Декада по предметам естественно-научного цикла для малокомплектных сельских школ.
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему
Данную разработку можно использовать для проведения предметных недель в сельской малокомплектной школе, где один учитель преподает сразу несколько предметов. Отдельно по каждому предмету проводить трудно и подготовка занимает слишком много времени. В предложенном мной варианте экономиться время, осуществляются межпредметные связи. Предлагаю вашему вниманию разработку объединяющую между собой такие предметы школьной программы как биология, химия, экология, краеведение, физика, география и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekada.zip | 69.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казаковская основная школа»
СОГЛАСОВАНО на ШМО естественно-математического цикла «01» марта 2016 г. Руководитель ШМО _______Яцковская А.А. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Казаковская ОШ» ________Харитонова О.П. «01» марта 2016 г. |
План
проведения декады по предметам
естественно – научного цикла.
(11.03.2015 г. – 21.03.2016 г.)
Ответственный:
учитель биологии, экологии,
химии и географии
Мелетина Галина Викторовна.
Март, 2016 год.
План проведения
декады по предметам ЕНЦ.
№ | Форма проведения и название мероприятия. | Классы | Дата проведения | Ответственные |
1 | Организационный день: ознакомление с планом проведения декады, с положениями о проведении конкурсов, с вопросами заочной викторины. | 1 – 9 | 11.03.2016 | Мелетина Г.В. |
2 | Заочная географическая викторина «Знаешь ли ты свою страну? | 5 – 9 | С 11.03 до 18.03 | Мелетина Г.В. |
3 | Творческий конкурс «Вторая жизнь хлама» | 1 – 9 | С 11.03 до 18.03 | Конкурсная комиссия |
4 | Конкурс рисунков «Знаки против мусора» | 1 – 9 | С 11.03 до 18.03 | Конкурсная комиссия |
5 | Интеллектуальный марафон «Моя Родина – РОССИЯ» | 1 – 9 | 12.03 | Мелетина Г.В. |
6 | Экологическое путешествие «Экологический светофор» | 5 – 9 | 14.03 | Мелетина Г.В. |
7 | Интеллектуально – познавательная игра «Зов джунглей» | 5 – 9 | 15.03 | Соколова Т.А. |
8 | Физико – химический КВН | 7 – 9 | 16.03 | Мелетина Г.В., Грубова Н.С. |
9 10 | День птиц. Презентация «Красная Книга России» | 1 - 4 | 17.03 | Аксенова Т.А. Кочеткова Н.А. |
11 | Краеведческая игра «Край мой Нижегородский» | 5-9 | 17.03 | Мелетина Г.В. |
12 | Подведение итогов конкурсов, оформление выставки поделок и рисунков. | 18.03 | Конкурсная комиссия | |
13 | Общешкольный день Здоровья на базе ФОК «Чемпион» | 5 – 9 | 19.03 | Грубова Н.С., Соколова Т.А. |
14 | Общешкольная линейка. Подведение итогов проведения декады. Поздравление победителей. | 1 – 9 | 21.03 | Мелетина Г.В. |
Положение
о проведении экологического конкурса
«Знаки против мусора»
1. Сроки проведения конкурса
Конкурс проводится с 11 по 18 марта 2016 года включительно.
2. Условия конкурса
2.1. В конкурсе могут принимать участие учащиеся 1-9 классов.
2.2. На конкурсе представляются эскизы знаков. Знак должен быть заметным, оригинальным, остроумным, вызывать положительные эмоции. Знаки могут быть абсолютно любыми, тем не менее, организаторы конкурса оставляют за собой право не допускать до участия знаки грубо нарушающие общепринятые моральные нормы, а также по другим объективным критериям.
2.3. На конкурсный отбор представляется не более 1 работы от одного участника.
Размер работ: лист формата А4.
2.4. На лицевую сторону работы скрепкой прикрепляется табличка с указанием фамилии, имени автора, класса, названия снимка. (размер таблички 5х7 см)
2.5. Работы принимаются в срок до 18-го марта классными руководителями, 18-го марта передаются учителю биологии Мелетиной Г.В.
2.6. Приемно-отборочная комиссия в составе Новикова М.С., Мелетина Г.В., Соколова Т.А.,. проводит оценку работ, лучшие работы оформляются в выставку работ учащихся. По окончании выставки подводятся итоги и награждение лучших участников.
2.7. Оценка работ производится конкурсной комиссией (жюри) анонимно по 10-балльной системе и заносится каждым членом жюри в оценочный лист и общий протокол. Победителям присуждаются 1-е, 2-е, 3-е места, 3 почетные грамоты.
Положение
о конкурсе поделок из бытовых отходов
«Вторая жизнь хлама»
1. Общие положения.
С каждым днем в мире увеличивается количество бытовых отходов. Это превращается в серьезную экологическую проблему.
2. Цель и задачи конкурса.
Цель: Привлечения внимания учащихся к проблеме утилизации бытовых отходов.
Задачи:
- способствовать развитию неравнодушного, бережного отношения к экологии учащихся школы;
- сформировать у детей и взрослых эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам и показать возможности их вторичного использования;
- стимулировать фантазию и творческую активность жителей.
- Приобщение родителей к совместной художественно-творческой деятельности с детьми.
3. Организация конкурса.
Подготовку, организацию и общее руководство конкурсом осуществляет организационный комитет в составе: Новикова М.С., Мелетина Г.В., Соколова Т.А., классные руководители 1- 9 классов.
4. Сроки проведения конкурса.
Конкурс проводится с 11.03 по 18.03
5. Участники конкурса.
