проект Междисициплинарное обучение
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Буду рада услышать ваши отзывы, предложения, поделитесь своим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistovoy_proekt.doc | 179 КБ |
prilozhenie_1._vidy_deyatelnosti.docx | 22.12 КБ |
prilozhenie_2_sredstva_massovoy_informatsii.docx | 403.49 КБ |
prilozhenie_3_rezultaty_kursa_mdo.docx | 111.06 КБ |
prilozhenie_4_monitorin_d_v_ramkah_kursa_mdo.docx | 50.42 КБ |
prilozhenie_6_otzyv_na_proekt.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
620085 Свердловская область г. Екатеринбург улица Санаторная дом 20,
e-mail: http://школа44.екатеринбург.рф/
Проект:
«ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО, ФГОС ООО »
Разработчик:
Худоярова Марина Усмановна,
Учитель биологии
МАОУ СОШ № 44
Екатеринбург, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта.
Комплекс мероприятий в рамках реализации проекта.
Введение.
Глава I . Теоретическое обоснование проекта.
1.1. Программа д.п.н. Н.Б.Шумаковой «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение».
1.2.Формирование метапредметных результатов образования посредством технологии междисциплинарного обучения.
Глава II . Управление реализацией проекта.
2.1. Сроки и этапы реализации проекта.
2.2. Описание необходимых условий для реализации проекта.
2.3. Мониторинг метапредметных достижений обучающихся.
2.4. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
Заключение.
Приложение № 1 «Виды деятельности, реализуемые в рамках проекта»
Приложение №2 «Освещение проблематики в средствах массовой информации»
Приложение № 3 «Результаты реализации проекта»
Приложение № 4 «Методика мониторинга сформированности УУД в рамках курса МДО»
Приложение №5 «Система уроков в рамках реализации проекта»
Приложение №6 «Отзыв на реализацию практической части проекта»
Паспорт проекта.
Комплекс мероприятий в рамках реализации проекта.
№ п/п | 3адача | События | Сроки реализации | Конечные продукты деятельности субъектов проекта |
ЭТАП 1. (подготовительный, 2013 год) | ||||
1. | Работа по созданию необходимых организационных и кадровых условий для реализации проекта | Проведение Педагогического Совета | Сентябрь 2013 | |
- Обучение на курсах повышения квалификации по программе «Междисциплинарное обучение» | Ноябрь 2013 | |||
- Самообразование педагогов с целью погружения в метапредметное содержание | Ноябрь 2013 – март 2014 | |||
Проведение консультаций, методических совещаний по теме проекта | В течение года | |||
-подготовка родительской общественности к введению нового курса | Март 2014 | |||
ЭТАП 2. (практический, 2014-20165годы) | ||||
1. | Разработать уровневую модель внедрения технологии междисциплинар ного обучения в образовательный процесс в условиях реализации ФГОС | Формирование творческой группы по разработке уровневой модели | Март 2014 | Разработка подходов к оценке метапредметных образовательных результатов на всех уровнях образования. |
Заседания творческой группы по разработке уровневой модели | Апрель 2014 – август 2014 | |||
Разработка единичных проектов учреждений «Внедрение метапредметных технологий» | Март 2014 | |||
Корректировка ООП НОО, ООО. | Май 2014 | |||
2. | Реализация проекта | Заседания ШМО, утверждение плана реализации проекта | Апрель, август, ноябрь 2014 | |
Проведение единого дня проектов для учащихся, занимающихся в рамках проекта | Декабрь 2014 | |||
3. | Разработка дидактического материала, методического материала, диагностических карт для реализации проекта | Разработка системы занятий для обучающихся в рамках проекта, разработка технологических карт занятий, рабочих листов для обучающихся (приложение 5) | Апрель-май 2014 | - Рабочие программы метапредметных курсов, реализованных в ходе проекта - Банк сценариев метапредметных учебных и внеучебных занятий, образовательно-игровых сессий и образовательных событий и др. |
Подбор инструментария диагностики УУД, метапредметных результатов. | Август 2015 | |||
Реализация программ метапредметных курсов . | С сентября 2015 | |||
Вовлечение социальных партнеров в реализацию практического блока проекта (Приложение 6) | До декабря 2015 | |||
4. | Определить подходы к оценке эффективности проекта на уровне инновационной деятельности | Семинар «Методы оценки метапредметных образовательных результатов обучающихся» | Август 2015 | Диагностический пакет материалов для оценки метапредметного образовательного результата |
Разработка инструментария для проведения входной диагностики метапредметных результатов обучения обучающихся | Сентябрь 2015 | |||
Проведение входной диагностики метапредметных результатов обучения обучающихся. | Октябрь 2015 | |||
5. | Реализация плана образовательных событий для обучающихся | Семинары, консультации, мастер-классы, открытые уроки, индивидуальные консультации | В течение всего периода | |
Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня с результатами работы в рамках проекта | В течение всего периода | |||
6. | Повышение квалификации педагогов через организацию мастер-классов в технологии мдо | Разработка системы открытых занятий для повышения уровня мастерства педагогов | До сентября 2014 | План работы с педагогами и родителями |
Разработка системы открытых занятий для родителей с целью повышения компетентности родителей в сфере обучения. | С января 2015 | |||
7. | Спроектировать и подготовить условия для внедрения продукта, подготовка субъектов-пользователей | Семинары, конференции, демонстрирующие практику по работе в технологии МДО. Рабочие группы для обучающихся и родителей по созданию социально-значимых проектов. | В течение всего периода | - Методические рекомендации по реализации детско-взрослых социально-значимых проектов |
8. | Разработать систему критериев и показателей оценки уровня владения педагогом МДО технологией. | Организационно- деятельностный семинар «Оценка уровня владения педагогом МДО технологией | Февраль 2015 | Инструментарий для оценки уровня владения педагогом метапредметными образовательными технологиями |
Разработка и апробация диагностического инструментария | Март-апрель 2015 | |||
ЭТАП 3. (контрольно-коррекционный, 2015-2016 годы) | ||||
1. | Организовать оценку эффективности проекта на уровне образовательного учреждения | Проведение промежуточной и итоговой диагностики метапредметных результатов обучения обучающихся | Октябрь 2015 г, ноябрь 2016 г | Аналитическая записка |
2. | Корректировка программы работы | Корректировка плана реализации проекта | Сентябрь 2016 | |
Корректировка рабочих программ педагогов | Октябрь-ноябрь 2016 |
Введение
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009.
