Методическая разработка бинарного урока "Получение электромагнитных колебаний. Превращение энергии в контуре"
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого бинарного урока «Получение электромагнитных колебаний. Превращение энергии в контуре» предназначена для проведения урока по дисциплинам «Физика» и «Математика». Методическая разработка включает в себя:
· технологическую карту урока
· ход урока
· перечень слайдов
Методическая разработка предназначена для педагогов, преподающих дисциплины «Физика» и « Математика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Многопрофильный колледж
Получение электромагнитных колебаний. Превращение энергии в контуре
(методическая разработка открытого урока)
Магнитогорск
2012
Рассмотрена и одобрена на заседании ПК Естественнонаучных дисциплин с внесенными изменениями и дополнениями «___»_______2012 г. Протокол № __
Председатель ПК __________ /Е.С. Корытникова /
Составители : Никонорова Л.А., Форыкина Е.В., преподаватели МпК
Методическая разработка открытого бинарного урока «Получение электромагнитных колебаний. Превращение энергии в контуре» предназначена для проведения урока по дисциплинам «Физика» и «Математика». Методическая разработка включает в себя:
- технологическую карту урока
- ход урока
- перечень слайдов
Методическая разработка предназначена для педагогов, преподающих дисциплины «Физика» и « Математика».
Технологическая карта урока
Тема урока. Получение электромагнитных колебаний. Превращение энергии в контуре
Цели урока:
дидактические:
обеспечить усвоение понятия свободных электромагнитных
колебаний; периода электромагнитных колебаний;
обеспечить формирование умения объяснять схему колебательно
го контура и основные энергетические процессы, происходящие
в нем;
развивающие:
развивать мышление студентов и активизировать их
познавательную деятельность
воспитательные:
прививать интерес к изучаемым дисциплинам посредством
использования информационных технологий и реализации
межпредметных связей
Вид занятия: комбинированный урок
Методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, опорный конспект, тексты самостоятельной работы.
Межпредметные связи: физика и математика
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Организационный момент | Приветствуют студентов. Преподаватель физики отмечает отсутствующих, организует внимание. Презентация слайда №1 | слушают |
Проверка домашнего задания | Преподаватель физики проводит самостоятельную работу Анализирует ответы студентов Презентация слайда №2 | отвечают на вопросы диктанта сдают работы на проверку |
Мотивация изучения темы | Преподаватель физики Рассказывает о значимости темы, особенностях урока Сообщает тему и цели урока Презентация слайдов №3,4 | слушают преподавателя, осмысливают и записывают тему |
Актуализация опорных знаний | Преподаватель математики актуализирует опорные знания по математике Презентация слайдов №5-11 Преподаватель физики проверяет опорные знания по физике | слушают, отвечают на вопросы |
Объяснение нового материала | Преподаватель физики Излагает новый материал Презентация слайдов №12-20 | осмысливают материал, кратко записывают материал в опорный конспект |
Закрепление новых знаний | Преподаватель физики организует проверку первичного усвоения новых знаний Презентация слайда №21 | отвечают на вопросы, решают задачу |
Домашнее задание | Преподаватель физики сообщает домашнее задание | записывают |
Подведение итогов | Преподаватель физики анализирует и комментирует оценки за урок Презентация слайда №22 | слушают |
Ход урока
Урок проводится двумя преподавателями.
Преподаватель физики
Сегодня необычный урок физики. Проведем его вместе с преподавателем математики.
Разговор пойдет об электромагнитных колебаниях. Тема нашего урока « Получение электромагнитных колебаний в контуре. Превращение энергии в контуре» Презентация слайда №1
Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, проверим домашнее задание.
Для этого проведем небольшую самостоятельную работу. На партах для каждого есть листочки с заданием и листочки для ответа. Листочки подпишите и укажите номер варианта. Для выполнения работы 4-5 минут. Чтобы получить оценку «5», нужно дать 4 правильных ответа, «4»-3 ответа, «3»-2 правильных ответа.
