Глоссарий по технологии тьюторского сопровождения
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Представлены основные термины, актуальные в технологии тьюторского сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Глоссарий - тьюторство | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛОССАРИЙ
к дистанционному курсу «Тьюторство как оказание индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка в процессе обучения в условиях введения ФГОС
№ | Термин, понятие | Определение, толкование |
1 | Закрытое образовательное пространство | – это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, которым надо провести ученика. Идеал закрытого образовательного пространства – это Учитель и его Школа, его конкретные методы преподавания. |
2 | Индивидуальная образовательная программа (ИОП) | - документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Структура ИОП: а) анализ индивидуальной образовательной траектории; б) цели и задачи образования на предстоящий период; в) указание на условия, возможности реализации ИОП в школе, где учится ученик, в этом районе, городе и т.п.; г) индивидуальный образовательный план, в том числе индивидуальный учебный план (ИУП), план социальных и профессиональных проб, план рефлексивных ситуаций; д) описание ресурсного обеспечения ИОП; е) критерии оценки эффективности реализации ИОП. |
3 | Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) | - персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании, который отражает индивидуальную образовательную историю (освоенное содержание образовательных программ), индивидуальный стиль учения, выбор оптимального темпа и ритма учения, систему оценки личных образовательных достижений. ИОТ может быть результатом индивидуального образовательного планирования и программирования (ИОП). |
4 | Индивидуальный подход | понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено. |
5 | Личностное самоопределение | - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. Н. Е. Дружинин. 2003. |
6 | Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы | готовность обучающихся к самоопределению и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы |
7 | Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы | самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, способность к построению индивидуальной образовательной траектории |
8 | Образование | выстраивание своей образовательной траектории |
9 | Образовательная рефлексия | осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, т.е. составить свою индивидуальную образовательную программу |
10 | Открытое образовательное пространство | предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства – представление для ученика множества различных школ. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. |
11 | Принцип индивидуализации образования | означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Реализуя принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации ИОП ученика, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и ре-конструирования учебных форм, позволяет «выйти на поверхность» образовательного процесса фактам самоопределения учащихся в пространстве культуры. |
12 | Принцип открытости образования | не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом. Сегодня многие образовательные учреждения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число направлений обучения; расширить контингент своих обучающихся; освоить новые образовательные технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае образовательное пространство для обучающегося начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных образовательных предложений и их определенной со-организацией. Помимо этого каждый ребенок должен овладеть культурой выбора и со-организации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу. |
13 | Результаты тьюторских практик в основной школе | • учебное и раннее профессиональное самоопределение; • умение делать простой и сложный выбор; • оформление собственных интересов; • понимание и сознательное подчинение норме; • опыт строительства и реализации новых норм; • опыт работы с ресурсами различного типа; • опыт самопрезентации в различных сообществах; • опыт работы в команде; • умение анализировать и корректировать собственную деятельность; • опыт самооценки; • опыт строительства собственной индивидуальной образовательной траектории; • проектные и исследовательские компетентности. |
14 | Самоопределение | это поиск человеком ответа и сам ответ на вопрос: «Кто я такой?» Самоопределение может быть внутри-групповое - обретение и осознание своей роли в кругу людей, профессиональное - поиск и нахождение своего места в системе человеческих занятий, половое — осознание себя как представителя того или другого пола, национальное - отождествление себя с собственным народом в отличие от прочих и т.д. В целом его можно определить как поиск и обретение человеком своего места в мире — поиск мучительный, нередко безуспешный. |
15 | Технологии открытого образования | - обеспечивают работу на различных предметах, на различных возрастах, вне рамок образовательного учреждения, – «Кейс-стади» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов), «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. |
16 | Тьютор | (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании. В своей деятельности тьютор ориентируется на: • образовательный опыт ученика – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности; • его инициатива в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными областях знаний; • любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении; • ситуация общения и установление личного контакта с учеником; • воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям; • коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной ситуации деятельности. |
17 | Тьюторант | это объект тьюторского сопровождения или воздействия тьютора, то есть ученик. |
18 | Тьюторское сопровождение | - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. |
19 | Тьюторство | - практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция (в Великобритании), которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе. |
20 | Учитель | представляется в педагогическом процессе и обладателем определенного знания, и, одновременно, образцом действия, предлагаемого ученику; - это тот, кто учит, т.е. передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Учитель в первую очередь ориентируется в своей деятельности на: • содержание учебного предмета и те способы действия, которые необходимы для его освоения; • концентрацию ученика на учительском действии и слове; • соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя; • ограничение содержания общения c ребенком тем, что необходимо в передаче образцов от учителя к ученику; • послушание и прилежание ребенка. |
21 | Формы работы тьютора | консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги |
22 | Элементы организации образовательного процесса при тьюторском сопровождении | – командная работа, командный зачет; – взаимопомощь и взаимовыручка; – возможности для участников выбора и самоопределения; – разновозрастное сотрудничество; – выполнение обучающимися «учительских» функций (участие в разработке заданий, проверке работ, организации мероприятии, установлении дисциплины); – открытый характер оценки достижений, результатов; – выход участников образовательного процесса в авторскую позицию; – включение дополнительных групп участников (например родителей, студентов-практикантов); – обмен функциями между группами участников («День самоуправления» как итоговое мероприятие развернутого во времени интеллектуально-творческого состязания), расширение привычного перечня функций, кроме выполнения учащимися учительских функций; – методы и формы взаимодействия, помимо групповой и командной работы: диалог, беседа, дискуссия ; игра ; разработка творческого проекта и его публичная защита ; спортивные состязания ; - творческий конкурс |
23 | Этапы тьюторского сопровождения | • диагностико-мотивационный; • проектировочный; • реализационный; • аналитический. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...
Использование технологий тьюторского сопровождения учащихся при внедрении новых государственных образовательных стандартов
Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал...
«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»
Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...
Урок математики в технологии тьюторского сопровождения обучающихся
В данной статье рассказывается как можно построить урок математики с использованем технлогии тьюторского сопровождения обучающихся...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...
Технология тьюторского сопровождения на уроках истории и обществознания в рамках системно-деятельностного подхода.
В помощь учителям истории и обществознания....
Технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей
Теоретическая значимость заключается в том, что подростки из неблагополучных семей имеют низкий уровень жизненных ценностей, что влечет за собой апатию, низкую мотивацию к ученью, ...