Данный проект дополняет и расширяет содержание образования, позволяет внедрить новые психолого-педагогические технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, стимулирует к дальнейшему совершенствованию технологий исследовательской деятельности, новых подходов к учебной и воспитательной работе в школе и выстраиванию индивидуальной траектории в сопровождении одаренных детей.
Программа «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение» (автор Шумакова Наталья Борисовна, ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессор МГППУ, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, отличник народного просвещения, доктор педагогических наук, доктор психологических наук) предусматривает осуществление инновационных преобразований в разработке учебного занятия, использование новых технологий в обучении и воспитании, направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей.
Актуальность темы применения в образовательном процессе междисциплинарной программы обучения детей обусловлена необходимостью в поиске новых путей и средств, как в организации учебного процесса, так и в стратегии развития социальных компетенций учащихся, которым предстоит жить и работать в новом мире, а также социальной востребованностью новых решений задач по организации условий управления процессами в современном российском образовании.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Сегодня слабо в школе формируются надпредметные умения , такие как умение добывать знания из различных источников информации, устанавливать причинно-следственные связи, производить рефлексию собственной деятельность, т.е. исследовательское мастерство. Программа
«Междисциплинарное обучение» создает условия для формирования универсальных учебных действий учащихся, прописанных в стандартах второго поколения, определяющих современное качество образования.
Это определило тему нашего проекта «Технология междисциплинарного обучения как условие формирования метапредметных результатов обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО»
Цель проекта: создать условия для формирования метапредметных результатов обучения на основе использования программы и технологии междисциплинарного обучения.
Задачи:
1.Организация профессиональной подготовки всех педагогических кадров к использованию технологии междисциплинарного обучения.
2. Апробирование технологии междисциплинарного обучения в образовательном процессе с целью достижения метапредметных результатов обучающихся в школе 1 и 2 ступеней.
3. Создание условий для самореализации и развития творческого потенциала обучающихся, овладения всеми обучающимися базовыми метапредметными умениями;
4. Проведение мониторинга результатов деятельности по программе Н.Б.Шумаковой «Одаренный ребенок» «Междисциплинарное обучение».
Гипотеза: Использование программы Н.Б.Шумаковой «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение», а также технологии междисциплинарного обучения в образовательном процессе создает условия для формирования метапредметных результатов обучения.
Основная идея проекта:
Работая по программе Н.Б.Шумаковой «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение», хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся образовательного учреждения. Таким образом, программа МДО позволяет создать условия для наиболее полного раскрытия и развития творческих и интеллектуальных способностей всех учащихся, а особенно тех, чья любознательность и потребность в познании выходят за пределы возможностей традиционного обучения, т.е. ускоряет развитие одаренных детей и дает возможность поднять уровень интеллектуального и личностного развития других участников учебного процесса.
Программа междисциплинарного обучения соответствует основным направлениям модернизации образования, поскольку реализуемая в образовательном процессе технология содержит:
- системно-деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, творческой деятельности;
- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их индивидуальным особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика.
Предполагаемые изменения касаются, прежде всего, организации процесса обучения обучающихся, его кардинальной перестройки - переходу от репродуктивной знаниевой парадигмы к деятельностной развивающей, с целью формирования и развития метапредметных умений обучающихся.
Современное образовательное учреждение в соответствии с требованиями ФГОС должно формировать у детей не только знания, умения и навыки, но и культурные способы мышления, действия, коммуникации, понимания, рефлексии, воображения, которые имеют метапредметный статус и являются основой.
Глава I . Теоретическое обоснование проекта.
1.2. Программа д.п.н. Н.Б.Шумаковой «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение».
Программа «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение» доктора педагогических и психологических наук Натальи Борисовны Шумаковой предусматривает осуществление инновационных преобразований в разработке учебного занятия, использование новых технологий в обучении и воспитании, направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей.
Работая по программе междисциплинарного обучения педагоги овладевают технологией МДО, которая подразумевает особую структуру урока, форму работы и представления результатов групповой работы учащихся. Работая по этой программе уже не первый год, хочется сказать об использовании МДО - технологии для построения урока и на других предметах в том числе. Программа МДО в начальной школе – пропедевтика формирования универсальных учебных действий, применение технологии МДО служит для развития ключевых компетенций учащихся на уроках по всем предметам в средней и старшей школе. Урок в технологии МДО может быть эффективно использован для повышения качества обучения школьников, так как в ходе урока МДО формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Школьники осваивают самое главные умения - умение учиться, умение принимать решение, умение выражать собственные мысли, опыт самостоятельной деятельности - а это фундамент целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, заложенных в Стандартах второго поколения.
