Проект на основе межпредметных связей
методическая разработка по теме

Новикова Татьяна Ивановна

Обобщение опыта применения метода проектов по дисциплинам Анатомия и физиология животных и Информатика. Пример проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта использования метода проектов во внеурочной деятельности по дисциплинам «Анатомия и физиология животных» и «Информатика»

Введение.

Основная задача  профессиональных учебных заведений состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между теоретическим и практическим обучением, подготовить студентов к действиям средствами интеграции  этих процессов  и активизации деятельности.

Наиболее эффективным способом активизации деятельности учащихся в педагогике считается  установление межпредметных связей. Межпредметные связи представляют обязательный  компонент современного учебного процесса.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, т.к. он представляет собой трансляционную модель учебного процесса. Преподаватель выступает в роли всезнающего эксперта, единственного и незаменимого источника знаний, роль же студента пассивна.

Умение самостоятельно получать новые знания очень актуально для современных студентов, т.к. в настоящее время в обществе «глобальной компетенции» объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два - три года. Конечно же, такое количество информации человек запомнить просто не в силах, поэтому на первый план выступает способность самостоятельного поиска новых знаний и способность к постоянному развитию, обучению в течение всей жизни. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Также немаловажно для повышения конкурентоспособности современного студента умение работать в команде, т.к. в современных условиях один человек не может обладать всеми знаниями, умениями и навыками для эффективной работы в новой динамичной, информационно насыщенной и постоянно изменяющейся среде.

Умения добывать новые знания и работать в команде формирует у студента проектная методика.

Проектная деятельность способствует:

  • адаптации обучаемых к современным условиям жизни;
  • формированию    познавательных    мотивов    учения,    так    как обучаемые видят конечный результат своей деятельности;
  • студенты видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать.
  • Готовясь к защите своего проекта, студенты должны выстроить
    свое выступление так, чтобы оно было максимально  аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Таким образом, использование в педагогическом процессе методов и методических приемов, которые формируют у студентов навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения, становится актуальным в современном обществе.

К таким методам и приемам относятся проектные технологии, которые учителя могут использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Знания усваиваются с интересом и пониманием тогда, когда студент может сказать: "все, что я учу, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить".

Межпредметные связи между дисциплинами  Анатомия и физиология животных и Информатика реализуются посредством   привлечения студентов к проектной деятельности во внеурочное время. Студентам предлагается создать самостоятельный проект в виде компьютерной презентации по одной из тем дисциплины Анатомия и физиология животных.


Дорожная карта проекта

  1. Название проекта: «Физиология органов пищеварения»
  2. Руководители проекта: Соколова Ольга Васильевна – Заслуженный учитель РФ, преподаватель дисциплины Анатомия и физиология животных, Новикова Татьяна Ивановна – Заслуженный учитель РФ, преподаватель дисциплины Информатика.
  3. Учебные дисциплины, в рамках которого проводится работа по проекту: Анатомия и физиология животных, Информатика
  4. Учебные дисциплины близкие к теме проекта: Биология, химия, информатика
  5. Возраст студентов, на которых рассчитан проект: 16-18 лет
  6. Состав проектной группы: Студенты 1-2 курсов специальности «Ветеринария»
  7. Тип проекта: информационный, межпредметный, индивидуальный, среднесрочный (1 месяц)
  8. Цель проекта: углубить знания и навыки студентов по дисциплинам Анатомия и физиология животных и Информатика; сформировать у студентов общее представление о выбранной специальности; развить навыки публичного выступления с использованием профессиональной лексики; навыки поиска и систематизации информации.
  9. Задачи проекта:
  1. Реализация межпредметных связей, как условия и средства комплексного подхода к  воспитанию и обучению.
  2. Повышение интереса к дисциплинам Анатомия и физиология животных.
  3. Развитие кругозора и грамотности
  4. Развитие культуры речи с применением профессиональной лексики.
  5.  Совершенствование  приемов работы по созданию презентаций средствами  программ MS PowerPoint и  Windows Movie Maker.
  6.  Изучение приемов поиска профессиональной информации в сети Интернет
  7. Научить групповой работе.
  8. Привить чувство ответственности.
  9. Развитие творческих способностей.
  10. Развивать умение экспериментировать.
  11. Работа с дополнительным материалом.
  12. Привить чувство здоровой конкуренции.
  1. Образовательные технологии: проектная, личностно – ориентированная, информационно – коммуникационная, здоровьесберегающая, коллективный способ обучения, системно-деятельностный подход.
  2. Вопросы проекта:
  1. Функции органов пищеварения.
  2. Роль ферментов в пищеварении.
  3. Пищеварение в ротовой полости.
  4. Слюна и слюноотделение.
  5. Глотание.
  6. Состав желудочного сока.
  7. Секреция желудочного сока.
  8. Моторика желудка.
  9. Пищеварение в желудке лошади, свиньи и крупного рогатого скота.
  10. Пищеварение в тонком отделе кишечника.
  11. Пищеварение в толстом отделе кишечника.
  12. Нервная и гуморальная регуляция секреции поджелудочного сока.
  13. Состав кишечного сока.
  14. Полостное и пристеночное пищеварение.
  15. Всасывание питательных веществ.
  16. Пищеварение у сельскохозяйственных птиц.

