«Обновление содержания общего образования на основе разрабатываемых концепций учебных предметов и предметных областей, а также детализации требований к результатам освоения образовательных программ.»
материал

Игнатова Татьяна Александровна

Конспект выступления на методическом объединении учителей английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_avgust_2017.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

учителей английского языка Зеленчукского района

«Обновление содержания общего образования на основе разрабатываемых концепций учебных предметов и предметных областей, а также детализации требований к результатам освоения образовательных программ.»

Подготовила: учитель английского языка

МКОУ «СОШ № 1 ст. Зеленчукской»

Игнатова Татьяна Александровна

ст. Зеленчукская

29 августа 2017г.


«Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный предмет «Иностранный язык»       Москва 2017

Данный проект Концепции предметной области “Иностранные языки” (учебный предмет “Иностранный язык”) представляет собой научно-обоснованную стратегию развития иноязычного образования в Российской Федерации, в которой определены цели, задачи и основные направления реализации данной стратегии на ближайшие годы.

Целью концепции является обеспечить соответствие системы иноязычного образования современным потребностям государства, общества и семьи.

В проекте концепции отражены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской идентичности в условиях поликультурного мира, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, развитие коммуникативных качеств и информационных умений личности, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Проект концепции развития предметной области “Иностранные языки” (учебный предмет “Иностранный язык”) в системе среднего (полного) общего образования составлен на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования и в соответствии с требованиями к структуре и результатам освоения основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).

Настоящий проект концепции разработан в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413, в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 г. №1578).

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

7. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Российская академия наук, Российская академия образования. Просвещение, 2014 г

9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497).

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

12. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 с изменениями от 24 декабря 2015 года №81.

Концептуальное описание иноязычного образования в текущей ситуации.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетентностей, позволяющих личности овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе. Потенциал иностранного языка как общеобразовательного предмета позволяет в полной мере решать задачи формирования ключевых компетентностей учащихся на каждой из ступеней обучения.

Ценностно-смысловые компетенции, компетенции в сфере мировоззрения, связаны с ценностными ориентирами учащихся, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать своё предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Обучение иностранному языку, организованное в контексте межкультурного подхода, позволяет сформировать у учащихся представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, учит осознавать место и роль родного и других языков в этом мире, учит использовать языки как средство общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Общекультурные компетенции отражают готовность и способность школьника к освоению наследия родной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Изучение иностранных языков позволяет расширять возможности молодых людей в приобщении к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в молодежных форумах, туристических поездках и др.

Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной и творческой познавательной деятельности. Они формируются на основе приобретения опыта целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Данные приемы, постулируемые коммуникативно-когнитивным подходом к обучению иностранным языкам, позволяют учащимся на протяжении курса обучения последовательно приобретать положительный и разнообразный опыт учебно-познавательной деятельности, что обеспечивает развитие способности к критическому, рефлексивному, творческому мышлению.

Информационные компетенции включают способность к поиску, осознанию, анализу и отбору значимой информации. Процесс обучения иностранным языкам подразумевает сегодня использование современных информационных и интерактивных технологий, соответствующих технических средств в процессе формирования речевых умений, проектной и исследовательской деятельности.

Коммуникативные компетенции подразумевают овладение современными школьниками родным и иностранными языками, практическое овладение способами межличностного общения и взаимодействия с окружающими людьми; умения работать в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Школьник последовательно учится решать прагматические задачи: представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Он приобретает бесценный опыт достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, опыт установления межличностных и межкультурных контактов в доступных для него пределах.

Социально-трудовые компетенции подразумевают овладение школьниками социальными ролями гражданина, представителя, потребителя, покупателя, производителя, члена семьи и т.д. В процессе деятельностного обучения иностранным языкам обучающиеся решают коммуникативные задачи, четко «вписывая» их в контекст общения, принимая определенные социальные роли. Этот общеобразовательный предмет вносит значительный вклад в процесс успешной социализации школьников, обучая их отбирать стратегии и средства общения согласно культуре, статусу партнера, учит владеть речевым этикетом, дискурсивными способами реализации высказываний.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, самоопределения, самореализации и самоутверждения. В процессе обучения иностранным языкам ученик овладевает познавательными и коммуникативными умениями, что превращает образовательный процесс в процесс непрерывного самопознания, развития необходимых современному человеку личностных качеств, формирования культуры мышления и поведения.