Участниками конкурса являются учащиеся 1-9 класса и их родители. От каждого участника принимается 1 работа.
6. Порядок проведения смотра-конкурса.
I этап - ознакомительный (11.03) (ознакомление с положением конкурса, выбор природного материала для изготовления поделок, определение идеи поделки).
II этап - творческий (12.03 – 18.03) (изготовление поделок из твердых бытовых отходов (металл, стекло, пластик, дерево, резина и т.п). Готовые композиции предоставляются классным руководителям. 18-го готовые работы передаются Мелетиной Г.В.. К каждой работе прилагается карточка участника с указанием фамилии участника, класса, названия работы, размер карточки 5х10см).
Обязательным условием является выполнение работы с использованием твердых бытовых отходов. Допускается выполнение работы в различных технологиях.
Номинации конкурса:
- "Игрушка", "Композиция" (панно, коллаж, настольная композиция);
III этап - оценочный (18.03-19.03) ((оформление выставки "Вторая жизнь хлама" учителями и детьми, оценивание жюри представленных на конкурс поделок.
7. Критерии оценки выполненных работ:
Соответствие теме конкурса, практичность, оригинальность выбора материала, способа изготовления и применения, эстетичность, качество исполнения поделки.
8. Награждение победителей
Оценка работ производится конкурсной комиссией (жюри) анонимно по 10-балльной системе и заносится каждым членом жюри в оценочный лист и общий протокол. Победителям присуждаются 1-е, 2-е, 3-е места, 3 почетные грамоты и отличные оценки по биологии/экологии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЮ СТРАНУ?»
- Сколько соседей имеет Россия?
- Как называется крайняя южная точка нашей страны?
- Сколько раз можно встретить Новый год в России?
- Сколько морей омывает территорию нашей страны?
- Какой самый высокий действующий вулкан в России?
- О каком полезном ископаемом Петр I сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»?
- Какой полуостров России омывается водами двух океанов?
- Что южнее – Магадан или Санкт-Петербург?
- Назовите самое глубокое озеро России (и в мира)?
- Самая длинная река России?
- Какие горы России самые молодые?
- Какие горы России самые древние?
- Как называется климат Русской равнины?
- Самое холодное место, абсолютный температурный минимум в России?
- Самое большое по площади озеро Нижегородской области?
- Почему лес не растет в тундре?
- Где в России есть гейзеры?
- Назовите моря, омывающие Россию, названные в честь мореплавателей.
- Назовите русский город, по которому получил свое название один из геологических периодов.
- Самое распространенное дерево в России.
- Почему много озер в Карелии?
- Дельта какой реки – самая большая на территории Европейской России?
- Как ранее русские называли Урал?
- Кто такой В.В.Докучаев и как называется его главный научный труд?
- К бассейну какого моря принадлежит река Ангара?
- Назовите самый южный населенный пункт Нижегородской области.
- Как зовут главного сказочника Урала?
- Какая впадина отделяет Русскую Равнину от Кавказа?
- Москва – порт пяти морей. Какие это моря?
- Назовите самый молодой город Нижегородской области.
12 марта 2016 год.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МАРАФОНА
«МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Состав команд: 3 команды по 6 человек (все учащиеся среднего звена разделены на разновозрастные команды).
Выбрать капитана команды, придумать название, девиз, эмблему команды.
Приготовить приветствие для жюри и команд-соперниц.
1 конкурс: - «Разминка» на тему: «Самые, самые …»
Вопросы командам задаются последовательно, время на обдумывание 30 сек.
Самая многоводная река России? (Енисей)
Самый крупный остров в России? (Сахалин)
Самая высокая вершина России? (Эльбрус)
Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)
Самое глубокое озеро в России? (Байкал)
Самая длинная река в России? (Обь с Иртышом)
Самое глубокое море у берегов России? (Берингово)
Самое жаркое лето? (Волгоград)
Самая холодная зима? (Оймякон)
10.Самая большая равнина России? (Восточно-Европейская)
2 конкурс: «Составление названий
географических объектов из заданных букв».
Вам нужно переставить буквы в словах так чтобы получились названия: города: остров -………. (Ростов) рубаха -…………(Бухара) реки: мура -……………(Амур) | Вам нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось название: города: остров-………... рубаха -……….. реки: мура -……………. |
Конкурс болельщиков № 1
3 конкурс: «Географический аукцион».
Нужно назвать наибольшее число рек нашей страны. Называют по очереди, не повторяясь. Победителем считается та команда, за которой осталось последнее слово (не более 5 мин.)
4 конкурс: «Конкурс эрудитов».
Командам предлагается назвать о каком уголке России идет речь.
1. В России есть полуостров, на котором нет ни высоких гор, ни глубоких ущелий. По площади оно несколько больше Болгарии. Лишь на 1 метр оттаивает его поверхность летом. На полуострове растут карликовая березка, морошка. Здесь пасутся олени, а в недрах огромные запасы газа. Назовите этот полуостров. (Ямал) |
2. В России есть полуостров, по площади в 12 раз больше Бельгии. Он покрыт таежной растительностью. На нем располагается более сотни вулканов, из них около 30 – действующие. В ущельях и долинах бьют горячие источники и гейзеры. Назовите этот полуостров. (Камчатка) |
3.Летом здесь почти не заходит солнце. Белые ночи придают особое очарованье зеленым массивам лесов, причудливым очертаниям озер с прозрачной водой, рекам с порогами и водопадами. Зимой здесь царство чистого белого снега с синевой замерших озер и со стройными елями и соснами. Часто этот уголок России называют страной озер и гранита. Здесь расположен знаменитый водопад Кивач. (Карелия) |
4.Эта территория – одно из лучших украшений Русской равнины. Когда-то эту территорию называли горами, на самом деле это возвышенность, которая существовала здесь еще до ледникового периода. В память о последнем оледенении здесь расположились многочисленные озера. Главное сокровище этой территории – озеро Селигер, его причудливая форма напоминает цветок орхидеи. (Валдай) |
5 конкурс: ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ.
