Факультативный курс "Дорога к свету"
рабочая программа (5 класс) на тему
В основу методической разработки по преподаваемым мной предметам (музыка, ОПК, литература) заложена идея интеграции как альтернативной, нетрадиционной системы обучения.
Идея интегрированного обучения музыке, литературе, ОПК появилась в результате поисков оптимальных форм и средств, стимулирующих мотивацию обучающихся.
Основу методической разработки – программы предметов искусства (литературы, ОПК, музыки) составляет тематическое планирование факультатива «Дорога к свету» для учащихся 5 класса, которое включает литературу, музыку, ОПК и составлено на учебный год из расчета 4-х часов в месяц. Ведущая роль в разработанном курсе принадлежит занятиям по православной культуре (учебное пособие Л.Л.Шевченко), дополнительный материал по литературе и музыке наполняет и обогащает факультативный курс, формируя у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивая прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивая духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывая у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_doroga_k_svetu.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ерофеевская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ерофеевской ООШ
Приказ от 30.08.2014г. №37
_________/Т.В.Павлова/
5 класс
Уровень общего образования: основное общее
Количество часов: 35
Учитель: Алферова М.В.
Программа курса разработана на основе авторской программы
Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения»
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Дорога к свету» составлена на основе Программы Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения». Фундаментом данной программы является идея интеграции как альтернативной, нетрадиционной системы обучения.
Идея интегрированного обучения музыке, литературе, ОПК появилась в результате поисков оптимальных форм и средств, стимулирующих мотивацию обучающихся.
Основу методической разработки – программы предметов искусства (литературы, ОПК, музыки) составляет тематическое планирование факультатива для учащихся 5 класса, которое включает литературу, музыку, ОПК и составлено на учебный год из расчета 4-х часов в месяц. Ведущая роль в разработанном курсе принадлежит занятиям по православной культуре (учебное пособие Л.Л.Шевченко), дополнительный материал по литературе и музыке наполняет и обогащает факультативный курс, формируя у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивая прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивая духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывая у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовном плане. Как же обеспечить детям их духовный рост, сформировать целостную картину мира? Найти пути для этого призвана школа. Предметам гуманитарно-эстетического цикла отводится особая роль в духовно-нравственном становлении школьников.
Моя задача как учителя - сориентировать школьников в мире музыки, литературы, православия, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве, к любви, состраданию, милосердию, чувству долга в жизни.
Великие достижения европейской и русской литературы, музыкальной культуры были тесно связаны с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть литературных произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ж. Санд, Р.Л. Стивенсона, М. Твена, музыки И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов. Таким образом, прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является литература, музыка, основы православной культуры.
Цель: становление и развитие духовно-нравственных качеств обучающихся посредством литературы, музыки, ОПК.
Задачи:
- Создать условия для духовно-нравственного становления обучающихся на занятиях музыкально-православной, литературной, вокально-хоровой направленности.
- Создать на основе интегрального принципа возможности ориентироваться в мире литературы и музыки на примерах русской и зарубежной классики, приобщить к высшим духовным ценностям.
- Сформировать у учеников духовно-нравственные ориентиры в соответствии с национальным воспитательным идеалом.
Формы обучения: комбинированные занятия, экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельности: слушание рассказа учителя, обсуждение, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, игры на темы нравственного выбора и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
- уметь выделять особенности русской православной культуры;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
- знать великие достижения европейской и русской литературы, музыкальной культуры, уметь выражать свое отношение.
