зачастую создается ощущение, что учителя - это иностранцы, говорящие неразборчиво и с сильным акцентом. «Цифровые аборигены думают и работают с информацией уже иначе, не так как мы. При обучении необходимо это учитывать. Например, совершенно бессмысленно, на мой взгляд, предлагать цифровым аборигенам в качестве задания реферат,»- говорит Марина Курвич, технолог образования в Технической гимназии.
Для современных детей, родившихся в цифровом мире, Интернет - это естественная среда обитания, в которой они очень хорошо ориентируются. И нам, учителям, просто необходимо поспевать за ними!
А что если попробовать обучать аборигенов в привычном для них пространстве? Такую возможность дает нам использование современных образовательных технологий, и веб-квест технология одна из них.
Quest в переводе с английского языка : поход, странствие; продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
Что такое образовательный веб-квест?
Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Им определены следующие виды заданий для веб-квестов (выборка моя)
- Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
- Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
- Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
- Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
- Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
- Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
- Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
- Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Данная технология помогает педагогу реализовывать требования нового стандарта образования, а нашим студентам приобрести новые компетенции и подготовиться к выпускной квалификационной работе.
Подготовительная работа учителя.
Начало работы- целеполагание (постановка цели с учетом программы учебной дисциплины), определение задач, планирование результатов.
Постановка цели учителя :
- Веб-квест «Москва в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (http://www.egormedutch.ru/home.html):
- повышение мотивации и качества учебной деятельности при подготовке к изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
(Знакомство с бытом Москвы того времени (с опорой на текст романа) должно способствовать лучшему восприятию материала на уроках, экономии урочного времени за счет внеурочной работы, что соответствует и требованиям ФГОС)
- Веб-квест «Великое наследие» (http://www.egormedutch.ru/etap_0.html):
- способствование осознанию связи между языком и историей страны, воспитание любви к родному слову и бережного отношения к языку, повышение интереса к изучению русского языка.
Этапы подготовки к квесту (задачи учителя при подготовке к веб-квету)
- Подготовить задания для групп в соответствии с предложенными ролями, определиться с результатом деятельности.
- Подобрать ресурсы для работы
- Создать инструкции для учащихся
- Создать сайт веб-квеста и разместить на нем задания, инструкции, критерии оценки
- Обеспечить обратную связь/возможность получить консультативную помощь
- Подготовить критерии формирующего оценивания (ФГОС)
ФО- новая система оценивания деятельности учащегося: оценивается не только результат, но и процесс выполнения задания: умение планировать работу, нацеленную на конечный результат, производить определенную мыслительную деятельность, находить ошибки в работе, анализировать свою деятельность, осуществлять адекватную само- и взаимооценку, планировать самообразование по результатам анализа/оценки и т.д.
- Предоставить возможность защиты работы/конечного продукта
- Инициировать рефлексию
Конечный продукт во всех случаях – создание веб- страничек (цифровой образовательный ресурс). ( ОК-5 «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». )
Мотивация деятельности, постановка цели для учащихся (целеполагание):
- «Москва в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете ...чуда маленьких открытий и личных побед?
За мной, мой читатель, и только за мной, и у тебя появится возможность
- окунуться в удивительную атмосферу "московского мира" романа Булгакова "Мастер и Маргарита",
- продемонстрировать умение работать с текстом и делать маленькие открытия,
- поделиться своими открытиями с друзьями на бескрайних просторах интернета
- и, наконец, одержать победу над противником в нелегком соревновании!
Цель работы:
1.Выяснить,почему такой многожанровый и многоплановый роман называют в том числе и бытовым романом?"
2.Создать сайт "Москва в романе "Мастер и Маргарита"
Задачи:
- определить, в какое время происходят "московские" события романа
- собрать копилочку бытовых деталей, служащих приметой того времени
- обобщить собранный материал и отобрать тот, что послужит основой сайта
В веб-квесте по русскому языку воспользовалась рекомендациями технологии проектной деятельности: основополагающий вопрос- проблемный вопрос- учебные вопросы (именно так учащиеся должны подходить к постановке вопросов в своей проектной деятельности и при подготовке ВКР)
- «Великое наследие»
Какие тайны хранит в себе наш язык? О чем он может рассказать вдумчивому читателю?