Представьте себе, что в весенние каникулы вы отправились отдыхать и не успеваете к началу занятий. Чтобы как-то оправдаться, вам необходимо послать телеграмму учителю географии с описанием этого района. Денег хватит только на 10 коротких фраз. Составьте такую телеграмму.
1. Вы отдыхаете на Кавказе.
2. Вы отдыхаете на Чукотке.
Конкурс болельщиков № 2.
6 конкурс: «Конкурс капитанов»
Планируя летний отдых, семья Ивановых, проживающих в Омской области, столкнулась с неразрешимыми трудностями. Мама не желала резко менять климат и ехать за границу. Сыновья хотели посетить регион с необычной историей, а папа мечтал об отдыхе на берегу моря. Предложите место отдыха, удовлетворяющее всех членов семьи. Опишите природные и историко-культурные особенности этого региона. |
Планируя зимний отдых, семья Максимовых, проживающих в Омской области, столкнулась с неразрешимыми трудностями. Папа хотел покататься на горных лыжах и подышать чистым воздухом, а мама желала отдохнуть в месте с хорошим уровнем обслуживания, но, напуганная террористическими событиями, наотрез отказалась ехать на Кавказ. Дети же и слушать не хотели о практиковании в иностранных языках, и без того уже надоевших в школе. Предложите место отдыха, удовлетворяющее всех членов семьи. Опишите природные и историко-культурные особенности этого региона. |
7 конкурс: «Географический кроссворд»
1. Река, вытекающая из озера Байкал.
2. Самая большая река Дальнего Востока.
3. Река, на которой находится Красноярская ГЭС.
4. Самая длинная река Европейской части России.
5. Самый крупный приток Иртыша.
Конкурс болельщиков № 3.
8 конкурс: «Литературно-географический».
Много поэтов посвятили свои стихи нашей прекрасной Родине. Определите автора произведения прочитанных отрывков.
Урал! Завет веков и вместе
Предвестье будущих времен.
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он.
Урал!
Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец.
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец!
(А.Твардовский)
Кавказ подо мною, один в вышине
Стою под снегами, у края стремнины.
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отсюда я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
(А.С.Пушкин)
9 конкурс: «Знатоки путешественников»
О каком путешественнике или исследователе идет речь?
Купец из Твери. В XV веке совершил путешествие в Индию, преодолев на пути туда и обратно Каспийское, Аравийское и Черное моря. Свои впечатления изложил в книге «Хождение за три моря». (Афанасий Никитин)
Русские мореплаватели, открывшие Антарктиду в 1820 году. Их героическое плавание продолжалось 751 день. (Михаил Петрович Лазарев и Фадей Фадеевич Беллинсгаузен)
Российский исследователь-мореплаватель. Исследовал северные и восточные берега нашей страны, открыл пролив между Азией и Америкой. (Витус Беринг)
Русский путешественник, исследовал труднодоступные районы Азии. Нанес на карту более 20-ти горных хребтов, целый ряд озер и рек. (Николай Михайлович Пржевальский)
Мореплаватель, возглавивший первое русское кругосветное плавание. (Иван Федорович Крузенштерн)
Русские мореплаватели, участники 2-й камчатской экспедиции, двоюродные братья, обследовавшие северное побережье нашей страны. (Лаптевы Харитон и Дмитрий)
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ № 1
1. Угли пылают, совком не достать.
Ночью их видно, а днем не видать. (звезды)
2. Идет по небу бабушка и плачет. (туча)
3. Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
4. Дверь не открывает, а в комнату попадает? (солнечный свет)
5. Летом одевается, зимой – раздевается. (Лиственный лес)
6. С неба сыплет пшено,
Ни курица не клюет,
Ни человек не жует,
Солнце увидит – уберет! (снег)
7. Дождь пришел и вырос мост,
Растянулся на семь верст,
И висит он золотой –
Над деревней и рекой
Ни проехать по нему
Ни машине, ни коню. (радуга)
8. Заря-зарница, красная девица
По полю ходила, ключи оборонила
Месяц видал, ни слова не сказал.
Солнце увидало, все ключи подобрало. (роса)
9. Меня ждут не дождутся,
А как увидят разбегутся. (дождь)
10.По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
Пыль поднимает.
В село мчится,
В окно стучится,
Ворота отворяет,
Никто его не поймает. (ветер)
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ № 2
- Сколько городов в Нижегородской области? (Арзамас • Балахна • Богородск • Бор • Ветлуга • Володарск • Ворсма • Выкса • Горбатов • Городец • Дзержинск • Заволжье • Княгинино • Кстово • Кулебаки • Лукоянов • Лысково • Навашино • Нижний Новгород • Павлово • Первомайск • Перевоз • Саров • Семёнов • Сергач • Урень • Чкаловск • Шахунья - 28)
- Перечислите крупные озера Нижегородской области (Светлояр, Пустынские озёра, Вадское, Тумботинское и др.)
- Наличие каких полезных ископаемых характерно для Нижегородской области? (глины, суглинки, пески, торф, гипс и др.)