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык», в том числе внеурочной деятельности, должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и должна содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Освоение учебного предмета «Иностранный язык» на уровне основного общего образования (на конец 9 класса общеобразовательной школы) направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.

Освоение учебного предмета «Иностранный язык» на базовом уровне на уровне среднего общего образования (на конец 11 класса общеобразовательной средней школы) направлено на достижение обучающимися порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком, достижение которого позволяет выпускникам самостоятельно общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство коммуникации. Т.е. владение изучаемым языком на базовом уровне предполагает владение материалом общекультурной направленности, минимально достаточным для осуществления иноязычного общения в наиболее распространенных ситуациях социально-бытовой и учебно-трудовой сфер общения и умения пользоваться этим материалом в повседневном общении.

Однако есть целый ряд проблем, которые пока остаются нерешенными и даже усугубляются в последнее время. Истоки этих проблем находятся и внутри, и вне системы образования, решать их необходимо комплексно. Эти проблемы могут быть объединены в следующие основные группы.

Проблемы методического характера

 Недооценка использования в практике школы УМК, отражающих прогрессивные теоретические положения, разработанные отечественной методической наукой и доказавшие свою эффективность (например, польза опоры на родной (русский) язык, представленности культурного наследия России и т.д.).

 Отсутствие широкой апробации учебников перед их внедрением в практику школы.

 Недостаточное использование в педагогической практике современных технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения (метод проектов, обучение в сотрудничестве, обучение в группе; дифференцированное обучение, проблемное обучение и др.), ориентации на формирование универсальных учебных действий (поиск и анализ информации, планирование речевого высказывания, рефлексия (самонаблюдение, самоконтроль, самооценка) и др.)

 Частое использование при обучении второму иностранному языку учебников, предназначенных для его изучения как первого иностранного языка

Проблемы организационного характера

 Отсутствие баланса между изучаемыми в средней школе первыми иностранными языками, который проявляется в доминировании английского языка, как первого иностранного, в ущерб немецкому, французскому и испанскому языкам, традиционно изучавшимися в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также другим иностранным языкам, которые становятся все более востребованными (например, китайскому, итальянскому и др.).

 Несогласованность номенклатуры планируемых результатов обучения в Примерных программах на разных ступенях обучения: в программах для начального общего и основного общего образования отсутствуют социокультурные и компенсаторные умения, которые даются в программах общего(полного) среднего образования. Это не соответствует идее преемственности в образовании.

 Примерная программа для ступени среднего общего образования некорректно раскрывает требования ФГОС к предметным результатам обучения. Во-первых, недостаточно обозначена разница в предметных результатах, достигаемых на базовом и углубленном уровнях. Во-вторых, раздел программы «Предметное содержание речи» включает некоторые темы, которые либо слишком глобально сформулированы («Городская инфраструктура» вместо «Транспорт», «Культурные памятники» и др.), либо слишком специфичны и требуют специальных знаний (например, «Сельское хозяйство»).

 Не учитывается специфика предмета: традиционно для занятий иностранным языком классы делятся на подгруппы численностью не более 12 человек. Это позволяет обеспечить необходимо достаточный объем устной речевой практики для каждого обучающегося. В настоящее время данная норма не регулируется на государственном уровне

 Недостаточное внимание к необходимому уровню оснащения кабинетов иностранного языка со стороны региональных органов управления образованием, что существенно снижает эффективность образовательной среды.

Проблемы кадрового характера

 Допуск в школу учителей, не имеющих специального образования и/или не подготовленных к педагогической деятельности.

 Недостаточное количество в школах молодых учителей, что обусловлено низкой мотивацией молодого поколения к работе в школе, на фоне старения работающего поколения учителей иностранного языка.

 Несоответствие общего уровня предметной (языковой) подготовки учителя иностранного языка вызовам времени.

 Существенное сокращение учебного времени на языковую подготовку учителя средней школы в системе профессионального образования.

 Коммерциализация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; ее отставание от современной образовательной ситуации в России

 Отсутствие системы регулярной аттестации учителей, работающих в школе и мониторинга качества рабочих программ по иностранному языку.

