Мастер – класс по теме «Изучение и применение технологии ТРИЗ»
методическая разработка на тему
Мастер – класс по теме «Изучение и применение технологии ТРИЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_po_teme_izuchenie_i_primenenie_tehnologii_triz.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме «Изучение и применение технологии ТРИЗ»
(Татаринцев А.И., педагог-организатор, магистр технологического образования, член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», креативный специалист НФТМ-ТРИЗ начального уровня)
Цели занятия:
- систематизировать полученные знания по ТРИЗ;
- изучить опыт коллег по применению этой технологии;
- разработать фрагмент урока, факультативного занятия с использованием технологии ТРИЗ.
Изучение ТРИЗ проходит в рамках КЕЙС-технологии.
Изучив самостоятельно предложенную литературу, учителя собираются на практикум. Коллектив разбивается на группы в соответствии с профилем преподавания. Каждая группа отвечает на вопросы предложенного кейса (приложение 1) В процессе обсуждения педагоги высказывают свои версии, обсуждают ситуацию, приходят к единому мнению, и готовят выступление для всей аудитории. Продукт работы группы – разработанный фрагмент урока, занятия кружка или факультатива с применением ТРИЗ-технологии.
После выступления представителей групп проводится пресс-конференция, на которой проходит рефлексия. Учителя отмечают положительные и отрицательные моменты групповой работы, удачные и неудачные этапы работы, методические находки, которые следует занести в «педагогическую копилку», а также трудности, встреченные на пути приобретения новых знаний.
По итогам пресс-конференции принимается решение о практической пользе ТРИЗ-технологии, о дальнейшем изучении теории и о применении её на уроках, кружках, факультативах.
Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет изучаемой литературы, ссылки на Интернет-ресурсы, виртуальную лабораторию, практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, общаться с коллегами, обсуждать проблематичные вопросы.
После самостоятельной работы с кейсом проходит занятие коллектива в аудитории, на котором:
- Учителя изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в группах. После чего в каждой группе генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, затем принятые предложения оформляются для презентации в рамках всей аудитории;
- На следующем этапе работы проводится презентация, в ходе которой каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов.
- После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой обучающиеся делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы.
Приложение 1
Предлагаемый кейс:
В одном из интервью Анатолий Александрович Гин, известный специалист по ТРИЗ-педагогике, руководитель лаборатории "Образование для Новой Эры", сказал:
«ФГОС имеет большой плюс и большой минус. Большой плюс- ФГОСы идеологически даже требуют развитие креативности: умение выбрать, умение вести диалог, умение формулировать свои мысли, умение искать решения жизненных задач - во ФГОСах это все прописано. Огромный минус ФГОСОв - они никак, вообще никак не проработаны методически. Их свалили на учителей - и делайте с ними что хотите. Это неправильно абсолютно со всех точек зрения. ТРИЗ-педагогика как раз обладает всеми методикам, которые требуются для выполнения ФГОСов…»
Действительно ли это так? Предлагаем Вам изучить предложенную литературу, воспользоваться Интернет-ресурсами для ознакомления с технологией ТРИЗ, и ответить на этот вопрос.
- Литература, книги по ТРИЗ: http://msk.treko.ru/show_dict_1622
- ТРИЗ-приёмы: http://treko.ru/show_dict_1606
- Использование опыта ТРИЗ-педагогики: http://www.trizway.com/art/search/196.html
- Интернет-школа ТРИЗ: http://www.triz.natm.ru/default.htm
- Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе: http://www.school2100.ru/upload/iblock/af3/af30ce1734938276dd8cf98ad991d899.pdf
- Мастер-класс «Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе»:
- Лаборатория образовательных технологий: http://www.trizway.com/art/secondary/
Согласны ли Вы с такими положениями:
- ТРИЗ предлагает заменить решение проблем их предотвращением, ненужное геройство меняет на мудрость. (“Наконец, я увидел свет в конце тоннеля”, - говорит человек. “А зачем ты полез в этот тоннель?”, - спрашивает ТРИЗовец.)
- ТРИЗ-педагогика имеет широкий набор приемов (более 100) для решения творческих задач, для анализа силы решения, для уменьшения трудоемкости процесса получения сильного решения, а также имеет методики прогнозирования. Если школа учит знаниям, то ТРИЗ умениям их использовать.
- ТРИЗ-педагогика полезна всем: и учителям, и управленцам, и обычным ученикам, и одаренным детям, и отстающим детям. Может быть, отстающим даже в первую очередь, так как ТРИЗ формализует некоторые процессы творческого мышления, что упрощает процесс творчества тем, кому он сложен или даже недоступен и позволяет детям, «встав на плечи великих» двигаться дальше и выше.?
Какие типовые приёмы ТРИЗ Вам наиболее близки? Как можно их использовать на уроке? Предложите фрагмент урока, факультативного занятия с использованием ТРИЗ-приёмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс на тему: "Власть и общество" (технология РКМ)
Урок на основе системно-деятельностного подхода 10 класс....
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Презентация к мастер-классу по теме "Изучение математики на примере темы "Проценты"
Данная презентация была разработана к проведению мастер-класса по математике в рамках участия в конкурсе "Учитель года Дона"....
Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»
Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
Урок по географии в 6 классе по теме "Климат" с применением технологии мгновенного опроса Plickers.
Вашему вниманию представляется урок по географии в 6 классе, в котором применяется универсальная технология мгновенного опроса учащихся с анализом ответов посредством голосования специальными карточка...
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления...