ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
методическая разработка на тему
Известно, что учебники по математике, не обеспечивают заданиями с этнокультурным материалом. В результате перед учителем стоит сложная и важная задача, разработать дидактический материал к уроку самостоятельно.
Мною были разработаны задания, которые я применяю на уроках математики в 5-6 классах и на уроках алгебры в 7-8 классах. Данные задания ориентированы на развитие мышления и творческих способностей, повышают интерес к предмету, побуждают к деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мелкова Анжелика Николаевна, учитель математики, МОБУ СОШ № 5 г. Мелеуз, Республики Башкортостан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
Воспитание достойных граждан своей страны, их всестороннее и гармоничное развитие – главная задача учителя российской школы.
Один из путей ее решения - введение в систему образования этнокультурного материала.
Ведь только знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своей страны, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов и к пониманию психологии человека другой национальности.
Использование этнокультурного материала на любом уроке очень важно и актуально. Спросите, почему?
Потому, что мы живем в большой многонациональной стране и республике. Имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при этом должны уважать традиции и обычаи человека другой национальности и другой веры, быть толерантными.
Потому, что сегодня в век высоких технологий и компьютеров теряется связь между прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить эту связь.
И это приводит к мысли о необходимости пересмотреть содержание уроков. Не исключением является и математика.
Известно, что учебники по математике, не обеспечивают заданиями с этнокультурным материалом. В результате перед учителем стоит сложная и важная задача, разработать дидактический материал к уроку самостоятельно. Для этого надо прочитать много книг о родном крае, о людях края, много научной, справочной и художественной литературы. Эта работа занимает много времени и сил.
Мною были разработаны задания, которые я применяю на уроках математики в 5-6 классах и на уроках алгебры в 7-8 классах. Данные задания ориентированы на развитие мышления и творческих способностей, повышают интерес к предмету, побуждают к деятельности. Но что еще немало важно, выполнение этих заданий позволяет расширить кругозор обучающихся о республике Башкортостан в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми словами, получить дополнительную информацию о башкирской земле.
Например, на уроках математики в 5-6 классах обучающимся очень нравится решать задачи с краеведческим содержанием. С помощью таких задач есть возможность познакомить их с природой Башкортостана, c историей, устным народным творчеством.
Примеры задач для 5-6 классов.
1. Площадь Башкортостана 142 947 км2. Леса занимают 40 % территории республики. Вычислите площадь лесной зоны Башкортостана.
2. Кобыла дает 18 л молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление башкирского национального напитка – кумыс, а остальное оставляют жеребцу. Сколько литров молока достается жеребцу?
3. г. Уфа – столица республики Башкортостан. С севера на юг протяженность столицы составляет 53 км, а с запада на восток – 28 км. Найдите площадь г. Уфы.
4. По данным статистики на 2010 год в республике Башкортостан проживало 4 072 102 человека. Из них городское население составляло 2461,5 тысяч человек. Сколько жителей республики проживает в сельской местности?
5. В Башкортостане водится 47 видов рыб: 13 видов занесены в Красную книгу Башкортостана (стерлядь, таймень, форель ручьевая и т.д.). Сколько процентов составляет рыба, не занесенная в Красную книгу Башкортостана?
6. Южно-Уральский государственный природный заповедник был образован в 1979 г. Сколько лет тому назад произошло это событие?
7. Башкирская земля богата лекарственными растениями. Некоторые из них Занесены в Красную книгу Башкортостана. Высота ландыша майского 1/4 м, ромашки лекарственной 2/5 м, а полыни баргузинской 1/2 м. Узнайте высоту этих растений в сантиметрах.
Например, при изучении темы: «Скорость. Время. Расстояние» в 5 классе можно провести урок - путешествие по Национальному парку «Башкирия».
Во время урока использовать можно такие задачи, как:
1. Однодневная прогулка на лошадях по маршруту « К Бельским просторам» в национальном парке « Башкирия» к горам Кугарсен - Тау и Батыр оскан занимает 6 часов. С какой скоростью вы будете передвигаться по маршруту, если его протяженность составляет 12 км?
2. Конно-верховая экскурсия в национальном парке «Башкирия» в урочище Аккаваз занимает 3 дня. Какова средняя скорость движения туристов, если протяженность маршрута 40 км?