 Отсутствие системы консультирования учителей (особенно молодых) по методическим и организационным вопросам на муниципальном уровне.

 Недостаточная подготовка учителей иностранного для работы в условиях инклюзивного образования (включающими детей с особенными образовательными потребностями, одаренных детей), а также в классах малой/большой наполняемостью и в разноуровневых группах.

Цели и задачи реализации предметной области “Иностранные языки”. Учебный предмет “Иностранный язык”

Цели обучения иностранным языкам требуют постоянного уточнения и обновления в связи с меняющимися перспективными задачами развития российского государства и с запросами общества. От целей зависят и содержание, и средства, и технологии обучения.

При формулировании целей в первую очередь учитываются функции иностранного языка как общеобразовательного предмета, которые определяются его особенностями:

- полифункциональностью: иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство межличностного и межкультурного общения, а также как средство приобретения сведений в других областях знания.

- многоуровневостью: с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, которые соотносятся с аспектами языка (лексическим, грамматическим, фонетическим), с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности (говорением, пониманием речи на слух, чтением и письмом);

- метапредметностью: иностранный язык способствует формированию важнейших универсальных учебных умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией, представленной в разных форматах.

- межпредметностью: содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.;

На сегодняшний день можно признать, что целью иноязычного образования является формирование у школьников понимания важности владения иностранным языком в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою позицию гражданина и патриота своей страны; стремления к лучшему пониманию культуры своего народа и готовности содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; стремления к взаимопониманию между людьми разных стран, уважительном и дружелюбном отношения к культуре других народов, 34 позволяющем участвовать в диалоге культур.

Приоритетные подходы/направления/методы в преподавании предметной области “Иностранный язык”. Учебный предмет “Иностранный язык”

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, современными подходами к обучению иностранным языкам являются компетентностный, системно- деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный подходы.

Описание факторов, способствующих повышению качества преподавания иностранного языка, наиболее эффективных подходов к преподаванию иностранного языка, рекомендаций по их использованию с учетом региональной специфики

Ведущими направлениями развития иноязычного образования в мире, в том числе и российской школе, является поликультурное, полиязычное, разноуровневое языковое образование, отвечающее интересам отдельной личности и государства.

Ключевыми факторами, влияющими на тенденции развития иноязычного образования в поликультурном обществе, являются:

1. Национальная политика в области образования в условиях мультилингвального мира. Для существенной части населения Российской Федерации иностранный язык является третьим по счету языком наряду с русским (государственным), родным/родными (национальными) языками. Соответственно, важнейшим условием реализации образовательной политики страны, в том числе в сфере иноязычного образования, является корректная и понятная всем участникам образовательного процесса нормативная база.

2. Современная языковая ситуация в стране. Во многих регионах Российской Федерации наблюдаются проблемы при обучении иностранному языку в классах с разнородным этническим составом, в частности, присутствием детей-мигрантов, которые не владеют русским языком как языком, на котором ведется преподавание. Адаптация и интеграция этих учащихся представляет собой большую сложность. Это обусловлено недостаточным уровнем их общей культуры, отсутствием у них толерантности по отношению к другим этносам, конфессиям и языкам. В этих условиях успешность овладения иностранным языком в большой степени определяется применением педагогических практик адаптации детей- мигрантов и технологий формирования их самоидентификации.

3. Языковое многообразие, концепт lingua franca, в роли которого на данный период времени выступает английский язык как основной язык международного общения; количество изучаемых иностранных языков и их набор. Наряду с традиционно изучаемыми в школах России современных европейских иностранных языков (английский, немецкий, французский, испанский) наблюдается и иная тенденция - изучать в качестве второго иностранного языки стран-соседей (китайский, японский и др.) и стран-партнеров (например, финский и др.). Данный подход соответствует экономическим и политическим интересам России.

4. Современные средства, технологии и организационные формы обучения иностранным языкам. Так в условиях реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, учитывающей потребности каждого участника образовательного процесса, более востребованными становятся технологии обучения, позволяющие дифференцировать/ индивидуализировать учебный процесс, построить индивидуальную образовательную траекторию. Например, моделирование комфортной информационно-образовательной среды, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, модульное образование, дистанционное обучение и др. При этом не утрачивают своей актуальности традиционно используемые учебно-методические комплекты, в состав которых входят учебник, книга для учителя, рабочие тетради, мультимедийные приложения, обучающие компьютерные программы, электронные учебники и т.д.