Проверим ваши ответы. Презентация слайда №2
А теперь перейдем к теме нашего урока. Презентация слайда №3
Цель урока: познакомиться с получением электромагнитных колебаний. Со времени открытия принципов радиосвязи А.С. Поповым радиотехника прошла большой путь. Во много раз увеличилась чувствительность радиоприемников. Построены радиоприемники, регистрирующие радиоволны, приходящие к нам из глубин мирового пространства. Что же такое радиоволны? Как их получить? Эти вопросы нам и предстоит рассмотреть при изучении данной темы. Открытие электромагнитной индукции углубило наши представления об электромагнитном поле. Благодаря самоиндукции возможны колебания заряда, силы тока, напряжения и других величин, характеризующих электрические цепи. Эти колебания и называются электромагнитными.
Механические и электромагнитные колебания подчиняются совершенно одинаковым количественным законам. В современной физике выделяется специальный раздел «Физика колебаний». Физика колебаний имеет очень большое практическое применение. Она занимается исследованием вибраций машин и механизмов, ее выводы лежат в основе электротехники переменных токов и радиотехники.
Презентация слайда №4
Преподаватель математики:
Как говорил великий Лейбниц, « Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет». Презентация слайда №5
Будем считать, что наше настоящее – это сегодняшний урок физики, а прошлое – уроки математики, на которых мы познакомились с тригонометрическими функциями, научились строить их графики и «читать» по графикам свойства функций.
Давайте же вначале проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в своем недалеком прошлом.
На уроках математики мы рассматривали четыре тригонометрические функции, но сегодня на уроке физики вам понадобятся две из них .
Итак, вспомним, что мы знаем о функции .
Презентация слайда № 6
Графиком функции является косинусоида. Начинаем исследование функции с ее области определения. А далее вспоминаем ее свойства:
- D(cos x) = R
- y = cos x – четная функция, график симметричен относительно
оси ординат
3. Периодичность: T = 2π
4. Нули функции cos x = 0 при х = π /2 + πn, nÎZ
5. Промежутки знакопостоянства:
cos x > 0 при - π /2 + 2πn < x < π /2 + 2πn, nÎZ
cos x < 0 при π /2 + 2πn < x < 3π /2 + 2πn, nÎZ
6. Промежутки монотонности:
xÎ ( π+ 2πn; 2π+ 2πn) , nÎZ – функция возрастает
xÎ (0 + 2πn; π+ 2πn) , nÎZ– функция убывает
7. Экстремумы:
y max = 1 при х = 2πn, nÎZ
y min = - 1 при х = π+ 2πn, nÎZ
- E(cos x) = [- 1 ; 1]
А теперь вспомним свойства функции .
Презентация слайда № 7
- D(sin x) = R
- y = sin x – нечетная функция, график симметричен относительно
начала координат
3. Периодичноть: T = 2π
4. Нули функции sin x = 0 при х = πn, nÎZ
5. Промежутки знакопостоянства:
sin x > 0 при 0 + 2πn < x < π+ 2πn, nÎZ
sin x < 0 при π + 2πn < x < 2π+ 2πn, nÎZ
6. Промежутки монотонности:
xÎ (- π /2 + 2πn; π /2 + 2πn), nÎZ – функция возрастает
xÎ ( π /2 + 2πn; 3π /2 + 2πn), nÎZ– функция убывает
7. Экстремумы:
y max = 1 при х = π /2 + 2πn, nÎZ
y min = - 1 при х = - π /2 + 2πn, nÎZ
- E(sin x) = [- 1 ; 1] .
Кроме свойств функций мы с вами говорили и о преобразованиях графиков функций. Вспомним их на примере косинусоиды.
Презентация слайда №8,9
А теперь рассмотрим оба графика в одной системе координат. Видим, что каждый из них может быть полу Презентация слайда №10
чен из другого параллельным переносом вдоль оси абсцисс на .
Обобщая все сказанное, перекинем так называемый мостик из математики к физике, проведем некоторые аналогии.
Презентация слайда № 11
Итак, график функции- косинусоида.
