Урок-конференция
план-конспект урока (10 класс) на тему
Интегрированный урок, посвящённый 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Гусинская СОШ
Урок-конференция, посвящённый 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.
Сценарий конференции.
Цель мероприятия:
расширить представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, представив учёного как всесторонне развитую личность, преодолевающую все препятствия на пути к достижению поставленной цели.
Задачи:
Образовательные – способствовать формированию познавательного интереса к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания учащихся о биографических данных и научных достижениях М.В.Ломоносова, прививать навыки чтения научно-популярной литературы;
способствовать формированию логического мышления; способствовать расширению научного кругозора учащихся; продолжить работу по обогащению словарного запаса научной терминологией.
Развивающие – развивать навыки работы учащихся с различными источниками информации, умение анализировать, интерпретировать, применять и передавать информацию; развивать интерес учащихся к учению; развивать коммуникативные способности учащихся: развитие речи, умение выступать перед аудиторией; развивать память, внимание, усидчивость учащихся.
Воспитательные – на примере жизни, деятельности и значимости нашего великого соотечественника содействовать воспитанию нравственных качеств школьников: патриотизма, любви к родному краю, гордости за историческое прошлое Родины; коллективизма, активной жизненной позиции;
пробудить уважение к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в развитии науки в нашей стране;
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, творческие.
Форма мероприятия: урок-конференция.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Подготовительная работа к конференции: работа творческих групп над поиском и подбором материала о судьбе, научной и творческой деятельности М.В.Ломоносова; создание компьютерных презентаций, работа по организации среди учащихся конкурса рисунков, составления и решение кроссвордов, написания стихов, посвящённых М.В.Ломоносову; работа группы «журналистов» над выпуском тематической стенгазеты;
разработка программы проведения конференции.
Оформление классной комнаты:
-портрет М.В.Ломоносова,
-выставка книг, посвящённых М.В. Ломоносову.
-иллюстративный материал о научной деятельности М.В.Ломоносова.
-стенгазета, посвящённая М.В. Ломоносову.
-рисунки учащихся
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программа конференции
№п/п | Содержание выступлений | Выступающие |
1 | Вступление. | Учитель русского языка и литературы Иваненкова С.Е. |
2 | Поморье – родина великого ученого. Становление будущего академика. | Учащаяся 9Б класса - Петроченкова С. |
3 | М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и русского языка. | Учащаяся 9А класса - Зеликова А. |
4 | Открытия М.В. Ломоносова в области химии | Ученик 10 класса - Савка Е., учащаяся 9А класса- Воронина К. |
5 | Открытия М.В. Ломоносова в области физики и астрономии | Учащиеся 11 класса: Братчук Н., Ворона К. |
6 | Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования. Викторина | Учитель физики Попова А.А. |
7 | Достижения Ломоносова | Учитель физики Попова А.А. |
8 | Заключение. | Учитель русского языка и литературы Иваненкова С.Е. учащиеся: ВоронинаК, Борматенкова А. |
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Цели и задачи конференции Показ слайдов презентации:(слайды №1-4)
2. Вступление (слайд №5)
Учитель: В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте. «Историк, ритор, механик. минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник», -так говорил о Ломоносове А.С.Пушкин.
Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова стоит особняком. На уроках физики, химии, литературы мы говорили о жизни и научных открытиях великого учёного, мыслителя, государственного деятеля, познакомились с его поэтическим творчеством. Пришло время подвести итоги. Сегодня наша конференция посвящена этому великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову. А.С.Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», и сегодня с полным правом можно сказать, что его слова были пророческими.
3. Основная часть.
1. Поморье – родина великого ученого. Становление будущего академика.
(Слайд№6) Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова.
Выступление ученика (Приложение №1: презентация )
2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы.
Выступление ученика (Приложение №2: презентация)
Учитель: Множество препятствий на своём пути к достижению цели пришлось преодолеть М.В.Ломоносову. Его жизненный пример восхищал и будет восхищать наших соотечественников. Известный смоленский поэт Н. Рыленков написал стихотворение, посвящённое М.В.Ломоносову
Ученик.:
***
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
3.Открытия М.В. Ломоносова в области химии (Слайд №7)
Выступление ученика (Приложение №3: презентация)
4.Открытия М.В. Ломоносова в области физики и астрономии (Слайд №8)
Выступление ученика (Приложение №4: презентация)
5.Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования (слайд №9)
Учитель: Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Одним из славных деяний Ломоносова было основание и устройство университета в Москве. (1755г.) Ломоносов и план начертил, и кирпич сортировал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, указал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии, надеяcь, что, может, и в последующем поколении начнёт понемногу вспыхивать талант. Ведь преодолел же отец будущего учёного свойственный его землякам консерватизм, недоверие к петровскому указу строить морские суда на новоевропейский манер! Дядя отца Лука Ломоносов хоть и неучён был, но ценил образованность, а в мореходном таланте ему равных не было по всему Поморью. Талант Ломоносовым принят был в виде таинственной далёкой эстафеты, взращён на поморском упрямстве, которое превращалось в стремление отстоять свою личность.