- Перечислите почвы Нижегородской области (подзолистые, серые лесные, черноземы)
- Какие деревья произрастают в лесах Нижегородской области? (береза, сосна, осина, ель, липа и др.)
- Перечислите основные реки Нижегородской области (Волга, Ока, Ветлуга, Пьяна, Керженец, Теша, Серёжа и др.)
- Сколько административных центров входит в состав Нижегородской области? (Муниципально-территориальное деление: 1). Городские округа: Арзамас • Бор • Выкса • Дзержинск • Кулебаки • Навашинский • Нижний Новгород • Первомайск • Саров • Семёновский • Сокольский •Чкаловск • Шахунья.
2) Муниципальные районы: Ардатовский • Арзамасский • Балахнинский • Богородский • Большеболдинский • Большемурашкинский • Бутурлинский • Вадский •Варнавинский • Вачский • Ветлужский • Вознесенский • Володарский • Воротынский • Воскресенский • Гагинский • Городецкий • Дальнеконстантиновский •Дивеевский • Княгининский • Ковернинский • Краснобаковский • Краснооктябрьский • Кстовский • Лукояновский • Лысковский • Павловский • Перевозский •Пильнинский • Починковский • Сергачский • Сеченовский • Сосновский • Спасский • Тонкинский • Тоншаевский • Уренский • Шарангский • Шатковский)
- Назовите тип климата Нижегородской области (умеренно континентальный)
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ № 3
Самое глубокое море у берегов России (Берингово)
Самое большое море, омывающее Россию (Берингово)
Самое маленькое море России (Азовское)
Самое большое озеро мира (Каспийское море-озеро)
Самый большой полуостров России (Таймыр)
Самая большая природная зона России (лесная)
Самые высокие приливы (в Охотском море)
Самое мелкое море у берегов России (Азовское)
Какой полуостров России кричит о своей величине? (Ямал)
Какой пролив отделяет Россию от США? (Берингов)
Какая территория Россия самая густозаселенная? (Центр. Россия)
Где в России сосредоточены основные запасы газа? (на севере Западной Сибири).
План проведения экологической игры – путешествия: «Экологический светофор».
Цель урока: формирование у учащихся знаний об основных объектах экологического изучения
Задачи: 1. Сформировать у учащихся знания об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека.
2. Развивать экологическую этику учащихся, этику ответственности в их отношениях с природой.
3. Прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход мероприятия.
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни.
В.Берестов
Ведущий: Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке. Игра – путешествие по очень важной для всех нас знакомой и незнакомой одновременно, теме.
Если долго-долго, если долго по тропинке, если долго по дорожке, топать, ехать и бежать, то возможно можно, можно, то наверно верно можно в экологию попасть.
Сегодня вы будете путешествовать по разным областям знаний, для путешествия вам нужно поделиться на 3 команды. Каждая команда будет получать в течение урока задания, те, кто верно выполнят больше заданий, смогут дальше продвинуться в изучении экологии и получат оценку «5», команда, набравшая меньше баллов получит «4», а отстающая команда останется с оценкой «3» (наиболее активные участники так же получат положительные оценки, индивидуально).
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
Конкурсные задания:
Задание №1 – Экологический светофор
Команды получают по две карточки красного и зеленого цвета. Если согласны с утверждением, поднимают зеленую карточку, не согласны – красную.
- в растениях органические вещества движутся снизу вверх;
- растения способны к медленным движениям;
- в половом размножении принимают участие две особи;
- только животные способны к дыханию.
- в бесполом размножении участвует одна особь;
- у насекомых прямой путь развития;
- питание — это процесс получения организмом веществ и энергии;
- ферменты — это ускорители химических реакций в организме.
- почкование — это способ полового размножения;
- пищеварение — это процесс получения веществ и энергии;
- пищеварение — это процесс переработки пищи.
- у растений специальной выделительной системы нет;
- у растений минеральные вещества движутся сверху вниз.
- в биосфере фотосинтез уничтожает результаты дыхания;
- почкование — это способ бесполого размножения;
- органы, связанные с размножением, называют репродуктивными;
- зиготой называют женскую половую клетку.
- почки — специальная выделительная система у всех животных;
- растения получают энергию с помощью фотосинтеза и дыхания;
- питание — это процесс переработки пищи;
- только у растений есть споры;
- органы, связанные с размножением, называют вегетативными.
Задание № 2: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
- Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства.
- Сбился с азимута среди трех голосеменных.
- На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.
- Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество.
- Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат.
- Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья.
- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива.
- Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции.
- При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.
- Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель.
Задание 3. Отгадайте зашифрованное слово.
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
- Начало - нота, потом оленя украшение,
А вместе - место оживленного движения. - Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.
Но если “д” на “б” ты сменишь,
Во мне утонешь, как в реке. - Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда. - Два слога первые - цветок,
Татарский царь - мой третий слог,
А “ь” поставь в конец
Коль отгадаешь - молодец! - На берегу морском я круглый год валяюсь,
Отнимешь “ь”, и вверх я устремляюсь.
Задание №4. Биологический хвостоголов
Отгадайте слова, которые являются хвостом одного и началом другого биологического слова
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
ТЮЛЬ(_ _ _)ТЕРА обращение к мужчине в Польше
МУХО(_ _ _)КОВЬ эпидемия
НОСО(_ _ _)ОЗ костный вырост на голове
СЛ(_ _ _)СИ дерево
ИН(_ _ _)АФ то, чего много у толстяков
КАКТ(_ _)ТРИЦА растительность на лице
МОЛО(_ _ _)КА горячий напиток
КАША(_ _ _)ОС товар на аукционе
ТА(_ _ _)ТЕРИЯ большая емкость
АЛЬБА(_ _ _ _)ТНИК канат
Задание №5. О чем говорят народные приметы в каждом указанном случае?