Задачи курса :
1.Развитие широких познавательных интересов.
2.Развитие целостной картины мира и системного мышления у детей.
3.Развитие творческого критического и логического мышления, способности к решению проблем.
4.Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, и исследовательской работе.
5.Обучение умению работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека).
6.Развитие способности к самопознанию, пониманию ценности и уникальности другого человека.
7. Совершенствование коммуникативных умений обучающихся.
Работая по этой программе уже не первый год, хочется сказать об использовании МДО - технологии для построения урока и на других предметах в том числе. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. Чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках природоведения, истории, литературы и др.
Схема проведения учебного занятия с использованием технологии МДО со школьниками выглядит следующим образом:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5.Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10.Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11.Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие монологической научной речи, развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов,- представление доклада с целью сообщения нового знания;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
1.2. Формирование метапредметных результатов образования посредством технологии междисциплинарного обучения.
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
В качестве центрального звена творческого развития ребенка выступает исследовательская активность учащихся. В связи с этим, особенности построения содержания и методов обучения на каждой ступени образования должны быть направлены на то, чтобы высокая исследовательская активность ребенка, проявляемая им в разных формах, его повышенные познавательные возможности имели обильную «питательную среду» и были «востребованы» в процессе обучения в школе. Это возможно достичь благодаря и использованию в обучении такой комплексной технологии как междисциплинарное обучение.
Содержание программы строится вокруг широких глобальных тем. Каждая новая тема предполагает возвращение к предыдущим темам, но уже на новом витке спирали. Междисциплинарные обобщения позволяют обеспечить развитие у школьников целостной картины мира. Программа МДО совершенствует коммуникативные способности, учит сотрудничеству, что обеспечивает создание благоприятного психологического климата для каждого учащегося.
Занятия по этой программе обеспечивают условия для успешной социальной адаптации учащихся в школе и в обществе, т.е. дает возможность влиять на образовательную и социальную среду школы.
Глава II . Управление реализацией проекта.
2.1. Сроки и этапы реализации и проекта.
Для организации проекта, прежде всего, необходимо создание методического объединения педагогов или творческой группы, желающих участвовать в инновационной работе. Специальное материально-техническое оснащение для реализации проекта не требуется, т.к. инновации касаются процесса живого педагогического общения учителей и учеников.
1 этап. Подготовительный этап (февраль -май 2013 года)
В рамках данного этапа предполагается завершение работы по созданию необходимых организационных и кадровых условий для реализации проекта:
- разработан и утвержден план заседаний Педагогического совета по реализации проекта;
- сформирована творческая группа из числа участников проекта, основная задача которой - разработка уровневой модели;
- организовано обучение педагогов с целью погружения в метапредметное содержание.
Созданные на данном этапе условия во многом определят содержание дальнейшей деятельности по реализации проекта.
2 этап. Практический (август 2013 года - сентябрь 2013 года)
На данном этапе предстоит разработать:
- локальные проекты по внедрению технологии междисциплинарного обучения в образовательный процесс;
- рабочие программы метапредметных курсов;
- апробировать сценарии учебных и внеучебных занятий на основе технологии междисциплинарного обучения на разных уровнях образования;
- подходы к оценке метапредметных образовательных результатов на всех уровнях образови показатели оценки уровня владения педагогом метапредметными образовательными технологиями;
- осуществить:
- разработку/корректировку основной образовательной программы учреждений с учетом реализации локальных проектов;
организовать:
- семинары, образовательные сессии, семинары-практикумы, конференции, демонстрирующие инновационную практику педагогов;
- методическое сопровождение участников
- деятельность учащихся по разработке и реализации детско-взрослых социальных практик, творческих и исследовательских проектов;
- диагностику метапредметных результатов обучения и мониторинг развития базовых способностей обучающихся.
3 этап. Контрольно-коррекционный (октябрь 2014 года - ноябрь 2015 года)
Основное его назначение – организовать оценку эффективности проекта.
На данном этапе предстоит провести итоговую диагностику метапредметных результатов обучения обучающихся и анализ результатов, полученных в ходе мониторинга базовых способностей обучающихся. Подготовить отчет о реализации локальных проектов ОУ и презентовать итоговые продукты на муниципальной конференции.
2.2. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
Для мониторинга достижения поставленных в инновационном проекте целей и задач возможно использование следующих показателей:
№ п/п | Показатели | Единицы измерения |
1. | Совершенствование качества знаний обучающихся | В процентах |
2. | Формирование метапредметных компетенций обучающихся и универсальных учебных действий | Абсолютные величины |
3. | Мониторинг состояния психофизического здоровья обучающихся | В процентах |
4. | Статистические данные об уровне воспитанности обучающихся | Проценты и абсолютные величины |
5. | Внедрения новых психолого-диагностических программ в учебно-воспитательный процесс | Абсолютные величины |
6. | Количество выявленных одаренных детей. | Абсолютные величины и проценты |
7. | Количество обучающихся, задействованных в реализации социально-значимых проектов. | Абсолютные величины и проценты |
8. | Результаты психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-х, 5-х и 9-х классов. | В процентах |
9. | Статистические данные о количестве обучающихся, охваченных дополнительным образованием | Абсолютные величины и проценты |
10. | Ведение портфолио обучающихся. |
2.4. Мониторинг метапредметных достижений учащихся.
