Проект на основе межпредметных связей
методическая разработка по теме
Обобщение опыта применения метода проектов по дисциплинам Анатомия и физиология животных и Информатика. Пример проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект " Физиология органов пищеварения" | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта использования метода проектов во внеурочной деятельности по дисциплинам «Анатомия и физиология животных» и «Информатика»
Введение.
Основная задача профессиональных учебных заведений состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между теоретическим и практическим обучением, подготовить студентов к действиям средствами интеграции этих процессов и активизации деятельности.
Наиболее эффективным способом активизации деятельности учащихся в педагогике считается установление межпредметных связей. Межпредметные связи представляют обязательный компонент современного учебного процесса.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, т.к. он представляет собой трансляционную модель учебного процесса. Преподаватель выступает в роли всезнающего эксперта, единственного и незаменимого источника знаний, роль же студента пассивна.
Умение самостоятельно получать новые знания очень актуально для современных студентов, т.к. в настоящее время в обществе «глобальной компетенции» объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два - три года. Конечно же, такое количество информации человек запомнить просто не в силах, поэтому на первый план выступает способность самостоятельного поиска новых знаний и способность к постоянному развитию, обучению в течение всей жизни. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Также немаловажно для повышения конкурентоспособности современного студента умение работать в команде, т.к. в современных условиях один человек не может обладать всеми знаниями, умениями и навыками для эффективной работы в новой динамичной, информационно насыщенной и постоянно изменяющейся среде.
Умения добывать новые знания и работать в команде формирует у студента проектная методика.
Проектная деятельность способствует:
- адаптации обучаемых к современным условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как обучаемые видят конечный результат своей деятельности;
- студенты видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать.
- Готовясь к защите своего проекта, студенты должны выстроить
свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Таким образом, использование в педагогическом процессе методов и методических приемов, которые формируют у студентов навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения, становится актуальным в современном обществе.
К таким методам и приемам относятся проектные технологии, которые учителя могут использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Знания усваиваются с интересом и пониманием тогда, когда студент может сказать: "все, что я учу, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить".
Межпредметные связи между дисциплинами Анатомия и физиология животных и Информатика реализуются посредством привлечения студентов к проектной деятельности во внеурочное время. Студентам предлагается создать самостоятельный проект в виде компьютерной презентации по одной из тем дисциплины Анатомия и физиология животных.
Дорожная карта проекта
- Название проекта: «Физиология органов пищеварения»
- Руководители проекта: Соколова Ольга Васильевна – Заслуженный учитель РФ, преподаватель дисциплины Анатомия и физиология животных, Новикова Татьяна Ивановна – Заслуженный учитель РФ, преподаватель дисциплины Информатика.
- Учебные дисциплины, в рамках которого проводится работа по проекту: Анатомия и физиология животных, Информатика
- Учебные дисциплины близкие к теме проекта: Биология, химия, информатика
- Возраст студентов, на которых рассчитан проект: 16-18 лет
- Состав проектной группы: Студенты 1-2 курсов специальности «Ветеринария»
- Тип проекта: информационный, межпредметный, индивидуальный, среднесрочный (1 месяц)
- Цель проекта: углубить знания и навыки студентов по дисциплинам Анатомия и физиология животных и Информатика; сформировать у студентов общее представление о выбранной специальности; развить навыки публичного выступления с использованием профессиональной лексики; навыки поиска и систематизации информации.
- Задачи проекта:
- Реализация межпредметных связей, как условия и средства комплексного подхода к воспитанию и обучению.
- Повышение интереса к дисциплинам Анатомия и физиология животных.
- Развитие кругозора и грамотности
- Развитие культуры речи с применением профессиональной лексики.
- Совершенствование приемов работы по созданию презентаций средствами программ MS PowerPoint и Windows Movie Maker.
- Изучение приемов поиска профессиональной информации в сети Интернет
- Научить групповой работе.
- Привить чувство ответственности.