  1. Проблемные вопросы:
  1. Создание и оформление презентации
  2. Наполнение презентации материалом (вставка текста, рисунков, объектов WordArt, звука, видео)
  3. Настройка анимации
  4. Режимы  смены слайдов
  5. Режимы демонстрации
  6. Подбор информационного материала.
  7. Работа с рисунками.
  8. Работа с учебником.
  9. Поиск видеофильмов.
  10. Создание собственных видеороликов.

  1. Техническое и программное обеспечение: персональный компьютер (ноутбук, планшет), программа MS PowerPoint или  Windows Movie Maker.
  2. Аннотация проекта: Изучение дисциплины Анатомия и физиология животных на специальности 111801 «Ветеринария», является основополагающим. Проект формирует у студентов новые анатомо-физиологические понятия о строении и функции органов пищеварения. Проект развивает умение экспериментировать, работать с книгой, раздаточным материалом, что создает условия дополнительной учебной мотивации познавательной деятельности, организует самостоятельную работу студентов. Проект развивает творческое мышление и речь, развивает интеллектуальные, творческие и познавательные способности студентов, что позволяет создать условия самореализации, личностного самоопределения, социальной адаптации.

Продуктом проекта является презентация. Такая форма представления проекта современна и актуальна, так как позволяет студентам  для представления материала проявить индивидуальные творческие способности

  1. Этапы работы над проектом:

  Первый этап Подготовительный

  Цель: Познакомить студентов с тематикой проекта

  Содержание этапа: рассмотрение проблем проекта, выявление уровня заинтересованности студентов темой проекта, определение индивидуальной темы.

  Второй этап  Работа над проектом 

  Цель: Исследования по выбранной теме

     Содержание этапа: Изучение и осмысление выбранной темы, подготовки текстового материала по теме, отбор иллюстрационного материала, сканирование рисунков, графиков, таблиц и др.

 Третий этап Разработка презентации проекта:

     Цель: Создание презентации средствами редактора презентаций

     Содержание этапа: изучение возможностей редактора презентаций,  планирование презентации: структуры и логики подачи материала, разработка дизайна   презентации — определение   соотношения
текстовой и графической информации, проверка и отладка презентации, выбор режима демонстрации презентации.

 Четвертый этап Представление проекта

      Цель: подведение итогов исследовательской деятельности

      Содержание этапа: выступление на студенческой научно – практической конференции

 Пятый этап  Оценка  проекта 

   Цель: Определение  лучших  проектов

Для любого человека самая значимая оценка - это общественное признание его успешности. Каждому студенту важно получить обратную реакцию сверстников и преподавателей на его работу.

   Содержание работы: Оценка проекта по критериям:  

  1. степень самостоятельности в    выполнении различных этапов работы над
    проектом,
  2. практическое использование предметных знаний, умений, навыков,
  3. количество новой информации, использованной для выполнения проекта,
  4. степень осмысления использованной информации,
  5. уровень сложности,
  6. степень владения использованными методиками,
  7. оригинальность идеи и способов решения проблемы,
  8. осмысления проблемы проекта и формулирование цели проекта,
  9. уровень организации и проведения презентации,
  10. обеспечение объектами наглядности,
  11. владение рефлексией и творческий подход в подготовке объектов наглядности
    и презентации,
  12. социальное прикладное значение полученных результатов.