Правильный ответ оценивается в 1 балл, нарушение дисциплины, выкрики с места, - 1 штрафной балл.
Дым стелется – ______________________________________________________.
________________________________________________________________________
Дым столбом – _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Лягушки квакают – ____________________________________________________
________________________________________________________________________
Муравьи уползают в свой муравейник, закрывают вход – __________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Заключительная часть
Подведение итогов.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО – ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ.
Спортивно-экологическая игра «Зов джунглей»
Цели: объединить и сплотить коллектив учащихся, воспитывать умение сопереживать умениям и неудачам, создавать теплый нравственный климат среди ребят, развивать ловкость, смелость, внимание, прививать любовь к спорту и природе.
Участники соревнований: 2 команды по 8 человек.
Оборудование:
- эмблемы, муляжи бананов и костей, мячи , кегли , обручи , скакалки, музыкальное сопровождение.
Ведущий: Добрый день ребята! Я приглашаю вас на увлекательную игру «Зов джунглей» в которой участвуют две команды.
-Вы любите приключения?
-Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие через джунгли, где нам предстоит преодолеть много испытаний.
-А что такое джунгли? (джунгли-это густой непроходимый лес, джунгли-это место где за каждым деревом ожидает опасность. Это край приключений.)
Здесь вам пригодиться все чему вы научились. Здесь вам пригодиться все что о чем вы читали, видели, слышали.
-А как вы думаете как нужно вести себя чтобы ничего с вами не случилось?
Ребята, представьте, что вы находитесь в тропическом лесу. Вокруг нас растут пальмы, шелестит бамбук, по деревьям скачут обезьяны, слышны голоса неизвестных птиц. Приветствую вас, ребята, а вернее зверята. Потому что сегодня у нас будет не простая игра, а Зоологическая и принимать участия будут разные звери, вернее, вы побываете в каждой эстафете в шкуре какого либо зверя. Все эстафеты будут на быстроту и правильность выполнения заданий. Чтобы отправиться в джунгли нужно разделиться на две команды. Команды мы назовем хищники и травоядные. И так начинаем.
Чтобы у нас все получилось мы с вами начинаем разминку.
- Сюда из джунглей по утру
Прискакала….(кенгуру)
- Он высокий и пятнистый с длинной длиной шеей
И питается он листьями, листьями с деревьев (жираф)
- Ходит длинный пасть с клыками ноги кажутся столбами
Как гора огромен он, Вы узнали? (слон)
- Не слыша волны океанской,
Морского простора не зная
В далекой степи африканской
Резвится тельняшка морская (зебра)
- Толстокожий, неуклюжий у него огромный рот.
Любит воду но не лужи, кто же это? (бегемот)
- Есть не малорогачей в зоопарке и в лесу
У всех рога на голове у него лишь на носу (носорог)
- Уж вид у них чудной у папы-локоты волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена (лось)
- По реке плывет бревно
Ух и злющее оно
Тем, кто в реку угодил
Нос откусит кто? (крокодил)
- Он свирепый зверь, но все же
Тихим он бывает тоже
Он бывает тих с тигрицей
Так как сам ее боится (тигр)
- Прозопасливее всех я:
У меня друзья щека
Вроде сумки для орехов или скажем,
Вещь мешка (суслик)
Конкурс «черепахи»
Начнем игру с самых медлительных животных-черепах да и спешить им не куда. Тело их защищено панцирем, в момент опасности черепаха втягивает голову и ноги в панцирь и ей никто не страшен. Черепахи живут в пустыне где тепло. Откладывают яйца в песок из которых появляются маленькие черепашата.
Будем изображать черепах. Нужно встать на четвереньки на спину вам поставят таз-это панцирь черепахи. Нужно очень тихо и аккуратно пройти дистанцию чтобы его не уронить.
Конкурс«лягушки»
Лягушки обитают по всему миру, чаще всего встречается зеленая лягушка, которую наверно вы видели. Много их в джунглях есть ядовитые, лягушки. Их тело покрытое яркими пятнами-красными, желтыми синими. Этой пестрой окраской они сообщают остальным животным: «не трогай меня я ядовита». Ваша задача присесть на корточки руки положить на пол перед собой оттолкнуться от пола и прыгнуть по лягушачьи.
Конкурс«крокодилы»
Могут жить в воде и на берегу. Самый крупный крокодил достигает 8 метров в длину. Самки откладывают яйца в песок на берегу. Из них появляются маленькие крокодильчики. В первые дни жизни они могут хорошо плавать и добывать пищу. Они могут нападать на буйволов, антилоп, зебр.
Игроки становятся парами. Первый ложиться на пол и опирается на вытянутые руки, а второй берет его за ноги.
Конкурс«обезьяны»
В джунглях очень много обезьян тело их покрыто шерстью. Быстро передвигаться по деревьям помогает длинных хвост и пальцы по рукам и ногам. Есть обезьяны ростом с человека их называют гориллами. Они очень сильным, но миролюбивые. Питаются ветками, листьями, корешками. Некоторые виды обезьян очень умные они могут палками сбивать кокосы с пальм. Ваша задача сбить мячом кегли, которые стоят в обручи.
Конкурс«слоны»
Самые большие животные на суши. Живут они стадами. Помогают друг другу добывать пищу. В высоту они достигают три метра, а весят около пяти тонн. Живут слоны в среднем 60 лет. Слонов используют для перевозки тяжестей.