- Развитие творческих способностей.
- Развивать умение экспериментировать.
- Работа с дополнительным материалом.
- Привить чувство здоровой конкуренции.
- Образовательные технологии: проектная, личностно – ориентированная, информационно – коммуникационная, здоровьесберегающая, коллективный способ обучения, системно-деятельностный подход.
- Вопросы проекта:
- Функции органов пищеварения.
- Роль ферментов в пищеварении.
- Пищеварение в ротовой полости.
- Слюна и слюноотделение.
- Глотание.
- Состав желудочного сока.
- Секреция желудочного сока.
- Моторика желудка.
- Пищеварение в желудке лошади, свиньи и крупного рогатого скота.
- Пищеварение в тонком отделе кишечника.
- Пищеварение в толстом отделе кишечника.
- Нервная и гуморальная регуляция секреции поджелудочного сока.
- Состав кишечного сока.
- Полостное и пристеночное пищеварение.
- Всасывание питательных веществ.
- Пищеварение у сельскохозяйственных птиц.
- Проблемные вопросы:
- Создание и оформление презентации
- Наполнение презентации материалом (вставка текста, рисунков, объектов WordArt, звука, видео)
- Настройка анимации
- Режимы смены слайдов
- Режимы демонстрации
- Подбор информационного материала.
- Работа с рисунками.
- Работа с учебником.
- Поиск видеофильмов.
- Создание собственных видеороликов.
- Техническое и программное обеспечение: персональный компьютер (ноутбук, планшет), программа MS PowerPoint или Windows Movie Maker.
- Аннотация проекта: Изучение дисциплины Анатомия и физиология животных на специальности 111801 «Ветеринария», является основополагающим. Проект формирует у студентов новые анатомо-физиологические понятия о строении и функции органов пищеварения. Проект развивает умение экспериментировать, работать с книгой, раздаточным материалом, что создает условия дополнительной учебной мотивации познавательной деятельности, организует самостоятельную работу студентов. Проект развивает творческое мышление и речь, развивает интеллектуальные, творческие и познавательные способности студентов, что позволяет создать условия самореализации, личностного самоопределения, социальной адаптации.
Продуктом проекта является презентация. Такая форма представления проекта современна и актуальна, так как позволяет студентам для представления материала проявить индивидуальные творческие способности
- Этапы работы над проектом:
Первый этап Подготовительный
Цель: Познакомить студентов с тематикой проекта
Содержание этапа: рассмотрение проблем проекта, выявление уровня заинтересованности студентов темой проекта, определение индивидуальной темы.
Второй этап Работа над проектом
Цель: Исследования по выбранной теме
Содержание этапа: Изучение и осмысление выбранной темы, подготовки текстового материала по теме, отбор иллюстрационного материала, сканирование рисунков, графиков, таблиц и др.
Третий этап Разработка презентации проекта:
Цель: Создание презентации средствами редактора презентаций
Содержание этапа: изучение возможностей редактора презентаций, планирование презентации: структуры и логики подачи материала, разработка дизайна презентации — определение соотношения
текстовой и графической информации, проверка и отладка презентации, выбор режима демонстрации презентации.
Четвертый этап Представление проекта
Цель: подведение итогов исследовательской деятельности
Содержание этапа: выступление на студенческой научно – практической конференции
Пятый этап Оценка проекта
Цель: Определение лучших проектов
Для любого человека самая значимая оценка - это общественное признание его успешности. Каждому студенту важно получить обратную реакцию сверстников и преподавателей на его работу.
Содержание работы: Оценка проекта по критериям:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом, - практическое использование предметных знаний, умений, навыков,
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта,
- степень осмысления использованной информации,
- уровень сложности,
- степень владения использованными методиками,
- оригинальность идеи и способов решения проблемы,
- осмысления проблемы проекта и формулирование цели проекта,
- уровень организации и проведения презентации,
- обеспечение объектами наглядности,
- владение рефлексией и творческий подход в подготовке объектов наглядности
и презентации, - социальное прикладное значение полученных результатов.