    Шестой этап Рефлексия

       Цель: Самооценка  деятельности над проектом

         Содержание этапа: Ответы на вопросы по форме

ФИО_______________________________ № группы

Заполните таблицу

«Я»

(как работал, ошибки)

«Мы»

(насколько преподаватель помог мне)

«Дело»

(понял ли материал, что узнал, что запомнил, смогу применить)

Оценка в баллах

(по десятибалльной системе)

 

Для любого человека самая значимая оценка - это общественное признание его успешности. Каждому студенту важно получить обратную реакцию сверстников и преподавателей на его работу. Он делал это не просто так. Это большой труд, к которому он подошел творчески, в котором он раскрыл самого себя, свои способности. И он хочет, чтобы его радость разделили.

Защита проекта проходит в форме конференции, на которой студенты предлагают вниманию аудитории свой проект.

Конечно, все проекты по степени сложности, широты использования материала, по оформлению будут разные. И на конференции будут представлены самые удачные из них.

Но все выполненные проекты будут оценены положительно, а каждый студент по выполнению проекта сможет поставить оценку самому себе и определить для себя, адекватен ли его результат затраченным усилиям либо можно было пойти другим, более оптимальным путем.


Заключение

Многосторонние межпредметные связи позволяют решать задачи образования и воспитания на качественно – новом уровне, но и способствуют комплексному видению проблем реальной действительности. Проектная методика и межпредметные связи способствуют повышению мотивацию студентов к обучению. Студенты лично заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность и трудолюбие, получая при этом знания и умения.

Преподаватель в данной ситуации выступает консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Можно сказать, что применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у студентов исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов.

Все созданные студентами проекты сохраняются у преподавателя в базе данных презентаций.

В дальнейшем эти работы могут быть использованы преподавателями на учебных занятиях как по дисциплине «Анатомия и физиология животных», так и по дисциплине «Информатика».

Литература

1. Колмыкова  Е.А. Информатика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Колмыкова. – М.: «Академия», 2014. – 416с.

2. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова,Л.С. Великович. – М.: «Академия», 2013. – 352с.

3. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно - научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – М.: «Академия», 2013. – 240с.

4. Михеева Е.В.Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: «Академия», 2013. – 352с.

5.  Михеева Е.В. практикум по информатике: учеб. пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: «Академия», 2013. – 192с.

6. А.П. Елисеев, Н.А.Сафонов, В.И. Бойко «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных». – Москва ВО «Агропромиздат» 1991.

7. А.П. Елисеев, Н.А.Сафонов, В.И. Бойко «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных». – Москва «Колос» 1984.

8. J. Brusca Biology visualizing life. HOLT, RINEHART. 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на основе межпредметных связей.

Красноперова Л.Е.- учитель информатики МОУ «Федоровская СОШ №3», г.п. Федоровский, Сургутского района, ХМАО – Югра.Сиротина В.В.- учитель истории и обществознания МОУ «Федоровская СОШ №3», г.п. ...

Мастер-класс "Интеграция структуры и содержания уроков литературы на основе межпредметных связей"

Практическая часть представлена фрагментом урока по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...

Основы межпредметных связей

Способы формирования у учащихся системы знаний и представлений об изучаемых явлениях, установление связи между учебными дисциплинами....

Интеграции на уроках географии как основа межпредметных связей естественного цикла

Интеграция в преподавании учебных дисциплин в основной школе.Роль и значение  межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся.Интегрированные уроки географии: основные способы (методы, ...

Основы межпредметных связей

Проблема межпредметных связей возникла очень давно, в связи с введением раздельного преподавания школьных дисциплин. Дана классификация межпредметных связей, подходы к определению....

Психолого-педагогические основы межпредметных связей и их роль в учебном процессе

Крупнейший немецкий педагог А.Дистервег полагал:”Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов возложило на учителя  новые требования по достижению целей образования, отвечающих нуждам современного общества. Связь ...