Краеведческий материал в содержании общего образования.
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий материал в содержании общего образования.

Гришанова О.В.,

директор МБОУ СОШ № 1

 им.М.М. Пришвина,

г. Елец

 Елецкая мужская гимназия занимает особое место в судьбе города. Она была открыта в 1871 году. Вряд ли мудрые отцы города, поручившие финансирование проекта и строительство здания банкиру Самуилу Полякову, в начале семидесятых годов 19 столетия предполагали, какая слава ждет её учителей и учащихся.

        В ней учились лауреат Нобелевской премии И.А. Бунин, нарком здравоохранения Н.А. Семашко, писатель, воспевший в своих произведениях природу родного края, М.М. Пришвин, преподавал в гимназии философ                  В.В. Розанов, и многие другие.

        А сколько еще славных имен связано с нашим учебным заведением!

        Время неумолимо бежит вперед, и только здесь оно как бы остановилось:

Растаял век, а здесь всё то же,

Как на заре счастливых дней.

С годами прошлое дороже,

С годами прошлое видней!

        Прошлое вызывает интерес у школьников, шествующих по этим коридорам, побуждает их к исследованию.

        МБОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина имеет определенный опыт работы по использованию краеведческого материала в системе общего образования.

В учебном плане МБОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина предусмотрены:

изучение учебного предмета «Краеведение»,

внеурочная деятельность, как обязательная составляющая ФГОС второго поколения, включает курс «История родного края»,

в воспитательном процессе реализуется программа гражданско-патриотического воспитания «России верные сыны», которая признана ЛИРО в 2012 году победителем областного конкурса.

Сегодня невозможно представить краеведческой работы без социального партнера – ЕГУ им. И.А. Бунина.  Среди таковых декан исторического факультета, кандидат исторических наук Ляпин Д.А., заведующий кафедрой историко-культурного наследия, доктор философских наук Подоксенов А.М., кандидат филологических наук, доцент кафедры историко-культурного наследия, лауреат премий К. Москаленко и И.Бунина С.А. Сионова, кандидат филологических наук, доцент кафедры историко-культурного наследия Чистякова Н.А. и другие.

 Нас с университетом объединяют давние связи: во-первых, за долгие годы существования школы № 1 не один десяток выпускников  успешно закончил стены этого вуза, многие продолжают учиться и сейчас, во-вторых, я и сама выпускница ЕГУ, в-третьих, школа входит в УНМК университета.

Тандем школы, ВУЗа и различных учреждений культуры расширяет образовательную среду своими компонентами, в том числе и краеведением.

        Краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к " малой родине".

Рамки краеведения  расширяются за счет функционирования в образовательном учреждении музея истории школы. Профиль нашего музея связан со спецификой школы, что объясняется  исторической значимостью школы № 1 (бывшей мужской гимназии). Помимо познавательного воздействия краеведение, включенное в учебный план каждого класса, позволяет ученикам прикоснуться к краеведческой работе, не исключая исследовательской составляющей. Актуальны такие формы работы, как сбор преданий о писателях своего края, сбор местных фольклорных жанров, изучение объектов сохранившейся старины и многое другое. Как видим, это продиктовано реальной потребностью школы, что делает музей функциональным и востребованным.

Культурная среда нашей школы – это сложившиеся отношения людей, особенности традиций, вошедших в уклад. Они создаются школьниками и педагогами только в совместной деятельности при поддержке преподавателей высшей школы. При этом музей  связан с распространением культурных и образовательных ценностей.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через различные формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных предметов («Литературное краеведение», «История», «Литература», «Основы православной культуры») и с дополнительным образованием учащихся.

Учащимися школы совместно с учеными-краеведами проведены в ближайшие годы исследования темы «легкого дыхания» в творчестве И.А. Бунина, «Пришвинский Елец», «Посадское поселение г. Ельца в 17 веке», «Старое кладбище-память сердца», «Нина Васильевна Попова: жизнь и судьба», составлены экскурсии «Елец-город воинской славы», «Ах, как давно я не был там» (памяти жизни и творчества И.А. Бунина), «Елец - вторая духовная родина В.В. Розанова» и т.д.                                                                            

В основе всех работ - ведущие экспозиции музея истории школы.

Резюмируя сказанное, отмечу, что школьный музей  - одна из форм организованной деятельности по выполнению единой педагогической цели.

 В части литературного краеведения следует выделить литературно-поисковую работу. Её итогом становятся читательские конференции на краеведческие темы,  выступления на научно-практических конференциях, использование материала на уроках, а главное – расширяется кругозор детей.

Учителей школы отличает умение создать для учащихся условия и предоставить возможность проявить себя в различной деятельности, создать креативную среду для развития личности, зародить желание изучать свой край, познать его и полюбить. Развивая коммуникативные умения и навыки детей, они создают особую форму общения, которая позволяет каждому ребенку высказаться, раскрыть себя, проявить в деятельности.