Оценка проводится специалистом психологом в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Основное содержание оценки в школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.
Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).
Формы оценки:
- индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос;
Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). В старших классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года.
Оценка результатов опыта работы.
Очень важным для нас является и то, что в результате работы над становлением МДО возрастает профессиональный уровень учительского коллектива школы. Не у всех педагогов достаточно профессионализма, чтоб найти нужные слова, поддерживающие робкие шаги к проявлению познавательной активности и готовности к участию в групповой работе всех учащихся. Помощь учителю и учащимся может и должны оказать и коллеги и педагог-психолог. Сотрудничество взрослых участников педагогического процесса позволит каждому ребенку реализовать свой потенциал в развитии интеллекта и позволит воспитать значимые в социальной адаптации личностные свойства. На скорость интеллектуального и личностного развития детей влияют технологии, используемые учителем, его профессионализм и готовность к творчеству.
Междисциплинарное обучение - это одновременное использование нескольких технологий, объединенных воедино для достижения конечных целей. Ведь целью деятельности школы является создание условий для приобретения учащимися системы компетенций.
Курс междисциплинарного обучения по программе «Одаренный ребенок», разработанный Н.Б. Шумаковой, позволяет решать актуальную задачу развития целостного миропонимания и системного мышления обучающихся, способствуя тем самым реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Занятия в рамках проекта ведутся педагогами в парах. Пары могут быть как постоянными так и меняющимися в зависимости от материала, который разбирается в рамках определенного занятия. Например, существует такое понятие как временные границы(эпоха, эра, исторический период и.т.д.) На формирование данного понятия историки и естественники смотрят по разному не интегрируя между собой материал. Работая в рамках проекта мы формируем у обучающихся единое понятие временных рамок путем интеграции материала, историк и естественник оперируют одинаковыми терминами и у ребенка нет расслоения в сознании. Он четко понимает, что эра и в истории и в биологии и в географии это четко определенный период времени в который происходят определенные биологические, исторические, географические, химические и физические процессы. Еще пример: рабата с текстом. В рамках обычной школы учитель русского языка работает с текстом по своим правилам, требует выполнение этих правил от обучающихся. В свою очередь географ с этим же текстом работает по своему, историк работает по своему, и т.д. Ребенку приходится подстраиваться под требования всех педагогов сразу. Интегрируя работу, мы имеем возможность предъявлять одни и те же требования к выполнению одинаковой работы на разных уроках. Благодаря работе в проекте, мы сумели выстроить работу с текстом по единым требования, на всех предметах. Есть занятия, интеграция которых основана на предметной составляющей. Например, в курсе литературы 5 класса есть отрывок «Затерянный мир». Читая это произведение, ребята получают знания из курса биологии, географии, истории, ОБЖ. Урок литературы в данном случае ведут преподаватели литературы, ОБЖ, географии, биологии. Каждый отрабатывает на этом тексте свой предметный материал. Данный вариант возможен, так как все предметники владеют технологией МДО, что дает свой положительный результат. Каждый предметник мотивирует обучающихся к мыслительным процессам через различные виды деятельности. (Приложение 1).
Введение курса «Междисциплинарное обучение» - Н.Б. Шумаковой в обычную общеобразовательную школу обусловлено возможностью поставить и работать над достижением двух основных целей: во-первых, не пропустить ни одного одаренного ребенка, снабдив его необходимыми для развития знаниями и умениями и ребенка с высокой познавательной активностью; во-вторых, повысить познавательную активность, обеспечив целенаправленное развитие познавательных психических процессов в совместной с одаренными детьми деятельности у учащихся с низкой интеллектуальной активностью.
Актуальность систематической работы над развитием логического и творческого мышления, умения сотрудничать, видеть и решать проблемы в нетрадиционных условиях, принимать решения и отвечать за них, отстаивать их не требует доказательств.
Достижение этих целей возможно при обязательном сотрудничестве учитель и педагога-психолога, обеспечивающего психологическое сопровождение учебного процесса. Важным в достижении педагогически положительного результата является работа в команде. Первым этапом подготовки к введению программы явилось участие учителей и психолога в авторских семинарах Н.Б. Шумаковой и педагогов школы-лаборатории «Созвездие», организованных центром «Одаренность и технологии». Обучение прошли 5 педагогов начальной школы, в том числе завуч и педагог-психолог. Учителя реализуют проект на разном уровне. Я сама ка преподаватель МДО работаю в данном направлении 7 год. Есть определенные результаты. Диагностические процедуры проводятся два раза в год в 1-х классах, а один раз во 2-х, 3-х, 4-х, 5-х, 6-х, 7-х классах. Такая система диагностики позволяет увидеть динамику познавательной мотивации, и уровня развития познавательных психических процессов, логического и творческого мышления.
Сравнительный анализ результатов диагностик позволяет говорить о том, что курс МДО является активным стимулятором развития общих интеллектуальных способностей детей, повышает мотивационные процессы обучения. Наблюдая за динамикой познавательных интересов у учащихся, родители с активность вовлекаются в процесс познания в рамках проекта. Результаты реализации проекта и методика оценивания сформированности УУД представлены в приложениях 3,4.
Информация о реализации проекта размещена на моем сайте и освещается в средствах массовой информации.