Представьте что это мячи это бревна. Нужно взять два мяча и несите перед собой туда и назад.
Конкурс«змеи»
Змеи бывают разные. В джунглях живет самая большая змея на нашей планете-анаконда. Ее длина достигает 9 метров. Она живет в воде или возле нее, прекрасно плавает. Выползает на берег, что погреться или поохотится. Иногда анаконда нападает на крупных домашних животных свиней, собак. Итак превращаемся в змею встаньте в колонну по одному руки положите на плечи впереди стоящего игрока.
Конкурс«медведи»
В тропических лесах живет необычный медведь панда. Тело его покрыто шерстью двух цветов черного и белого. Живут панды в пещерах или дуплах. Питаются ветками и листьями бамбука, но могут поедать и грызунов, рыбу. Панды в отличии от наших бурых медведей не впадают в спячку. Они целый год подвижны и активна.
Нужно встать на четвереньки передвигайтесь таким образом левую ногу левую руку, правую ногу правую руку и все это одновременно как бы переваливая с боку на бок.
Конкурс «болото»
Болото место опасное и потому ужасное. Лишь самый ловкий и внимательный с ним справится обязательно.
Конкурс «Художники»
Внимательно слушайте задание. Отгадайте и нарисуйте этого зверька .
Нарисуйте овал большой.
сверху маленький такой.
На макушке длинные ушки.
Хвостик маленький, усы
И раскрась для красоты. (заяц)
Подведение итогов.
Наша игра подошла к концу.
-вы сегодня не скучали?
-с удовольствием играли?
И вам большое спасибо за игру.
Подведение итогов игры.
Наша игра подошла к концу.
Мы сегодня не скучали,
С удовольствием играли.
Пусть была остра борьба,
Интересные соревнования.
Успех решила не судьба,
А ловкость и ваши знания.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
«Физико-химический КВН • 7-9 класс»
Ведущий 1. Сегодня мы собрались на встрече команд веселых и находчивых из 7-9-х классов. «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия», – говорил Ричард Фейнман. Но, чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Сегодня мы и выясним, насколько хорошо команды 8-х классов знают физику и химию и умеют применять их законы в самых неожиданных ситуациях.
Ведущий 2.
Наша встреча проходит под девизом:
«Физика – какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук».
Ведущий 1.
«Химия – реакции, пробирки,
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа».
Команды выходят на сцену. Ведущие приглашают капитанов команд подойти для жеребьевки. Пока команды готовятся продемонстрировать приветствие (максимальная оценка приветствия –
5 баллов),
ведущие представляют жюри, которое тоже образует команду «Три С»: судьи строгие и справедливые.
Зрителям выдаются написанные на листе бумаги буквы, которые будут необходимы при проведении конкурса болельщиков.
Разминка
Ведущие задают командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл. Максимальная оценка конкурса – 6 баллов.
1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома?
(О т в е т. Электронов.)
2. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород.
(О т в е т. Яйца.)
3. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?
(О т в е т. Килограмм железа и килограмм пуха весят одинаково.)
4. Какого цвета белый свет?
(О т в е т. Всех цветов радуги одновременно.)
5. Вспомните химическое название марганцовки.
(О т в е т. Перманганат калия.)
6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?
(О т в е т. Лед.)
7. Что такое «гремучий газ»?
(О т в е т. Смесь водорода с кислородом в объемном соотношении 2 : 1.)
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить?
(О т в е т. Тень.)
9.
Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда.
(О т в е т. Водород.)
10. Что идет, не двигаясь с места?
(О т в е т. Время.)
Физико-химические сказки
Ведущий 1. Всем известна сказка: «Жили-были дед да баба. Посадили они репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Команды должны в течение 10 мин. написать продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных физических и химических терминов.
Термины: сахароза, клетчатка, вода, минеральные соли, удобрение, нитраты, хлорофилл, вещество, известняк, сила, масса, импульс, работа, взаимодействие, энергия, мощность, сопротивление.
Жюри оценивает целесообразность использования терминов, оригинальность сюжета. Максимальная оценка – 10 баллов.
Конкурсы болельщиков
Ведущий 2.
1) Необходимо объяснить физический смысл пословиц. За верное физическое толкование каждой пословицы команда получает 1 балл.
• Шила в мешке не утаишь.
• Сухая ложка рот дерет.
• Как с гуся вода.
• Овцу не шуба, а корм греет.
2) Из выданных букв нужно сложить слова. Команда, болельщики которой первыми сложили слова, получает 2 балла, другая – 1 балл.
Слова: нейтрализация, окисление.
Загадочные стихи
Ведущий 1. За годы обучения физике было задано много вопросов. Сегодня физические вопросы прозвучат в поэтической форме. Команды по очереди должны объяснить описанные в них явления или ответить на вопросы, вспомнив некоторые физические законы и понятия. Каждый верный ответ оценивается в 2 балла.
• Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно.
Так, а не наоборот.
• Как-то раз спросили розу:
– Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?
• Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было?
Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
Химический язык
Ведущий 2. Команды должны составить фразы, включающие химические термины, которые можно использовать в художественной литературе или просто в жизни.
Например, ИНДИКАТОР: «Ваш смех – индикатор веселья в зале». За каждую фразу – 1 балл.
Термины: катализатор, золото, лакмусовая бумажка, нейтрализация.
Эксперимент – источник знаний
Ведущий 1. Химия и физика – науки экспериментальные. Многие их законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо объяснить наблюдаемое явление. За правильное объяснение – 2 балла.
