Ко Дню Науки
материал на тему
Предварительный просмотр:
- Современная наука
Много великих имен и открытий дала миру российская наука. По многим позициям Россия выходила на первое место. Здесь впервые было разработано учение о биосфере. Здесь впервые в мире был запущен в космос искусственный спутник. И здесь была введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
Нобелевскими премиями были отмечены 14 российских и советских ученых. Первым из них Нобелевским лауреатом стал в 1904 году академик Павлов. Всему миру известны имена этих людей:
- Михаил Ломоносов – гениальный русский ученый во многих отраслях, поэт и просветитель;
- Дмитрий Менделеев – не только химик, но разносторонний ученый;
- Иван Павлов – физиолог и психолог;
- Константин Циолковский – основоположник ракетной техники и современной космонавтики;
- Лев Ландау – физик-теоретик;
- Петр Капица – физик, инженер и академик;
- Игорь Курчатов – физик, создатель советской атомной бомбы;
- Сергей Королев – главный конструктор космических кораблей;
- Николай Доллежаль – одни из основоположников отечественной атомной энергетики и промышленности;
- Анатолий Александров – один из основателей Российской ядерной энергетики.
Начало XXI века насыщено научными открытиями, за которыми выстроилась вереница вопросов, заставляющие учёный мир задуматься над тем, что на самом деле всё совсем не просто, как кажется. Поиски истины всё чаще и чаще направляют неугомонный человеческий разум в сторону познания многогранных проявлений неизведанного мироздания, начиная от строения атома и заканчивая космическим пространством.
Наука в современном обществе призвана быть:
Существенным фактором повышения качества жизни
Обеспечение безопасности государства
Источником технического обновления и экономического роста
Основой для создания и поддержания глобальной конкурентноспособности национальной экономики
Платформой для построения национальной инновационной системы
Базой для формирования эффективной социально-экономической и научно-технологической политики.
2. Место России в научном мире
К сожалению, Россия отстает от мировых инновационных держав в настоящее время. Но так было не всегда.
- Зарождение российской науки
Европейские академии наук возникали на основе уже существующих, завоевавших авторитет ученых обществ (например, французская, учрежденная Ришелье и 1635 году). Одна- ко такова уж российская действительность - при отсутствии гражданского общества его функции должно брать на себя государство. Именно оно "насаждало", как говорили тогда, науки (Г. Державин выразился даже с некоторым медицинским оттенком: "...нам Петр Великий ввел науки..."). На протяжении X-XVII веков в России накапливались знания о природе, языке и истории, которые тем не менее не переросли в научную систему.
Первая древнерусская математическая работа создана новгородским монахом Кириком в 1136 году. В XVII веке в России появляются первые университеты и частные школы: школа боярина Ф. М. Ртищева (1648), школа Симеона Полоцкого (1665), Славяно-греко-латинская академия (1687).
С начала XVIII века параллельно с развертыванием петровских реформ открываются разнообразные учебные заведения, издается множество научных и научно-попу
Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа. В 1724 году была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор норманнской гипотезы происхождения Руси, и знаменитый математик Леонард Эйлер, Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В 1755 году им был основан Московский университет. Впоследствии университеты возникли в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Санкт-Петербурге (1819).
- СПб и наука
Реформы с неумолимой логикой требовали специалистов, и в соответствии с этим требованием почетный член Парижской академии наук император Петр I помимо основания учебных заведений занялся созданием собственной Академии наук и художеств.
Проект Положения об Академии наук и художеств был представлен лейб- медиком Л. Блюментростом царю, который внес в него свои поправки. Общая задача сформулирована так: Академия учреждалась, "дабы науки размножены и в лутчее состояние приведены были".
Можно сказать, что список достижений Академии наук уже за первые десятилетия ее работы столь впечатляющ, что приходится ограничиться скупым перечнем. Нельзя не назвать Ломоносова ("первый наш университет") и его работы в области стихосложения, физики, астрономии, физической химии; с химической лаборатории Ломоносова (1742) началось развитие экспериментальной химии в нашей стране, а также многих прикладных исследований. По истине европейской славой пользовались работы по прикладной и высшей математике российских академиков Бернулли и Эйлера, которые подготовили одаренных учеников из числа русских. Астроном Делиль основал в Санкт-Петербурге успешно работавшую астрономическую обсерваторию, организовал астрономические экспедиции. Каждому известно имя И. Кулибина, который был механиком Академии в 1770-х годах и поражал современников (и потомков) своими изобретениями.
Научные достижения, изданные книги можно перечислить, пересчитать. Но не поддается точному измерению то, как на протяжении более трех столетий (во многом благодаря неустанной работе членов Санкт-Петербургской Академии) изменялось отношение к науке и образованию в обществе. Мучительно трудно начинать невиданное доныне дело. Заграничная наука демонстрирует прекрасные плоды, скрывая корни. Лишь на собственном опыте можно по- настоящему научиться организовывать дело.
Потому что, каждый ученый в свое время учился, развивался, да и человек развивается на протяжении всей своей жизни, и поэтому, можно сделать вывод, что каждый ученый в свое время был школьником, соответственно, будущий ученый будет называться школьником.
Неудивительно, что будущим ученым оказывают особую поддержку. В будущем именно они смогут развивать промышленность и экономику Кировской области, внедрять в производство инновационные технологии, тем самым обеспечивая инвестиционную привлекательность региона. Именно поэтому одним из самых важных пунктов проводимой в области молодежной политики становится поддержка научной активности молодежи.
Словом, у будущих Ломоносовых и Менделеевых родом из нашего лицея есть множество шансов заявить о себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...
Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....
Игра "Науки разные нужны, науки всякие важны"
Игру проводили на неделе естественных наук....
Игра "Науки разные нужны. науки всякие важны"
Внеклассное мероприятие В Неделе естественных наук...