парламентский урок
план-конспект урока (5 класс) на тему

Зарипова Гузалия Габдулнуровна

парламентский урок для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parlamentskiy_urok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Парламентский урок

                                                           

Тема:   Я - гражданин своей страны

Задачи урока:

-Воспитывать патриотизм и гражданственность  учащихся

начальных классов

-Формировать политическую культуру и активную гражданскую

позицию учащихся начальных классов

-Закрепить и расширить знания о государственных символах

Российской Федерации и Республики Татарстан

-Формировать у учащихся представления о том, что значит быть                        гражданином о главе государства, парламенте и его работе

-Закладывать основы политической культуры; осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций

-Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками

  Оборудование:

  • Электронная презентация
  • Запись гимнов РФ, РТ
  • Фильм для младших школьников «Где рождается закон»

Ход урока

слайд парламентский урок

слайд с названием темы

- Ребята у каждого из нас есть свой любимое место – улица,   деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, и из множества таких уголков и состоит наша большая  Родина, которую любит каждый человек. А любить свою Родину – значит  жить с ней одной жизнью.

Сегодня мы с вами собрались на парламентский урок, на котором узнаем государственную символику России и Татарстана и узнаем, где рождаются законы.

- Скажите пожалуйста в какой стране вы живёте? (В России)

     А как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

     В стародавние времена её называли Русью. Русь – страна рек и озёр. Русь –

     светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли

     россами, а страну, в которой они жили – Россией.

      слайд с изображением карты РФ

Какой город является столицей нашей страны? (Москва)

 слайд с изображением РФ

Ученики: (читают стихи о России) слайд – шоу достопримечательностей РФ

1.Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

2. Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Слайд с изображением карты РТ

- Посмотрите  перед вами карта нашей республики. Как она велика! А как называется республика в которой мы живем (Татарстан)

Назовите столицу Татарстана. (Казань)

(Стих о Татарстане и слайд- шоу достопримечательностей РТ )

1.Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.

Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.

Здесь так спокойно и надёжно.
Здесь всё ласкает глаз и слух.
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее – особый дух,

Спокойные тона и краски,
И гордый, вдохновенный стан.
Ты – новоявленная сказка -
Наш современный Татарстан.

2.И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

-   Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это главные символы каждого государства. Каждый из государственных символов России и Татарстана имеют свою  историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия.

    О главных символах нашей Родины расскажут ребята старших классов.

(Слайд с изображением флага РФ.)

1.Уч. Государственный флаг Российской Федерации – её государственный символ. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Цвета флага означают:

  • Белый - мир и чистота устремлений.
  • Синий - вера, верность и постоянство.
  •  Красный – отвага, сила, кровь, пролитая, пролитая за Отечество.

                  21 августа 1991 года – день возрождения Флага России.

(Слайд с изображением герба РФ.)

2.Уч. Государственный герб Российской Федерации представляет изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном гиральдическом  щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого, в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём змея.(Слайд с изображением герба.)

3.Уч. Гимн России – это торжественная песнь о красоте и величии нашей Родины. Слушают гимн стоя. (звучит отрывок  гимна)

(Слайд с изображением флага РТ.)

4.Уч. Государственный флаг Республики Татарстан является государственным символом Республики Татарстан. Представляет собой прямоугольное полотнище. Цвета флага означают:

  • Зелёный – зелень весны, возрождение.
  • Белый – цвет чистоты.
  • Красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.

(Слайд с изображением герба РТ.)

5.Уч. Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан». Герб выполнен в цветах флага Татарстана, имеет круглую форму.

(Слайд с изображением герба.)

6.Уч. В государственном гимне Республики Татарстан говорится о красоте и могуществе родного края. Слушают гимн стоя.(звучит отрывок гимна)

- Такая же государственная символика есть и у нашего города.

(Слайд с изображением герба города.)