Демонстрируются опыты «Несгораемый платок», «Получение молока из воды».
Исправь ошибку
Ведущий 2. Очень часто на уроках учащиеся ошибаются и учителю приходится исправлять их. Сейчас командам придется исправлять физические и химические ошибки в рассказе. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.
• В погожий день ребята отправились в поход. Ярко светило солнце, воздух был чистым и свежим, т.к. содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им стало идти труднее. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, зато легко вытащили на берег.
Конкурс капитанов
Ведущий 1. Капитанам предлагается по 10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл.
В о п р о с ы п е р в о м у к а п и т а н у
1. Единица заряда.
2. Латинское название химического элемента серебра.
3. Произведение массы на скорость.
4. Самый активный металл.
5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.
6. Цвет фенолфталеина в щелочи.
7. Мельчайшая частица вещества.
8. Название реакции между кислотой и щелочью.
9. Длина траектории.
10. Какой элемент самый распространенный на Земле?
В о п р о с ы в т о р о м у к а п и т а н у
1. Единица работы.
2. Самый активный неметалл.
3. Отношение массы к объему.
4. Латинское название химического элемента золота.
5. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное.
6. Цвет лакмуса в кислоте.
7. Линия, по которой движется тело.
8. Единица давления.
9. Вещество, состоящее из двух элементов, один из которых – кислород.
10. Температура закипания воды.
Домашнее задание
Ведущий 2. Темой вашего домашнего задания было: как объяснить физический или химический закон в первом классе, чтобы дети не заскучали от трудного объяснения и поняли суть закона. Максимальная оценка – 7 баллов.
Демонстрация домашнего задания завершает КВН. Команды выходят на сцену для подведения итогов. Жюри объявляет победителей.
Подведение итогов.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИГРЫ
«Край мой Нижегородский»
Цели урока:
- Способствовать развитию патриотических чувств на примере любви к своей области.
- Продолжить формирование умения работать с картографической, справочной и другой дополнительной литературой.
Задачи урока:
- Познакомить с физико-географическими и природными особенностями Кемеровской области.
- Расширить знания учащихся о родной области.
Участники делятся три команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название. Участникам представляют членов жюри.
Оборудование: На столах каждой команды находятся карты Нижегородской области, бумага, ручка.
Ход игры:
Проведение конкурса.
Условия конкурса: Командам одновременно выдаются одинаковые задания (на карточках), устанавливается время выполнения и максимальное количество баллов. По истечению времени команды сдают заполненные карточки-задания жюри или демонстрируют выполнение.
Конкурс состоит из 7 этапов.
Перед началом конкурса каждая команда выбирает капитана, придумывает название.
Команда ________класса Капитан : ______________________________________
Названия команд записываются на доску, туда же заносятся результаты в баллах по выполнению каждого задания.
Задания:
А. Заполнить анкету для паспорта места жительства нашей школы:
- Галактика- ______________________________________
- Система (звездная)-________________________________
- Планета-_________________________________________
- Страна-__________________________________________
- Область-__________________________________________
- Район-_____________________________________________
- Поселок-______________________________________________
- Улица-________________________________________________
- Дом №-_________________________________________________
Баллов - ___________
Б. Назовите “соседей” Нижегородской области:
Республики ________________________________________________________________
Области _________________________________________________________________
Края ____________________________________________________________________
Баллов - ___________
В. Назовите 10 городов Нижегородской области:___________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Баллов - ___________
Д. Вставьте пропущенные буквы в списке названий растений и животных родного края.
1) Ч . Р Н . . . .СТ (птица)
2) С . Н . . А (птица)
3) . О . О . . Й (птица)
4) С . Е . . РЬ (птица)
6) Л . М. НН . Ц . (бабочка)
7) Л . Г . ШК . (животное)
8) О . У . А . . ИК П . ЛЕ . . Й (растение)
9) К . НД . К (растение)
11) О . И . А (растение)
12) С . . Н . (растение)
15) Л . . А (растение)
16 ) Т . П . . Ь (растение)
17) . . А (растение)
18) Б . Р . . А (растение)
Баллов - ___________
Е. Назовите фамилии известных людей, родившихся в Нижегородской области
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Ж. Назовите фамилию и имя (отчество) губернатора Нижегородской области:
_____________________________________________
Баллов - ___________
Общее количество баллов: ___________________________
Место : _____________________
Подведение итогов. Выставление оценок.
Анализ декады
по предметам ЕНЦ среди учащихся
МБОУ «Казаковская ОШ»
(11.03.2016 – 21.03.2016 год)
Декада по предметам естественно – научного цикла среди учащихся МБОУ «Казаковская ОШ» была проведена в период с 11.03.2016 г. по 21.03.2016 года. В предметной декаде участвовали учащиеся 1 - 9 классов.
В ходе декады по предметам ЕНЦ были проведены следующие мероприятия:
- Заочная географическая викторина «Знаешь ли ты свою страну?» (5-9 классы).
- Творческий конкурс поделок из твёрдых бытовых отходов «Вторая жизнь хлама» (1 – 9 классы).
- Конкурс рисунков «Знаки против мусора» (1 – 9 классы).
- Интеллектуальный марафон «Моя родина – Россия» (5 – 9 классы).
- Экологическая игра – путешествие «Экологический марафон» (5 – 9 классы).
- Спортивно – экологическая игра на базе ФОК «Чемпион» (р/п Выездное) «Зов джунглей» (5 – 9 классы).