За ответами на этот основополагающий вопрос мы и отправимся с вами в путешествие, которое поможет нам
- прикоснуться к нашей истории и культуре
- узнать тайну своей фамилии
- впитать в себя частичку народной мудрости
- проникнуться чувством гордости за великое наследие-русский язык,
- поделиться своими открытиями с друзьями на бескрайних просторах интернета
- и, наконец, одержать победу над противником в нелегком соревновании .
Основная цель нашего путешествия- ответить на проблемный вопрос:
-Можно ли утверждать, что "язык — это история народ, это путь цивилизации и культуры"(А. Куприн)?
Задачи:
- изучить историю некоторых слов и выражений
- рассказать о тех моментах русской истории, культуры и быта, которые отражены в изучаемом материале
- поделиться своими находками и открытиями на созданных вами страничках сайта
Мы видим, что работа над заданиями веб-квеста «Великое наследие» способствуют формированию ОК10 (Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.)
Распределение ролей и постановка цели и задач подгруппам («Москва в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Роли и задания:
1 Комиссия по изучению жилищно-бытовых условий
- изучите квартиры, в которых проживали герои,
- найдите фотографии квартир, подходящих, по вашему мнению, под описанные в романе,
- подтвердите цитатами из текста,
- сделайте вывод об условиях жизни москвичей того времени.
2 Праздношатающиеся
- погуляйте по московским улицам того времени, на которых происходили события, описанные в романе. (кроме сцен с Мастером и Маргаритой)!!!
- найдите фотографии мест, где разворачивались действия произведения, сопроводите цитатами из текста.
- что еще интересного, отражающего дух времени, можно увидеть на улицах? Все ,что нашли интересного,- в копилочку. Попалась афиша? Берем! Нашли фото трамвая? Годится!
- не забудьте комментировать находку.
- приготовьтесь стать гидом в виртуальной экскурсии.
3 Гурманы
Ваша задача выяснить:
- где и чем можно было пообедать (позавтракать, поужинать) в Москве того времени
- какие гастрономические пристрастия у булгаковских героев
- по возможности найдите фотографии этих блюд и рецепты приготовления
- выясните, где можно найти продукты для этих блюд, то сеть изучите прилавки магазинов (в романе и в действительности)
- фотографии и рецепты, а также результат изучения прилавков поясните цитатами текста
- сделайте вывод
4 Модники
- изучите модные тенденции Москвы того времени
- найдите иллюстрирующие фотографии
- подготовьте показ моделей одежды, в которую могли бы быть одеты герои романа(подтвердите цитатами)
- сделайте выводы о возможности покупки тех или иных модных товаров
5 Романтики
Расскажите о Москве Мастера и Маргариты:
- место, где они встретились, дом, в котором творил Мастер и др
- сопроводите рассказ фотографиями и цитатами к каждой фотографии
- приготовьтесь стать гидом в виртуальной экскурсии по Москве наших героев
Итак, роли распределены, задачи поставлены.
Следующий этап (подготовка к работе) –оценка собственных возможностей и организация групповой деятельности ( ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.; ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями )
Определять задачи, заниматься самообразованием , планировать повышение компетентности поможет заполнение «листка ожиданий» и «листка опасений». Это
- для учащихся выявление собственных потребностей и определение «пробелов» в знаниях, необходимых для успешного выполнения заданий
- для учителя определение стартовых знаний и умений и запрос на удовлетворение потребностей в ликвидации пробелов
Организация групповой деятельности:
Рекомендации на сайте:
- изучите заполненный "Листок опасений"
- укажите, в чем можете стать помощником-консультантом. Занесите сведения в "Я могу!" Не забывайте потом благодарить за помощь в "Сказать "спасибо"!
- создайте в социальной сети В контактах группы Мастерская-1(для СД-11) и Мастерская-2(для СД-12)
- выберите организатора группы
- разработайте правила успешного сотрудничества, разместите в группе Мастерская-1 и Мастерская-2
- выберите ответственного в группе, который будет вести учет ПРОДУКТИВНОГО вклада каждого в работу(см критерий оценок)
- обсудите с одногруппниками, как рациональнее выполнить задание(возможно, каждый будет работать над конкретной темой или отбирать материал на конкретном ресурсе?)