Ссылка на мой сайт(результаты работы по проекту):
http://nsportal.ru/marina-hudoyarova сайт учителя биологии, географии.
Освещение данной проблемы в средствах массовой информации: http://гор.сайт/?do=gosti&id=7&city=polevskoy. (Приложение 2)
Так же опыт по реализации проекта был представлен педагогам области на базе ИрРО в рамках курсов повышения квалификации педагогов путем проведения системы занятий с учителями в рамках программы «Технология МДО как условие развития талантливых школьников»
В нашей школе данный курс был апробирован на учащихся начальной школы с 2006 года, а с 2008 года продолжен в основной школе. Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов, содержит системно-деятельностный характер обучения и дает высокие результаты обучения и личностного развития обучающихся.
Заключение.
Планирование дальнейшей деятельности по проекту:
1. Разработка рабочих программ по предметам с учетом применения технологии МДО для развития ключевых компетенций учащихся.
2. Разработка структуры урока в технологии МДО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
3. Проведение мониторинга уровня сформированности компетенций обучающихся.
4. Введение рейтинговой оценки качества образованности учащихся в начальной, средней и старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС.
5. Анализ полученных результатов в соответствии с целями и задачами проекта.
6. Накопление литературы, создание фонда библиотеки по программе «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение»
Результаты реализации проекта
Переход и реализация нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования на основе использования технологии междисциплинарного обучения;
Удовлетворение образовательных потребностей личности, семьи и общества, включение индивидуальных образовательных траекторий в повседневную педагогическую практику;
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся;
Подготовка квалифицированных кадров для работы с одаренными детьми;
Увеличение числа кабинетов, имеющих учебно-лабораторную, технологическую и компьютерную базу, в соответствии с современными требованиями и нормами;
Формирование единого образовательного пространства, открытого для родительского педагогического и ученического сообщества
Одним из показателей эффективности работы школы являются также результаты ЕГЭ выпускников школ.
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития всего общества и каждого человека в частности. Качественные результаты реализации проекта представлены в приложении №3.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Виды деятельности, применяемые в рамках проекта «Создание единого образовательного пространства для обучающихся по программам ФГОС НОО, ФГОС ООО,ФГОС ОВЗ через реализацию курса МДО»
МАОУ СОШ № 44.
Автор Худоярова Марина Усмановна, заместитель директора по уд.
Вид деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
1. Игровая | Ролевая игра Деловая игра Социально-моделирующая игра | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Ролевая игра |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Деловая игра | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Социально-моделирующая игра | ||
2. Познавательная | Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. Дидактический театр, общественный смотр знаний. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Дидактический театр, общественный смотр знаний. | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) | ||
3. Проблемно-ценностное общение | Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Этическая беседа |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Дебаты, тематический диспут | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов | ||
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия самостоятельного социального действия | Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали | ||
5. Художественное творчество | Кружки художественного творчества. Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Кружки художественного творчества. |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. | ||
3. Получение опыта | Социальные проекты на основе художественной деятельности | ||
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) | Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми). КТД (коллективно-творческое дело). Социальный проект. | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми). |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | КТД (коллективно-творческое дело). | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Социальный проект. | ||
7. Трудовая (производственная) деятельность | ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества. Трудовой десант, сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика». | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Кружки технического творчества |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика». | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | |||
8. Спортивно-оздоровительная деятельность | Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты. | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Школьные спортивные турниры. | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты. | ||
9. Туристско-краеведческая деятельность | Образовательная экскурсия Туристический поход Краеведческая экспедиция Туристско-краеведческая экспедиция | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Образовательная экскурсия |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Туристический поход | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Краеведческая экспедиция Туристско-краеведческая экспедиция |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Освещение проблемы в средствах массовой информации
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
Марина Худоярова, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, преподаватель МДО
2000 гг – окончила Уральский государственный педагогический университет, по специальности биология, география.
С 1997 г – работает образовательных учреждениях города.
С 1999-2012 гг. – заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии в школе №13.
С 2012-2014 гг – учитель биологии, преподаватель МДО в школе №8
С 2014-по наст.время – заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, преподаватель МДО
ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА
Не каждый родитель современного школьника знает по какой программе или методике обучается его чадо. Время диктует свои правила. Ежегодно в сфере образования вносятся изменения с учетом последних тенденций развития нашего общества. Если раньше школьников среднего звена обучали, как включить компьютер, то сегодня уже ученики начальной школы составляют целые проекты в электронном виде.
Наш гость – заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, преподаватель МДО Марина Худоярова.
Марина, Вы преподаватель МДО – расскажите, что это за система?
Пять лет назад в 2010 году в начальной школе впервые начали применять стандарт второго поколения ФГОС. А если по-простому, то это новые технологии работы учителя, который входит в класс к современным ребятам. Сегодняшний ученик окружен огромным количеством информации разной по содержанию. И задача современного учителя наряду с предметной составляющей помочь ребенку, а вместе с ним и родителю сориентироваться в огромном информационном потоке. Одной из таких универсальных технологий, на мой взгляд, является технология МДО, или междисциплинарное обучение.
А в чем ее суть?
На мой взгляд, и, по мнению самого автора программы Натальи Шумаковой, МДО – это некий универсальный инструмент для всех ребят, потому что каждый имеет собственный потенциал индивидуального развития. А задача педагогов, работающих в технологии МДО заметить, услышать, увидеть это. Мы с ребятами называем ее – технологией успеха, потому что каждый ребенок может добиться результата и стать успешным.