Область определения- вся числовая прямая. В математике по оси абсцисс мы откладываем углы (аргумент функции). В физике по оси абсцисс откладывают время, а оно не может быть отрицательным. Значит, рассматривать будем только правую часть координатной плоскости.
В математике аргумент принято обозначать через х. В физике – t. В математике одно деление по оси абсцисс соответствует , что составляет одну четвертую периода. В физике одно деление будет .
В математике по оси ординат отмечаем значение функции, в физике – значение физической величины. Это может быть напряжение, сила тока, заряд.
Экстремумы функции в математике – это максимум и минимум. В физике амплитуда – это максимальное отклонение от положения равновесия.
В математике выражение, стоящее под знаком синуса или косинуса является аргументом, в физике – это фаза .
В математике период Т- это число, для которого выполняется равенство
.
В физике период- это время одного полного колебания.
Преподаватель физики
Механические и электромагнитные колебания , повторю, подчиняются совершенно одинаковым количественным законам.
Вспомним
1)какие колебания называются гармоническими?
2)назовите уравнение гармонических колебаний
3)расшифровать величины, входящие в уравнение
4)Что такое конденсатор?
5)емкость конденсатора
6)индуктивность катушки
7)как можно изменить емкость конденсатора?
8)способы изменения индуктивности катушки
9)явление самоиндукции
В тетрадях записываем дату и тему урока Презентация слайда № 12
Опережая события , смотря на шкалу электромагнитных волн, видим радиоволны. Радиоволны занимают большой диапазон в шкале. Радиоволны- это электромагнитные волны.
Чтобы получить любую волну, необходим источник колебаний. Как, например, поплавок, который колеблется на поверхности воды, создает волны.
Поэтому сегодня мы знакомимся с получением электромагнитных колебаний, а на следующих уроках, знакомимся с радиоволнами и принципом радиосвязи.
Электромагнитные колебания были открыты в известной мере случайно. Когда был создан первый конденсатор- лейденская банка, банку заряжали, а затем ее обкладки замыкали на катушку, катушка намагничивалась. В этом ничего странного не было .При разрядке конденсатора через катушку проходил ток, который и создавал магнитное поле. Но нельзя было определить полюса катушки. Впоследствии было понято , что в этой системе, состоящей из катушки и конденсатора, возникали электромагнитные колебания высокой частоты, свыше 10000 Гц. Что означает 10000 Гц? За 1 секунду 10000 колебаний. Так часто менялись полюса на катушке.
Простейшая система, в которой могут происходить свободные электромагнитные колебания, состоит из катушки и конденсатора. Такая система называется колебательным контуром. Презентация слайда №13
Периодические изменения заряда, силы тока и напряжения называют электромагнитными колебаниями.
Чтобы в контуре возникли колебания, необходимо зарядить конденсатор.
Презентация слайда №14
В этот момент появляется электрическое поле, магнитного поля нет.
Перебрасывая ключ на катушку , конденсатор начнет разряжаться, в цепи создается э.д.с. самоиндукции, которая тормозит нарастание тока, но прекратить его не может. Ток нарастает до тех пор , пока конденсатор не разрядится полностью. В этот момент ток в цепи достигает максимального значения, а вся энергия электрического поля превращается в энергию магнитного поля. Презентация слайда №15
В следующий момент магнитное поле в катушке начнет ослабевать и в ней наводится эдс самоиндукции, поддерживающая прежнее направление тока, вследствие чего происходит перезарядка конденсатора, то есть превращение энергии магнитного поля в энергию электрического поля. Презентация слайда №16
Когда магнитное поле в катушке исчезнет, то конденсатор опять начнет разряжаться и в контуре возникнет ток обратного направления, пока вся энергия электрического поля не перейдет в энергию магнитного поля. Презентация слайда №17
После этого за счет действия эдс самоиндукции конденсатор опять перезаряжается. Презентация слайда №18
Итак, полное колебание в контуре закончено и далее весь описанный процесс повторяется снова в том же порядке.
Переходим к оформлению опорного конспекта.
Под схемами колебательного контура записать значения напряжения, силы тока и магнитного поток, соответствующие схемам. Презентация слайда №19
Начертить графики изменения напряжения и силы тока .