- Физико – химический КВН. (7 – 9 классы).
- День птиц. (для 1 – 4 кл.)
- Творческая презентация «Красная Книга России» (1 – 4 классы).
- Краеведческая викторина «Край мой Нижегородский» (5 – 9 классы).
- Оформлены выставки творческих работ по итогам проведения конкурсов рисунков и поделок.
Предлагаемые участникам декады задания имели различную направленность и тематику (ботаника, краеведение, химия, география, физическая культура, ОБЖ, зоология, экология), викторины включали как вопросы с вариантами ответа, так и без вариантов ответа, так же среди заданий присутствовали шарады, пословицы, задачи, диктанты, творческие конкурсы, связанные с предметами ЕНЦ. Часть заданий была связана с особенностями региона проживания учащихся (особенностями географического положения, животного и растительного мира Нижегородской области и т.д.).
При ответах на вопросы учащиеся продемонстрировали достаточно высокий уровень знаний по предметам ЕНЦ, умение обобщать и применять на практике знания, полученные на уроках, во время конкурсов ученики проявляли заинтересованность, активно работали, глубоко переживали неудачи и радовались победам. Во время проведения мероприятий дети работали в группах. Ученики были заинтересованы в победе своей команды, демонстрировали умение работать в группах. Так же мероприятия помогли проявить лидерские качества некоторых учеников. Ученики 9 класса в ходе работы смогли применить свои творческие способности, так же они продемонстрировали умение самостоятельной работы, умение работать в сети Интернет.
В результате проведения декады по предметам ЕНЦ можно сделать следующие выводы:
- учащиеся с большим интересом относятся к игровым формам,
- использование занимательного материала помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление,
- вопросы викторин позволяют учащимся проверить правильность знаний, вселить уверенность в свои силы, развить и углубить интерес к познанию природы и мира.
Наиболее активными участниками недели биологии оказались:
- учащиеся 4, 6, 7 классов.
Классные руководители и учителя-предметники, участвующие в подготовке и проведении декады ЕНЦ:
- Соколова Т.А., Грубова Н.С., Яцковская А.А., Аксёнова Т.А., Кочеткова Н.А.
По результатам участия в мероприятиях в рамках декады по предметам ЕНЦ, проводимых в школе, следующие учащиеся получили награды:
№ | Название конкурса | Категория участников | 1 место | 2 место | 3 место | Сертификат участника |
1 | Конкурс рисунков | 1-4 кл. | - | - | - | 1-4 кл. (кл.рук. – Аксенова Т.А.) |
2 | Конкурс рисунков | 5-9 | Земсков Вадим – 7 класс. | Романов Данил – 7 класс. | Фризин Александр – 7 класс. | 8-9 класс (кл.рук. – Яцковская А.А.) |
3 | Конкурс поделок | 1-4 кл. | Фризин Валентина – 1 класс. | Пронина Ирина – 3 класс. | Правский Владимир – 1 класс. | Соколова Т.А. «Аквариум» |
4 | Конкурс поделок | 5-9кл. | Фризин Ольга – 6 класс; Фризин Александр – 7 класс. | Махотин Антон – 7 класс. | Королёва Кристина – 6 класс. | 7 класс «Шкатулка» (кл. рук. - Мелетина Г.В.) |
5 | ИТОГИ ДЕКАДЫ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕНЦ. | 4 – 6 классы | Фризин Ольга – 6 класс | Королёва Кристина – 6 класс | Лукьянова Есения – 4 класс | - |
7 – 9 классы | Фризин Александр – 7 класс. | Земсков Вадим – 7 класс. | Махотин Антон – 7 класс | - |
Ответственному за проведение неделе Мелетиной Г.В. необходимо ходатайствовать перед администрацией школы о вынесении благодарности классным руководителям и учителям-предметникам, принявшим активное участие в организации учащихся для проведения декады по предметам ЕНЦ: Соколовой Т.А., Грубовой Н.С., Яцковской А.А., Аксёновой Т.А. и Кочетковой Н.А.
Для достижения более высоких результатов в последующих декадах по предметам ЕНЦ следует обратить внимание на обеспечение наглядности, применять ПК, проектор в процессе подготовки и проведения мероприятий, обеспечение материального поощрения наиболее активных участников.
Ответственный за проведение
декады по предметам ЕНЦ: _______________ (Мелетина Г.В.)
Список использованных источников:
http://festival.1september.ru/articles/313901/
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st042
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200400104
http://gorsun.org.ru/plan/2009-10/secondlife/
http://www.socreklama.ru/developments/detail.php?ELEMENT_ID=5926
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности процесса обучения неслышащих школьников предметам естественно - научного цикла.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!" гласит народная мудрасть....Учебные предметы цикла Естествознания в коррекционной школе имеют познавательно-практическую направленность, играют большую ...
Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.
Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
Декада предметов естественно-научного цикла
Информационная справка, план проведения декады предметов естественно-научного цикла (химия, физика, биология).Вопросы конкурса командам учащихся 1-2 курсов....
Доклад на тему: «Совмещенное преподавание предметов в условиях малокомплектной сельской школы»
Целью моего доклада является подробное рассмотрение и анализ состояния совмещенного преподавания в малокомплектных школах, характерных для села. Характерной чертой сегодняшних сельских школ стал...
статья из опыта работы школы по интеграции предметов естественно - научного цикла "союз наук"
Материал может быт полезен учителям физики, химии, географии, биологии при желании создать в своей школе проектную работу в старших классах....
декада МО учителей естественно-научного цикла
декада МО учителей естественно-научного цикла...