3. Две группы совершают экскурсию: одна по маршруту «По отрогам Южного Урала» протяженностью 70 км за 7 дней, вторая по маршруту « Башкирское междуречье» протяженностью 80 км за 192 часа. Сравните среднюю скорость движения групп на маршрутах.
4. В Национальном парке «Башкирия» обнаружено 125 видов редких растений: 45 видов занесены в Красную книгу Башкортостана, а 12 видов – в Красную книгу России. Сколько процентов редких растений не занесены в Красные книги?
На уроках математики в 5-6 классах отводится много времени на решение задач. Обычно сюжет задач не очень интересен. Чтобы вызвать этот интерес, оказывается практически каждую задачу можно украсить этнокультурным материалом.
Например: 6 класс « Решение задач с помощью пропорции»
На экране появляется фотография.
Вопросы: 1. Что изображено на фотографии? Памятник дворнику.
2. Где этот памятник расположен? г. Салават
3. Что написано на фартуке? « Чисто не там, где прибирают, а там, где не сорят»
Задача. Трое дворников могут подмести площадь за 7 часов. За сколько времени подметут эту же площадь дворники, если им на помощь придут еще 4 дворника.
Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых ведущих и самых «трудоемких» тем в курсе математики. Но такие задания довольно однообразны и монотонны.
Чтобы обучающимся было интереснее заниматься данным видом деятельности, использую задания, в которых фабулой является история, заканчивающаяся вопросом. Последовательно решая упражнение, обучающийся получает набор чисел; каждому такому числу соответствует определенная буква; из полученного набора нужно составить слово, что и является ответом на вопрос.
Например: 1. Немецкий поэт и государственный деятель, которому в 1813 г. башкирские конники из особого расположения и на вечную память подарили лук и стрелы. Кто этот человек? (Гёте)
1) 1579 – 285 =; 2) 1579 + 285 =; 3) 57*608 =; 4) 360*720 =?
Г=1294; М=1754; Ё=1864; Т=34656; А=3876; Я=25920; Е=25920.
2. Это один из самых любимых праздников в республике: праздник плуга. Раньше его праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Что это за праздник? (Сабантуй)
1) 85*137 - 75*137 =; 2) 78*214 - 78*204 =; 3) 65*21 + 21*35 =;
4) 1 + 779*0 + 779*1 =; 5) 15 + 15*7 =; 6) 84*30 + 16*30 =;
7) 0:164*7 =; 8) 13*201 + 99*13 =?
С=1370; К=10; Н=120; Й=3900; А=780; Е=210; Т=300; Я=148;Б=2100; В=1645; У=0.
3. В башкирском эпосе «Урал-Батыр» рассказывается о крылатом коне, вышедшем из глубокого озера Йылкасыккан.
Как зовут этого удивительного коня? (Акбузат)
((2688300:870 - 130390:65 + 807*28) - 20590):30 =
А=3090; О=309; К=2006; Б=22596; У=1084; Я=39; З=23680; М=185; Т=103; Ш=390; Р=24602.
Например, такую же структуру заданий, использую и во время решения уравнений в 5 классе.
- Этому гениальному русскому поэту принадлежат слова: « Я тружусь во славу Корана». Поэт читал, изучал Коран и среди его стихотворений есть «Подражание Корану» Кто этот поэт? (Пушкин)
1) 6х-х+34=69; 2) 8у+2у-1=399; 3) 16(х+7х)=256;
4) 17(х-3)=1734; 5) 7х-х+143=257; 6) 6(3х+6)=2322.
К=7; Т=25; И=40; Ю=13;Н=2; У=105; Ч=15; Е=131; Ш=19; П=127.
Моим ученикам очень нравятся задания с использованием таблицы. Это может быть таблица кодов или таблица, которую надо заполнить в ходе выполнения того или иного задания.
Например: 6 класс « Десятичные дроби».
- Башкирский народ донес до нашего времени замечательные произведения разных жанров устного творчества. Бесценным культурным наследием являются легенды, предания, сказки и т.д.
Выполнив данное задание, вы узнаете, к какому жанру относятся данные произведения. Совместите одинаковые ответы.
1) Замените десятичные дроби обыкновенными несократимыми дробями.
Эпос | Сказка | Легенда | Предание |
0,8 = | 0,6 = | 0,12 = | 0,75 = |
2) Выполните действия, а ответ запишите в виде обыкновенной несократимой дроби.
