Тезисы работы обучающегося "Приёмы создания абсурда в драме Эжена Ионеско «Стулья»". Шаяхметов Салават.
проект (11 класс) на тему
Тезисы к одноимённой исследовательской работе обучающегося на Всероссийской научно-прктической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shayahmetov_s.g._-_tezisy.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Шаяхметов С.Г.,
МАОУ «Башкирский лицей-интернат №3» г. Стерлитамак
Науч.рук. Емалетдинов М.Ж.
Приёмы создания абсурда в драме Эжена Ионеско «Стулья»
На внеклассных занятиях по литературе мы часто обращаемся к учебному пособию для обучающихся 10-11 классов «Современная русская литература» под редакцией профессора Бориса Александровича Ланина. В качестве домашнего задания к теме «Современная драматургия» он предлагает учащимся познакомиться с пьесой французского драматурга Эжена Ионеско «Стулья» и определить значение отсутствующих героев. Прочитав данный текст, мы решили сделать его объектом нашей исследовательской работы. В связи с темой и объектом исследования нами были поставлены следующие цели и задачи. Цель нашей работы - анализ пьесы драматурга Эжена Ионеско «Стулья».
В работе решаются следующие задачи: 1) рассмотреть историю появления и становления антитеатра или театра абсурда; 2) определить основные приёмы создания абсурдной реальности в пьесе Э.Ионеско «Стулья»; 3) определить роль отсутствующих герое и образа стульев в пьесе.
Работа состоит из двух глав и двух приложений. В первой главе мы обращаемся к истории вопроса, во второй главе рассматриваем основные приёмы создания абсурдной реальности в пьесе. В приложении нами был составлен тезаурус и сводная таблица по приёмам создания абсурда в пьесе с примерами из текста.
Опираясь на исследования Ольги Бурениной «Абсурд и вокруг», мы пришли к выводу, что понятие абсурда, начиная с античности, выступало в трех значениях и всегда противопоставлялось логике. Во-первых, как эстетическая категория, выражающая отрицательные свойства мира. Во-вторых, это слово вбирало в себя понятие логического абсурда как отрицание центрального компонента рациональности — логики, а в-третьих — метафизического абсурда (т. е. выход за пределы разума) [1: 9].
В конце XX века на отрицании основных приёмов логики начинается основываться и драматургия. Так, наиболее ярким представителем театра абсурда или антитеатра становится французский драматург Эжен Ионеско. Самая репертуарная его пьеса «Стулья», жанр которой сам автор опеределил как фарс-трагедия.
Проанализировав пьесу Э. Ионеско «Стулья», мы пришли к выводу, что для создания абсурдной реальности драматург использовал различные приемы.
Большинство диалогов Старика и Старухи указывают на автоматизм речи, то есть предопределенность последующего элемента высказывания правилами или закономерности построения, свойственными данному языку, они предсказуемы по содержанию и грамматически не только для картины мира отдельного языка, но и для всего человечества.
Реплики персонажей обрывисты, они часто неожиданно переходят от одной темы беседы к другой – всё это позволяет выделить нарушение причинно-следственной связи в речи героев. Иногда создаётся впечатление, что героям не важно, о чём говорить, главное – что-то произнести, поддержать как-то беседу, порой даже чисто формальную.
Старушка. Париж! Париж!
Старик. Снова дождь…
Старушка. Дорога идёт туда садом. А далеко идти надо?
Старик. Песня…
Старушка. До чего же ты у меня талантливый.
Старик. Не со зла же я говорил тебе это. [2].
В речи героев также прослеживается тавтология, представляющая собой необоснованное повторение одних и тех же (или однокоренных) или близких по смыслу слов.
Старушка. Да и живём мы одиноко уединёнными.
Старик. Старая старушка ты.
Старушка. Головой кивнул бы мне, я бы подала стулья. [2].
В большинстве случаев нельзя говорить о плеоназме, так как повтор однокоренных слов не обоснован, не оправдан. Возможно, попытка упростить речь героев не просто указывает не возраст героев, на их неформальное общение, а сколько на безразличие, на равнодушие.
Плеск воды – появляются первые гости. Приходит знатная дама, затем полковник, далее невидимый, но явно представительный господин, потому что Старушка начинает кокетничать с ним — задирает юбки, громко хохочет, строит глазки. Эта гротескная сцена прекращается неожиданно.
Старушка. Льстец! Противный плутишка! Ха-ха! Я кажусь вам моложе? Вы нахал, но ужасный душка! <…>
Ой, нет! От вас у меня мурашки! Что? И у вас мурашки? Так вы щекотливы или щекотун? Да нет, мне, право, стыдно. (Хихикает). Нижнюю юбку видно. А вам она нравится? Или эта лучше? [2].
Сатирические картины, построенные на основе использования гротеска, становятся грустными, и нелепыми. Таким образом, гротеск используется при изображении отдельных сцен (заигрывание Старушки с вымышленным гостем-генералом, неспособность Оратора произнести речь в финале пьесы, сам финал пьесы).
Главным в пьесе «Стулья» становится отсутствие события, но не отсутствие сюжета. Старик и Старуха тщетно пытаются заполнить пустоту бытия: они изобретают некую важную «Весть», созывают гостей, которых заменяют стулья, ведут с ними воображаемый диалог. Все это иллюзия, игра воображения, такой же иллюзией является «Весть». Таким образом, можно говорить о смешении реального и призрачного в пьесе.
Стулья — образ, рождённый жизнью, сложный, неоднозначный, многомерный. Безусловно, в данной драме стулья становятся и символом одиночества, и символом пустоты. К финалу пьесы читатель начинает воспринимать отсутствующих героев как реальных персонажей, он их представляет в своём воображении, по репликам Старика и Старухи читатель догадывается о том, что они говорят, какие жесты сопровождают их речь. В итоге – на сцене остаются только стулья, которые, как ни парадоксально, начинают жить и восприниматься читателями и зрителями как реальные герои. Люди превращаются в пустые стулья. Все гости, приглашённые стариками, влиятельные и значительные люди, которые постепенно превращаются в «пустышки». Мотив глухоты. Люди – глухи, невидимы. Люди превращаются в пустые места.
Таким образом, основные приёмы создания абсурдной реальности в антидрамах Э. Ионеско позволяют говорить о природе алогизма в современном театре в целом. Безусловно, наша исследовательская работа сможет послужить неплохой теоретической основой для дальнейшего исследования театра абсурда в русской и зарубежной драматургии.
Примечания
1. Буренина. О. Что такое абсурд или по следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. – М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 9.
2. www.lib-drama.narod.ru Ионеско Э. «Лысая Певица», «Урок», «Стулья», «Носорог».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"
Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...
Сборник тезисов работ "Поиск-НИТ" 2014 г.
Московская городская открытая научно-практическая конференция "Поиск-НИТ". Сборник тезисов работ. 2014 г....
"Поиск - НИТ" Сборник тезисов работ.
Московская городская открытая научно-практическая конференция учащихся по новым информационным и компьютерным технологиям "Поиск-НИТ". Сборник тезисов....
Самоанализ урока-как инструмент совершенствования работы учителя в условиях модернизации образования. Тезисы работы
Исследовательская работа учителя по проблеме Самоанализа урока учителем, как средстве совершенствования мастерства педагога.Новизна работы заключается в представлении изменений подхода к самоанализу у...
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
Сборник тезисов работ участников Всероссийской конференции "Наука. Творчество. Духовность." 2022 год
Сборник тезисов работ обучающихся...