Вообще эту технологию впервые начали применять в образовательном процессе около 5 лет назад. Учителя в классе работают парами, а материал выдается комплексно, что позволяет облегчить загруженность школьников, научить его исследовать и принимать решения.
МДО ориентирует современного ученика на мобильность, умение выстраивать свою позицию как учебную, так и жизненную. Дает возможность обеспечить открытость образовательного пространства, поскольку благодаря этой технологии материал изучается не только традиционно по учебникам, а методом исследования пространства, которое вокруг нас.
Марина, а Вам не кажется, что подобную систему уже применяли?
Скептики скажут, что это было и раньше, в чем новизна? Новизна, как раз, и заключается в том, чтобы посмотреть на ту или иную тему с разных сторон. Я никогда не думала, что будучи естественником по образованию, смогу преподавать основы биологических знаний вместе с учителем литературы, читая произведение «Затерянный мир» в 5 классе. А когда попробовали с коллегами интегрированные уроки, то поняли, что одна тема у ребят получилась целой потому, что мы, педагоги, сумели взглянуть на нее целостно. И ребенок, уходя с такого урока знает – не важно в какой ситуации он окажется, у него всегда будет верное решение, потому что учителя помогли ему это понять. Я сама мама 15летнего сына и могу с уверенностью сказать, что эта технология помогает сохранить интерес к обучению даже у взрослых ребят.
А требует ли эта система специального обучения учителя?
Система, безусловно, сложная, требующая серьезного обучения. Кроме того, технология подразумевает кропотливый период подготовки педагога к уроку, но результат, который мы получаем он того стоит.
Я сама уже три года преподаю по технологии МДО. И для меня первый год был очень трудным, но я прошла хорошую подготовку в ИрРО и теперь уже, конечно, гораздо легче. На сегодняшний день технологию МДО активно применяют в школе №8, причем, начиная с первых классов. Знаю, что пробовали работать в школах №17 и №18, но ушли в процесс интегрированного обучения. Я считаю, что чем мобильнее учитель, тем успешнее его ученики. Новый стандарт образования ставит перед нами как профессионалами новые цели. Мы должны дать в руки молодому поколению универсальный инструмент, с помощью которого выпускник школы сможет выстроить собственную траекторию жизненного пути, не пренебрегая при этом фундаментальными предметными знаниями.
Ребенок, который через четыре года придет в 10 класс, уже будет обладать знаниями школьной программы. И в 10-11 классе он будет нацелен лишь на то, чтобы четко сформировать для себя науки, необходимые для вузовского образования.
Получается, что можно объединить математику и литературу и рассказать детям в рамках одного урока?
В технологии МДО объединяются все предметы урочной и внеурочной деятельности. В рамках данного курсы мы закладываем принципы работы, которыми ребята пользуются на всех предметах. Например, работа с текстом, которая чаще всего идет на занятиях МДО готовит учащихся к экзаменам в современной форме. Мы анализируем текст, составляем схемы, ищем доказательства, факты, примеры в конкретных текстах. Это залог успешной сдачи экзаменов.
А как родители реагируют на эти нововведения?
Очень интересный опыт сложился в школе № 8. На многих занятиях присутствуют родители. Причем они являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса. Диалог между родителем и ребенком на почве проблемы МДО выстраивается всегда интересно, результаты бывают необычными.
Изначально курс вызывал много негатива, но когда процесс был запущен и появились первые результаты – отрицания стало меньше. Я сама как учитель изначально отвергала данную технологию, так как это трудоемко, ко многому обязывает, но после стажировки в школах Екатеринбурга и Каменск-Уральского поняла, что овчинка стоит выделки. Коллеги по разному относятся к тому, что мы делаем: принимают, отторгают, но так было всегда.
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Мониторинг апробации курса МДО:
«Зачем я хожу в школу…»
Когда я вырасту, я буду…
Я больше всего люблю…
Что главное в учебе?
Данные, представленные в диаграммах, характеризуют картину ценностных ориентиров обучающихся начального уровня образования. Данное исследование было проведено с целью выяснения потребностей и мотивов обучения. Технология МДО направлена на развитие высокомотивированных обучающихся. Если есть стимул у высокомотивированных ребят, то за ними потянутся и более слабые ребята. Стимул мы увидели, значит, внедрение курса в учебный процесс было обосновано и целесообразно.
Повторный мониторинг был проведен через год в этих же классах по тем же самым параметрам.
Мониторинг апробации курса МДО:
«Зачем я хожу в школу…»
Когда я вырасту, я буду…
Я больше всего люблю…
Что главное в учебе?
Доминирующим во всех диаграммах становится мотив к учебе, развитию, появляется ведущий мотив умение работать в команде. Таким образом мы видим результат работы в раках проекта. Меняется осмысленность осознанность в выборе в качестве приоритета учебы, развития. Мы провели срез, позволяющий сравнить уровень мотивации к учебе у ребят, занимающихся по традиционным технологиям с мотивом у ребят, занимавшихся год в технологии МДО. Результаты получились следующие.
Диагностика творческих способностей обучающихся работающих в традиционной системе и в технологии МДО. (тест Торренса) 2015 год
2 классы
Ориентируясь на широкую категорию детей, которые скучают на уроках, занимаясь репродуктивной деятельностью ( около 25%), этот курс позволяет сохранить и приумножить интеллектуальные возможности у большой категории детей, а также создать условия для наиболее полного раскрытия и развития творческих и интеллектуальных способностей всех учащихся, а особенно тех, чья любознательность и потребность в познании выходят за пределы возможностей традиционного обучения.