«Узаман-апай» | «Аминбек» | «Акбузат» | «Подснежник» |
0,29 + 0,46 = | 9,6:16 = | 1 - 0,2 = | 2 - 1,88 = |
- С этим медресе связаны имена поэтов, писателей, деятелей культуры татарского, казахского, узбекского и киргизского народов, таких как:
М. Гафури, Ш.Бабич, Х. Туфан, Б. Ишемгул, С. Кудаш. ( Галия)
Найдите значения выражений:
Е | 5*4,8 = | А | 0,35:0,7 + 44,5 = |
Г | 1,2:5 = | И | 0,55:0,1 = |
Л | 0,6:0,03 = | Р | 0,25*3 = |
О | 0,22 + 0,4 = | Я | 8,4:4 + 45,9 = |
0,24 | 45 | 20 | 5.5 | 48 |
6 класс « Пропорции».
- Перу башкирских поэтов и писателей принадлежат замечательные стихотворения, высказывания и афоризмы. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете, кому принадлежат данные слова. Ответ:1-2;2-4;3-3;4-1.
Решите уравнения:
Имя | Слова |
1.М. Гафури х:0,9=2,5:0,3 | 1. х=6 « Славен мой Урал, В самоцветах весь! Взвейся выше скал, Об Урале песнь!» |
2.М.Карим 3:х=5,4:4,5 | 2.х=7,5 «Всесилен человек и славен, если богат образованием он своим» |
3.Акмулла 0,6:х=0,24:1,4 | 3.х=3,5 «Старайся всюду добрый след оставить, Как на бумаге след карандаша» |
4.С.Юлаев х:7=3:3,5 | 4.х=2,5 « Не русский я, но россиянин» |
Математика 6 класс « Проценты».
- Житель деревни Раевка в Башкортостане Ришат Хазивалеев изготовил его к Новому году. Этот предмет огромных размеров и работал мастер над ним 8 месяцев. Выполнив задание и заполнив таблицу, вы узнаете, что изготовил мастер. (Валенок)
Найдите:
И | А | К | П | Н | О | В | Е | Л |
200% от 40 | 50% от 12,5 | 2% от 12,4 | 120% от 2 | 20% от 2,4 | 35% от 1,5 | 30% от 40 | 44% от 12 | 10% от 7,8 |
12 | 6,25 | 0,78 | 5,28 | 0,48 | 0,525 | 0,248 |
На его изготовление ушло овечьей шерсти (кг): 40% от 125
Размер: 25% от 520 Высота (см): 4% от 350
Математика 6 класс « НОК».
- Рассказывают о том, что ей помогли три брата: старший – слепой, средний - хромой, а младший – горбатый. За свое спасение она вернула старшему брату зрение, средний перестал хромать, а у младшего исчез горб. Кто это? (Пчела)
Вычислите НОК чисел:
Л | НОК(3;12) | П | НОК(16;12) |
Е | НОК(4;5;8) | Ш | НОК(9;15) |
В | НОК(8;12) | Ч | НОК(9;6) |
Д | НОК(12;10) | А | НОК(10;20) |
48 | 18 | 40 | 12 | 20 |
Алгебра 7 класс « Формулы сокращенного умножения»
- Башкирскими художниками были созданы и до сих пор создаются замечательные полотна. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете, к кисти каких художников принадлежат данные картины. Ответ:1-5;2-2;3-1;4-4;5-3.
Разложите на множители данные многочлены:
Название картины | Автор |
1.« Три женщины» х2 - 4ху + 4у2= | 1.Ф.А.Кащеев (х2 - у)2 |
2.«Портрет матери» 4х2 + 4ху + у2= | 2.Р.М.Нурмухаметов (2х + у)2 |
3.«Бабай» х4 - 2х2у + у2= | 3.А.Д.Бурзянский (2у + 0,5х)2 |
4.«Маки» у4 - 4ху2 + 4х2= | 4.Б.Ф.Домашников (у2 - 2х)2 |
5.«Осень» 4у2 + 0,25х2 + 2ху= | 5.А.Ф.Лутфуллин (х - 2у)2 |
- Башкирская земля вырастила много видных поэтов, писателей, государственных и политических деятелей. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете Имя знаменитого человека РБ и его вид деятельности. Ответ:1-4;2-1;3-5;4-3;5-2.