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
В рамках требований учащиеся должны:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Преподавание предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях Ростовской области в 2014/2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Ростовской области:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
- Конституция РФ, ст. 28
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. № 19644.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Учебно-тематический план факультативного курса
«ДОРОГА К СВЕТУ»
№ п/п | Взаимосвязь предметов | ||
Основы православной культуры | Литература | Музыка | |
1 | Христианская православная культура как творчество | «Открой ставни своего сердца» митрополит А.Сурожский | П. Чесноков «С нами Бог» |
2 | Православные корни отечественной культуры. | Н.Смоленский «Драгоценные камни веры» | «Свете тихий» Валаамского монастыря |
3 | Библейские истины | Г.Р. Державин Ода «Бог» | С. Трубачев «Слава в вышних Богу» |
4 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры | В.А.Жуковский «Всемогущество Божие», «Савл на дороге в Дамаск» | П. Чесноков «Разбойника благоразумного» |
5 | Монашеский путь. | Отечник. «Милостыня» («Зернышки» (с.4) В. 3) | Д. Бортянский «Тебе, Бога, хвалим» |
6 | Церковно-славянский язык и путь Богопознания. | В.А. Никифоров-Волгин «Чистый понедельник» | А. Гречанинов «Хвалите имя Господне» |
7 | Православный храм в жизни христиан | П.И.Чайковский «В церкви» | С. Рахманинов «Приидите, поклонимся» |
8 | Культурное христианское просвещение | А.Н. Бахметьева «Пастырь добрый» | Лаврское «От юности моея» |
9 | Русское церковное зодчество – сплав религии и искусства | Н.Смоленский «Перед иконой Святого Гергия» | П.Чесноков «Отверзу уста моя» |
10 | Золотая цепь Святых | Чудо Святителя Николая («Свечечка» (с.6) В. 12, 2006 г.) | С. Трубачев «Слава в вышних Богу» |
11 | Святые дети – мученики за веру | Монах Лазарь «Свет Царицы небесной» | С. Трубачев «Взбранной Воеводе» |
12 | Святые Акилина, Вит. | Жития святых ( | Ю. Машин «Душе моя» |
13 | Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Святая мученица Татьяна. | Жития святых ( | Е. Крылатов «Вера, Надежда, Любовь» |
14 | Мудрость жизни христиан. | С. Рыбакова «И паука Господь на благо людям создал» | П.И. Чайковский «Утренняя молитва» |
15 | Христианские добродетели. | Книга «Отечник» Игнатия (Брянчанинова) «Из жизни Святых Отцов» | П. Чесноков Да исправится молитва моя» |
16 | Святые великомученицы Екатерина, Варвара | «Святая великомученица Екатерина» («Свечечка» (с.5) В. 12, 2006 г.) | П. Чесноков «Заступнице усердная» |
17 | Святые воины. | С. Фонова «Святой воин Федор Ушаков» | Д. Шостакович Симфония №7 |
18 | Святые воины. Георгий Победоносец. Димитрий Солунский, Федор Стратилат | К. Соботович, А. Галковская «Настоящий друг» | Песня о дружбе |
19 | Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. | «Святые бессребренники Косма И Дамиан Асийские» («Свечечка» (с.5) В. 11, 2012 г.) | «Блажен муж» Киево-Печерской Лавры |
20 | Всемилостивый целитель Пантелеимон. | А.С.Гиппиус «Великомученик и целитель Пантелеимон» | Подобен «О преславного чудесе» |
21 | Защита христианской веры. Вселенские Соборы. | Священник П. Поляков «Семь венцов» | С. Трубачев «Ныне отпущаеши» |
22 | Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. | А.К.Толстой «Иоанн Дамаскин» | С.И. Танеев «По прочтении псалма» |
23 | Утверждение христианского учения. | Д.Дмитриев «После службы» | Б. Додонов «Величание Рождеству Христову» |
24 | Учителя веры – Святители Василий великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. | Житие Иоанна Златоуста | Л.Кастальский «Христос воскресе» |
25 | Утверждение христианскойверы | В. Вадимов «Святой Григорий в Византии» | П. Чесноков «Мати Божия» |
26 | Пути к спасению. | П. Засодимский «Гришина милостыня» | А.Варламов «Ангел» |
27 | Великие подвижники пустыни: Преподобный Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фиейский. | Сказка «Старик и золото» | А.Вивальди «Времена года» |
28 | Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин. | В.Самойлович «Клавдия» | П.И. Чайковский «Нам звезды кроткие сияли…» |
29 | Пути к спасению. Преподобный Досифей, Праведный Симеон | Протоиерей С. Николаев «Мы с праведным Симеоном» | Р. Шуман «Грезы» |
30 | Святитель Павлин Милостивый | Плачинды – за три золотых (народное предание) | С. Рахманинов «Всенощное бдение» |
31 | Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. | Л. Емельянова «Аз, Буки, а там науки | П. Чайковский «Времена года» |
32 | Просветители славянские Кирилл и Мефодий. | «Исправление» («Свечечка» (с.5) В. 11, 2009 г.) | А. Кастальский «Слава в вышних Богу…» |
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Пути к спасению» | Е. Бахметева «Машино счастье» | С.Рахманинов «Колокола» |
34 | Труды Святых братьев. | А.С. Пушкин «Великопостная молитва» | А. Никольский «Отче наш… |
35 | Экскурсия: «Путешествие по родным местам» |
Ресурсное обеспечение программы
Список рекомендованной литературы
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. 3-е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие]: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
- Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
- Гиппиус А.С., Серова И.Ю. «Помощь Святых»
- http://www.eroshka.ru
- http://www.skaz.ru
- http://www.radostmoya
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.
Формы и средства контроля
Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Источники света. Распространение света" в 8 классе
План-конспект урока с применением ЭОР....
Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".
Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
Методическая разработка. Проверочная работа по теме: "Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света".
Проверочная работа на 15-20 минут, 8 класс, раздел "Световые явления"....
Программа факультативных занятий "Модный свет".
Программа включает в себя изучение техники безопасности, декора в дежде, флористики и алгоритма изготовления русских тряпичных кукол....
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Урок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света"
Что такое свет? Его источники, распространение....