Шестой этап Рефлексия
Цель: Самооценка деятельности над проектом
Содержание этапа: Ответы на вопросы по форме
ФИО_______________________________ № группы
Заполните таблицу
«Я» (как работал, ошибки) | «Мы» (насколько преподаватель помог мне) | «Дело» (понял ли материал, что узнал, что запомнил, смогу применить) | Оценка в баллах (по десятибалльной системе) |
Для любого человека самая значимая оценка - это общественное признание его успешности. Каждому студенту важно получить обратную реакцию сверстников и преподавателей на его работу. Он делал это не просто так. Это большой труд, к которому он подошел творчески, в котором он раскрыл самого себя, свои способности. И он хочет, чтобы его радость разделили.
Защита проекта проходит в форме конференции, на которой студенты предлагают вниманию аудитории свой проект.
Конечно, все проекты по степени сложности, широты использования материала, по оформлению будут разные. И на конференции будут представлены самые удачные из них.
Но все выполненные проекты будут оценены положительно, а каждый студент по выполнению проекта сможет поставить оценку самому себе и определить для себя, адекватен ли его результат затраченным усилиям либо можно было пойти другим, более оптимальным путем.
Заключение
Многосторонние межпредметные связи позволяют решать задачи образования и воспитания на качественно – новом уровне, но и способствуют комплексному видению проблем реальной действительности. Проектная методика и межпредметные связи способствуют повышению мотивацию студентов к обучению. Студенты лично заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность и трудолюбие, получая при этом знания и умения.
Преподаватель в данной ситуации выступает консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
Можно сказать, что применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у студентов исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов.
Все созданные студентами проекты сохраняются у преподавателя в базе данных презентаций.
В дальнейшем эти работы могут быть использованы преподавателями на учебных занятиях как по дисциплине «Анатомия и физиология животных», так и по дисциплине «Информатика».
Литература
1. Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Колмыкова. – М.: «Академия», 2014. – 416с.
2. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова,Л.С. Великович. – М.: «Академия», 2013. – 352с.
3. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно - научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – М.: «Академия», 2013. – 240с.
4. Михеева Е.В.Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: «Академия», 2013. – 352с.
5. Михеева Е.В. практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: «Академия», 2013. – 192с.
6. А.П. Елисеев, Н.А.Сафонов, В.И. Бойко «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных». – Москва ВО «Агропромиздат» 1991.
7. А.П. Елисеев, Н.А.Сафонов, В.И. Бойко «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных». – Москва «Колос» 1984.
8. J. Brusca Biology visualizing life. HOLT, RINEHART. 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на основе межпредметных связей.
Красноперова Л.Е.- учитель информатики МОУ «Федоровская СОШ №3», г.п. Федоровский, Сургутского района, ХМАО – Югра.Сиротина В.В.- учитель истории и обществознания МОУ «Федоровская СОШ №3», г.п. ...
Мастер-класс "Интеграция структуры и содержания уроков литературы на основе межпредметных связей"
Практическая часть представлена фрагментом урока по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...
Основы межпредметных связей
Способы формирования у учащихся системы знаний и представлений об изучаемых явлениях, установление связи между учебными дисциплинами....
Интеграции на уроках географии как основа межпредметных связей естественного цикла
Интеграция в преподавании учебных дисциплин в основной школе.Роль и значение межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся.Интегрированные уроки географии: основные способы (методы, ...
Основы межпредметных связей
Проблема межпредметных связей возникла очень давно, в связи с введением раздельного преподавания школьных дисциплин. Дана классификация межпредметных связей, подходы к определению....
Психолого-педагогические основы межпредметных связей и их роль в учебном процессе
Крупнейший немецкий педагог А.Дистервег полагал:”Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов возложило на учителя новые требования по достижению целей образования, отвечающих нуждам современного общества. Связь ...