1.Уч.Древнейшая дошедшая до нас эмблема Казани - "печать Казанская" с Большой печати Ивана Грозного. Эмблема представляла собой изображение василиска в короне. Печать Казанская описана в царском указе 1766 года: "... на ней в каруне Василиск, крылья золото, конец хвоста золот". В первом русском гербовнике, "Титулярнике", также изображен герб Казанский. Тоже василиск в короне.

-  Существует легенда, объясняющая смысл герба:

2.Уч. В давние времена на месте Казани жило множество змей. Татарский колдун с помощью магических заклинаний уничтожил всех змей. И только змеиный царь Зилант спасся и улетел на гору Джилантау. Но и оттуда он не давал покоя жителям. Лишь после того как волшебник Хаким одолел Зиланта люди смогли спокойно жить в городе.

В середине XIX века для городских гербов России были введены "украшения": короны, венки, ленты. Герб Казани в 1859 году был перерисован в соответствии с правилами геральдики, исчезла земля под ногами змея, щит должна была венчать "шапка Казанская". Описание проекта герба звучало следующим образом: "В серебряном щите черный коронованный дракон, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый".

3.Уч.В 2003 году началась работа по подготовке официальных документов о гербе города с целью его регистрации в Государственном геральдическом регистре. Участие в работе принимал "Союз геральдистов России". На рассмотрение депутатов было представлено несколько проектов. Они отличались цветом деталей Зиланта, наличием корон, щитодержателей.

24 декабря 2004 года решением №37-21 "О символах муниципального образования город Казань" Казанский Совет Народных депутатов утверждил герб и флаг города Казани. Согласно тексту Положения о гербе и флаге города Казани:

(Слайд с изображением флага города.)

4.Уч.  «Флаг города Казани представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, воспроизводящее в его центре гербовую композицию: на большей белой части полотнища в 4/5 ширины изображён стоящий на зелёной полосе в 1/5 ширины полотнища чёрный дракон с червлёными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной»

Обоснование символики

5.Уч. Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность. Земля — хранительница жизни и богатств, символ жизни. Корона — символ достижения высокой ступени развития. Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции. Цвета означают следующее:

  • Зелёный цвет — символ весны, радости, надежды, природы, означает достаток, процветание, стабильность.
  • Золотой — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света.
  • Серебряный — символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира.
  • Червлёный — символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности.
  • Чёрный — символ благоразумия, мудрости, честности, смирения и вечности бытия.

-  Официальными символами нашего государства также являются:

                  Столица нашей Родины – Москва (слайд).

                  Президент России – В.В.Путин (слайд).

                  Конституция – основной Закон (слайд).

-  Жизнь в городе, республике, стране подчиняется определённым правилам. Ребята, а нужны ли нам в нашей жизни правила? На этот вопрос мы ответим после просмотра фильма.

(Просмотр фильма учащимися и ответ на вопрос)

-  Конечно же, нужны. Законы – это тоже правила, и они устанавливают порядок в стране. Для того чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. В государстве необходимо следить за тем, как выполняются законы. Порядок внутри страны поддерживают суд, полиция, органы безопасности. Безусловно, каждое государство имеет свою армию. Законы рождаются в парламентах: в России – в Федеральном Собрании, в Татарстане – в Госсовете.

 Закон вступает в силу только после того, как Президент его подпишет, и он будет опубликован в средствах массовой информации (газетах).

 А кто такой президент? (Глава нашего государства).

Кто является Президентом России? (Владимир Владимирович Путин).

(слайд  портрет президента РФ)

А президентом Татарстана? (Рустам Нургалеевич Минниханов)

(слайд  портрет президента РТ)

- Вы маленькие граждане большого государства, имя которому - Россия. В наследство от предков мы все получили прекрасную страну. Мы гордимся тем, что живём в России, в Татарстане.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок 2011

Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему  "Я ребенок! Я граждагин!"...

Парламентский урок

Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...

Парламентский урок

Парламентский урок "Где рождаются законы".  Урок знакомит с парламентом РФ и  Адыгеи....

Парламентский урок.

Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....

Парламентский урок

С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...

Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....