В 2011 году Заслуженным учителем РФ Исаевой Т.К. был представлен материал по патриотическому воспитанию на уроках литературного краеведения в рамках мастер-класса для филологов города.

Литературное краеведение как одна из форм внеклассной работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.
Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе. Разумеется, при условии, что в отборе" краеведческого" произведения учитель руководствуется одним критерием - оно должно быть художественным. Следует особо подчеркнуть две особенности литературно-краеведческой работы в школе. Нужно, чтобы учащиеся точно знали цель своих занятий краеведением, были заинтересованы в этой работе и относились к ней творчески.

Педагоги школы открыты учительскому сообществу, свои находки и наработки они представляют не только на муниципальном, но и на региональном и федеральном уровнях. Тематика их выступлений и публикаций различна:

«Некоторые аспекты организации музея в общеобразовательной школе», «Краеведческий аспект изучения творчества Пришвина», «Изображение Ельца в романе М.Пришвина «Кащеева цепь». (Путешествие Курымушки по Ельцу)», «Воспитательный потенциал историко-культурного наследия мужской гимназии» и т.д. 

 Историко-культурный потенциал г. Ельца составляет мощный ресурс. С одной стороны, он способствует активизации познавательной, туристической и рекреационной деятельности. С другой стороны, определяется по таким составляющим многогранного культурного наследия, как духовное, историческое, архитектурное,  литературное.                                                                          

В соответствии с законом Липецкой области "Об особых экономических зонах регионального уровня" от 10 августа 2006 года № 316-ОЗ и постановлением администрации области от 29.12.2006г. № 195 "О создании особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа" на территории муниципалитета создана  особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Елец". Ею предусмотрено расширение туристической инфраструктуры.                            

Создание особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа обеспечивает развитие не только туризма, но и  создает условия для сохранения, возрождения, пропаганды объектов культурного и природного наследия.                                                      

Национальная отечественная практика свидетельствует о широких возможностях использования анимационного туризма в сохранении и приумножении культурного и исторического наследия России.  Одним из самых массовых механизмов в сохранении и распространении культурного наследия является телевидение, которое тесно связано с проблемой его востребованности, так как является средством освоения, тиражирования и накопления ценностей прошлого. Взаимосвязь телевидения и культурного наследия раскрывается  в представлении ученических и преподавательских исследований на муниципальном телевизионном канале. Мы не пропагандируем себя, мы стремимся совместно с журналистами рассказать своим горожанам о знаменитых земляках – выпускниках мужской гимназии, материалы о которых представлены в стенах музея школы. Совместно с телекомпанией «5 канал-Елец» вниманию горожан предложены сюжеты о знаменитых выпускниках гимназии Бунине, Пришвине и т.п.                                                                                                                      

Анимационная функция культурного наследия предполагает процесс «оживления» его наиболее значимых ценностей посредством включения личности в особый вид культурно-досуговой деятельности.

С радостью учащиеся школы размещают свои исследования, истории на страницах областного детского издания «Золотой ключик». В одной из публикаций они проводят параллели, изложенные в романе «Жизнь Арсеньева», с реалиями, царящими в нынешней школе. «Чистый каменный двор гимназии, сверкающие на солнце стекла и медные ручки входных дверей, чистота, простор и звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов, зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы…» - так описывает И.А. Бунин свою школу. И так осталось по сей день в ней.  

Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества, все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране". 

Мы, взрослые, должны помочь ребенку раскрыться, ведь наши дети очень любознательны, умны, талантливы. Нужно лишь нам, взрослым, увидеть и раскрыть их талант. Поверить им, полюбить. Тогда не будет более благодарных учеников, чем наши дети. И они пойдут за нами, и сделают как мы, а, может быть, и лучше нас.

 Школа № 1 г. Ельца приглашает всех познакомиться с судьбой нашей бывшей елецкой мужской гимназии, её учителями и учащимися. Они – это судьба России, с её соблазнами, исканиями, политическим многоголосием и поразительным спектром философских идей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фундаментальное ядро содержания общего образования

"Концепция фундаментального ядра содержания общего образования" под ред.В.В.Козлова, М.Д.Кондакова...

Фундаментальное ядро содержания общего образования (презентация + комментарий)

Фундаментальное ядро содержания общего образования (презентация + комментарий)...

Документ 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

В данном разделе представлены основные документы на основании которых осуществляется педагогическая деятельность учителя: ФЗ об образовании, Концепция ФГОС общего образования, Фундаментальное ядро сод...

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье идет речь об условиях, созданных в гимназии в условиях реализации ФГОС ООО...

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует и содержание учебных программ, и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научной и ф...