5. Подготовка преподавательских кадров для работы в условиях полиязычного общества. Поскольку учитель наряду с учеником является субъектом образовательного процесса, необходимо, чтобы он понимал и реализовывал цели обучения, владел новыми педагогическими технологиями, проявлял творческую активность, осознавал ответственность за качество своей работы. К важным компетенциям педагога нового времени необходимо отнести его способность работать с обучающимися с особыми потребностями.

Внедрение основных положений данной концепции должно оказать непосредственное положительное влияние на повышение качества преподавания иностранного языка. При этом особенно важными могут быть признаны три следующие группы факторов.

Методические факторы:

● Внедрение в практику школьного образования основных положений личностно- ориентированного, системно-деятельностного и коммуникативно-когнитивного подходов. Образовательные организации должны быть в состоянии предоставить обучающимся выбор иностранного языка и уровня овладения им (базовый или углубленный), условия для достижения результатов обучения, заявленных во ФГОС, а также возможность изучения второго иностранного языка.

● Обеспечение развития коммуникативной компетенции обучающихся, то есть способности и готовности принимать участие в общении на иностранном языке с представителями иноязычной культуры.

● Применение на практике современных образовательных технологий (в том числе информационно-коммуникационных), использование разнообразных форм учебной деятельности, развитие универсальных учебных действий, направленных на формирование готовности к самообразованию в течение всей жизни.

● Развитие у обучающихся социокультурной компетенции, включающей в себя социокультурные знания и умения, в том числе умения представлять свою страну в процессе межкультурной коммуникации.

● Использование современных учебно-методических комплексов, которые созданы на основе перечисленных выше подходов, обеспечивают развитие коммуникативной компетенции с учетом языкового опыта обучающихся в родном языке, способствуют диалогу культур, обеспечивают развитие метапредметных умений.

Организационные факторы:

● Предоставление всем обучающимся равного доступа к современным технологиям и средствам обучения, в частности, обеспечение всех образовательных организаций учебными материалами последнего поколения.

● Организация учебной среды, которая соответствует основным требованиям личностно- ориентированной парадигмы образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию обучения. В том числе оборудование кабинетов иностранного языка необходимыми техническими средствами обучения.

● Разработка образовательными организациями рабочих программ, отражающих основные положения данной концепции, соответствующих примерным программам для всех ступеней обучения. Организация мониторинга качества рабочих программ по иностранным языкам.

● Сохранение максимального количества учащихся в языковой подгруппе на уровне не более 12-15 человек.

Кадровые факторы:

● Допуск к педагогической деятельности учителей, которые подтвердили свою квалификацию (языковую и методическую) через систему аттестации.

● Обеспечение регулярного повышения квалификации учителей (в том числе бесплатного).

● Подготовка учителей к работе в различных педагогических условиях (инклюзивного образования, в классах с присутствием детей-мигрантов, в разноуровневых группах и др.).

● Создание системы методической и организационной поддержки учителей в рамках деятельности региональных предметных ассоциаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования...

Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования

.Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы» на уровень основного образования Срок освоения-3года (для 7-9 классов)

Рабочая программа  учебного предмета «Физика»  предметной области «Естественнонаучные предметы» составлена в соответствии с п.18.22 ФГОС ООО. Рабочая программа разраб...

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» предметной области «Естественные предметы» на уровень среднего образования Срок освоения-2года (для 10-11 классов)

Рабочая программа  учебного предмета «Астрономия»  предметной области «Естественые предметы» составлена в соответствии  ФГОС СОО. Рабочая программа разработана...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области "Естественно-научные предметы" основного общего образования (6 - 9 класс)

    Цели, на достижение которых направлено изучение физики в  МАОУ «Центр образования им. И.А. Милютина», определены исходя из целей основного общего образования,сфор...

Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по обновленным ФГОС

освоение обучающимися социального опыта общения в ситуации ролевой игры «В магазине канцтоваров»; развитие навыков устной речи на немецком языке....