Предварительный просмотр:
Автор Худоярова Марина Усмановна Заместитель директора по УД МАОУ СОШ №44
Приложение №4
Мониторинг сформированности
универсальных учебных действий у учащихся первых классов в рамках курса МДО
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психолого-педагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.
Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).
Основания: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10».
1. Процедура проведения диагностического исследования
1.1 Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу в специально отведенное время под руководством представителя администрации, ответственного за экспериментальную деятельность по внедрению ФГОС.
1.2 Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах. При этом процесс наблюдения ограничивается группой учащихся, не более 5 человек.
1.3 Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий (см. таблица 1). Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.
1.4 Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень - 0, средний уровень -1, высокий уровень – 2. Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл. Затем определяется средний балл по каждой группе УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли. Баллы по частным и общим (всей группы) показателям заносятся в таблицу (см. таблица 2) по каждому ученику (соответственно его порядковому номеру по журналу).
1.5 В последней графе таблицы по каждому общему (по группе УУД) и частному показателю УУД указывается средний бал по классу, который заносится в электронный мониторинг,
Таблица 1
Показатели сформированности универсальных учебных действий первоклассника на конец года
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | |||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||||||
I Сформированность личностных УУД | ||||||||||
1.1 | Сформированность учебно-познавательного интереса | проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и к теоретическому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя | проявляет интерес преимущественно к новому фактическому учебному материалу, ученик проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем | обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны учителя, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые | ||||||
1.2 | Принятие и соблюдение норм школьного поведения | всегда соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке | знает и старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других | нормы и правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их | ||||||
1.3 | Самооценка | во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка) | в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка) | чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению | ||||||
1.4 | Нравственно-этическая ориентация | выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при осуществлении морального выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников, ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы | выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) | не выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками ситуации отсутствует ориентация на нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи). | ||||||
1.5 | Эмоциональная отзывчивость | всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим | способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится | переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других | ||||||
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | |||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||||||
II Сформированность регулятивных УУД | ||||||||||
2.1 | Действие целеполагания | самостоятельно ориентируется в практических заданиях, учебная задача удерживается и регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учителя ориентируется в заданиях теоретического характера | ориентируется в практических заданиях с помощью учителя, осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется | способен принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать | ||||||
2.2 | Действие планирования | может совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану | в сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному плану при незначительном контроле учителя | копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь, самостоятельно работать по предложенному педагогом плану не может | ||||||
2.3 | Действия контроля и коррекции | ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает | контроль выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно | ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников | ||||||
2.4 | Действие оценки | умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; может оценить действия других учеников | ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некритически, не воспринимает аргументацию оценки; | ||||||
2.5 | Саморегуляция | помнит и удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; способен тормозить свои импульсивные поведенческие реакции | помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; не всегда может сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке | не выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить задание до конца; не способен сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке | ||||||
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | |||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||||||
III Сформированность познавательных УУД | ||||||||||
3.1 | Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | способен самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий | самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий | не может без помощи педагога найти необходимую информацию для выполнения учебных заданий | ||||||
3.2 | Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | при незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного | с помощью учителя способен отличать новое от уже известного | даже при помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного | ||||||
3.3 | Умение делать выводы | способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы | совместно с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы | даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы | ||||||
3.4 | Анализ объектов с целью выделения существенных признаков | может самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов | выделяет существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога | затрудняется в выделении существенных признаков сравниваемых объектов | ||||||
3.5 | Группировка и классификация объектов | практически самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрасту предметном материале | осуществляет эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого | данные логические операции для ребенка недоступны | ||||||
3.6 | Установление причинно-следственных связей | способен самостоятельно определить причинно-следственные связи на доступном учебном материале | определяет причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого | не может установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого | ||||||
3.7 | Умение выявить аналогии на предметном материале | часто способен самостоятельно выявить аналогии на предметном материале | по наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале | даже при значительной помощи взрослого затрудняется в выявлении аналогии на предметном материале | ||||||
3.8 | Умение использо-вать знаково-символические средства для созда-ния моделей и схем | ребенок быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок | понимает инструкцию, может выполнить задание кодирования по образцу, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно | не понимает или плохо понимает инструкцию по созданию модели или схем, не понимает как передавать логические или числовые отношение знаково-символическими средствами, не может выполнить задание даже по образцу | ||||||
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | |||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||||||
IV Сформированность коммуникативных УУД | ||||||||||