Разложите многочлены на множители:
Имя знаменитого человека | Вид деятельности |
1.Мажит Гафури 5х2 - 5у2 | 1.Исполнитель народных танцев 4(2х - 1)(2х + 1) |
2.Фаузи Саттаров 16х2 - 4 | 2.Художник 2(m - 1)2 |
3.Арслан Мубаряков 3ху2 - 27х | 3.Композитор b(2b - 1)(2b + 1) |
4.Масалим Валеев 4b3 - b | 4.Писатель 5(х - у)(х + у) |
5.Касим Девлеткильдеев 2m2 - 4m + 2 | 5.Актер 3х(у - 3)(у + 3) |
Алгебра 7 класс « Выражения с переменными»
- Нариман Сабитов - один из видных композиторов Башкортостана. В его творчестве есть музыка к песням, романсам, балету и т.д. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете название произведения и жанр, в котором оно написано. Ответ:1-4;2-3;3-1;4-2.
Найдите значение выражения, предварительно упростив его:
Название произведения | Жанр |
1. «Гимнастерка» 0,5(р-2) - (р-1)= Если р=-2,16,то… | 1.Вальс -1,8 |
2. «Ветры» 4(0,2 - 3х) + 8х= Если х=-0,25,то… | 2.Балет 18 |
3. «Поет жаворонок» 10(0,4 - 2х) + 13х - 3,8= Если х=2/7,то… | 3.Романс 1,8 |
4. «Гульназира» 9(2а - 0,9) - 5а + 21,1= Если а=5/13,то… | 4.Песня 1,08 |
Алгебра 7 класс «Уравнение и его корни»
- Решите уравнения и заполните пропуски (корень предыдущего необходимо подставить вместо треугольника в следующее уравнение). Используя корень последнего уравнения, найдете название птиц, о которых в одной из башкирских легенд в старину говорили, что «там, где играют и поют эти птицы, будет побоище, и нагрянет на страну бедствие». (Журавль)
1. 1/3х = 1,5 ;
2. 0,5х - = 0 ;
3. 4х + = 2х - 8,4;
4.2х - (6х-0,9) =
5. - 5( + 1,1х) = 3,2х + 5,4.
0,5 | -0,5 | 0 | 2 | -2 |
Аист | Цапля | Кукушка | Ворон | Журавль |
Алгебра 7 класс «Тождественные преобразования выражений»
- Упростив данные выражения и заполнив таблицу, вы узнаете имя одного из крупных башкирских поэтов-просветителей конца 19 века. (Акмулла)
К | у - (3х - у) = |
М | (х - (у - (2х - у)) = |
А | 5у + х + 4(0,5х - 0,75у) = |
У | у - 3(у + х) = |
Л | 3х - 5у - (х - (3у - х)) = |
3х+2у | -3х+2у | 3х-2у | -3х-2у | х-2у | -2у+х | 2у+3х |
Предложенные задания можно использовать на уроках закрепления, при проверке и контроле, на комбинированных уроках.
Работая над этнокультурным материалом и используя его на уроках, важно поддерживаться некоторых принципов: систематичность, доступность, разнообразность материала. Особенное внимание нужно обратить на наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд - фильмы.
На таких уроках нет равнодушных и безразличных. Урок проходит эмоционально и надолго запоминается. У обучающихся формируются математические знания, умения и навыки, а так же воспитывается чувство гордости за родной край, чувство патриотизма. Формируется этнокультурная компетентность для позитивных межнациональных отношений, а также собственного индивидуального взгляда на вещи, проблемы и события, которые происходят в окружающем их полиэтническом мире.
Используемая литература:
1.Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы « История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в.»; г. Уфа, Китап
2. Учебник для 8 класса« Культура Башкортостана» ; г. Уфа, Китап
3. Учебник для 9 класса « История Башкортостана: XX в.»; г. Уфа, Китап
4.Учебник для 9 класса« Культура Башкортостана» ; г. Уфа, Китап
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)
Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...
Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента
В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ АЛГЕБРЫ В 7 - 8 КЛАССАХ.
В данной статье я хочу поделиться опытом использования этнокультурного материала на уроках алгебры в 7-8 классах....
Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)
Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...
Использование этнокультурного компонента при изучении физики.
Использование элементов культурного и творческого наследия живущих в нашем государстве и Республике Татарстан народностей является основным направлением при изучении школьных дисциплин. Именно данное ...
Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся
Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся. Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что...
Использование проблемной ситуации на уроках математики как способ поддержки интеллектуальной активности обучающихся
Методический материал из серии "Обмен опытом"...