Презентация слайда №20
Записать уравнения для напряжения и силы тока .
U=Umax
I= Imax
А сейчас выясним, отчего зависит частота колебаний в колебательном контуре?
Максимум энергии электрического поля перейдет в максимум энергии магнитного поля при равенстве емкостного сопротивления конденсатора и индуктивного сопротивления катушки.
формула Томсона.
Частота и период электромагнитных колебаний зависят от индуктивности катушки и емкости конденсатора. Эту формулу установил в 1853 году Уильямс Томсон, который в 1892 году получил за выдающие научные заслуги титул лорда Кельвина ( он предложил абсолютную шкалу температур)
Отложили конспекты.
Закрепление новых знаний
1) Какую роль играет конденсатор в колебательном контуре, катушка?
2) Как изменится частота электромагнитных колебаний в колебательном контуре, если
a) в катушку внести сердечник?
б) увеличить число пластин конденсатора?
А сейчас решим задачу. Презентация слайда №21
Оформление задачи на доске.
Домашнее задание §27.1,§27.2(выписать определение электрического резонанса), задача 26.15
Итак подведем итоги сегодняшнего занятия.
Что мы узнали на занятии? Презентация слайда №22
Узнали понятия «колебательный контур», «электромагнитные колебания».
Узнали о способе получения электромагнитных колебаний.
Выяснили зависимость частоты колебаний в контуре от индуктивности катушки и емкости конденсатора.
Увидели применение тригонометрических функций при изучении электромагнитных колебаний.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перечень слайдов, применяемых на уроке
- Тема занятия.
- Самостоятельная работа.
- Тема занятия.
- Слова Н. Заболоцкого.
- Портрет и слова Лейбница.
- График и свойства функции .
- График и свойства функции .
- Параллельный перенос графика вдоль оси абсцисс.
- Растяжение (сжатие) графика вдоль оси ординат.
- Графики функций.
- Сравнительная таблица.
- Тема занятия.
- Колебательный контур.
- Превращение энергии в колебательном контуре.
- Превращение энергии в колебательном контуре.
- Превращение энергии в колебательном контуре.
- Превращение энергии в колебательном контуре.
- Превращение энергии в колебательном контуре.
- Превращение энергии в колебательном контуре.
- Графики зависимостей силы тока, напряжения от времени в колебательном контуре.
- Задача на закрепление.
- Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике "Механические колебания.Превращение энергии при колебаниях."
Разработка урока по теме "Механические колебания" включает в себя повторение основных характеристик колебательного движения, развитие навыков решения задач по данному материалу....
Методическая разработка бинарного урока "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири"
Предлагаемый урок по теме "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири" является интегративным уроком географии и истории.Испоьзование бинарного урока по данной теме я считаю наиболее ...
Методическая разработка бинарного урока "Получение электромагнитных колебаний. Превращение энергии в контуре"
Методическая разработка открытого бинарного урока «Получение электромагнитных колебаний. Превращение энергии в контуре» предназначена для проведения урока по дисциплинам «Физика» и «Матема...
Урок №90 «Колебания. Механические колебания. Пружинный и математический маятники. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Виды колебаний»
В рамках дистанционного обучения для учащихся составлен план занятий на платформе РЭШ....
Занятие №91 «Колебания. Механические колебания. Пружинный и математический маятники. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Виды колебаний. Резонанс» (онлайн занятие)
В рамках дистанционного обучения разработан план занятий (онлайн) для обучающихся 9А класса, физик-математического профиля на платформе ZOOM/...
Урок №92 " Колебания. Механические колебания. Пружинный и математический маятники. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Виды колебаний. Резонанс" 9 класс (физмат и инженерн)
В рамках дистанционного обучения разработан краткий план занятий видео урока для обучающихся ....
Урок №93 «Колебания. Механические колебания. Пружинный и математический маятники. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Виды колебаний. Резонанс»
В рамках дистанционного обучения разработано занятия видео урока для обучающихся физико-математического и инженерного класса....