4.1 | Умение работать в паре и группе | согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла | приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других | не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятельности других детей; | ||||||
4.2 | Умение оформлять свою мысль в устной речи | умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста | умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения | не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи | ||||||
4.3 | Умение выразительно читать и пересказывать текст | чтение без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста | чтение с небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает текст с незначительными искажениями содержания | чтение с большим количеством ошибок, побуквенно-слоговое, без интонации; пересказывает текст со значительными искажениями его содержания | ||||||
4.4 | Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми | знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | ||||||
4.5 | Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности | в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль | в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя | в групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только исполнителя |
Пример формирования сводной таблицы по оцениванию результатов курса МДО
1 «В» класс 2014-2015 учебный год (учитель создает свою таблицу по классу)
Показатели сформированности универсальных учебных действий | № учащегося по списку в классном журнале | Средний балл по классу | ||||||||
Боярский Данил | Босых Сергей | Горбушина Алина | Желонкина Настя | Колясников Никита | Оджиев Вахоб | Рубцов Саша | Шевелёва Ксения | Чикарева Оля | ||
I Сформированность личностных УУД | В | С | С | С | В | В | С | С | Н | Средний уровень по классу |
учебно-познавательного интереса | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1,2 |
1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,5 |
1.3 Самооценка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1.4 Нравственно-этическая ориентация | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1,2 |
1.5 Эмоциональная отзывчивость | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1,1 |
II Сформированность регулятивных УУД | С | Н | Н | Н | С | С | Н | Н | Н | Низкий уровень по классу |
2.1 Действие целеполагания | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,3 |
2.2 Действие планирования | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,3 |
2.3 Действия контроля и коррекции | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,3 |
2.4 Действие оценки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
2.5 Саморегуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0,7 |
III Сформированность познавательных УУД | С | С | С | С | С | С | С | С | Н | Средний уровень по классу |
3.1 Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,4 |
3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
3.3 Умение делать выводы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
3.5 Группировка и классификация объектов | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1,1 |
3.6 Установление причинно-следственных связей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
IV Сформированность коммуникативных УУД | В | С | С | С | С | В | С | С | Н | Средний уровень по классу |
4.1 Умение работать в паре и группе | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,5 |
4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,8 |
4.4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,5 |
4.5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1,1 |
Вывод по результатам мониторинга сформированности УУД:
I Сформированность личностных УУД | В | С | С | С | В | В | С | С | Н | Средний уровень по классу 1,2 бала |
Рекомендации:
- учителям, работающим с классом проявлять заинтересованность деятельностью каждого ребенка, стабилизировать психоэмоциональное состояние группы детей, имеющих низкий уровень личностных УУД, организовывать самостоятельную деятельность на уроке, давая небольшие по объёму и чёткие инструкции;
- формирование мотивации достижения и успеха по группам развития;
- формирование основ толерантности, развитие эмпатии, расширить представления о моральных нормах.
II Сформированность регулятивных УУД | С | Н | Н | Н | С | С | Н | Н | Н | Низкий уровень по классу 0,48 балла |
Рекомендации:
- консультация специалистов для учеников, имеющих низкие показатели;
- коррекционные занятия, направленные на развитие объема и концентрации внимания;
- коррекционные занятия, направленные на обучение методу речевого самоконтроля;
- пошаговый контроль со стороны учителей, работающих в классе, а также постоянное обращение учеников к алгоритму выполнения учебного действия.
III Сформированность познавательных УУД | С | С | С | С | С | С | С | С | Н | Средний уровень по классу 0,79 балла |
Рекомендации:
- консультация специалистов для учеников, имеющих низкие показатели;
- индивидуальный подход в обучении;
- побуждение к действию учеников, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя;
- проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах;
IV Сформированность коммуникативных УУД | В | С | С | С | С | В | С | С | Н | Средний уровень по классу 1,14 балла |
Рекомендации:
- поддержка и развитие коммуникативных навыков;
- проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого;
- изучение правил речевого этикета в игровой форме;
Предварительный просмотр:
Отзыв
на проект «ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО, ФГОС ООО »
Автор Худоярова Марина Усмановна.
Реализация практической части данного проекта с 2013 года проходит на базе лагеря круглогодичного действия «Санаторий-Профилакторий «Дюжонок»». Марина Усмановна работает на базе нашего лагеря в качестве заместителя начальника лагеря, занимается разработкой и внедрением системы воспитательной работы в летний период. Одним из направлений работы является реализация практической части курса Междисциплинарное обучение. Реализуется данный блок через создание условий для социального партнерства. В рамках сетевого взаимодействия со Свердловской киностудией (Социальный партнер Александра Матюшина: https://vk.com/sashalexandra) реализуется программа по созданию фильмов. Ребята имеют возможность реализовать свои творческие способности в сфере кинематографа. За время работы с мая 2013 года было выпущено 8 фильмов на разные тематики. Два фильма имеют историческую направленность, связаны с историей родного края. Два фильма затрагивают социальные проблемы, волнующие подростков. Данный проект стал важным этапом развития, социализации, воспитания подростков. Ребята ездят на данный проект в течении 5 лет, получают возможность социализироваться, приобретают навыки самопрезентации. Результат работы по данному проекту можно увидеть в социальных сетях https://vk.com/videos68196391.
Считаю, что данный проект имеет весомое значение в развитии и совершенствовании духовной и личностной сферы подростков.
Начальник лагеря «Дюжонок»
г.Первоуральск Костромина
Ирина Викторовна
8 908-638-34-99
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в обучении английскому языку
В статье говорится о методе проекта в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средст...
Реферат "Метод проектов в обучении иностранному языку"
Использование проектных технологий на уроках иностранного языка...
Проект Дистанционное обучение в условиях дополнительного образования
В статье содержится информация о внедрении идей дистанционного обучения в условиях дополнительного образования сельской школы....
Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся
Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся1.1.Развитие самостоятельности обучающихся 1.2....
Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку
материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...
Типовая образовательная программа профессионального обучения по профессии рабочих Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ»
1.Пояснительная записка Наименование программы Образовательная программа профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих Оператор электронно-вычислительных...