На этом же этапе студенты знакомятся с критериями оценки собственной деятельности Оценка, которая складывается из понятных ученику критериев, стимулирует и мотивирует его и делает процесс обучения осмысленным. Таким образом, критериальное оценивание важно как преподавателю (выставление оценки), так и учащимся (стремление к достижению определенного образца в собственной работе). На первых порах при обучении самооценке критерии необходимы. Затем учащиеся сами смогут попробовать выработать свои собственные критерии, т.е. наметить тот эталон в выполнении задания, к которому нужно стремиться.
На данный момент этапы (мотивация, целеполагание, постановка задач), на которых учитель выступает движущей силой процесса образования, закончены . Далее учащиеся сами организуют собственную деятельность и учатся сотрудничать:
- организуют Мастерские, выбирают руководителя группы/подгруппы (ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.), организуют собственную работу (ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество),
- составляют правила успешного сотрудничества;
- осуществляют поиск и отбор нужного материала (ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития), анализируют материал
- помогают друг другу, благодарят за помощь
- устраивают обсуждения
- размышляют, делают выводы:
- анализируют материал с точки зрения целесообразности его использования на страничке сайта, делятся интересным попутным материалом
Преподавателю остается только наблюдать и по мере необходимости оказывать консультационную помощь.
Наблюдение- одна из составляющих оценивания. Результаты можно фиксировать как с помощью «Проверочных листов наблюдения» ,так и своими методами.
Помимо основной деятельности учащиеся могут проявить творчество и создать, например, тест, викторину, кроссворд. Для них это приятное развлечение, а для преподавателя- одно из средств обучения.
Когда материал у ребят готов и странички оформлены, даю им возможность обсудить работу своей группы и соперников (само- и взаимоанализ /оценка).
По результатам оценки организуется доработка. И вновь обеспечивается возможность коллективно спланировать деятельность, направленную на достижение максимально качественного результата.
Затем участники возвращаются к листкам опасения и отмечают, оправдались ли они (стало ли неумение что-то делать непреодолимой трудностью, помешавшей достичь результата или трудности были успешно преодолены), и к листкам ожидания (оправдались ли они: научился ли тому, что планировал).
Заполнение этих листов- подготовка к следующему этапу-защите проекта. Защита – это урок-рефлексия, на котором учащиеся рассказывают о своей работе по предложенному плану (общедоступен на сайте).
Помимо этого все участники заполняют Листок участника веб-квеста (письменная рефлексия, на основе которой преподаватель сможет более иметь более полную картину деятельности и оформить результат в виде графика/диаграммы).
Таким образом, правильно организованная в рамках технологии работа
- позволяет организовать внеурочную учебную деятельность учащихся в привычном для них интернет-пространстве, причем они сами добывают знания
- позволяет делать обучение дифференцированным
- способствует формированию у учащихся общих компетенций (ОК 1,2,4,5,6,7,8,10)
- дает возможным преподавателю наблюдать за процессом работы и вести формирующее оценивание на всех ее этапах
- пополняет копилочку педагога цифровым образовательным ресурсом
Мои веб-квесты:
- «Великое наследие» http://www.egormedutch.ru/etap_0.html
- «Москва в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» http://www.egormedutch.ru/home.html
- «Моя Россия: народные промыслы» http://www.egormedutch.ru/ross.html
Литература:
- «Информационные технологии в обучении языку». http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php
- «Web-квест: Новая технология работы с информационными интернет-ресурсами». Учительская газета
Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология веб-квестов на уроках литературы и мировой художественной культуры.
Работа представляет методические материалы по созданию уроков литературы и мировой художественной культуры в технологии веб-квестов. Конспекты уроков можно посмотреть по ссылкамhttp://nsportal.ru...
Использование технологии веб-квест в учебном процессе.
Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится не урокодателем...
Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".
Трудно назвать область человеческой деятельности, в которой не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ...
Дополнительная литература к учебному курсу "Образовательная технология веб-квест
В списке приводятся источники, использованные автором- составителем курса....
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Зачем нужна эта технология?Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельн...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...