Михаил Васильевич весной 1765 г. простудился и 4 апреля умер. Перед смертью он говорил своему другу: «Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить всё, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне…»
6. Викторина ( групповая работа) (слайды №10-12) (Приложение№5)
7.Рефлексия. Достижения Ломоносова (групповая работа)
(Слайд №13-14)( Приложение№6)
Учитель: И вновь мы обращаемся к наследию М.В.Ломоносова. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) — ведущий и крупнейший вуз Москвы, центр отечественной науки и культуры, один из старейших университетов России.
МГУ включает 9 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов и более 300 кафедр. В Университете обучается более 31 тыс. студентов и около 7 тыс. аспирантов. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 4 тыс. профессоров и преподавателей, около 5 тыс. научных сотрудников. Вспомогательный и обслуживающий персонал насчитывает примерно 15 тыс. человек.
Университет имеет в своем распоряжении более 600 зданий и сооружений, включая Главное Здание на Ленинских (Воробьёвых) горах. Их общая площадь около 1 млн м². Только в Москве территория, занимаемая МГУ, составляет 205,7 га. Планируется дальнейшее расширение территории Университета.
В МГУ им. М.В.Ломоносова имеют возможность получить одно из лучших образований в мире студенты не только России, но и других стран. Выпускники многих смоленских школ, а также выпускники нашей школы успешно обучаются в этом учебном заведении. Мы считаем, что это достойный пример для подражания. Учитесь, стремитесь, дерзайте!!! Ведь именно к вам, будущему поколению обращается великий русский учёный, М.В.Ломоносов:
О, вы, которых ожидает
Отечество из недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте нане одобренны
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать
8. Заключение (слайд №15)
Учитель: Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на “величайшую степень величества, могущества и славы”.
Завершить сегодняшнюю конференцию хотелось бы стихами – одами в честь великого учёного. Эти стихи сочинили наши ученики:
Воронина Кристина:
***
В потёмках мира, в суматохе дней
В семье обычной рос мальчишка.
Читал, учился, не замечая смех людей
И что ж, подрос и многого добился!
Ну а пока, назло отцу,
Не слушая его запреты,
Он смело отправляется в Москву…
Кругом зима, но в сердце парня – лето!
И вот - Москва во всей красе!
Теперь – за книги и тетрадки:
Учить новейшие порядки
И познавать законы – все!
Он здесь учился, за границей,
Законы смело открывал.
И многого успел добиться…
Лишь потому что, что желал!
Россия смело им гордится:
науку поднял на ура!
Смог в жизни многого добиться –
Тот подвиг помнит вся страна!
А кажется, простой мальчишка,
Чтенье книг – его игра.
Идёт в Москву – с тетрадкой, книжкой,
Когда на улице – зима.
Борматенкова А,:
***
Сам смысл жизни Михаила Ломоносова:
«Утверждение наук в Отечестве»,
Он был настолько умный и серьёзный,
Что уважает его – всё человечество!
Сам Пушкин говорил всему народу,
Что самобытный он сподвижник просвещения!
И у людей, и у всего народа
Он вызывал и вызывает восхищение!
Таким умом он одарён был Богом,
Что стал науки изучать.
А мы ведь знаем, что это нелегко –
Так хочется ведь многое узнать!
Гордимся мы, что знаем Ломоносова -
Такого умного! И гения страны!
Прошу, друзья, вы чтите Ломоносова,
И все его великие труды!!!
10. Рефлексия (слайд №16).
Учитель: С помощью аплодисментов оцените работу нашей конференции.
Спасибо за внимание!
Гусино 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе Дата: 10/48. «Электромагнитные волны». Тип урока: урок – конференция. Метод проектов
10/48. «Электромагнитные волны»....
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."
презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»
На уроке были заявлены следующие цели:Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.Определить, какие урок...
Конспект урока - конференции по географии в 10 классе по теме: "Урбанизация". Презентация учителя к уроку.
Форма проведения урок - конференция с использованием игровой, ИКТ технологий и технологии проблемного обучения....
Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).
Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....